Общая психология

-           значение абсолютного места членов ряда (начало и конец) – эффект края. Фуко: это рез-т 2 процессов торможения: прогрессивного и регрессивного.

-           кривая забывания: с отрицательным ускорением (через 1 час – забыто 60%, через 48 – 80%, через 144 часа – плато). Пьерон 1913 г. – выявление фазы сразу после заучивания, в течение которой не наблюдается изменений в сохранении заученного.

-           значение принадлежности к одному целому + осмысленность (стихи)

-           степень однородности материала: фон Росторф (цифры и слоги)

-           распределение повторений: 30 повторений в один день и разделение на 3 дня. Большая эф-ть во втором случае. Йост: это связано с установлением ассоциаций – во 2-м случае актуализируются старые. Закон Йоста: из 2 ассоциаций одинаковой силы, из кот одна более старая, при послед повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.. Трэвис: оптимальные перерывы (10 мин) и продолж-ть упражнений (2 в день)

-           внимание и интерес (странно звучащие слоги)

-           сон останавливает резкое забывание (нет интерференции)

-           слишком сильная мотивация – ухудшение памяти

Исчезание ассоциации:

1)        сначала неточность возрастает, затем неизменна (отнесение к категории)

2)        ослабление ассоц связи (меньше в осмысленных вещах – стихи)

Интерференция: ретроактивная (последующий материал мешает сохранению). Реминисценция – улучшение воспроизведения через 2-3 дня без доп упражнений (феномен Бэлларда).

Методы исследования:

1.         Метод заучивания Э. – чередование предъявлений и воспроизведений до полного безошибочного воспроизведения (бессмысленные слоги, механическое заучивание на основе повторения). Скорость заучивания – 2 показателя: кол-во проб и время для полного заучивания.

2.         Метод антиципации Э.: ряды материала, необх соблюсти порядок (время, число проб, число прав ответов, число ошибок)

3.         Метод парных ассоциаций

4.         Метод узнавания Э.: расположение заучиваемого среди новых однородных эл-тов. Труднее узнавать, чем больше новых стимулов и чем больше степень сходства

5.         Метод сбережения Э. Полная неспособность воспроизвести заученное не может говорить о полном забывании. Надо применить метод повторного заучивания, чтобы выявить сбережение упражнения. Вычисление абсолютного сбережения: разница между числом проб в первом заучивании и при повторном. Но важно относительное сбережение: отношение к числу проб в первоначальном заучивании.

Бартлетт: описание сюжетной картины – изучение процесса селективности памяти. Активное изменение х-ра изображения + активное дополнение – конструктивный процесс. Влияние личностных установок.

-           общее упрощение рассказа. Наиболее неустойчивы: расположение предметов, цвета, сулчайные детали

-           нормализация алогичных деталей.


20. Когнитивная психология памяти

Центральное понятие – переработка инфо

1)        поэтапность переработки

2)        ограниченная емкость всех систем

3)        последовательное преобразование инфо в ходе переработки: различные формы представления инфо в различных системах памяти

Основные когнитивные процессы:

1.         Кодирование – введение в систему

-           зрительное

-           слуховое

-           артикуляционное

-           семантическое

2.         Хранение

Емкость: пространственная и временная

3.         Извлечение

3 осн. регистра памяти:

1)        сенсорный регистр – непосредственный отпечаток: длит 0.1 – 0.5 сек

2)        кратковременная – удерживает селективную инфо. Осн мех-м – повторение. 20 сек. Емкость7+-2 ед.

3)        долговременная – неограниченная емкость, длит-ть хранения, сложная система кодирования.


1.         Сенсорный регистр

Сохранение данных органов чувств: иконическая 2 с, эхоическая 2-4 с. Хранение без предварительной переработки – избыточная инфо (материал для селекции).

Эксп-т Сперлинга: матрица из 12 эл-тов, воспроизводится 4-5. Если неполный объем (частичный отчет), а по отдельным ячейкам – полное воспроизведение. С временной задержкой – распад образа.

Извлечение: параллельное считывание.

Эффект приставки: ухудшает припоминание.

Эффект модальности: лучше запоминается слышимая инфо.


2.         Кратковременная

В процессе введения зрительной инфо в КП, она переходит в акустическую форму. Для ДП нужна единая форма кодирования: подготовка логической инфо в словесной, акустической форме.

Структурирование инфо в КП: одновременность предъявления инфо и наличие родства эл-тов.

Познер: ряды проб АА Аа Аб – надо сравнить буквы. Замеры времени реакции (ВР). АА лучше – зрительное кодирование, Аа и Аб – добавление вербального. Удлинение интервала до 2сек + первая буква исчезает с экрана: нет разницы в ВР. Это доказывает хранение зрит инфо. Она хранится именно в КП (пребъявление узорчатого поля в промежутке не стирало иконический след буквы).

Повторение:

-           обеспечивает удержание материала в КП

-           способствует его переводу в ДП

1954 Петерсоны: запомнить 3 буквы и воспроизвести через 18 сек. В промежутке – обратный счет тройками: не могли запомнить буквы (нет повторения).

Забывание:

-           интерференция – введение новых единиц. Левин: забывание легче, когда деят-ть близка к замещаемой.

-           стирание во времени

Оба взаимосвязаны. Эксп-т: предъявление ряда букв для запоминания, затем сложная задача, проверка букв через 30 сек. Цель: избежать повторения и интерференции. Отличное сохранение материала (т.к. нет интерференции). Но: память становится хрупкой, и даже незначительная инт-я ее разрушает.

Стернберг: наборы стимулов, контрольный – есть/нет в списке. 2 стратегии извлечения инфо: параллельное сканирование или последовательное. В сенсорном регистре параллельное, а в КП последовательное (поиск-перебор). Метод зонда: если зонд в начале ряда – плохое воспроизведение, в середине 50%,  в конце 100%.

Эббингауз – эффект края.


Вопрос о семантическом кодировании в КП (связано с влиянием ДП):

Эксп-т Шуммана: список из 10 слов + 1 контрольное (то же или синоним). Узнавание синонимов – семант.кодир-е.

Эксп-т Уикконса: лучше припоминаются семантически близкие слова.

Модель Аткинсона: 2 части КП

1)        буфер повторения – нет семант кодир

2)        рабочее пространство КП – смысловое структурирование (программируется ДП)


3.         Долговременная

Тульвинг:

1)        семантическая память

-           сетевые модели

-           теоретико-множественные

-           основанные на семантическом признаке

2)        эпизодическая (кодирование контекстом, местом и временем)


1.         Сетевые модели: сети понятий, связь – ассоциации. Основной метод: проверка истинности утверждения (канарейка-птица и канарейка-рыба). Значимо время реакции: феномен величины класса.

2.         Каждый элемент входит в различные категории. Скорость определения понятия зависит от кол-ва множеств, в кот. оно попадает (канарейка-птица, курица-птица (еда, перья, яйца).

3.         Понятия как набор признаков: существенные и несущественные. Вывод о близости понятий – на основе общих признаков и по степени их важности. Существенность сугубо индивидуальна.

Извлечение: отыскание наличного или построение утраченного – связано с хранением.

Браун, Мак-Нейл – верчение на языке.

17. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Психология поведения: изучение моторной памяти. Формирование двигательного навыка. Зависит от времени:

1.         Научение – число повторений + оптимальное расстояние между пробами

2.         Период без практики

3.         Период возобновления навыка – критерий наличия памяти. Навык сохраняется, т к отдельные движения образовали целостную стр-ру и начали функционировать совместно: феномен совместного функционирования частей. Память как ассоциация частей.

Моторный навык основан на врожденных мех-мах – дольше сохраняется.

Бернштейн: также изучал моторную память. Формирование навыка как решение задач. С каждой новой пробой – преобразование составляющих частей навыка (повторение без повторения). Двиг задача решается на разных уровнях (см вопрос 20) – развертка фоновых уровней. Память – это не последоват-ть событий, а решение задачи.

Ассоцианизм (см. 19)

Когнитивная (см 20)

Левин: связь решения мнемической задачи с деят-тью – мотивация.

Зейгарник: стр-ра деят-ти – удовлетворение квазипотребности

-           изучение непроизвольного запоминания

-           прерывание при приближении к цели

Биренбаум: память зависит от предъявления задачи

-           подписи (забывание связано с разрушением целевой ср-ры действия)

-           содержательное внутреннее замещение (нарисовать монограмму=поставить подпись - внутреннее сходство)

-           косвенное замещение (помнить о намерении)

Деятельностный подход: Зинченко – завис-ть непроизвольного запоминания от места в стр-ре деят-ти.

Эксп-т: карточки с картинками и номерами.

Дети и взрослые – арифметические задачи: дети лучше запоминают числа, т к для них это уровень действий.

Смирнов: запоминание по дороге на работу (препятствия – действия).

18. Развитие памяти.

Натуральная память (прапамять):

1.         Это память-восприятие (эйдетическая)

2.         Связана с движением: четкая последоват-ть операций

3.         Связь с аффектом – не смысловая

Переход к языку – от комплекса к понятию – знаку (ВПФ): переход к схеме (выделение общих признаков и их соотнесение), причинно-следственные связи, знак и предмет не зависят др от др.

Социальное развитие памяти:

Выготский: соц развитие памяти по линии опосредствования: выработка приемов. У р-ка и примитива память есть центральная ф-я (мыслить=вспоминать, т.е опираться на прежний опыт). Переход к социальной – 3 процесса:

1)        изменение внутр стр-ры, мех-ма памяти – опосредств

2)        изменяется функциональный состав операций памяти

3)        изменение межфункциональных отношений – память из суперфункции становится лишь одним из условий псих развития. Переход от комплексов к абстрактным понятиям: для подростка вспоминать=мыслить.


Леонтьев: попытки овладеть натуральной – создание ср-в запоминания (узелковое письмо – еще требует расшифровки). Совершенствование ср-в памяти:

1)        развитие внешних форм запоминания – письменности

2)        редукция внешней формы и создание знаковых систем (развитие логической памяти)

Опыт Леонтьева с опосредствованным запоминанием (параллелограмм развития запоминания).


Первоначально основной объект социализации не сохранение, а своевременное воспроизведение:

1.         постепенное продвижение от воспроизведения к запоминанию

2.         от исключительно совместной деят-ти к ф-ии саморегуляции

3.         ситуативное освобождение памяти от случайных событий

4.         иррадиация процессов запоминания на процессы забывания.

Разделение памяти:

1.         непосредственная (непроизвольная)

-           мотивац значимость

-           экстремальность

-           новизна

2.         опосредованная (произвольная)

-           сознательное намерение

-           мнемическая направленность


Смирнов: непроизвольная память связана с неосозн уст-ками на запоминание (включение в основное русло деят-ти – приход на работу). Мысли запоминаются хуже, лучше действия. Особенно – что мешало + странное, необычное.

5 мнемических установок (произвольное запоминание):

1)        на полноту запоминания

2)        точность воспроизведения

3)        прочность (по времени)

4)        последовательность

5)        своевременность

Источники направленности:

-           цели

-           направленность на качество

-           условия

-           индивид кач-ва личности (способности, привычки, интерес, возраст)

-           особ-ти материала (объем, плотность, сложность, своеобразие)


Истомина: дети – магазин (в игре лучше)

Зинченко: ряд слов - придумать парное по смыслу или по начальной букве. Различные мотивы: игра или проверка способностей. У дошк-в – лучше в игре, у шк-в – второе. По нач букве – нет различий (мотивация здесь не играет роли).

Опыт с карточками: картинка и цифра, 3 группы – дош, шк и взрослые. Запоминается объект, связанный с основным заданием.

Выводы:

-           цифры запомин хуже картинок

-           лучше основной материал

-           для взрослых – понимжение мотивации

-           снижение запоминания фонового стимула с возрастом (трудность переключения)


21. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания. (+22, 23)

В. как особый псих. процесс или аспект любой деят-ти?

Критерии внимания:

1)        феноменальный – ясность и отчетливость любого содержания сознания

2)        продуктивный – повышение качества любой деят-ти

3)        мнемический (побочный мнемо эффект)

4)        адаптивный

5)        селективность деят-ти как рез-т В.

Внимание включается в любую деятельность. Тесная связь с сознанием.

2 подхода:

1.         структурный – Вундт и Титченер

2.         функциональный – Джемс


1.         Вундт: внимание – центральная область поля сознания. Это состояние ясного и отчетливого восприятия. Процесс – апперцепция. Связано с переживанием чувства активности (мышечное напряжение).

В. сущ-т как самостоятельная сущность.

Титченер: В. есть св-во сознания – сенсорная ясность (нет самостоятельной сущности).

Свойства внимания:

-           объем – от 3 до 6 элементов

-           направленность (фокусная точка), распределение В.

-           высота волны – степень внимания (уровневая стр-ра).

-           динамика во времени (колебания, устойчивость)

2 стадии развития:

1)        первичное (непроизвольное, непосредственное) – вызывается новизной, неожиданностью стимула

2)        вторичное – борьба с отвлекающими ф-рами – волевой акт

3)        производное первичное внимание – связь с сознательной целью, не требует волевого усилия


2.         Джемс: В. есть направленность потока сознания. Связано с:

-           избирательностью потока (селекция)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты