3. Висцеротоник 1 1 7
Продолжение (см. вопрос 5)
Социальный характер: Фромм escape from freedom.
Свобода или страх одиночества – кооперация или господство.
Соц х-р: необходимость приспособления к соц условиям – компромисс между требованиями общества и природой. Он не зафиксирован в биол природе человека – зависит от условий жизни.
Он менее специфичен, чем индивидуальный – содержит существенное ядро стр-ры х-ра большинства членов группы, сложившееся в рез-те основного опыта этой группы.
Функции х-ра – связаны с адаптацией:
1. Субъективная:
- побуждение к действиям, необх с практической т.з.
- обеспечение психологического удовольствия от этих действий
2. Интериоризация внешних требований – энергия человека используется для решения задач данной системы.
Смена х-ра при смене экон и соц условий.
Образование: формировать х-р так, чтобы приблизить его к социальному – желания индивида должны совпадать с требованиями его соц роли.
Типы: эксплуататорский, рыночный, накопительский, продуктивный. Чувство отчуждения и одиночества, если х-р не соответствует требованиям общества.
Национальный х-р: проблема идентичности. Рано формируется, люди различаются по степени выраженности. Нет ни одной исключительно нац черты – психологический критерий принадлежности к нации.
5. Типологии индивидуальности
Индивидуальность – это совокупность психических свойств и способов поведения=х-р=широкое понимание личности.
Тип – организованная совокупность, структура
3 задачи построения типологии:
1. Объяснительная, научно-исследовательская – найти для индивидуальности объективное телесное основание (Шелдон, Кречмер)
2. Описательная – выделение аномалий х-ра (Ганнушкин, Личко)
3. Собственно терапевтическая – для понимания сб собственной индивидуальности (Юнг)
1. см. вопрос 4.
2. Психопатии по Ганнушкину – аномалии характера, которые:
- охватывают весь психический облик человека (глобальность)
- относительно неизменны при жизни (врожденность)
- связаны с социальной дезадаптацией
Факторы (совмещение влияния наследственности и среды + травмы):
- наследственность
- эндокринный
- особенности нервной конституции и обмена
- общие и неврологические заболевания
Круги:
1) циклоидный
2) шизоидный
3) эпилептоидный и т.д.
Акцентуации по Личко – крайняя степень нормы, связнная с резким подчеркиванием определенной черты х-ра. Любая индивидуальность мб оценена как акцентуированная. Личность есть иерархическая стр-ра – это предпосылка акцентуации. Акцентуация возникает, если травма адресована к слабому звену х-ра (патология – любая травма).
Критерий отличия от патологии – внешний, социальный.
Психопатии (Ганнушкин)
Акцентуации (Личко)
Конституционно-возбужденный
Гипертимный
Циклоидный
Конституционно-депрессивный
Сензитивный
Лабильный
Неврастеник
Астено-невротический
Психастеник
Параноид
Шизоид
Эпилептоид
Истероид
Неустойчивый
Конституционно-глупый
Конформный
Акцентуации по Леонгарду:
1) Демонстративный – истероидность, импульсивность
2) Сверхпунктуальный – тенденция к психастении, высокая тревожность, стремление к упорядочиванию (мытью), нарушение сна, мотив избегания
3) Аффективно-застойный – суммация аффекта, непредсказуемость аффективного поведения, паранойя, карьеризм, обидчивость.
Динамика акцентуаций:
Преходящаяя
Стойкая
Острая аффективная реакция
Интрапунитивная
Экстрапунитивная
Бегство
Демонстрация
3. Типология Юнга: 3 этапа
1) выделение 2 взаимосвязанных направленностей: экстраверт – интроверт
Экстраверт: ориентировка на объект, тенденция вовне, внушаемость, типичный невроз – истерия. В б/с – интраверсия (компенсаторный х-р), энергия на вытесненных потребностях, возможен конфлик с сознанием.
Интроверт: субъект обладает большей ценностью, чем объект; гипертрофия сознательной личности. В б/с – гипертрофия объекта – защита – психастения + наделение их магической силой.
Каждый обладает обеими, но одна преобладает.
2) отделение типов направленности от доминирующих психических функций: эмоциональность – рациональность
3) расширение числа доминирующих психических ф-й:
- сенсорика (ощущение и восприятие событий, интерес к объекту как таковому)
- эмоции
- мышление
- интуиция (предвосхищение, прогнозирование)
6.Определение, классификации и функции эмоций
Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.
Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)
Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности. Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.
Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.
Свойства эмоций:
1. выражет состояние сб и его отношение к объекту
2. полярность (связано с древностью)
3. субъективность
4. участие в побуждении деятельности
Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)
Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:
1) природные смыслы (полезно/вредно)
2) социальный
3) личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)
3 аспекта изучения эмоций:
1. как психические явления
Вундт: 2 стороны любого псих.явления
Объективная
Субъективная
Связь с реальным предметом: ощущение, восприятие
Чувство – отношение к предмету. Чувство протекает во времени – аффективный процесс. Если он задержан или прекращен – волевой процесс.
Эмоция как феномен: описать значит объяснить
Сартр: феноменологическая теория эмоций. Эмоция как переход в иррациональный мир, безразличный к логике. Она объясняет индивидуальное событие, происшедшее с индивидом.
2. как психотелесные состояния: эмоции захватывают весь организм
1) поведенческие выражения – мимика, пантомимика, голос, паузы
2) физиологические и вегетативные: КГР, движения глаз. Эмоциональное предвосхищение решения: эмоция предшествует решению задач (Тихомиров) - эвристика.
3) биохимические изменения – выброс адреналина: стресс
3. как процесс (Джемс-Ланге)
Функции эмоций:
1. Функции оценки:
- следообразующая (накопление индивидуального опыта)
- предвосхищение
Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира
2. Функции побуждения и организации
- энергетическая (активация и мобилизация организма)
- дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации)
- регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть)
- эвристическая (предвидение)
- синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы)
3. Функции экспрессии
- общения
- сигнальная (природный уровень)
- знаковая (социальный)
- символическая (личностный)
Классификации эмоций:
Критерии:
1) модальность
2) интенсивность
3) продолжительность
4) глубина
5) осознанность
6) генетический: первичност/производность
7) организующий/дезорганизующий х-р
8) реактивация/предвосхищение
Виды эмоций:
Рубинштейн: уровни развития эмоций
1. Органическая чувствительность: выражают состояния организма, неопредмечены (тоска, тревога, радость)
2. Предметные чувства (выражают отношение к миру): интеллектуальные, эстетические, моральные
3. обобщенно-предметные чувства (мировоззренческие): юмор, ирония, возвышенное, трагическое
Отдельно: аффекты, страсти (четкая предметная направленность, высокая интенсивность), настроения (нет предметности, слабость, б/с компонент).
Леонтьев: 3 класса эмоций
1. Аффекты – природные, реактивные
Это кратковременная яврковыраженная непроизвольная защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности. Натуральная психическая функция. Аффект оставляет обобщенный след (аккумулирование – аффективный взрыв). След остается в памяти: тенденция к навязчивости + тенденция к торможению. Диагностика: через речь (метод свободных ассоциаций) и через тело (метод сопряженных моторных реакций Лурии).
2. Собственно эмоции=эмоции в узком смысле (более длительные, ситуационные, более слабые). Предметный х-р, направленность, возможность к обобщению и коммуникации.
3. Чувства – связаны с личностью. Это устойчивое социально и личностнозначимое эмоциональное состояния, управляемое с помощью культурных средств. Чувства внеситуативны, это ВПФ, преобразованный аффект. Ряд уровней: от непосредственных к внешним, социлаьным.
Исследования мимики и пантомимики:
1) являются ли врожденными
2) универсальными
3) социо-культурно обусловленными
Эксп-ты Лэндиса 20-е гг: спонтанные + актеры изображают
Спонтанные эмоции индивидуально типичны, а актерские не похожи на спонтанные
Фотографии, выделение групп мышц углем:
1) нет типичной мимики для тех или иных эмоций
2) у каждого свой характерный репертуар мимических реакций
2 ряда мимических схем: естественная выразительность и конвенциональная мимика
Боринг и Титченер: показ спонтанного, актерского и схематического выражений (хуже всего схема)
Гудинаф: слепорожденные дети – не формируется конвенциональная, а врожденная редуцируется
3 мимические схемы:
1) врожденная видотипичная (развивается с возрастом)
2) индивидуальная прижизненная модификация
3) социальная произвольная
Базовые эмоции – имеют культурно-универсальные схемы. Но повод – культурно-специфичен.
7. Теории эмоций.
1. Что предшествует эмоции? Джемс, Ланге: эмоции предшествует некое событие, затем КГР, затем осознание, потом эмоция (мы боимся, потому что бежим от опасности). St – висцеральное изменение – эмоция как переживание физиологических изменений. Относится к стандартным эмоциям – имеющим отчетливое телесное выражение.
Критика:
Физиологи
Психологи
Периферическая теория эмоций – необходимо вводить центральную. Кэннон:
- отделение иннервации внутр орг-ов от ЦНС – не привело к эмоц изменениям
- темпы реакций внутр орг-ов и ЦНС различны
- одни и те же внутр измен-я происходили при разных эмоциях
- одни и те же искусственные висц изм-я не порождают эмоций
Вывод: висцеральные акты участвуют в возн-и эмоций, но их роль переоценена.
Эмоции могут возникать без внешнего St и сопутствующих висц измен-й
1) Клапаред: чувства первичны, эмоции вторичны, могут быть даже вредны. Чувственная оценка всегда адаптивна.
Восприятие – чувство оценки – периферическая реакция – осознание – эмоция.
2) Шехтер: эксп-т с изменением обратной связи – лекарство, воздействующее на эмоц сферу (+пустышки) – у всех одинаковые периф изменения
2. Анохин: биологическая теория эмоций
Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную суб окраску.
С эволюцией эмоций приспособление животных к окр условиям становится более совершенным, т.к эмоции охватывают весь организм (интегральность) – являются сигналами полезного или вредного воздействия.
Например: чувство боли – ограничение движений – способствует выздоровлению.
2 стадии поведения живых существ:
1. формирование потребности
2. удовлетворение потребности – чувство удовольствия.
Положительная эмоция закрепляет полезный приспособительный эффект.
! Эмоция закрепляет правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности!
В ЦНС формируется акцептор действия (центральный аппарат оценки будущего действия) - он посылает эфферентное возбуждение органам – они выполняют свою функцию – от рецепторов в головной мозг идут афферентные импульсы (обратная афферентация).
Если обратная инфо точно совпадает с акцептором действия, то возникает положительная эмоция. Если нет – беспокойство, поиск новой комбинации эфферентного возбуждения.
3. Симонов: информационная теория эмоций
Эмоции – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения.
Э=f{П, (Ин – Ис)…} П – потребность, Ин – инфо о необх ср-вах, Ис – инфо об имеющихся ср-вах.
Другие факторы:
1) индивидуальные особенности субъекта
2) фактор времени (аффект или настроение)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15