Билеты на гос.экзамен по психологии

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его окружает, несет п себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефон­ных звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, пуб­личных выступлений п т. п.

Сочетание описанных свойств и создаст индивидуальный тип тем­перамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вынуж­дены были, время от времени отступать от чисто динамических опи­саний и включать  в них характерологические личностные качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.            

Темперамент в некоторой степени влияет па развитие способнос­тей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с та­кими их существенными характеристиками, как теми, скорость реакции, возбудимость и тормозность. В первую очередь это способность включать  в свой состав сложные и точные движения

?.89. Социально перцептивные характеристики общения.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, его восприятие, познание и понимание, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических особенностей и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди), стериотипизация.

Первый этап в механизме познания – идентификация. Это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его самому познаваемому объекту. Рефлексия углубляет восприятие другого человека, создает представление об отношении к себе как субъекту восприятия. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин в соотнесении с примерами, отвечающими социальным стереотипам.

?90. Каковы возможности психодиагностики в измерении способностей?

Отдельные методики на измерение творческого потенциала личности (например, адаптивные методики Е. Торранса, методики Богоявленской и др.) требуют высокого уровня специальной подготовки и при нарушении тонких деталей диагностической процедуры могут давать совершенно невалидную информацию об уровне потенциала у конкретного человека.

Исследование способностей и разработка методик их диагностики и развития имеют важнейшее значение для индивидуализации обучения и воспитания детей, профессиональной ориентации и профотбора, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

Диагностика общих способностей, как правило, осуществляется с помощью тестов интеллекта: тест Равена (прогрессивные матрицы) – по мнению сторонников концепции независимости развития мышления от речи, тест Равена (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в «чистом виде», исключая влияние языка и знаний; тест Векслера – один из наиболее известных и используемых – диагностирует и вербальный и невербальный интеллект; тест Амтхауэра – в частности применяется при изучении влияния ситуации на проявление испытуемыми интеллектуальных способностей; и другие тесты.

Все специализированные методы тестирования специальных возможностей перечислить невозможно, так как стимульный материал, а нередко и методические приемы отражают специфику этих специальных способностей. Например, когда тестируется пассивная зрительная память, проводится экспериментально-диагностическая процедура по типу задачи на узнавание, а когда тестируется активная память, ставится задача на воспроизведение.

Также существуют тесты на креативность: тест Гилфорда, тест Торранса.

 

 

 

Билет № 31

?91. Проблемы периодизации интеллектуального развития личности.

Вопросов и открытие новых методов мышления для решения проблем. Пиаже делит когнитивное развитие на четыре основные стадии:

1.            Сенсорно-моторная стадия – от рождения до 2 лет – это операции, выполняемые не в уме, а на практике

2.      Предоперационная стадия – от 2 до 7 лет – период обретения речи, ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами. В своих рассуждениях ребенок переходит от частного к частному, а не от частного к общему и не от общего к частному.

3.            Конкретно-операционная стадия – от 7 до 11-12 лет – появляются способности к логическим рассуждениям. Это объясняется тем, что ребенок может объединять объекты в иерархические классификации и понимает отношения принадлежности к классу.

4.            Формально-операционная стадия – после 11-12 лет – «покорение мысли» (по Элкинду).

Критика концепции Пиаже: определение возраста, в котором происходит замещение конкретно-операционного мышления формально-операционным. Пиаже допускал, что этот процесс может затянуться до 15-20 лет, и что «при особенно неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться». Дети одного возраста не всегда находятся на одной и той же стадии когнитивного развития.

Исследования стадии формальных операций Пиаже позволяют предположить, что прогрессивные изменения в структуре мышления продолжаются и после достижения этого уровня. Некоторые исследователи выделяют пятый

?92. Феномены группового влияния.

В группах имеют место события и динамические процессы, периодически повторяющиеся в определенной последовательности. К ним относятся давление на членов группы, способствующие их конформизму, исключение из группы и формирование ролей. Эта проблема целиком и полностью зависит от влияния группы на поведение индивида, которое можно разделить на четыре самостоятельных вопроса:

§         влияние нормы группового большинства

§         влияние группового меньшинства

§         последствия отступления индивида от групповых норм

§         особенности референтных групп

Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какими ценностями дорожат и какие взаимоотношения исповедуют, перед новым членом встает проблема принятия или отвержения этих правил и ценностей. При этом возможны следующие варианты его отношения к данной проблеме:

§         сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;

§         вынужденное принятие под угрозой санкций группы;

§         демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «белой вороны»);

§         осознанное, свободное отвержение групповых норм и ценностей с учетом возможных последствий (вплоть до ухода из группы). 

Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому  давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Другими словами, человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбирать мнение группы в ущерб своему собственному.

Термин меньшинство в исследованиях используется в буквальном его смысле. Это та часть группы, которая имеет меньше возможности влияния. Но  если численное меньшинство сумеет навязать свою точку зрения другим членам группы, то сможет стать большинством. Для  влияния на группу, меньшинство должно руководствоваться следующими условиями: последовательность, стойкость поведения, единство членов меньшинства в конкретный момент и сохранность, повторение позиции во времени. Последовательность поведения меньшинства производит заметное влияние, поскольку сам факт стойкости опозиции подрывает согласие в группе. Меньшинство во-первых,  предлагает  норму, противоположную норме  большинства; во- вторых,  она наочно демонстрирует, что групповое мнение не является абсолютным.

Референтные группы – реальная соц. общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности ориентируется.


?93. Рассмотрите общие принципы состовления профессиограммы.

Задача психодиагноста, составляющего профессиограмму,   рассмотреть какие качества индивида, навыки, умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться  в мире профессий подрастающему поколению, исходя из их индивидуальных качеств. Собственно это и является задачами профориентации и целью составления профессиограммы.

Первые профориентационные  службы основывались на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента  на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией.

Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых системы профессиональных качеств, которые ложиться в основу профессиграммы:

1.                  Гражданские качества –моральный облик человека как члена общества

2.                  Отношение к труду, профессии, интересы и склонности

3.                  Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические – состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.

4.                  Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

5.                  Навыки, привычки, знания, опыт

Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем,  что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.


Билет № 32

?94. Восприятие пространства. Формы, времени, движения.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения – ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина – образ, внесли представители гештальтпсихологии – направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. В Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор “естественного продолжения”. Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только величина его изображения на сетчатке.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет.

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация – это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция – это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейро-физиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего “движения”. Это явление получило название “фи-феномен”.

?95 Личностные развития в условиях хранического соматического заболевания.

Существует развитие психических функций (Пиаже). Развитие личности. Эриксон этапы развития личности (8 этапов). Классические психосоматозы. (ПСИХОСОМАТОЗ -> заболевание психосоматическое).

Есть запускающий психический фактор, способствующий развитию болезни (астма, диабет, ишемическая болезнь сердца, дерматит, язвенная болезнь, язвенный колит, неспецифический и специфический полиартрит).

Вторичные факторы: далее идет реакция личности на то, что с ним происходит (апатия, депрессия).

Третичный фактор: реакция личности на окружающих по поводу болезни.

1 ПУТЬ – вхождение в роль больного. Мысленное развитие модифицируется в этой роли:

Уход из социальной жизни в болезнь, принятие роли больного (наслаждаться ей, исполнять в достижении конкретных целей, а иногда это сопровождается уходом человека из мира – суицид).

2 ПУТЬ – клиническая психология учит человека не входить в роль больного, а оставаться обычным человеком. Помощь психолога как почувствовать себя человеком. Николаева, Соловьева «Психический портрет личности с хроническими соматическими заболеваниями». Первичные (тип личности определяет заболевание) или вторичные (заболевание формирует тип личности).

30-40 летние: 1. люди, сдерживающие гнев, 2. люди, выплескивающие гнев. Наблюдали их в течении 15 лет. В 1-ой группе высокая вероятность онкологических заболеваний, во 2-ой группе ишемическая болезнь сердца. ВТОРИЧНАЯ реакция личности на заболевание не предопределена: зависит от самой личности человека, её зрелости.


?96. Каковы психологические причины возникновения ошибок в трудной трудной деятельности человека..

Прежде всего следует рассмотреть психологические причины возникновения ошибок в учебной и трудовой деятельности. Ошибки могу возникать вследствие введения временного промежутка, в течении которого необходимо выполнить задание или решить задачу. Человеку становиться трудно сосредоточиться на задании, также как и в том случае, когда уровень мотивации выполнения задания очень высок. Например, перед человеком ставиться такое условие «либо ты решить задачу, либо мы тебя убьем» - в этом случае страдает не только эмоциональная сфера, но и происходят сбои во всех психических процессах, необходимых для решения задачи.

Также в стрессовой ситуации – все психические процессы работают в режиме экономии, поэтому сложно говорить о ситуации эффективного  решения задач. Также, если человек заранее запрограммирован на  неудачу, то эффективность  выполнения трудной деятельности будет значительно снижена.

 

Билет № 33

?97. Основные теории индивидуальности в современной психологии.

Индивидуальные различия (на основе работ Теплова)

Русалов У человека существует много свойств нервной системы, которая отражаются в индивидуальности человека. В.С.Мерлин «Очерки интегральной индивидуальности». 900 свойств нервной системы, которые открыты. Ввел понятие интегральная индивидуальность. Выделил 4 уровня свойств нервной системы:

  1. соматический (давление, саморегулирующая система, биоритмы).
  2. Психодинамический уровень (зависит от сочетания отдельных свойств, которые влияют на деятельности психических свойств человека).
  3. Психосоциальный уровень (влияние на адаптацию человека).
  4. Социальный уровень (в каких условиях живет человек). Наиболее подвижный уровень индивидуального развития только 15% свойств изменяются.

Возрастные особенности проявления свойств нервной системы. В более молодом возрасте они менее управляемы. В старшем возрасте меньше проявляется управление.

Вяткин Пермь продолжает работы  Мерлина, Русалов в Москве.

Существуют подходы к понятию «индивидуальность»:

1.      индивидуальность – нечто мелкое и случайное, дополнение к общепринятому;

2.      индивидуальность – ярко выраженные личностные особенности (акцентуации);

3.      интегральная индивидуальность – неповторимое сочетание личностных особенностей.

Мерлин. 3 уровня в структуре индивидуальности: 1. индивидуальные свойства организма (биологические и общесоматические особенности, свойства нервной системы); 2. индивидуально-психические свойства (свойства темперамента, свойства личности); 3. индивидуальные социально-психологические свойства (роли в социальной группе, роли в исторических общностях). Стили деятельности, по Мерлину, это системообразующие характеристики в структуре свойств человека, они определяют целостность индивидуальности.

Ананьев: Индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. Личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Олпорт: индивидуальные черты обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее полно отражает его личностную структуру.

?98 Проблема межполушарной ассиметрии и ее изучение в клинике. Синдром расщепленного мозга

Функция ассиметрия – одно из фундаментальных положений в нейропсихологии. Каждое из полушарий вносит свой специфический вклад в психическую деятельность.

Функция ассиметрия: 1. моторная, 2. сенсорная, 3. психическая.

Какие имеются анатомические особенности строения левого и правого полушария:

  1. Несколько разные очертания имеют корковые поля (в тех зонах, которые являются наиболее значимые). Зона Верника на 1/3 больше в левом. Теменные отделы в левом больше.
  2. Ассиметрия сосудов.
  3. В правом полушарии преобладают клетки сенсорного раздражения.

Физиологические: В ЭЭГ покоя и активность разная.

Словестная, вербально-логическое левое полушарие. Зрительное – правое.

Афазия – у правшей нарушение речи при нарушении левого полушария.

Основные положения теории функции ассиметрии:

  1. Отмечаются неравномерное участие полушарий в психической деятельности (левое полушарие доминирует по моторным функциям, следовательно, моторная ассиметрия).
  2. Левое полушарие доминантно по речевому слуху, следовательно, речевая ассиметрия.
  3. Правое по зрительному восприятию, пространственному восприятию, тактильное.

Порядок следования материала – отвечает левое полушарие, а в правом она может частично сократиться. Каждая ассиметрия имеет свою степень и меру. Функциональная ассиметрия – это биосоциальный продукт (левшей можно переучить, но нужно ли это).

Ассиметрия формируется в онтогенезе. Поэтому у детей нет четкой локолизации.

Левое – моторика, речь. Воспринимает последовательную информацию: - аналитическое, - последовательное, - весёлое. Правое: симультанно (восприятие пространства). – синтезирует, - абстрактно, - грусное.

Основные направления изучения:

1)      Изучение становления психических функций в онтогенезе.

2)      Исследование и выявление синдромов при поражении отделов полушарий.

3)      Изучение межфункциональных связей.

4)      Экспериментальное (отключают одно из полушарий).

Синдром расщепленного мозга (перерезка комисуры?- комисадры? мозолистого тела, соединены оба полушария).

Аномия – не может дать название предмету.

Дисграфия (дископия) – невозможность писать левой рукой, рисовать правой.

  • Поражение передней части – аномия (нарушение зрительного восприятия, он ощупывая левой рукой предмет не может припомнить его название). Игнорирование левой половины поля (при письме).
  • Поражение передне-среднего отдела. Акустические, реже тактильные ощущения.
  • Задние отделы. Зрительные, аномия, дисграфия, дископия.

У детей нет четкой симптоматики, они формируются в онтогенезе.

            КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (УЧЕБНИК СИДОРОВА)

В 2000 году специальность « клиническая психология» - это психологическая специальность – отрасль науки, участвовавшей в решении комплексных задач в системе здравоохранения, народного образования, социальной помощи населения, в сфере бизнеса и управления производства. Клинический психолог работает только с клиентом по индивидуальному подходу. Структура клинической психики:

Медицинская психология

Патопсихология (С.Я.Рубинштейн)

Психосоматика

Нейропсихология (Лурия)

Психология телесности

Изучает как нарушается память, внимание, мышление (болезненные проявления психики, закономерности изменения и распад психики, сопоставление их с нормальными протеканием психической деятельности).

Влияние стресса на изменение физического состояния человека (психолог работает под руководством врача). Например, на кафедре акушерства и гинекологии психолог работает с семьей, подготовка к родам.

Как меняются психические функции при огнестральных паражениях (опухоль коры головного мозга).

Лурия – теория системной локализации головного мозга.

Цветкова – через сохранные отделы головного мозга восстанавливать пораженные участки (лаборатория восстановительн. обучения).

У человека должно быть согласование со своим телом, управление им, конфликты. Психология телесности рассматривает нарушения функции тела.



Клиническая психология

Направления психологии здоровья (психология и психопатология пола, фармакология). Клиника – место куда люди приходят для индивидуального обследования, диагностики, лечения (охватывает психологические и физические аспекты).


Критерий психического здоровья:

  1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства, идентичности своего психического и физического «я».
  2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции, и её результатам (получать обратную связь о своём поведении, корректировка его).
  4. Соответствие психических реакций силе, частоте средовых воздействий, обстоятельств и ситуаций.
  5. Способность самоуправление поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами (девиантное поведение: педагогическая запущенность или отклонения).
  6. Способность планировать собственную физическую деятельность и реализовывать.
  7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств и ситуаций. Психология здоровья: - это новое направление в отечественной психологии здоровья.
  • Саноцентристский подход здоровье сберегающий. Комплексное определение здоровья, состояние это полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Что ещё нужно для здоровья: - комфортное чувствование со своим телом, - психическое состояние, - социальное благополучие.
  • Комплексный (холестический) подход к человеку. Психосоматическая модель человека – забота не только о здоровье человеческих органов, но и о душевном здоровье.

4 группы людей:

1)      Совершенно здоровые, жалоб нет.

2)      Легкие функциональные нарушения, о чём свидетельствуют легкие жалобы.

3)      Люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации (например, гипертоническая болезнь).

4)      Клинические формы заболеваний в стадии субкомпенсации: наличие жалоб у человека, данные объективного исследования.

Психическое благополучие(индикаторы Джекода) в данный момент они вырабатываются.

ü      Принятие и самопринятие себя (например, инвалид).

ü      Оптимальное развитие, рост, самоактуализация личности (все в мире меняется, поэтому человек должен быть гибким).

ü      Психологическая интеграция (внутриличностный конфликт может привести к заболеванию, мужчина может выплеснуть свои эмоции, а иногда нужно поплакать; главное не перейти на женское поведение).

ü      Личностная автономия (внутренний локус-контроль).

ü      Реалистическое восприятие окружения.

ü      Умение адекватно воздействовать на окружение (быть успешной).

Основные принципы: 1. Санацентрический подход. Норма – патология, выращивание позитива и опора на него (А.Р.Лурия). Внутренняя картина болезни и есть внутренняя картина здоровья.

2..Социальные аспекты здоровья + семейный подход (группы поддержки, формирование семейной поддержки, социальный контекст подхода). Здорова среда.

3. Ответственность за своё здоровье (партнерские отношения между пациентом и психологом, техника сотрудничества, соучастия). Клинический психолог работает с личностью.

4. Самоуправление (человек сам ответственен за своё здоровье и может управлять собой).

a.       Генетические факторы.

b.      Психическое благополучие.

c.       Психическое здоровье.

d.      Экология.

e.       Среда.

f.        Социальные институты (общественное здравоохранение на западе).

¾    Работа на этапе профилактики.

¾    Психолог работает под контролем врача.

¾    Реабилитация (как жить с этим дальше).

Дубровина психологическое здоровье – относиться к психическим процессам и механизмам. Психологическое здоровье – как понятие здоровая личность (психическое благополучие  -  индикаторы перечислить).

Маслоу Гуманистическая психология. Здоровый человек – самоактуализированный человек.

Франкл Здоровая личность – контроль над своей жизнью.

Юнг Прошедший процесс интеграции нашла в себе самое важное.


?99. Чем обоснованы специфические требования к психодиагностическим методикам?


Критерии объективности научных психодиагностических методик заложены в принципах и методах их разработки. Лучшая гарантия от профанов и профанации – вопросы надежности, валидности, стандартизации и достоверности.

При научной организации работы по созданию тестов используются внешние критерии, не зависимые от воли и желаний разработчика теста. Результаты ответов испытуемых на каждое отдельное задание теста сравниваются с этими внешними критериями. Те задания, которые дают результаты, совпадающие с критерием, объявляются валидными по данному критерию. Когда, после отсева невалидных заданий, в тесте остаются только валидные задания, тест в целом оказывается валидным.

Надежность – помехоустойчивость теста, независимость результатов от случайных факторов.

Стандартизация – первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Надо перевести баллы из «сырой» шкалы в «стандартную».

Достоверность – прием обеспечения достоверности – шкалы лжи. 

Одной из причин снижения уровня доверия к психодиагностике является широкое использование «нестандартизованных» методов сбора психологической информации, в которых результат находится в прямой зависимости от компетентности тех, кто применяет методику. Но и в этом случае используются определенные научные методы, повышающие мету объективности таких методик – процедуры статистической проверки согласованности независимых экспертных оценок – «метод независимых судей».

100. Характеристика деятельности. Теории учения.

Деятельность – целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности и при построении различных отраслей психологии. Основными характеристика деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процесее деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании.

В своей развитой форме деятельность свойственна только человеческой деятельности. Она проявляется  в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах.

При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно – функциональный и динамический. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения и вид регуляции.

101. Типы ориентировочной основы действия и типы учения.

Ориентирововчная основа действия – система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Термин введен П.Я.Гальпериным. содержание Ориентирововчная основа действия во многом предопределяет качество действия. Так, полная О.о.д. обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций. Выделяется три типа построения схемы О.о.д.и соответственно три типа учения. При первом типе субъект имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; окончательная структура действия устанавливается медленно, осмысляется далеко не всегда и не полностью;  велик разброс индивидуальных показателей, а сформированное действие крайне чувствительно к сгибающим воздействиям. При втором типе субъект ориентируется на полную систему ориенторов и учитывает всю систему условий правильного выполнения действия, что гарантирует с самогоначала его бузошибочность. При этом схема О.о.д. либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся совместно с обучающим. Третий тип харакетризуется полной ориентацией человека уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на единицы, из которых он состоит, и законы их сочетания. О.о.д. такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала, формирование познавательной мотивации.





 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты