1. Метод получения данных:
1) метод рассуждения вслух
2) запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2 путоем применения операторов (правил преобразования). Цель: распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения алгоритма и эвристики (система сокращенного действия).
Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и ценность объектов при формалоьном представлении.
3) Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой. Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть!
Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом уровне.
- регистрация движений глаз
- длительность фиксаций
- траектории движений глаз
Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-ти, длительные фиксации на конечных стадиях
- КГР – показатель эмоц.акт-ти, мотивационной значимости (изменение происходит на конечных стадиях)
- зрачковый рефлекс
- словесный отчет (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность, запаздывание
На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти:
- процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи
- оценка возникшего смысла
2. Знание о решении задачи:
1) каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся. Эвристика – рабочее правило решения.
2) Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния осведомленности.
3) Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную. Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру):
- на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач
- на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи
Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР). Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.
12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.
Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект – инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в действии.
В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему – установление логических структур. Логика не врождена, а развивается постепенно.
Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые осуществляются в уме, но их источником являются физические действия сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения.
Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта – образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср. Гальперин и Эльконин – роль обучения).
Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка
1. Стадия аутистического мышления
2. Стадия эгоцентрического мышления
3. Стадия социализированного мышления
Развитие интеллекта (Пиаже):
2 части: практический интеллект и операциональный.
Практический
Операциональный
Сенсомоторный
Дооперациональный (наглядно-интуитивное) до 7-8 лет
Конкретные операции
Формальные операции
До появления речи
0-2 года
Символические схемы
Интуитивные
схемы
7-12 лет
11-18 лет
-
Синкрет
Комплекс
Потенциальные понятия (житейские)
Истинные понятия (научные)
1. Сенсомоторный – от рождения до речи. Координация восприятия и моторики (роль движения – см. ранее).
Тотальный эгоцентризм р-ка. Объекты не наделены постоянными качествами, локализация связана с местом предшествующего успешного действия. К концу периода – отделение своего я от вещей. Тенеденция к обратимости и сохранению.
Стадии развития
Содержание
Функция
Возможность развития
Первичные круговые реакции
0-4 мес
Наличие врожденных схем действия, их распространение на новые объекты (сосание)
Ассимиляция: отработка готовых схем, расширение области их применения
Необходимость учета свойств новых объектов – изменение схем действия
Вторичные
4-8 мес
Связь движения с перцептивной активностью – сочетание сенсорики и моторики (дергание погремушки).
Разделение цели и средства.
Пассивная аккомодация (учет св-в без их осознания, нет осознания причинно-следственных связей). Схема объекта определяется через схему действия: с объектом можно действовать по-разному.
Возникновение сенсомоторных понятий Исследовательская активность.
Третичные
8-18 мес
Исследовательские действия с объектом (бросание, разламывание). Изменение действия – слежение за результатом.
Активная аккомодация (осознание причинно-следственных связей) – уподобление движения объекту. Появление схемы объекта в рез-те действий с ним.
Полное образное представление объекта
Появление операционального: возникновение речи – ЗНАК вместо образа.
Сенсомоторный интеллект
Операциональный
Последовательно развернут во времени
Симультанное, целостное представление
Направленность на результат, успех действия
Возможность интереса к процессу, форме мышления
Хронотоп: происходит в реальном времени
Расширение хронотопа: взаимодействие с возможным опытом
2. Дооперациональная стадия
На этой стадии появляется речь, но у р-ка еще нет понятий. Поэтому для него слово еще не является знаком (произволен и конвенционален), но символом (сходство с замещаемым предметом). Сначала возникают индивидуальные символы, затем – усвоение знаков из социума. Первые схемы интеллекта – символические.
Мышление еще находится в плену у восприятия: наглядность необходима ля представления мира. Место логических операций – интуиция.
Когнитивные схемы
Содержание
Функции
Возможность развития
Символические
2-4 года
Синкретическое обобщение (познавательный эгоцентризм, непроницаемость для опыта)
Ассимиляция сенсомоторных схем
Разрушение синкрета
Интуитивные
4-7 лет
Подражание логическим операциям (трансдукция – от частного к частному)
Пассивная аккомодация
Подражание рассуждениям взрослого, но без принятия его т.з. (эгоцентрическая речь – иллюзия понимания)
Операциональные
Сопоставление и координация разных частных св-в
Активная аккомодация
Децентрация
Слово относится р-ком не к объекту, а ко всем ситуациям действия с этим объектом + эмоц отношение, возм-ть действий с ним. Первые слова – глобальные неупорядоченные обобщения (синкреты).
Аутизм ребенка. Далее – необходимость в общении – социализация, разрушение синкрета.
3. Конкретные операции
Овладаение принципом сохранения (тесты Пиаже). Обратимость мышления: возможность вновь вернуться к исходному расположению предметов за счет обращения движений. Тесная связь с конкретными предметами.
Формирование операций:
- классификация
- сериация (упорядочивание по изменению свойства)
- мультипликация (одновременно 1 и 2)
Конкретные операции
Формальные операции
Могут возникать спонтанно из повседневного опыта
Только путем обучения. Конечный этап социализации.
Зависит от материала
Независимость от материала – чистые операции 2-го порядка (логические)
Ограниченность реальной ситуацией
Расширение пространсва: гипотетико-дедуктивные рассуждения. Гипотеза о будущем, возможном опыте
Достоверны эмпирически
Достоверны логически
4. Формальные операции
Полная обратимость мышления, логическое рассуждение, манипулирование не предметами, а идеями. Размышление над операциями. Комбинаторика.
16. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.
Сохранение прошлого опыта, следов взаимодействия. Появляется в неживой природе. Мнемофункция – генетически первичная форма психики.
Виды памяти:
1. Классическое деление (уровни, стадии развития) Жане:
- моторная (привычка Уотсон)
- аффективная (Рибо)
- образная (Аристотель)
- логическая (память-рассказ Жане)
В такой последоват-ти в онтогенезе и филогенезе. Образная есть у животных, моторная и аф-я – даже у червей. Моторная – у простейших.
Но: моторная и эмоц слиты в онтогенезе + слитность с мышлением и восприятием (для р-ка думать есть вспоминать).
Исследования патологии памяти:
- утрата впечатлений в обратном порядке по отн к запоминанию (Рибо)
- аффективные исчезают медленнее, чем интеллектуальные (эксп-т Корсакова)
- дольше всего сохр автоматизмы и навыки
Корсаков: забытое сохраняет след в б/с. Распад памяти – фрагментарный процесс (не равен развитию).
Фрейд: мотивированное неосознаваемое забывание
2. Бергсон: привычка и воображение.
Различаются по мех-му запоминания (повторение через упражнения и одномоментное запечатление). Это разные формы опыта. Привычка не связана со временем, а память-образ – автобиографична.
3. Жане: реминисценция и рассказ. Память есть акт социальный (один чел-к в ней не нуждается!) Память начинается с перессказа другому.
Реминисценция
Рассказ
Длительность
Краткость
Несоотв-е новым обст-вам
Приспособление к обст-вам
Неизменность
Возможность изменений
Несоциальное поведение
Социальное
Бесполезность
Полезность
Полное восстановление при наличии одного из сопровождавших обст-в
Неполное восстановление
4. Когнитивная псих-я: по способу хранения инфо – регистры:
- сенсорный (иконическая и эхоическая)
- кратковременная
- долговременная
Акт памяти – 3 фазы (Флорес):
1) фаза запоминания
- способ запечатления
- х-р материала
2) фаза сохранения
- активный х-р
- непрерывный
- с разной скоростью в разных системах
3) фаза реактивации усвоенного, воспроизведение
- активное
- непроизвольное (ассоциации)
- узнавание
3 категории мнемических процессов:
- процесс воспоминания (воспроизведение, сообщение о событиях)
- узнавание (идентификация объекта)
- повторное заучивание
Факторы забывания:
1. стирание временем
2. интерференция
3. мотивационное забывание – вытеснение
4. в связи с завершением действия – Левин
19. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.
Ассоцианизм – Эббингауз
Общий закон ассоциаций: воспроизведение пережитых содержаний при близости элементов (по сходству, по контрасту, простр связанность, одновременность). Память - образование и сохр ас-й и их воспроизведение. Э. изучает чистую=речедвигательную память (независимую от смыслов!) – бессмысленные слоги.
Особенности:
- изучение общей мнемической способности
- произвольное запоминание
- непосредственное
- нет учета активности субъекта
- вне взаимосвязи с мотивацей, интересом, деятельностью
Память зависит от 2 факторов:
1) временной режим
2) от материала
Рез-ты эксп-тов Эббингауза:
- значение повторений
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15