Общая психология

5)        редукция и избегание зависят от интенсивности КД

6)        редукция:

-           добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)

-           изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)


Редукция КД играет роль в:

1.         конфликты после принятия решения

-           более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са

-           сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой.

2.         вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.

Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

3.         специфический отбор информации – подбор позитивной инфо

4.         несогласие с группой

5.         неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки


Источники КД:

1)        из логической непоследовательности

2)        из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента)

3)        из несоответствия более широкой системе представлений

4)        из несоответствия прошлому опыту


Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.

Двоякая роль: защита психики от разрушения.

Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

1.         Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.

2.         Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики.

3.         Рационализация

4.         Инверсия – замена источника угрозы противоположным

5.         Проекция

6.         Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания

7.         Регрессия

8.         Сублимация – высвобождение энергии.


12.      Развитие мотивационной сферы человека

Личность сущ-т только в развитии.

3 параметра развивающейся личности:

1.         Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов)

2.         Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)

3.         Индивидуальный профиль мотивационной сферы.


Личность рождается дважды:

1)        установление иерархии мотивов

2)        осознание собственных мотивов (самосознание)


19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.

Выготский - 2 группы теорий развития:

1.         Механистические: развитие как процесс количественных изменений

2.         Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.


3 возможности выделения стадий:

1.         Природное развитие (формирование зубов)

2.         Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития.

Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.

3.         Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.


Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе.

Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности.

ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.

Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР.

Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.

Особенности кризиса:

1.         Особая динамическая стр-ра

2.         Относиетльная трудновоспитуемость р-ка

3.         Негативный х-р развития

4.         Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.

Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:

1.         Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий

2.         Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений

Это единый процесс формирования личности.

Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т.д.

3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.

Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.

Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.


Возраст

Круг общения

Ведущая деятельность

Исходы личностного выбора

Младенчество до 1

Мать

Эмоциональное общение

Доверие/недоверие

Раннее детство 1-3

Родители

Предметно-манипулятивная

Автономия/зависимость, стыд, сомнение

Дошкольное детство 3-6

Семья, сверстники

Сюжетно-ролевая игра

Инициатива/чувство вины

Младший школьный 7-12

Школа и соседи

Учебная

Предприимчивость, умелость/неполноценность

Подростковый

11-15 (Эльконин)

12-20 (Эриксон)

Сверстники и учителя

Интимно-личностное

Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?

Старший школьный

15-16 (Эльконин)

Ранняя зрелость

20-26 (Эриксон)

Друзья, коллеги

Учебно-профессиональная

Интимность/изоляция

Зрелость (Эриксон)

26-60

Профессиональное окружение, семья

-

Генеративность/стагнация

Старость (Эриксон)

Больше 60

Близкие люди, все человечество

-

Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние




Часть III

1.         Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.

Образы: 

1)        перцептивные

2)        неперцептивные

-           постперцептивные (образы памяти)

-           образы воображения

По степени обобщиения:

1)        индивидуально-конкретный

2)        обобщенный (визуальное понятие)

Функции образа:

1)        Изображение

2)        Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)

3)        Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)


Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).

1.         мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)

2.         фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)

3.         фантомный

4.         синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей

5.         образ собственного тела

6.         гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный

7.         галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия

8.         псевдогаллюцинация – субъективное осознание

9.         сновидения

10.      эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз)

Виды образов по Петухову:

1.         Перцептивная память:

-           послеобраз (сенсорный регистр)

-           эйдетический образ

-           гипнагогический

-           галлюцинации

2.         Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)

3.         Обобщенные образы прошлого:

-           образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)

4.         Творческое воображение – процесс построения символов.



Построение образа:

1.         Структурализм – из элементарных ощущений

2.         Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.


Свойства образа (перцептивного):

1)        предметность – реальность

2)        объективированность – вынесенность вовне

3)        означенность – привязка к предмету с его св-вами

4)        константность – постоянство при изменении условий восприятия

5)        полимодальность


Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга.

Классификация видов чувствительности:

1.         Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)

2.         Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)

3.         Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн):

-           сигнально-пусковая – анализаторы

-           контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)

4.         Генетический критерий + по степени объективности:

-           протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.

-           эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.

Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.

5.         Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции:

-           внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела

-           на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой

-           на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром

-           контактные

-           дистантные


2.         Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

1.         Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие.

2.         Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.

3.         Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.


1.         Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа.

-           наличие универсального языка для описания всех психических процессов

-           отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных)

-           выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных

Теории восприятия:

1.         Классическая психология сознания (структурализм)

2.         Гештальттеория восприятия

3.         Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)


1)        Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты