Общая психология

Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта – необходимо принятие решения.

3.         Бинокулярное зрение (мир движется)

Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное движение в ту же сторону, что и наблюдатель.


Теории стабильности мира:

Восприятие движения зависит от 2 факторов:

1.         изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене самого объекта)

2.         глаз – голова (движение глаза по отношению к голове)

Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2 сообщения, взаимное торможение.

Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира

2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир стабилен, т.к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по отношению к голове.

Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира

Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же поступает инфо от изображения-сетчатки.


Иллюзии движения:

1.         Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон). Зависит от того, какая система отчета победит:

-           прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки

-           прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по диагонали (перцептивный конфликт)

2.         Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте

Гипотезы:

-           точка неподвижна, глаз движется

-           точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.

3.         Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между точками.

4.         Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор, то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов, фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом фоне.


8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».

Процесс построения предметности образа восприятия:

1)        создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед.

Статья Грегори:

Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!

Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).

Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства.

Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.

Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение.

Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:

-           потеря констанстности видимого положения предметов

-           исчезновение константности формы

-           нереальность предметов

Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации:

-           игнорирование перевернутости зрит пространства

-           разрыв с логикой предметного мира

-           восстановление константности.

В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей.

2)        псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:

-           объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы

-           объект с определенной формой:

-           стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы.

-           жгуты на руке – уходят под кожу

-           бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно.

-           маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да.

-           2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:

-           карандаш удерживает предметную ситуацию

-           конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа.


Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.


Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы восприятия.

2 типа детерминант восприятия:

1.         автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации

2.         поведенческие – научение, мотивации ценности

Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.

3 гипотезы:

1)        чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант

2)        чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т

3)        неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т


1.         30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:

-           сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти

-            при предъявлении монет

В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.

Рез-т:

-           величина монет оценивается выше величины кружков.

-           с увеличением достоинства монет растет отклонение величины

2.         2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.

3.         У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти,  у бедных – по предъявлению.

Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.


9.         Определение мышления. Классификации видов мышления.

Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач.

Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление человека имеет общественную природу.

Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании. Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции.

Вюрцбюргская школа:

-           несводимость к простому ассоциированию

-           подчиненность цели (детерминирующая тенденция)

-           безобразность.

Но отрыв от чувственности и практики.

Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб. Это автохтонный, самопорождающийся процесс.

Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического развития.

Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире – интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект).

Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии развития голосовых реакций в трудовой деят-ти.

Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со взрослыми и развития речи.

Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком общественно-исторически выработанных действий и операций.

При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и предметная.

Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное, вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным признаком ума вообще является умение выделить существенное.


3 типа классификаций:

1.         Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию

1)        Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак)

2)        Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.

Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного: коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность (нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический критерий достоверности).

3)        Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности.

Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое. По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование, воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных аффектах.


Реалистическое

Аутистическое

Представление действительности

Представляет себе то, что соответствует аффекту

Цель- нахождение истины

Вытеснение неприятных представлений

Регулирование отношения к внешнему миру

Создание удовольствия


4)        интуитивное и аналитическое

2.         Функциональные классификации

1)        Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое связано с принятием решения.

2)        Конкретное и абстрактное -  по типу установки (Гольдштейн). В норме обе установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет обобщать, планировать в уме, основа произвольности.

3)        Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий процесс, но и предшествует ему (взаимодействие):

Схема творческого процесса (Уоллес):

1.         Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи

2.         Созревание – б/с работа, порождение гипотез

3.         Озарение – нахождение принципа решения

4.         Проверка истинности

3.         Генетические классификации:

1)        наглядно-действенное

2)        наглядно-образное

3)        словесно-логическое

2 критерия:

-           форма представления объекта мышления

-           способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)

-           по генезу


11.      Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого мышления. Стадии развития значений слов.

Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем – понятие).

Речь: коммуникация и мышление.

Значение слова:

-           Обобщение (признак мышления)

-           Общение (первая функция речи)

Различные генетические корни мышления и речи:

Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими системами.

3 возможности:

1.         Наложение мышления и речи – бихевиоризм

2.         Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от речи, может быть выражена разными способами.

3.         Наложение:

-           доречевое мышление (животное, ребенок)

-           речь без мышления (сигнальная)

-           речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове.

Мышление и речь: качественно различные направления развития:

Мысль – от общего к частному

Речь – от частного к общему

Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального развития.


Виды речи:

1.         Знаковая и сигнальная.

2.         Знаковая: внешняя и внутреняя

3.         Внешняя: монолог и диалог

4.         Монолог: устный и письменный

5.         Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи


Функции речи:

1.         Коммуникативная

2.         Экспрессивная (сигнальная)

Внешняя:

3.         Индикативная (указание на объект)

4.         Номинативная

5.         Сигнификативная (приписывание значений)

6.         Гностическая (хранение и передача знаний)

Внутренняя:

7.         Планирование собственных действий

8.         Регулирование


Психологическая структура понятия:

Конституирующий признак понятия – значение.

Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и класса объектов.

Формирование понятия:

1.         Много объектов – наложение (ассоциации)

2.         Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.

Речевое мышление:

1.         внешний план (звук) и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты