Общая психология

1.         Метод получения данных:

1)        метод рассуждения вслух

2)        запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель: распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и эвристики (система сокращенного действия).

Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность объектов при формалоьном представлении.

3)        Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть!

Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне.

- регистрация движений глаз

-           длительность фиксаций

-           траектории движений глаз

Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации на конечных стадиях

-           КГР – показатель эмоц.акт-ти, мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях)

-           зрачковый рефлекс

-           словесный отчет  (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность, запаздывание

На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти:

-           процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи

-           оценка возникшего смысла

2.         Знание о решении задачи:

1)        каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения.

2)        Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности.

3)        Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру):

-           на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач

-           на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи

Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.

 

12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.

Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в действии.

В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не врождена, а развивается постепенно.

Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения.

Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин – роль обучения).


Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка

1.         Стадия аутистического мышления

2.         Стадия эгоцентрического мышления

3.         Стадия социализированного мышления


Развитие интеллекта (Пиаже):

2 части: практический интеллект и операциональный.

Практический

Операциональный

Сенсомоторный

Дооперациональный (наглядно-интуитивное) до 7-8 лет

Конкретные операции

Формальные операции

До появления речи

0-2 года

Символические схемы

Интуитивные

схемы

7-12 лет

11-18 лет

-

Синкрет

Комплекс

Потенциальные понятия (житейские)

Истинные понятия (научные)


1.         Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики (роль движения – см. ранее).

Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами, локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.


Стадии развития

Содержание

Функция

Возможность развития

Первичные круговые реакции

0-4 мес

Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание)

Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения

Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия

Вторичные

4-8 мес

Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки).

Разделение цели и средства.

Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному.

Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность.

Третичные

8-18 мес

Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом.

Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним.

Полное образное представление объекта


Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.

Сенсомоторный интеллект

Операциональный

Последовательно развернут во времени

Симультанное, целостное представление

Направленность на результат, успех действия

Возможность интереса к процессу, форме мышления

Хронотоп: происходит в реальном времени

Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом


2. Дооперациональная стадия


На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические.

Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.


Когнитивные схемы

Содержание

Функции

Возможность развития

Символические

2-4 года

Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта)

Ассимиляция сенсомоторных схем

Разрушение синкрета

Интуитивные

4-7 лет

Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному)

Пассивная аккомодация

Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т.з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания)

Операциональные

Сопоставление и координация разных частных св-в

Активная аккомодация

Децентрация

Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).

Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.


3. Конкретные операции

Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.

Формирование операций:

-           классификация

-           сериация (упорядочивание по изменению свойства)

-           мультипликация (одновременно 1 и 2)

Конкретные операции

Формальные операции

Могут возникать спонтанно из повседневного опыта

Только путем обучения. Конечный этап социализации.

Зависит от материала

Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические)

Ограниченность реальной ситуацией

Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте

Достоверны эмпирически

Достоверны логически


4.         Формальные операции

Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.


16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.

Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.

Виды памяти:

1.         Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:

-           моторная (привычка Уотсон)

-           аффективная (Рибо)

-           образная (Аристотель)

-           логическая (память-рассказ Жане)

В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.

Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).

Исследования патологии памяти:

-           утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)

-           аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)

-           дольше всего сохр автоматизмы и навыки

Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию).

Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание

2.         Бергсон: привычка и воображение.

Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична.

3.         Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.

Реминисценция

Рассказ

Длительность

Краткость

Несоотв-е новым обст-вам

Приспособление к обст-вам

Неизменность

Возможность изменений

Несоциальное поведение

Социальное

Бесполезность

Полезность

Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в

Неполное восстановление


4.         Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:

-           сенсорный (иконическая и эхоическая)

-           кратковременная

-           долговременная

Акт памяти – 3 фазы (Флорес):

1)        фаза запоминания

-           способ запечатления

-           х-р материала

2)        фаза сохранения

-           активный х-р

-           непрерывный

-           с разной скоростью в разных системах

3)        фаза реактивации усвоенного, воспроизведение

-           активное

-           непроизвольное (ассоциации)

-           узнавание

3 категории мнемических процессов:

-           процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)

-           узнавание (идентификация объекта)

-           повторное заучивание

Факторы забывания:

1.         стирание временем

2.         интерференция

3.         мотивационное забывание – вытеснение

4.         в связи с завершением действия – Левин


19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.

Ассоцианизм – Эббингауз

Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные слоги.

Особенности:

-           изучение общей мнемической способности

-           произвольное запоминание

-           непосредственное

-           нет учета активности субъекта

-           вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью

Память зависит от 2 факторов:

1)        временной режим

2)        от материала

Рез-ты эксп-тов Эббингауза:

-           значение повторений

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты