Билеты на гос.экзамен по психологии

Выгодский, Божович, Поливанова (теория возрастных кризисов, возрастной периодизации).

Возрастные кризисы – это результат становления волевой регуляции (Поливанова определила, но не развила свою мысль).

ФАЗЫ КРИЗИСА (Поливанова) – 1. предкритическая фаза (зарождение новообразование)

2. Фаза эмонсимпатия (проявление нововобразование)

3. Критическая фаза

4. Посткритическая фаза (новые особенности создают новые способы действий). Новообразования будут присутствовать в жизни человека, но главную роль оно играть уже не будет. Функциональная структура процесса волевой регуляции:

I/ Мотивационнопобудительное  звено

II/ Исполнительное звено

III/ Оценочнорезультативное звено

Становление звеньев волевой регуляции:

         1        1       1+2       2+3         2+3         3              1+2+3               1+2+3             1+2+3         

0            1        3           7           14           16             20                     30                  50

Развитие видов регуляции:

                Н                 Н+П               П               П+В               В+П                           В         

0               1                    3           7            14                   16                20                     30       50

?83 Понятие группы в социальной психологии, характеристика малой группы.

Понятие группы как психологическая категория было введено в 19 в. (имелось ввиду большие социальные группы). О малой группе речь только зашла в 20 веке. По - итальянски «группа» значит связка. Не всякое сообщество людей можно назвать группой.

Группообразные признаки: историчность, общая жизнедеятельность, стабильность существования. Реальные группы: лабораторные и естественные (большие и малые).

Границы группы: нижняя (диады, триады), верхняя граница + 7 и более, шоу (15-20 человек). Пока группа сохраняет основные характеристики малой группы – малая, если нет – большая.

Группообразовательные признаки: 1. непосредственность контактов (лицом к лицу);

Совместная деятельность, взаимодействие, взаимовлияние (каждый влияет на каждого, взаимодействует с каждым и подвергается влиянию каждого);

Наличие общей цели;

Групповая структура (распределение деятельности и ролей);

Донцов Люди оценивают преимущество от своего объединения, как превосходящие издержки от объединения;

Наличия чувства «мы» (осознание своей групповой принадлежности). Когда все признаки сохранены имеем малую группу, если возникает опосредование контактов, нет осознания «мы» имеем большую социальную группу, распадающуюся на малые.

Классификации малых групп: (В зависимости от основания).

функции группы

Специализированные (класс)

Поливалентные (семья)

По факту времени

Постоянные, временные

случайные

По заданности – может быть внутри формальной гр неформал.

Формальные (если её структура задано из вне – администрация, студенчес. группа)

Неформальные (группа сама задает структуру)

По принципу значимости

Участие (членство)

человек относит себя формально

Референтные на поведение человек  ориентируется в процессе социализации (семья).

История группы: «Психология масс» большее социальной общности, влияют на формирование личности и только в 30-е годы позиция влияния малой группы на формирование личности. Один из самых изученных феноменов – малая группа.

 


?84 Может ли быть нарушена речь и сохранена эпизодическая память.

Грульвик (Гпульвик или Тульвик) выделил: эпизодическую и семантическую память.

Эпизодическая память – получает и хранит информацию о датированных эпизодах, событиях и о связях с этими событиями (вехи жизни в виде образов). Образ океана. Опознание явлений, событий мест, где вы были – эпизодическая память характеризуется неупорядочностью структурой. Есть природа забывания как только поступает новая информация, старая забывается. При воспроизводстве информации при эпизодической памяти возникает комплекс: ощущения, картинка, эмоциональная окраска.

Семантическая память (слова, понятия) – возможно только при опосредовании. Хранит обобщенные схемы и образы, хорошо структурированная, легче воспроизводиться, она относительна стабильна.

Трех уровневая структура памяти: 1 уровень процедурная память, связь между стимулом и реакцией. Солсо Р.П. назвал её ассоциативной памятью. 2 уровень семантическая память. 3 уровень – эпизодическая память. Не смотря на то, что эти виды памяти автономны, они представляют собой определенную структуру.                                                                         

Процедурная память

Семантическая память

Эпизодическая память



Процедурная

                  Семантическая

                                    Эпизодическая

Эпизодическая память не пользуется речевыми структурами, она не логическая память, поэтому может быть сохранена (двигательная, зрительная, эмоциональная память, при этом анализаторы участвуют в ней).

Память двигательная нарушается, слуховая, оборонительная – сохраняется. Речь связана с двигвательной памятью, семантической памятью (сунн брат, брат сын). Эпизодическая память на лица, запахи остается, если сохранены первичные и вторичные зоны анализаторов.

Билет № 29.

 

 ?85 Виды памяти, развития памяти.

Виды памяти Рассмотрим основные виды памяти.

Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
 Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1.   От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. ,            -1

2.  От приемов заучивания. Приемы заучивания:

                а.   механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

                        Ь.  логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

                        с.  Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 + 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.


У ребенка память непроизвольная (запоминает то, что привлекательно). О памяти мы можем говорить, когда ребёнок узнает маму. В конце дошкольного детства появляется произвольная память. В младшем школьном возрасте произвольная память развивается. С 7 лет начинает доминировать мышление. Психические функции интеллектуализируются и благодаря этому развивается смысловая память (прежде чем запомнить текст, его понимает). Ребёнок овладевает приемами запоминания: мнемические.



? 86. Основные содержания процесса социализации личности

Механизмами социализации личности являются социальные роли и ролевое поведение. Социализации личности – развитие социального образа «я», становление личной социализации есть только в человеческом обществе усвоение культуры человечества, всего социального опыта предшествующих поколений. Развитие и становление личности возможно в социальном обществе (рожден, воспитан, обучен человек, тогда из «индивида»формируется «личность»). «Маугли» обучение среди животных есть, но нет передачи культуры, ценностей, т.е. усвоение социального опыта. 2 подхода к социализации:

1.      Социологический – усвоение человеком социального опыта: социальных установок и ролей. Как социальная среда влияет на человека, же нет обратного влияния. Человек активен, поэтому может влиять, человек индивидуален: особенности восприятия, культуры.

2.      Психологический – социализация – двусторонний процесс:

- усвоение человеком социального опыта,

- воспроизводство человеком этого опыта в активной деятельности.                Сфера социализации:

1. Деятельности – Овладение человеком разными видами деятельности: в онтогенезе: младенчество – эмоции, младший возраст – предметно-манипулятивный, общение с матерь. Дошкольный возраст – игра, школьный возраст – учебная деятельность, овладение профессией.

2. Общение – усвоение человеком разных форм общения: младшем возрасте – эгоцентрическое общение, дошкольный возраст – диалогическое.

3. Самосознание – два основных важных этапа для социализации «два рождения личности» Леоньев (введение в психологию Гиппенрейтер)

1 рождение с кризисом 3-х лет осознанно выделяет себя из окружающего мира, местоимение «я», существует независимость от мира. 2 рождение – подростковый возраст.

Итогом процесса социализации является формирование идентичности личности (Эриком Эриксоном). ИДЕНТИЧНОСТЬ (идентичность Я) – согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Устойчивый принимаемый «я», которым человек адекватно пользуется в различных ситуациях. Если образ сформирован, то тогда мы имеем человека успешного в профессии, способного правильно выбирать спутника жизни, правильно выстраивать отношения с детьми, людьми.

Противоположность этому – ступенчатая идентичность:

Эриксон Не понимаем в чем потенциал и ограничение личности, долгие пробы и ошибки в выборе профессии.

Задачи социализации: выбор профессии, создание семьи. Осваивая социальный опыт, научаясь общаться, важно понять «кто я такой?» Это важно, чтобы считаться зрелой личностью.

Институт социализации: Та социальная группа, которая передает человеку определенную часть исторического опыта. Семья, детский сад, школа, вуз, спортивная школа, группа друзей. Все они выполняют одну задачу: передать человеку социальный опыт, но у каждого есть специфические функции. Семья – формирование установок о общечеловеческих ценностях, обеспечение психологической поддержки, принятие ребёнка. Эриксон У ребёнка должно быть базовое доверие к миру. Школа – систематизация знаний, научную систему знаний о мире, обеспечение развития самостоятельности у ребенка и его гражданской позиции. Когда 2 эти института хорошо циркулируют + влияние на социальную личность.

Агенты социализации – конкретные люди, которые помогают социализации личности, берут на себя ответственность за это. Учителя, родители, лидеры – друзья, начальники.

Референтные группы – группы людей на мнение, которых ориентируется личность.

Социализация личности = референтные группы + социальные институты + адекватный образ себя. Выбор всегда за зрелой личностью, он не зависит от обстоятельств и оценок.



?87. Почему ребёнок раннего возраста ситуативен

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

Доминирующая психическая функция – восприятие, все психические функции зависят от неё, включая поведение. Вне наглядной ситуации его ничего не интересует. Поэтому ребёнок задает взрослому вопросы о том, что он видит и делает. Поведение ребёнка раннего возраста импульсивное (по К. Левину полевое).

 Выбор профессии, создание семьи. Осваивая социальный опыт, научаясь общаться, важно понять «кто я такой?» Это важно, чтобы считаться зрелой личностью.

Институт социализации: Та социальная группа, которая передает человеку определенную часть исторического опыта. Семья, детский сад, школа, вуз, спортивная школа, группа друзей. Все они выполняют одну задачу: передать человеку социальный опыт, но у каждого есть специфические функции. Семья – формирование установок о общечеловеческих ценностях, обеспечение психологической поддержки, принятие ребёнка. Эриксон У ребёнка должно быть базовое доверие к миру. Школа – систематизация знаний, научную систему знаний о мире, обеспечение развития самостоятельности у ребенка и его гражданской позиции. Когда 2 эти института хорошо циркулируют + влияние на социальную личность.

Агенты социализации – конкретные люди, которые помогают социализации личности, берут на себя ответственность за это. Учителя, родители, лидеры – друзья, начальники.

Референтные группы – группы людей на мнение, которых ориентируется личность.

Социализация личности = референтные группы + социальные институты + адекватный образ себя. Выбор всегда за зрелой личностью, он не зависит от обстоятельств и оценок.

 

Билет № 30

 

?88. Темперамент и характер в структуре личности.

Определенное сочетание  свойств темперамента, проявляющееся в познанательных процессах, действиях и общении человека, опре­деляет его индивидуальным стиль деятельности. Он представляет со­бой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данно­го человека.       .

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темперамен­ту, он определяется и другими причинами, включает умения н на­выки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индиви­дуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это при­способление должно обеспечить достижение наилучших результатов и деятельное! и с наименьшими затратами.

То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведе­ния), часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.

Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы'. Среди тех особен­ностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятель­ности, можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер но отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной систе­мы человека.

2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.


От темперамента  зависят  такие свойства личности как:  впечатлительность, эмоциональность импульсивность и тревожность. Впечат­лительность — эти сила воздействия на человека различных стиму­лов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Один и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воз­действие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность — это скорость и глубина эмоциональной реак­ции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у не эмоционального человека, выра­жены всевозможные, телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмо­циональный индивид—это тот, кто почти никогда не бывает спо­койным, постоянно находится во власти каких-либо эмоции, в состоя­нии.

 Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и проявлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию

 и принять разумное решение по пово­ду того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реаги­рует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты