Общая психология

Общая психология

1.         Психология как наука. Специфика научного психологического знания. Отрасли психологии.


1)        Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную  (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать.

2)        Человек в психологии одновременно является и познающим субъектом и познаваемым объектом, который обладает внутренней активностью. Следствия:

-           психологический факт зависит от его интерпретации исследователем

-           он зависит от его понимания испытуемым

Процессы

Обыденное знание

Научное знание

Получение знаний

В конкретной ситуации

Экспериментальная ситуация

Стихийность, случайность

Регулярность

Интуитивность

Понятийность (обобщение)

Непосредственность

Опосредованность



Сохранение знания

Ситуативно-контекстное утверждение

Проверяемая гипотеза

Эмпирический критерий достоверности (от частного к общему)

Логический критерий (от общего к частному)



Воспроизводство знания

Нет полного учета условий – нет накопления

Накопление

Оценка

В связи с соц.заказом

Нет

Формы сотрудничества:

А) Научный и житейский психолог совпадают в одном лице

Б) Житейское знание – основа для научных понятий и методов

В)Научное знание становится средством для понимания людьми своих житейских проблем.

Отрасли (3 группы критериев):

1.         Содержание выполняемой деят-ти

-           психология труда

-           педагогическая

-           спортивная

-           космическая

-           судебная

2.         Субъект выполняемой деят-ти

-           детская

-           этнопсихология

-           социальная

-           пато

-           зоо

3.         Конкретно-научная или практическая проблема

-           психофизиология

-           нейропсихология

-           психосоматика

-           психогенетика

4.         Особые

-           зоо

-           клиническая

-           судебная

Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая.

Разделы психологии:

-           общая

-           зоо (сравнительная)

-           психофизиология

-           нейропсихология

-           патопсихология

-           детская

-           индивидуальных различий (дифференциальная)

-           этно

-           социальная

-           психолингвистика

-           творчества


2.         Специфика психического отражения: определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.


Наука о психике. Свойства психики:

1)        субъективное отражение реальности (психические процессы – восприятие, память)

2)        зачем отражать? Для регуляции собственного поведения.

Психика – это отражение окружающего мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением.

Сознание – высшая форма психики:

1)        это способность отражать не только мир, но и себя в нем.

2)        это форма регуляции совместной деят-ти людей.

Сознание есть представление суб о мире и своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем внутреннем опыте и необходимое для разумной организации совместной деят-ти людей.


Отражение – феномен взаимодействия, тотальное свойство. Психика – частный случай отражения.

Отражение – изменение собственных свойств в результате взаимодействия. Активность отражения + связь с деятельностью в мире.

Психика возникает, когда существо начинает менять свое поведение под влиянием биологически нейтрального раздражителя.

Живые существа – энергетически открытие системы, непрерывно взаимодействуют со средой. Это зависимые системы. Появляется активность с целью выживания. Активность побуждается потребностями. Главная цель ориентировки: разделение свойств среды на +-N. Сначала воспринимаются только биотические факторы.

Психика – возможность регуляции поведения с опорой на абиотические факторы среды.

Сознание – совместное знание через посредство материального мира. Передача социально-психического опыта индивидууму посредством элементов культуры.


Психические процессы:

Специфически познавательные

Универсальные

Ощущение – отражение отдельного свойства реальности

Память – любая форма фиксации прошлого опыта (мнемофункция предшествует появлению нс)

Восприятие – отражение предмета в форме целостного образа (перцепция)

Внимание – возможность получения актуального опыта.

Мышление – выходит за пределы органов чувств. Это обобщенное и опосредованное познание существенных свойств и отношений реальности. Единица – понятие.

Воображение – прогнозирование, связь с будущим опытом.


3. Методы психологических исследований:

Субъективные

Объективные

Интроспекция

Наблюдение

Эксперимент


1. Лабораторное

1. Лабораторный


2. Естественное – кратковременное и лонгитюдное

2. Естественный


3. Включенное






Анализ жизнедеятельности


Контент-анализ


Проективные методы


Методы объективации первичных данных (КГР)


Беседа – свободная и сценарная


Тесты

Лабораторный эксперимент:

1.         Метод структурного анализа психологических процессов – процесс решения предложенной задачи. Приемы – прямые и косвенные.

Прямые – изменение структуры задачи. Оно вызывает изменение объективного протекание психологического процесса.

Косвенные – регистрация физиологических процессов.

2.         Экспериментально-генетический метод (детская психология):

-           генетические срезы,

-           формирование психических процессов

3.         Метод синдромного анализа – нейропсихология.

4.         Развитие предмета психологии (см. Умрихин)


5.         Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.


1879 г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.

Сложные психические процессы изучает психология народов.

4 основные цели:

1.         Описание свойств сознания

2.         Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования

3.         Обнаружить отношения между ними

4.         Сформулировать общие законы душевной жизни


Свойства сознания:

1)         ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура

2)         неоднородно – центр и периферия (зона ясного сознания – фокус и зона сознаваемого. Ср. Гербарт, но б/с исключено!)

3)         имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.


Метафоры: фокус сознания, поле внимания, волна внимания, уровни внимания.

Элементы сознания:

Объективные

Субъективные

Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

Чувствования – эмоциональные переживания:

Представления – связь ощущений

Удовольствие – неудовольствие


Напряженность – разрядка


Возбуждение - успокоение


Отношения между элементами:

1)        перцепция (пассивно)

-           ассоциации

-           по сходству

-           по контрасту

-           по временной и пространственной смежности

-           причинно-следственные

-           слияние

-           ассимиляция

-           диссимиляция

-           компликация (склеивание)

2) апперцепция (активно)


Общие законы душевной жизни:

                        А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны

                        Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо

                        В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым

                        Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.


Особенности психологии Вундта и Титченера:

1.         Структурность

2.         Атомизм

3.         Ассоцианизм

4.         Эмпиризм

5.         Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.


Сознание как процесс – Джеймс (поток сознания)

Особенности потока сознания:

1)        Индивидуален

2)        Непрерывен (неделим на элементы)

3)        Избирателен, направлен (наличие наиболее значимого впечатления)

4)        Неповторим

Внимание непроизвольно.


6.         Метод самонаблюдения: его разновидности, возможности и ограничения.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным.

2 вида: систематическая и аналитическая.

Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов.

Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.

«Преимущества» метода:

1.         Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция)

2.         В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех)

3.         Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны)


Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души.

Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций).

Локк – 2 вида опыта: 1. Внешний – связан с ощущениями от предметов

3.         Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.


Ограничения метода интроспекции:

1.         По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого – эмпатия.

2.         Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.

3.         Необъективность.

4.         Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)

5.         Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения

6.         Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с


Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.

Метод интроспекции

Использование данных самонаблюдения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты