Билеты на гос.экзамен по психологии

5)      Отклонения не связано с расстройствами взрослого возраста.

Клиника личностных расстройств МКБ – 10:

У больного укоренились дезадаптивные черты, именно они определяют восприятие, отношение к себе и к другим, субъективный дистресс, в котором он постоянно находиться, резкое снижение социальной адаптации. Нарушение самооценки, неадекватная, нарушение эмпативных взаимоотношений. Больные дезадаптивны во всех социальных проявлениях.

        I.      Специфические расстройства:

- параноидное, - шизоидное, - диссоциальное

     II.      Эмоционально неустойчивое (импульсивное)

   III.      Обсессивно – компульсивное расстройство. (ОБСЕССИЯ (ананказм)-разновидность состояний навязчивых, выявляющихся в переживаниях и действиях, не требующих для появления определенных ситуаций (например, навязчивое мытье рук; страх перед числом 3, потому что в слове рак три буквы; страх наступить на черту, и пр.).  Обсессия наблюдаются у многих больных, коим характерны скрупулезность, педантизм, склонность к формализму – наряду с душевной инертностью, тревожной неуверенностью в себе.

  IV.      Тревожное (уклоняющееся).

     V.      Зависимое.

  VI.      Другие специфические расстройства: - нарцистическая, - пассивно-агрессивное (жертва-тиран).

VII.      Хроническое влечение личности (повреждение или заболевание мозга).

VIII.      Расстройство привычек и влечений (клептомания, пиромания).

  IX.      Половой идентификации (транссексуализм).

     X.      Расстройство сексуального предпочтения (зоофилия, фетишизм, садомазахизм).


?57. Сопоставьте понятия «развитие» и «усвоение».

Развитие – процесс закономерного изменения процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Усвоение – основной путь приобретения индивидом общественно – исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает социальными значениями предметов и способами действия с ними, нравственными основаниями поведения и формами общения с другими людьми. Усвоение значений предметов человеческой материальной и духовной культуры и способов действий с ними составляет основное внутреннее содержание процесса обучения.

Развитие – более объемное понятие, чем усвоение, так как развитие человека включает в себя и развитие как субъекта деятельности, и как индивидуальности, и как личности. Но все же эти понятия очень тесно взаимосвязаны. Так как развития психических функций не может происходить без усвоения, а усвоения не может быть без определенного набора инструментов.


Билет № 20.

?58. Развитие психике в филогенезе. Происхождение сознания.

Существовали различные подходы к проблеме возникновения психики:

1. Антропопсихизм - психика существует только у человека. Направление пошло от Декарта.

2. Панпсихизм - весь мир одухотворен, психика - свойство природы вообще (французские материалисты).

3. Биопсихизм - психика - свойство живой материи (Гобс, Гегель, Вундт).

4. Нейропсихизм - психика есть у тех, у кого есть нервная система (Дарвин, Спенсер).

Психика является продуктом длительного, но сложного процесса развития органического мира. Простейшие организмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения - раздражимость - способность как-то реагировать на воздействия внешней среды.

Появление психической формы отражения связано с возникновением простейшей нервной системы: у кишечнополостных (гидра, медуза) н.с. - это отдельные н. клетки с отростками или сетевидная н. с.; здесь наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители;

Дальнейший шаг - гаглиозная н. с. или узловая с управляющим центром (черви).

У насекомых уже отчетливо выделяются брюшной. грудной и головной участки. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

Развитие психики у животных:

1.Стадия элементарной сенсорной психики: поведение ж. побуждается свойством, кот. непосредственно не совпадает со свойством от кот. зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Паук: реагирует на вибрацию паутины от мухи, но нет отражения мухи как предмета.

Эта стадия присутствует у инфузорий, червей. ракообразных. насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение - наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. И. - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; и. - шаблонны, слепы. проявляются одинаково в одинаковых действиях.

2. Перцептивная психика.

Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двиг. навыки обнаруживаются у ж.. имеющих кору г. м. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

3. Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины).

Этим ж. доступно целостное отражение отдельных предметов. а также отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.

2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.

3. Решение легко переносится в др. ситуации.

4. Способность решать двухфазные задачи (первая часть действийж непосредственно не ведет к достижению желаемого результата - она подготовительная; фаза использования.

4 Стадия сознания: отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление.(Детье, Стеллар)

Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира. Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания.

Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.).

Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».

Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».

В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности.

Всякий совместный труд предполагает разделение труда. В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биол. мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.



?59. Социально- культурные аспекты психодиагностики.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований.

1)Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2) Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3) Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4) Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, -  т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик.


?60. Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и  культурно исторической теорий.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Считается, что развитие игры в дошкольном возрасте определяется сменой основных стадий психосексуального развития ребенка (оральная, анальная и фаллическая). Нарушения развития на каждой стадии обязательно проявляются в игре.

Аддлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.

Бюлер ввел теорию «функционального удовольствия» - стремление к игре, к повторению одних и тех же действий поддерживается удовольствием, получаемым от самой деятельности.

Выготский считает исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Эльконин в своих исследованиях показал, что игра, и, прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда и оказывается следствием невозможности включения ребенка в производительный труд.

Рубинштейн: Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития, это процесс познания того, что ново и еще недостаточно понятно ребенку.


Билет №21

 

?61. Теория деятельности, структура сознания.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ: Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.  Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

  1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Функции сознания:

   1.  отражательная,

2.   порождающая (творчески-креативная),

3.   регулятивно-оценочная,

4.   рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1.  отражение мира,

2.  мышление о нем,

3.  способы регуляции человеком своего поведения,

4.  сами процессы рефлексии,                      

5.  свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.


?62. Морально – этические проблемы в работе психодиагноста.

Профессионально-этические стандарты и требования к диагносту:

Профессиональная компетентность

Ответственность за конфиденциальность и нераспространение психодиагностической информации, сохранение профессиональной тайны и ограничение доступа непрофессионалов к психодиагностическим методам.

Принцип объективности – обследование должно быть абсолютно беспристрастным.

Соблюдение принципа благополучия клиента (не навреди) и права клиента на получение информации о целях и основных результатах обследования.

Принцип психокоррекционного эффекта обратной связи.

Соответствие используемых методик целям обследования и психометрическим требованиям.


?63. Рассмотрите взаимодействие когнитивных и личностных процессов на примерах забывания и мативации, восприятия и ценностей.

Фрейд «Забывание» Забывается не спроста. Есть внутри личностный конфликт. Бруннер «Эффект ореола» - Высоко статусный мужчина в своих линейных размерах преувеличивается.

То, что важно находиться на сетчатке глаза при восприятии.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведение заученного материала. Темп забывания зависит от многих факторов, в том числе и от степени значимости запоминаемого материала, а соответственно и от мотивации его заучивания.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоционально – аффективную окраску. Ценности же – это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Функции ценностей: они являются ориентиром жизни человека, выступают как механизм социального контроля; воплощаются в поведение и участвуют в норма образовании. Таким образом, взаимодействие когнитивных и личностных процессов в этом случае состоит в следующем: наше восприятие в основном направляется именно на то, что имеет большую ценность. То есть оно избирательно.


Билет № 22

?64. Характеристика способностей. Общие и специальные способности.

 Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Способности- это то, что не сводится к значениям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Классификации способностей человека. В первую очередь необходимо различать природные или естественные способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно- историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например: у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обуславливания, импринтинга  и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования, человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. Общие способности включают те, которыми определяются успехи в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития взаимно дополняя и обогащая друг друга. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые- к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонние талантливых людей. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом- индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а так же предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в небольшой степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в её коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оперированиями людей, способности социально-психологической, адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельные способности, хотя способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты