Общая психология

3.         Висцеротоник 1 1 7


Продолжение (см. вопрос 5)


Социальный характер: Фромм escape from freedom.

Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.

Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни.

Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы.

Функции х-ра – связаны с адаптацией:

1.         Субъективная:

-           побуждение к действиям, необх с практической т.з.

-           обеспечение психологического удовольствия от этих действий

2.         Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы.

Смена х-ра при смене экон и соц условий.

Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли.

Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.

Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.


5. Типологии индивидуальности

Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности.

Тип – организованная совокупность, структура

3 задачи построения типологии:

1.         Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер)

2.         Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)

3.         Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)


1.         см. вопрос 4.

2.         Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:

-           охватывают весь психический облик человека (глобальность)

-           относительно неизменны при жизни (врожденность)

-           связаны с социальной дезадаптацией

Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы):

-           наследственность

-           эндокринный

-           особенности нервной конституции и обмена

-           общие и неврологические заболевания

Круги:

1)        циклоидный

2)        шизоидный

3)        эпилептоидный и т.д.

Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма).

Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.


Психопатии (Ганнушкин)

Акцентуации (Личко)

Конституционно-возбужденный

Гипертимный


Циклоидный

Конституционно-депрессивный

Сензитивный

Лабильный

Неврастеник

Астено-невротический

Психастеник

Параноид


Шизоид

Эпилептоид

Истероид

Неустойчивый

Конституционно-глупый

Конформный


Акцентуации по Леонгарду:

1)        Демонстративный – истероидность, импульсивность

2)        Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания

3)        Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.


Динамика акцентуаций:

Преходящаяя

Стойкая

Острая аффективная реакция


Интрапунитивная


Экстрапунитивная


Бегство


Демонстрация



3.         Типология Юнга: 3 этапа

1)        выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт

Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.

Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой.

Каждый обладает обеими, но одна преобладает.

2)        отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность

3)        расширение числа доминирующих психических ф-й:

-           сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)

-           эмоции

-           мышление

-           интуиция (предвосхищение, прогнозирование)


6.Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.

Свойства эмоций:

1.         выражет состояние сб и его отношение к объекту

2.         полярность (связано с древностью)

3.         субъективность

4.         участие в побуждении деятельности


Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

1)        природные смыслы (полезно/вредно)

2)        социальный

3)        личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)


3 аспекта изучения эмоций:

1.         как психические явления

Вундт: 2 стороны любого псих.явления

Объективная

Субъективная

Связь с реальным предметом: ощущение, восприятие

Чувство – отношение к предмету. Чувство протекает во времени – аффективный процесс. Если он задержан или прекращен – волевой процесс.

Эмоция как феномен: описать значит объяснить

Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное событие, происшедшее с индивидом.


2.         как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм

1)        поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы

2)        физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров) - эвристика.

3)        биохимические изменения – выброс адреналина: стресс

3.         как процесс (Джемс-Ланге)


Функции эмоций:

1.         Функции оценки:

-           следообразующая (накопление индивидуального опыта)

-           предвосхищение

Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира

2.         Функции побуждения и организации

-           энергетическая (активация и мобилизация организма)

-           дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)

-           регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть)

-           эвристическая (предвидение)

-           синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы)

3.         Функции экспрессии

-           общения

-           сигнальная (природный уровень)

-           знаковая (социальный)

-           символическая (личностный)


Классификации эмоций:

Критерии:

1)        модальность

2)        интенсивность

3)        продолжительность

4)        глубина

5)        осознанность

6)        генетический: первичност/производность

7)        организующий/дезорганизующий х-р

8)        реактивация/предвосхищение


Виды эмоций:

Рубинштейн: уровни развития эмоций

1.         Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость)

2.         Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные

3.         обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое

Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).


Леонтьев: 3 класса эмоций

1.         Аффекты – природные, реактивные

Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии).

2.         Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации.

3.         Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.


Исследования мимики и пантомимики:

1)        являются ли врожденными

2)        универсальными

3)        социо-культурно обусловленными

Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают

Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные

Фотографии, выделение групп мышц углем:

1)        нет типичной мимики для тех или иных эмоций

2)        у каждого свой характерный репертуар мимических реакций

2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика

Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема)

Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется

3 мимические схемы:

1)        врожденная видотипичная (развивается с возрастом)

2)        индивидуальная прижизненная модификация

3)        социальная произвольная

Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен.


7. Теории эмоций.

1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение.

Критика:

Физиологи

Психологи

Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон:

-           отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям

-           темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны

-           одни и те же внутр измен-я происходили при разных эмоциях

-           одни и те же искусственные висц изм-я не порождают эмоций

Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена.

Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й

1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна.

Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция.

2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения


2.         Анохин: биологическая теория эмоций

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску.

С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия.

Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.

2 стадии поведения живых существ:

1.         формирование потребности

2.         удовлетворение потребности – чувство удовольствия.

Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.


! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности!

В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация).

Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения.


3.         Симонов: информационная теория эмоций

Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах.

Другие факторы:

1)        индивидуальные особенности субъекта

2)        фактор времени (аффект или настроение)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты