Стадии развития психики:
Тип среды/содержание отражения
Форма отражения
Форма поведения
Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы)
Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами)
Ощущение
Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны
Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие)
Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы!)
Чувственный образ и образная память
Навык (усл.рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)
Интеллект (антропоиды + высшие млекопитающие)
Отношения между предметами
Целостные предметные ситуации; способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия
Интеллект (мышление в действии):
1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение
1. Стадия элементарной сенсорной психики
Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение.
Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта меняется.
Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения.
1) низший уровень - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.
2) высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам
Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.
Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней.
Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.
2. Перцептивная стадия
1) низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб).
2) высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение.
Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства.
Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать только на перцептивной стадии, т.к. необходимо различать предметы (цель и условия).
3. Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)
1) наличие орудийного и двухфазного поведения
2) инсайт – проигрывание ситуации в воображении
Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к приманке.
Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией.
Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их хранению.
Длительный период детства, стадия социализации.
Критерии интеллектуального поведения по Фабри:
1. развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть.
2. легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте)
3. развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов
4. способность усматривать пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания
5. способность к научению – улучшение разультата.
16. Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания.
Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.
Наследственные приспособления
Ненаследственные
Изменение строения
Изменение поведения (рефлексы и инстинкты)
Функциональные изменения строения
Изменения поведения животных разумного типа
Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)
Особенности трудовой деят-ти
Филогенетические предпосылки
Природные ограничения
Совместная, орудийная
Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий
Эти предпосылки не взаимосвязаны.
Наследственные программы поведения, ритуалы
Возникновение действий и необходимость сознания
Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена)
Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций
Наличие культуры (материальная + знаковая речь)
Изготовление орудий животными, сигнальный язык
Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями
У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.
Культура – преобразованная и сохраненная природа.
Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта.
У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет.
Особенности языка животных:
- отсутствие семантической функции
- генетическая фиксированность (закрытая система)
Особенности психической деятельности животных:
- вся активность определяется биологическими мотивами
- вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет планирования)
- основой поведения являются наследственные, видовые программы
- отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме
Гипотеза о происхождении сознания (Леонтьев):
Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта.
Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.
1. Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки:
1) совместный характер деят-ти высших животных
2) выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями
Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия!!
Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.
Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти.
Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.
Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).
2. Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия.
1) Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции.
2) Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.
Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной.
3. Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально).
Со-знание – совместное знание.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.
Выводы:
1) возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми
2) сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий)
3) сознание возможно лишь в условиях существования языка
4) индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного.
17. Основные образующие сознания.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.
Леонтьев: индивидуальное сознание как специфически человеческая форма субъективного отражения объективной реальности может быть понято только как продукт тех отношений и опосредствований, которые возникают в ходе становления и развития общества.
1) Первоначальное сознание сущ лишь в форме психического образа – деятельность остается практической, внешней.
2) Позднее предметом сознания стан и деят-ть: осознаются действия других и себя, они коммуницируются (жестами или звуковой речью) – предпосылка порождения внутренних действий и операций.
3) Разрушение первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов.
Психический образ с самого начала уже отнесен к внешней реальности, он вычерпывается из нее. Но для этого должна произойти трансформация предмета – он должен выступить как познаваемый субъектом, т.е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функционирования языка. Язык несет в своих значениях (понятиях) то или другое предметное содержание, но освобожденное от своей вещественности.
Многомерность сознания:
1. Чувственная ткань – конкретные образы реальности. Они придают реальность сознательной картине мира, благодаря чувсвенному содержанию сознания мир выступает для суб как существующий не в сознании, а вне его сознания. Субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Чувственная ткань образа мб представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для сб предметное содержание, либо сама по себе (инвертирующие очки). Сразу после надевания очков – лишь чувственная ткань, лишенная предметного содержания. Перцептивная адаптация – процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани. Характерно только для человека – у обезьян не происходит.
Глубокая природа чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деят-ти, практически связывающей ыи с внешним предметным миром.
2. У человека образы приобретают свою означенность. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операции) действия, в процессе кот люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма сущ-я предметного мира, его свойств, связей и отношений.
Сознание обязано своим возникновением происходящему в труде выделению действий, познавательные рез-ты которых абстрагируются и идеализируются в форме языковых значений. Коммуницируясь, они становятся достоянием сознания индивидов. Остаются общими для всех пока сохраняется общность мотивов. Затем – раздвоение значений в сознании индивидов (с разделением труда и т.д.).
Необходимо различать сознаваемое объективное значение и его значение для субъекта (т.е. личностный смысл). Значения субъективируются, но при этом не утрачивают своей объективности. Возвращение значений к чувственной предметности мира + приобретение ими пристрастности.
3. Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них себя личностного смысла. Значения вообще не существуют иначе, как реализуя те или иные смыслы.
Несовпадение личностных смыслов со занчениями – драматизм внутренней работы сознания. Внутренние переживания сигнализируют о личностном смысле событий.
Сознание человека не аддитивно. Деятельность человека составляет субстанцию его сознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15