Общая психология

Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

2)        Гештальттеория

Критика структурализма:

-           отвержение механизма ассоциаций как главного

-           отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.

3)        Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула.


2.         Субъектно-ориентированные теории

1)        Теория б/с умозаключений Гельмгольца

2)        Теория перцептивных гипотез Грегори

3)        Теория восприятия как процесса категоризации Брунера


Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.

1)        Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

-           нет опоры на сознательные знания

-           непреодолимость

-           следует из прошлого опыта (по аналогии)

-           влияние привычки, тренировки

2)  Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.

3)        Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия:

1.         Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

2.         Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то

3.         Подтверждающая проверка

4.         Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.


3.         Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

1)        источник построения образ – контакт с объектом

2)        не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

3)        восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср. Мюллер).

Отличие перцептивной системы от органов чувств:

-           активность

-           способнсоть к обучению и совершенствованию

-           специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов

Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.

Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии: постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.

Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение текстуры.


3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного научения. Примеры эксп-тов.


Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос 8) + теория перцептивного научения Гибсона.

Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

1)        восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается

2)        как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией

Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.


Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие.

Конкретное – абстрактное

Глобальное - дифференцированное

Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависмость образов от действий.

Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке)

Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:

-           наглядно-действенное

-           наглядно-образное

-           символическое

1)        у взрослого сохраняются все три способа решения задач

2)        сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным

3)        у маленьких детей – внутренний план сознания

Идеи Поддъякова:

1.         Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе

2.         Ранняя стадия – наглядно-действенная

3.         В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.

1)        Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов

2)        3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет св-ва предмета, которые непосредственно  к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно.

3)        2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения

4)        3-7 лет: продуктивная деятельность

Роль сенсорного обучения:

1.         Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны)

2.         Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические

3.         Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е превращается в идеальное


Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных компонентов:

-           адаптационные (конвергенция, аккотодация)

-           аутокинетические (непроизвольные)

-           предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия.

Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.

Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.


7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.

Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо от изменения условий восприятия:

-           удаленность объекта

-           освещение

-           движение объекта

-           движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с умозаключения).

Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к интеллекту.


Эксперименты:

1.         6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.

2.         Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов, формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним). Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке зрительного угла учитывать расстояние.

3.         Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы – точное восприятие удаленности.

4.         Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют мимо.

5.         Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.

6.         Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у птенцов.

7.         Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение визуализации в становлении восприятия размера и формы.

8.         Зенден: восс           тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.

Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на основе сетчаточного размера и удаленности.

Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер. Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.

-           при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая переоценка удаленности) S1> So

-           при монокулярном – некоторое снижение константности S1<So

-           при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности

-           при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта (аконстантность)

Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии оценки его удаленности.

Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в зависимости от удаленности.

КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая удаленность, @ - угол зрения):

1)        Закон Эммерта S=kD

2)        Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция к равноудаленности

3)        D=k@-1 если S const.

2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)


6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины. Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.

Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:

1)        сетчаточный образ

2)        признаки удаленности

-           движения глаз

-           изобразительные

-           признаки параллакса (уклонение)


1.         Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)

1)        аккомодация – изменение кривизны хрусталика

2)        изобразительные, зрительные признаки:

-           линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру

-           воздушная перспектива: изменение цветности

-           градиент: изменение плотности текстуры

-           равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта

-           прекрытия

Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов). В случае противоречия побеждают более сильные признаки.

2.         Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)

1)        конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей точке): зная угол сведения можно определить расстояние

2)        бинокулярный параллакс:

2 типа точек сетчатки:

-           корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток

-           диспаратные

Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле.

Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера диспаратности.

Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы Юлеша: смещение квадратика – глубина.

Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером в зоне Панума.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты