5) редукция и избегание зависят от интенсивности КД
6) редукция:
- добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих значимость эл-тов)
- изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение значимости)
Редукция КД играет роль в:
1. конфликты после принятия решения
- более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са
- сожаление, попытка отменить решение
Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с заниженной самооценкой.
2. вынужденное совершение поступков – самооправдание
Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.
Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки
3. специфический отбор информации – подбор позитивной инфо
4. несогласие с группой
5. неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки
Источники КД:
1) из логической непоследовательности
2) из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на студента)
3) из несоответствия более широкой системе представлений
4) из несоответствия прошлому опыту
Защитные механизмы личности:
Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но необходимый процесс.
Двоякая роль: защита психики от разрушения.
Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.
1. Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) – психосоматика. Эмоциональная тупость.
2. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение логики.
3. Рационализация
4. Инверсия – замена источника угрозы противоположным
5. Проекция
6. Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания
7. Регрессия
8. Сублимация – высвобождение энергии.
12. Развитие мотивационной сферы человека
Личность сущ-т только в развитии.
3 параметра развивающейся личности:
1. Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных мотивов)
2. Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)
3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы.
Личность рождается дважды:
1) установление иерархии мотивов
2) осознание собственных мотивов (самосознание)
19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации развития.
Выготский - 2 группы теорий развития:
1. Механистические: развитие как процесс количественных изменений
2. Диалектические: качественное изменение структур сознания человека, закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка. Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных отношений.
3 возможности выделения стадий:
1. Природное развитие (формирование зубов)
2. Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:
А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной ситуации развития.
Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте + развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на каждом этапе.
3. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий: личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) - принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение. Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития: соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный (формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир патологического качества). Категория активности – кризис разрешается личностью.
Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к своему месту в обществе.
Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь приобретения р-ком новых свойств личности.
ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.
Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в необходимость смены ССР.
Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.
Особенности кризиса:
1. Особая динамическая стр-ра
2. Относиетльная трудновоспитуемость р-ка
3. Негативный х-р развития
4. Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике): центральное и частичные.
Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:
1. Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий
2. Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений
Это единый процесс формирования личности.
Различия в ведущей деятельности на разных этапах.
Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей – и т.д.
3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.
Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.
Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения к себе.
Возраст
Круг общения
Ведущая деятельность
Исходы личностного выбора
Младенчество до 1
Мать
Эмоциональное общение
Доверие/недоверие
Раннее детство 1-3
Родители
Предметно-манипулятивная
Автономия/зависимость, стыд, сомнение
Дошкольное детство 3-6
Семья, сверстники
Сюжетно-ролевая игра
Инициатива/чувство вины
Младший школьный 7-12
Школа и соседи
Учебная
Предприимчивость, умелость/неполноценность
Подростковый
11-15 (Эльконин)
12-20 (Эриксон)
Сверстники и учителя
Интимно-личностное
Формирование идентичности/смешанная идентичность: Кто Я?
Старший школьный
15-16 (Эльконин)
Ранняя зрелость
20-26 (Эриксон)
Друзья, коллеги
Учебно-профессиональная
Интимность/изоляция
Зрелость (Эриксон)
26-60
Профессиональное окружение, семья
-
Генеративность/стагнация
Старость (Эриксон)
Больше 60
Близкие люди, все человечество
-
Целостность, единство Я/одиночество, дезинтеграця, отчаяние
Часть III
1. Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.
Образы:
1) перцептивные
2) неперцептивные
- постперцептивные (образы памяти)
- образы воображения
По степени обобщиения:
1) индивидуально-конкретный
2) обобщенный (визуальное понятие)
Функции образа:
1) Изображение
2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)
3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)
Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).
1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)
2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору (пятна при надавливании на глаз)
3. фантомный
4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других сенсорных модальностей
5. образ собственного тела
6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как реальный
7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия
8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание
9. сновидения
10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения. Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления экрана от глаз)
Виды образов по Петухову:
1. Перцептивная память:
- послеобраз (сенсорный регистр)
- эйдетический образ
- гипнагогический
- галлюцинации
2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот Шепарда)
3. Обобщенные образы прошлого:
- образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)
4. Творческое воображение – процесс построения символов.
Построение образа:
1. Структурализм – из элементарных ощущений
2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.
Свойства образа (перцептивного):
1) предметность – реальность
2) объективированность – вынесенность вовне
3) означенность – привязка к предмету с его св-вами
4) константность – постоянство при изменении условий восприятия
5) полимодальность
Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах чувств и соотв отделах мозга.
Классификация видов чувствительности:
1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом (5 модальностей)
2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая, световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)
3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения (Бернштейн):
- сигнально-пусковая – анализаторы
- контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)
4. Генетический критерий + по степени объективности:
- протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог: усиление от зрения к вкусу.
- эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса к зрению.
Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально органы чувств не разделены.
5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению в эволюции:
- внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема тела
- на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между организмом и средой
- на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром
- контактные
- дистантные
2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.
Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:
1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс – восприятие.
2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.
3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и мышление – самостоятельные процессы.
1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют особенности образа.
- наличие универсального языка для описания всех психических процессов
- отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение первичных данных)
- выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме элементарных
Теории восприятия:
1. Классическая психология сознания (структурализм)
2. Гештальттеория восприятия
3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)
1) Структурализм
Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).
Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15