Общая психология

-           сосредоточенностью (возм-ть удержания материала в сознании)

«Вечеринка с коктейлем» - много потоков инфо. Внимание как психотелесное явление (приспособительные движения органов чувств), гл.ф-я – упорядоченность. Преперцепция – преднастройка к восприятию объекта: лучше воспринимается ожидаемое и лучше видится привычное.

Физиологические условия В:

-           приспособление органов чувств

-           идеационное возбуждение центра

2 источника В: личный интерес и прошлый опыт. Связано с волей (выбор).

Виды В.:

1)        чувственное

2)        интеллектуальное

3)        непосредственное

4)        опосредованное (апперцептивное)

5)        пассивное, непроизвольное

6)        активное, произвольное – требует усилий


Рибо: внимание всегда изучается в контексте (культурное развитие). В. – это неестественный процесс, задержка, сопровождается усилием – непрочность. Естествен полиидеизм (множественность состояний сознания), В. есть относительный моноидеизм. В социуме: связь с другими людьми, воспитание В. через преобразование мотивации. Развитие В. связано с возможностью управления движением – контроль и коррекция (ср.Ланге). В. не существует как чисто внутреннее явление – психофизиологическое состояние.

2 формы В.:

-           непроизвольное естественное: животные дети. Вызывается аффектом.

-           произвольное искусственное (продукт цивилизации - дрессировка). Искусственно сделать привлекательным то, что по природе непривлекательно.

3 периода развития В:

1)        естественные эмоц состояния (страх, любознательность)

2)        вторичные чувства - самолюбие, чувство долга

3)        поддерживается привычкой

Ланге: В. есть целесообразная реакция организма - моментальное улучшение условий восприятия. Это процесс усиления и изменения восприятия. В. целесообразно.

Виды:

1)        рефлективное – для лучшего восприятия раздражений

2)        инстинктивное – любопытство и удивление

3)        волевое – усиление интенсивности. Как? Моторная теория В. Активное усиление силы воспоминания есть двигательный процесс. Механизм – ассоциация.


Добрынин: типово-генетическая концепция. Развитие В. зависит от активности личности.

Критерии: наличие усилия (цели) и средств.

Стадии развития внимания:

1)        вынужденное (пассивное): новизна, сенсорная интенсивность, движение объекта + привычка

2)        активное – искусственное, социальное, связь с сознательными целями, акт воли. Необх. воспитывать.

3)        послепроизвольное внимание – связь с личностной активностью.

Гальперин: несогласие с взглядом на В. лишь как на сторону любой деят-ти, кот не имеет своего сециф продукта (улучшение всякой деят-ти). В. как отдельная форма психической деят-ти – внутренний контроль.

Любое действие состоит:

1)        ориентировка

2)        исполнение

3)        контроль. По функции – это внимание. Действие контроля становится умственным и сокращенным. Внимание – это интериоризованный контроль. Его можно планомерно формировать (эксп-т Кобыльницкой).


Выготский: первоначальное В. – физиологический принцип доминанты (наличие одного главенствующего очага возбуждения в нс) – образование усл. рефлексов. 2 линии развития: натуральное и культурное.

Культурное – социальное формирование произвольного В. под влиянием внешних стимулов-средств.

Эксперименты:

1.         2 чашки с крышкой – орех. На чашках метки (светло и темносерая). Р-к не может из различить чашки до жеста эсп-та – это первое внешнее ср-во развития В. Первоначальная ф-я речи – указание: слова направляют внимание р-ка.

2.         Игра: не называть 2-х цветов и не повторять один и тот же цвет дважды. Трудно дошкольниками и даже детям 8-9 лет. Изменение условий: методика двойной стимуляции – введение карточек с цветами. 2 ряда стимулов: вопросы и карточки. Параллелограмм развития внимания: дошк-к не использует стимулов-ср-в, школьник – лучше всего (особенно старшие). Взрослые – нет (у них уже развит процесс внутреннего произвольного внимания).

Смирнов и Зинченко: эксп-т с фоновым раздражителем. У детей неустойчивое В. – переключение на фон: вмешательство непроизвольного (взаимодействие 2 типов). Направление: развитие устойчивости.


24. Исследование внимания в когнитивной психологии.

2 стороны В.: отбор (селекция) и сосредоточенность (внутреннее усилие).

Джемс: cocktail party: избирательность В. + распределение В (неотобранные голоса потенц доступны – мониторинг событий во внешней и внутренней среде).

Черри (1953): бинауральное и дихотическое прослушивание. 2 сообщения: релевантное и нерелевантное. Инструкция варьируется: прислушиваться к одному (релевантному) сообщению, голосу, обнаружение целевых слов. Варьирование физических х-к стимула  и семантических (тема, язык, синтаксис).

2 вопроса:

1.         по каким данным происходит отбор инфо

2.         что происходит с неотобранными сообщениями

1)        бинауральное – проза, один диктор, релевантное чуть раньше нерелев. Итог: затруднение восприятия релев. сообщ. Роль физических признаков стимуляции в процессе селекции (направление, инт-ть, высота звука). Газетные штампы – смешивание.

2)        дихотическое: непрерывный отчет (shadowing). Вопрос о нерелевантном. Итог: только грубые физические признаки (тон, смена голоса, но не содержание).

Модели ранней селекции Бродбент (1957)

Селекция происходит рано на стадии сенсорного анализа стимуляции: фильтр (внимание) блокирует нерелев источник инфо. Отбор релев – на основании физических признаков. Нерелев хранится на стадии S (хранилище) неск.сек.

Опыты на расщепленный объем памяти (цифры на разные уши): лучше поканальный отчет, а не реальная последовательность предъявлений.

Схема потока информации:

Инфо – сенсорная система – кратковременное хранилище – фильтр – канал ограниченной емкости – ситсема ответа и/или долговременное хранилище.

1 этап: одновременная переработка всей входящей инфо (ок 2 с). Анализ – выделение физ признаков

2 этап: обработка в сист-ме огранич емкости (фильтр защищает ее от перегрузки – только 1 канал). Опознанная инфо идет далее или возвр-ся на фильтр для новой обработки.

Недостатки:

1)        не объясняет возможность разделения сообщения с идентичными физическими признаками

2)        не об-т прорыв с нерелевантного канала: эксп-т Морэя с именем испытуемого (выполнение приказа)

3)        при возм-ти семант связи связывание идет не по физическим признакам.


 Энн Трейсман (1966)

1)        Дихотическое пред-е одного текста со сдвигом в неск сек. Надо вторить релевантному. Сдвиг 10 сек – нерелев не улавливается. 5-6 сек – узнавание идентичности. Чтение разными дикторами и на разных языках – тоже. Вывод: сообщения сравниваются на поздней стадии (выделение значений слов).

2)        Вторение текста по рел, игнорировать нерелев. В середину пробы – неожиданно меняются местами. Вторжение 1-2 слов, идущих по нерелев каналу (отбор по семантич признакам).

Модель аттенюатора:

Релев и нерелев сооб-я поступают на фильтр, который только ослабляет интенсивность нерелев и свободно пропускает релев. Обе стимуляции могут быть далее переработаны до анализа значения.

Селекция на стадии восприятия: каждое слово хранится в ДП в виде словарной единицы. Опознание слова в стимуле – активация словарной единицы – она вспыхивает, понижая пороги связанных с ней единиц (предвосхищающая настройка). У разных слов разные пороги (имя, сигнал опасности – низкий, табу – высокий). Перцептивная защита: стойкое повышение порога (угроза, нецензурные слова).

Эксп-ты с бинауральным прослушиванием, чтение одним голосом. Легче если нерелев текст научный или на другом языке или другим голосом – меньше интерференция.

Сходство с Бродбентом:

-           селекция нужна для предотвращения перегрузки системы восприятия

-           происходит главным образом на ранней стадии

-           происходит путем фильтрации.


Модели поздней селекции: Дойч (1963)

Гипотеза: селекция происходит на стадии осознания и принятия решения (после семантической обработки). Единство физ и семант признаков. Каждый сигнал перерабатывается полностью. На опознание канала как релев влияют: прошлый опыт, инструкция, контекст, мотивация. Важно быстро отобрать наиболее значимый сигнал. Переход его на след стадию переработки зависит от общей активации ЦНС.

Модель Нормана:

Решающая роль прошлого опыта в оценке релевантности инфо. Связь внимания с памятью.

Стимуляция – первичная автоматич переработка (в органах чувств) – извлечение сенсорных признаков сигналов – идентификация с содержанием памяти (поиск в словаре – семантическая обработка) - селекция: отбор сигнала, кот. максимально соотв-т образу памяти – дальнейшая переработка (внимание).


20.  Самосознание

Органические предпосылки – необходимы. Соц среда – источник развития.

Движущая сила – внутренние противоречия (Выготский, Эриксон).

Гуманизм: личность развивается всю жизнь, но неравномерно.

Психоанализ: четкие фиксированные стадии – прямая развития

Эльконин, Леонтьев: скачкообразный х-р развития, стабильные и критичные

Жане: формирование личности есть цепь приобретений (новообразований)

Социальность психики - в приобретении социального опыта (подражание, взятие ролей).

Приобретения в 3-х сферах:

1.         Деятельность (расширение каталога, иерархизация, приобретение личностных смыслов)

2.         Общение (расширение, углубление связей)

3.         Самосознание: сознательный (самоотношение) и б/с компоненты

Выготский, Рубинштейн: самосознание – этап в развитии сознания.

1)        овладение собственным телом – произвольные движения

2)        ходьба – относительная самостоят-ть. Самосознание через познание других людей

3)        развитие речи – воздействие на мир

Осознание собственного своеобразия. Связь с самооценкой.

Бехтерев: самосознание – раньше сознания. Этапы:

1)        физическое слияние человека и мира

2)        дифференциация собственного тела и мира

3)        познавательное слияние с миром (Пиаже) – эгоцентризм

4)        децентрация в познавательной сфере

5)        моральный эгоцентризм

6)        развитие коммуник и эмпатических способностей

Феномены самосознания:

-           рефлексия

-           осознание своих мотивов

-           самооценка (соотв-е соц ожиданиям)

-           сознательное Я

-           расхождение значения и смысла

-           мотивационный конфликт

-           самоощущение – базовая х-ка, не равно самооценке

Бернс: Я-концепция –совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой:

1)        образ Я (описательная часть) - убеждение

2)        оценочная (самооценка) – эмоция. Субъективность (стереотипы + ценности группы)

3)        конкретные действия (может ограничиваться обществом)

Самооценка не постоянна – личностное суждение о собственной ценности.

Факторы:

1.         сопоставление образа реального Я и идеального Я

2.         интериоризация социальных реакций на индивида

3.         оценка через призму идентичности.

Роль Я-концепции:

1)        способ достижения внутр согласованности (устранение когнит дис-са, может быть невротич)

2)        определяет интерпретацию опыта (фильтр)

3)        является источником ожиданий (самореализующееся пророчество)

Эриксон: развитие личности есть путь к развитию идентичности. Идентичность есть сущность Я.

База для идентичности – формируется в подростковом возрасте:

-           доверие к миру

-           автономия, воля

-           целенаправленность

-           умелость, компетентность

Кто я есть? Выбор между идентичностю и смешением идентичности: интеграция в единую стр-ру разных образов Я. Идентичность:

1)        установление тождественности самому себе

2)        интеграция в единую целост-ть разных представлений о себе – чувство конгруэнтности

3)        признание значимыми другими моей идентичности (группы сверстников)

Важность идеологической ритуализации: мост между воображаемым миром и миром реальным.

-           обеспечение перспективы будущего

-           коллективное экспериментирование

-           этническая идентичность – образ мира

-           формирование адекватной сексуальной роли

-           профессиональное самоопределение

-           освобождение от авторитета родителей, навыки лидерства

Механизмы достижения идентичности:

1.         Ролевое экспериментирование

2.         Механизм ролевого моратория

4 статуса идентичности (сделан ли выбор, пережит ли кризис):

1)        Предрешенная -  в авторитарном обществе

2)        реализованная

3)        диффузная – пофигизм: застенчивость или негативизм (деструктивные новообразования)

4)        мораторий – актуальный кризис

Самосознание – совок-ть псих процессов, посредством которых субъект деят-ти осознает себя как такового.

Критерии:

1.         природные – выделение себя из окр серды

2.         социальные – сравнение себя с другими

3.         личностные – рефлексия – осозание собственных переживаний, своих мотивов

Стадии развития самосознания:

Критерий

Самопознание

Самоотношение

Природный

Построение схемы собств тела

Самочувствие: комфорт/дискофорт

Социальный

Построение образа Я (самовосприятие)

Самоуважение, самопринятие, саморегуляция

Культурный

Построение Я-концепции

Самооценка (понимание своего реального Я).

Осознание расстояния между реальным и идеальным я – условия для самоактуализации.

Социальная позиция – объективное место в общественной организации, которое может занять человек (зависит от устройства со условий). Виды: долговременные и кратковременные. Предполагает дополнительную позицию (каждый чел-к совмещает несколько – возможен конфликт) + наличие спец общественных институтов (нормы – ориентиры). Обряд инициации.

Социальные ожидания – требование к человеку, кот занимает социальную позицию. 3 вида:

1.         наличие внутренних убеждений, ценностей, установок (принципы)

2.         наличие технологических знаний и умений

3.         наличие способов общения и правил их применения

Социальная роль – это совок-ть присвоенных соц ожиданий; психологический эквивалент соц позиции. Роль – это резерв развития позиции + испытание ее.

Мех-мы присвоения ролей:

1.         Социальное научение

2.         Самокатегоризация

3.         Эмоциональная идентификация (с конкретным лицом)

Стадии присвоения ролей:

1.         Ориентационный период – ввыбор образца для подражания.

2.         Имитационный – полное подражание

3.         Трансформационный – освоение роли и изменение отношения к образцу

Личность

Рубинштейн: субъект есть внутренне условие деять-ти:

-           активность

-           развитие и саморазвитие

-           внутренние противоречия

1.         Природный – приспособление

2.         Социальный – присвоение

3.         Культурный – преобразование опыта, ответственный за решение собственных проблем

Личность – 3 варианта:

1)        в широком смысле – индивидуальность

2)        личность - социальный феномен (Адлер)

3)        личность – культурный феномен (Юнг)

Юнг:  изначальная социальность человека. Душа и тело неразделимы.

1)  содержание личного б/с (рез-т процесса индивидуации):

-           воспоминания, комплексы

-           слабые по энергии псих содержания

-           остатки инстинктивной жизни

-           содержания, несовместимые с сознание

3)        коллективное б/с – свок-ть универсальных личностных проблем. Единица – архетип.

Символ – глубокая вода:

-           общее у разных людей

-           принадлежащее всему чел-ву

-           врожденные идеи, архетипы: врожденные б/с представления

Личность: маска (соц имидж) – Я – тень. Интллект ограничен – роль интуиции.

Джемс: полноразвитая личность:

1.         Материальное (физическое, биологическое) Я: все то, с чем субъект себя идентифицирует

2.         Социальное Я (Я для других) субъект взаимодействия. Совок-ть социальных стереотипов. Привычные способы решения проблем. Человек как знаковое существо

3.         Духовное Я – источник личностной активности, воли – выходит за пределы науки.

Концепции личности:

1.         биологизаторская (Фрейд) и социологическая (Жане, Леви-Брюль). Противорчение между 2 сферами психики: социализированной и несоциализ.

2.         Гоместатические и антигомеостатические

Психоанализ: неполноразвитая личность. Факторы развития личности:

1)        энергетический источник изнутри – влечения

2)        раздражения извне – негативная природа: конфликт с обществом

3)        внутренний конфликт

4)        психо-сексуальное развитие

Происходит приспособление (адаптация поведения), формирование Сверх-Я. Между ним и б/с – конфликт.

Гуманистическая:

Маслоу: потребность в самоактуализации естественная и существенная для человека. Природные потр-ти дб управляемы. Концепция личностного здоровья. Условие познания себя – это познание другого (эмпатия).Человек является тем, каким себя представляет.

Роджерс: самооценка (понимание реального Я). Может быт адекватной и неадекватной. 3 вида знания: суб, объективное и межличностное (только в контакте с другим) – зеркало. Идеальное Я – представление о ближайших возможностях своего развития.

Мышление в бихевиоризме:

Мышление есть поведение, двигательная активность. Это речь при скрытых мускульных движениях. При думании работает вя телесная организация индивида. Активность выражается:

1.         в скрытой деят-ти рук

2.         скрытые речевые движения

3.         скрытые эмоциональные реакции

Мышление может быть: кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным) (при заторможенности 1 или 2 доминирует 3). Весь организм вовлекается в процесс мышления. Мы могли бы мыслить, если бы не имели слов. Мы думаем всем телом. Но речевые реакции обычно доминируют. Значит, мышление есть беззвучная речь.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты