Общая психология

3.         Опросник измеряет вероятность появления черты, но не ее интенсивность. Ожидание: выраженные черты провоцируют высокую частоту проявления в поведении. Но это относится только к социально желательному и личностно принятому поведению. За кадром – неосознаваемое и социально неодобряемое.

4.         Проблема перечня черт – как объять необъятное. Слипание черт – генерализованные черты. Черта есть воспринятый гештальт!

Тестовый метод:

1)        суррогатный

2)        непригодный для глубокого анализа

3)        субъективный

Однофакторные опросники – легко просчитываются испытуемым

Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).


Ананьев:

1.         Первичные индивидные свойства

-           св-ва конституции

-           нейродинамические (нервная деят-ть)

-           функциональная геометрия больших полушарий

2.         Вторичные индивидные свойства

-           психофизиологические функции (восприятие, память, мышление)

-           органические потребности

3.         Собственно психологические (развиваются в онтогенезе – влияние социума)

-           темперамент

-           задатки

Генетически задаются некоторые пределы развития задатков и темперамента (метод близнецов).

Личность выходит за пределы природной данности: то, ради чего человек действует.

Индивид – то, как он действует. НПФ – ВПФ – Личность (это гиперфункция).

 

19 век – Вундт: экспериментальная психология – акцент на сходство, создание обобщенных х-к человеческого поведения (стандартизация условий)

Фрэнсис Гальтон – система антропометрических измерений школьников, разработка тестов сенсорного различения.

1905 г. Альфред Бине: 30 тестов по возрастанию трудности – способности к суждению, пониманию и рассуждению.

1916 – шкала Стэнфорд-Бине IQ (отношение между умственным и фактическим возрастом).


2.         Способности: их измерение и развитие.

Теплов: это индивидуальное свойство субъекта, связанное с готовностью к успешному освоению и осуществлению определенной деятельности (это средства деят-ти и возможность ее осуществления).

Отличны от наличного уровня знаний и умений, но объясняют легкость их приобретения.

Характеристики способностей:

1.         Способность к изменению - переменная

2.         Связь с успешностью осуществления деятельности

3.         Это готовность к усвоению знаний, но не результат

Связаны с врожденными особенностями – задатками.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма, которые определяют возможность развития определенного органа при оптимальных условиях. Это врожденные предпосылки формирования способностей.

Задатки – это возможности, они константны.

Способности – это проявления задатков в деятельности + они в этой деят-ти и создаются (по Теплову).

Способность есть процесс. Деят-ть направляется мотивами – способности можно изучать в связи с мотивацией.

Способности: общие и специальные (более связаны с задатками). Общие – складываются из многих, способны к компенсации.

Задатки

Способности

Врожденные

Формируются в процессе деятельности

Константны

Изменчивы

Возможность (анатомо-физиологическая)

Готовность, но не результат

Нельзя измерить

Измеряемы: критерий – успешность деят-ти

Данность

Процесс


Измерение способностей – тесты: короткое испытание с целью установить наличие и степень выраженности определенного свойства.

Легче – специальные, труднее – общее (как определить интеллект)

Тест Бине: задания на вербальные, логические, конструктивные способности. Но: показатель интеллекта общий (может определяться развитием одной способности, но это нельзя уточнить).

Представление об интеллекте как об общей врожденной способности. Современное мнение: интеллектуальные тесты определяют наличный уровень знаний и умений. На рез-ты тестов влияют: окр. Среда, темперамент.

Понятие умственный возраст – это набор заданий, которые в среднем успешно решаются детьми определенного возраста.

1916 г – соотношение между умственным и хронологическим возрастом: УВ/В х 100% = IQ

Требования к тесту:

1.         валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен

2.         надежность – воспроизводимость рез-тов, степень их повторяемости

3.         стандартизация- единообразие процедуры проведения и оценки рез-тов


Измерение творческих способностей – Гилфорд.

Качества креативности:

-           оригинальность ассоциаций

-           семантическая, смысловая гибкость

-           фонтанирование новых идей

-           образное мышление

5 видов действия (в рез-те факторного анализа):

1)        восприятие и понимание материала

2)        рабочая память

3)        дивергентность (выделение в обычном оригинального

4)        конвергентность (опознание объекта по качественно разным признакам)

5)        эвалюация, подведение итога

Креативность – уровень деятельности: познавательная мотивация

Высокая креативность обычно коррелирует с высоким IQ + с уверенностью в себе, чувством юмора, речевой беглостью, импульсивностью.

Отличия тестов на креативность от тестов на интеллект:

1.         Отсутствие временного ограничения

2.         Сложное строение (несколько способов решения для креативности)

3.         Косвенная инструкция


Одаренность – индивидуальное сочетание способностей.

Развитие способностей:

1)        Способность как проявление задатков: развитие связано с сензитивными периодами (неравномерно): стадиальность как общий принцип психического развития. Задатки созревают в определенном возрасте. Важно обучение!

2)        Способность как преобразование других задатков – можно развивать при высокой мотивации (квазиабсолютный слух): артефакт, получаемый в рез-те преобразования нескольких натуральных ф-й.


3. Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание.


Т-т - это врожденное свойство организма. Х-р – прижизненное развитие темперамента.

Т-т зависит от физиологических факторов – свойств нервной системы (ВНД): скорость нервных процессов, яркость переживаний и выражения эмоций, скорость переключения с одной деят-ти на другую

(скорость, интенсивность, переключаемость психических процессов!)

Темперамент не специфичен: связан с телесными особенностями и св-вами нс.


Гиппократ – идея о 4-х жидкостях в разных пропорциях

Гален – сопоставли псих сво-ва чел-ка с жидкостями. Попытка найти внешнюю корреляцию псих. процессов.

Последствия теории:

1.         Четверичная концепция темперамента

2.         Значение гуморального и нейрогуморального факторов.

Возможно прижизненное изменение т-та – в рез-те эндокринологических изменений, травм и т.д.

Свойства т-та:

1)        это динамические х-ки псих деят-ти

2)        носят формальный, а не содержательный х-р

3)        высокая устойчивость

4)        св-ва т-та проявляются на уровне энергетики поведения

5)        глобальность св-в т-та – они проявляются в мотивах, эмоциях, перцепции, интеллекте.


Типология по Павлову:

1.         Выделение основных свойств нс (бинарный х-р)

1)        сила – слабость

Сила – устойчивость нс к длит. воздействию раздражителя (толерантность); способность к концентрации возбуждения; помехоустойчивость

2)        уравновешенность – неуравновешенность

Возможность к переходу от возбуждения к торможению в критической ситуации

3)        подвижность – инертность

Скорость образования усл.рефлексов, скорость перехода от возб к торм-ю.

2.         Построение общих типов нс

3.         Соотнесение типов нс с типами т-та

Сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник

Сильный, уравновешенный, инертный – флегматик

Сильный, неуравновешенный – холерик

Слабый – меланхолик

Проблемы:

1)        выделение чистых типов: невозможно. Теплов предлагает термин синдром как набор или комплекс свойств нс, которые связаны между собой и имеют единое основание.

Небылицын: 3 компонента т-та + связь с анатомическими стр-рами:

1.         Общая психическая активность индивида: вялость, инертность – подъем, стремительность (ретикулярная формация)

2.         Моторный компонент – быстрота, сила, резкость, ритм

3.         Эмоциональность – впечатлительность, импульсивность, эмоциональная лабильность, скорость смены переживаний (лобно-лимбическая кора)


2)        соотнесение типов нс с типами т-та (поведением):

Современная т.з: тип поведения и тип ВНД не совпадают! Т-т формируется при жизни, это психологичское, а не физиологическое свойство: свойства конституции – св-ва ЦНС – тип ВНД – темперамент. На одном типе ВНД может сформироваться разный т-т.

Теплов: св-ва нс – природные, врожденные особенности (физиологические). Нет простого соответствия между типом нс и х-ром поведения: св-ва нс образуют почву для формир-я типов поведения (важно также влияние воспитания и условий жизни).

Климов “индивидуальный стиль деят-ти” – пристройка компенсирует недостатки ядра при высокой мотивации (эксп-т: счет в уме. 40 мин – нет различий для сильной и слабой нс).


Вундт: связь типа т-та с энергетикой организма (на примере эмоций):

Сила

Слабость

Быстро изменяются

Холерик

Меланхолик

Медленно изменяются

Сангвник

Флегматик


Собственно темпераментные свойства:

-           пластичность-ригидность

-           устойчивость псих деят-ти

-           помехоустойчивость

-           реактивность

-           эмоц возбудимость

Нет объективной диагностики т-та: это комплексная процедура. Лучше исследовать в раннем детстве и критические периоды.

Необходимо учитывать:

1.         т-т проявляется универсально (в разных видах д-ти) + у разных людей по-разному ярко выражен

2.         ярче в экстремальных ситуациях

3.         св-ва т-та зависят от разных систем организма: гуморальной, эндокринной и т.д.


Формирование девиантного поведения:

1)        гипервозбудимость (экспансивность, двигательное беспокойство)

2)        заторможенность

3)        нестабильность

Св-ва т-та:

-           низкая приспособляемость

-           неритмичность псих процессов

-           тенденция к избеганию конфликта

-           преобладание плохого настроения

-           боязнь новизны

-           патологическое упрямство

-           чрезмерная отвелкаемость

4.         Характер и его формирование. Х-р и личность.

Х-р – прижизненное развитие темперамента. Необходим, чтобы защищать личность на данном этапе развития – сохранение актуальной стр-ры мотивов.

Это совокупность устойчивых психических св-в и привычных способов поведения.

Формируется социумом. Ананьев: х-р - это система отношений человека с миром, с людьми и с самим собой.

Характерным становится то, что было личностным: х-р = личность + прошлый опыт (стереотипизация личностных черт)

Адлер – индивидуальный жизненный стиль.

Х-р может препятствовать развитию личности (жесткий, ригидный х-р)

Пиаже: 2 аспекта адаптации в среде

1)        ассимиляция=ригидный х-р (присвоение нового материала с помощью наличных когнитивных схем)

2)        аккомодация – нет х-ра, т.е нет устойчивых способов поведения, нет установок, каждая ситуация является уникальной.

Вильгельм Райх: х-р есть защитный мускульный панцирь – преграда для развития личности.

Необходимо каждую эмоцию выразить телесно – распустить защитный панцирь.


Х-р обычно приравнивается к личности. Разводятся в отечественной псих-и (связь с методологией).

Х-р – устойчивй индивидуальный тип поведения, на определенном этапе жизни приобретающий св-ва автоматизации.

Факторы формирования х-ра:

1.         Темперамент

2.         Первичные социальные взаимодействия

3.         Система культуры

4.         Личность


Типологии х-ра:

1.         Построение психотелесных соответствий, или строение тела и х-р - Кречмер

3 этапа:

1)        построение типов телосложения и установление их связи с наличием психического заболевания

Астеник – угловой профиль

Атлетик – развитой костно-мышечный аппарат

Пикник – внутренние полости (пятиугольный фас)

2 заболевания:

Шизофрения

Маниакально-деперссивный психоз

Аутизм, расщепленность, уход от реальности, резонерство

Цикличность настроения

Астеники и атлеты

пикники


2)        континнум патологии и нормы (нет качественной разницы): выделение аномалий характера

Болезнь – патология – буферная зона – акцентуация – норма

Шизоид

Циклоид

Аутизм, замкнутость, склонность к самоанализу, идеализация, резкий переход от крайней чувствительности к эмоциональной тупости

Открытость, деятельность, активность, переход от бурного веселья к депрессии

                       

3)        выделение нормальных индивидуальностей, сводимых в 2 общим биотипам (на материале выдающихся личностей)

Шизотимик

Циклотимик

Обобщение, схематизация, опора на интеллект

Описание, опора на эмоциональные суждения, компромисс


Шелдон – изучал норму: не типы, а индексы (возможные показатели типа телосложения от 1 до 7):

3 типа конституции по 3-м зародышевым листкам:

1.         Эктоморфный тип – кожа и нс

2.         Мезоморфный – костно-мышечный аппарат

3.         Эндоморфный – внутренние органы


3 психологических типа (по индексам):

1.         Церебротоник 7 1 1

2.         Соматотоник 1 7 1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты