Общая психология

4.         Самопреодоление

5.         Постановка самостоятельных заданий

6.         Создание искусственной связи (подмету кухню и пойду гулять)

7.         Подчинение рез-та более широкой цели

8.         Фантазирование


Соотношение с б/с: воля как защитный механизм, необходима в ситуации внутренних противоречий. Движение от непроизвольности к воле одновременно и прогресс и регресс.

Соотношение когнитивного и эмоционального:

Вундт – эмоциональный

Рубинштейн – Эмоции + интеллект

Аристотель - разум


11 Потребности и мотивы. Классификации потребностей и мотивов. Влияние мотивации на продуктивность деятельности.


Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, представлена прямо или косвенно в виде эмоций, желаний. Ищет свой предмет – активность.

До опредмечивания

После

Общая ненаправленная активность

Появление направленной активности – деятельности

Широкий спектр возможных благ

Резкое снижение благ

Фрустрация – негативное эмоциональное состояние

Аффективное положительное закрепление

Потребность имеет объективную (необходимость во внешнем благе) и субъективную (эмоция) сторону (Вундт)

Объем потребности – количество необходимых благ.


Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности.

Потребность – Мотив – Деятельность

Функции мотива:

1.         Побуждение к активности (оптимум мотивации)

2.         Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.


Мотивы образуют иерархию – ядро личности.

Деление мотивов:

1.         Выделение базовой мотивации:

Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей:

-           витальные

-           познавательные

-           в общении

1)        базовые, первичные, врожденные

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).

-           избирательность восприятия

-           эмоциональный импульс

-           готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер)

Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т.д):

-           спонтанность движений

-           продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

-           успокоение после достижения цели

-           приготовление к новой ситуации

-           эффект научения

2)        производные

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)

Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.


2.         Выделение ситуативной мотивации:

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

1)        мотивационное поле: субъект и его предметное окружение

2)        квазипотребность – стремление к завершению начатого действия


3.         Выделение потребностей  по способу удовлетворения

1)        редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд

2)        поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия)

Маслоу: 7 уровней потребностей. Все они являются базовыми, обнаруживаются не сразу.

-           иерархическая организация

-           актуализируются последовательно

-           нижний этаж – витальные, наверху – социализированные.

1.         физиологические нужды

2.         потребность в безопасности

3.         в принадлежности к социальному целому

4.         в самоуважении

5.         в познании себя

6.         в гармонии с миром

7.         самоактуализация


Виды мотивов и критерии классификации:

1.         социальная оценка мотива:

-           обязательные

-           желаемые

-           запретные

2.         место в иерархии

-           ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл

-           подчиненный (мотив-стимул)

3.         источник мотивации

-           внешний (неспецифический – оплата труда)

-           внутренний (предметно-специфический)

Хекхаузен:

-           экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж

-           интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности

4.         реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

5.         отношение к сознанию

1)        мотивы осознаются:

-           верное осознание: мотив-цель

-           неверное: мотивировка

2)        мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях


Влияние мотивации на деят-ть:

-           активизирующее/тормозящее

-           направляющее

-           эмоциональная окраска

-           временная динамика

-           успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной.

Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.


13.      Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.

2 противоположные т.з:

1.         Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта – базовые потребности для любого живого существа).

2.         Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу


1. Потребности: базовые и производные

3 класса базовых потребностей:

-           витальные

-           познавательные

-           в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).

Инстинкт охватывает 3 процесса:

-           селективное восприятие (познавательный)

-           эмоциональный импульс (ядро инстинкта)

-           активность (моторный компонент)

Критерии выделения инстинктов

-           спонтанность движений

-           продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

-           успокоение после достижения цели

-           приготовление к новой ситуации

-           эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство, самоутверждение (12 шт)


Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует рассматривать вместе – взаимное обусловливание.

Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации). Взаимодействие между ними – тема. Потребности:

1)        первичные (организм) и вторичные (психогенные)

2)        позитивные (поиск) и негативные (избегание)

3)        явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита, доминирование, секс и т.д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)


2. Маслоу –  выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос 11).Противоречия являются условием развития личности.

Пути самоактуализации:

-           полное и бескорыстное переживание

-           процесс выбора

-           предоставления Я возможности проявления

-           взятие ответственности

-           смелость

-           актуализация своих возможностей

-           высшие переживания

-           отказ от защит


14.      Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация достижения.

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой.

1)        мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен актуальный опыт субъекта.

2)        предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.

3)        квазипотребность – стремление к завершению начатого действия. Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы, которая стремится к разрядке – гомеостаз.

Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному действию.

Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)

Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное

Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить заряженную другим намерением систему.

Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с уменьшением психологического расстояния.


Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.

Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе решения задач.

Для измерения важно учесть динамику.

1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между поставленной целью и предшествующим достижением.

3 этап: очередное достижение – успех/неудача

4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи

Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности (честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

Теория результирующей валентности (Аткинсон):

1)        значимость для субъекта успеха и неудачи

2)        учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)

+ необходим учет личностных переменных

3) мотив достижения – мотив избегания неудачи

2 тенденции:

Стремление к успеху

Избегание неудачи

Адекватный УП

Заниженный УП

Нацеленность на решение задачи

Избегание участия в решении

Активная позиция

Пассивность

Реалистические цели средней сложности

Либо слишком сложные, либо слишком простые


Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная ценность будет высокой.

Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все зависит от преобладающей мотивации:

1)        м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач средней сложности

2)        м-я избегания – задачи «на краях»

Варианты поведения в ситуации неуспеха:

-           резкое повышение УП

-           тыкание в одну точку

-           снижение УП

-           отказ от продолжения (защита, агрессия)

3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность

2 способа трактовки УП:

1.         индикатор самооценки

2.         репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики, психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость

Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста, затем ТАТ).


15.      Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности. Когнитивный диссонанс.

Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:

1.         Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов осел)

2.         Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:

-           физический уход (бродяжничество)

-           маскировка ухода (выбор более приятных заданий)

-           обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет, всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)

3.         Положительная и отрицательная валентности одновременно.


Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к балансу.

Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.

Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.

Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

1.         Изменение поведения (бросить курить)

2.         Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)

3.         Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)


Особенности КД:

1)        это негативное состояние

2)        стремление его редуцировать

3)        избегание событий, порождающих КД

4)        интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в диссонансе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты