Коррекционная педагогика. Возрастная психология

1. Нейродинамическая эпоха (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);

2. Психодинамическая эпоха (фаза дошкольного детства-кризис самоопределения 24 лет);

3. Социодинамическая эпоха (фаза молодости-кризис умирания).

В эпохах выделяются следующие синтогенетические периоды психологического развития:

I. Нейрофизиологический период (реализуемый преимущественно на уровне развития индивидных психологических свойств). Внутриутробная фаза-кризис реагирования 5 мес.

II. Психофизиологический период (обьектных свойств). Фаза младенчества - кризис осознания 3 лет.

III. Индивидуально-психологический период (субьектных свойств). Фаза дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.

IV. Психосоциальный период (личностных, персонных свойств). Фаза подростковая - кризис самоопределения 24 лет.

V. Социально-психологический период (индивидуальных свойств). Фаза молодости - кризис инволюции 45 лет.

VI. Социально-интеграционный период (персоналистических свойств). Имеет преимущественно общетеоретическое и мировоззренческое значение. Фаза зрелости - кризис умирания.

Каждый период в свою очередь делится на две синтогенетические стадии:

1. Стадию дифференциации (во внутренней индивидуальной психологической среде)

2. Стадию интеграции (с внешней психосоциальной средой).

Стадия в свою очередь подразделяется на синтогенетическую фазу и кризис развития:

1) Фаза дивергенции (расхождения осей синтогенетического развития) /№1,3,5,7,9,11/

- Кризис структурирования (сознания, центрального новообразования)

2) Фаза конвергенции (схождения синтогенетических осей) /№2,4,6,8,10,12/.

- Кризис функционирования (ведущей деятельности).

Дадим в соответствии с синтогенетической периодизацией краткую характеристику основным возрастным кризисам.

- Кризис рождения (-2мес/+3 нед;средний - 0). Структуирование индивидного сознания, синкретическое новообразование. По В.И. Слободчикову - родовый кризис с разрывом биологического единства, обусловленного концом внутриутробной и началом индивидуальной обособленной жизни.

- Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). Отмечается кризис функционирования ведущей деятельности - непосредственного эмоционального общения. Является также кризисом нейродинамической организации индивида, базисного созревания ребенка («сплошного новообразования» по Л.С.Выготскому). По В.И.Слободчикову это кризис развития самобытности.

- Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.). Кризис основных психологических процессов (аффективно-интерактивных), психофизиологическое разобщение ребенка с матерью, структуирования объектного сознания, возникновения базисной Я-концепции,. Психосоциальный кризис доверия по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову кризис младенчества характеризуется разрывом психологического единства, утраты непосредственного общения с родными взрослыми, завершением ступени оживления.

- Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.). Кризис фуункционирования предметно-практической деятельности, базисного самосознания; новообразование переживания (по Л.С. Выготскому), речи, ВПД. По В.И. Слободчикову это кризис раннего детства, рождения самобытности. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис автономности, т.е. психологического отделения от взрослых на основе Я-концепции.

- Кризис научения /детства/ (5,5-7,5; средний - 6,5 лет). Является кризисов структуирования игровой деятельности, произвольных субьектных психологических процессов (аффективно-коммуникативных). Характеризуется структуированием субьектного сознания, первичного самосознания. Психосоциальный кризис инициативности по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову - кризис детства с разрывом единства Я-реального и Я-идеального, завершение ступени одушевления, совместных предметно-опосредованных действий с близкими взрослыми; освоения физического пространства.

- Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет). Кризис функционирования учебной деятельности субьекта, расширения познавательных интересов, новообразования межличностного общения, самопознания и рефлексии, переходной Я-концепции. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис достижения. По В.И. Слободчикову - кризис отрочества в становлении самобытности.

-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет). Кризис структуирования личностного общения, Я-концепции, вторичного самосознания персоны. Психологическое отделение от родителей, кризис «вырывания корней».

- Кризис самоопределения /переходный или взросления/ (23-25 лет; средний - 24 г.). Является кризисом функционирования образовательной деятельности, персонных психологических процессов (когнитивных). По Э. Эриксону - кризис идентичности. По В.И. Слободчикову - кризис юности с разрывом идеала и реальности, поиска и освоения общих способов решения логических, этических, социальных задач совместно с общественным взрослым; завершается формирование пространства внутреннего мира (воображение, рефлексия); итог ступени персонности; кризис становления событийности.

- Кризис принятия (34-36 лет; средний - 35 лет). Характеризуется структуированием сознания индивидуальности, новообразования активной Я-концепции, третичного самосознания, семейной, профессиональной определенности. По В.И.Слободчикову - кризис молодости, становления самобытности.

- Кризис инволюции (44-46 лет; средний - 45 лет). Явялется кризисом функционирования трудовой (микросоциальной) деятельности, индивидуальных психологических процессов (когнитивно-рефлексивных). По В.И. Слободчикову - это кризис взрослости с разрывом личного и общечеловеческого смысла жизни; завершением воспроизводства и творчества в системе общественной деятельности; является кризисом мировоззрения с освоением социо-культурного пространства, становления событийности.

- Кризис отвержения /или генеративности/ (55-65 лет; ср.- 60 лет). Является кризисом структуирования персоналистического сознания, новообразования генеративной Я-концепции, креативного самосознания, социальной определенности. По В.И. Слободчикову - кризис зрелости, становления самобытности. По Э. Эриксону - это психосоциальный кризис творчества.

- Кризис умирания. Характеризуется как кризис функционирования гуманистической (или макросоциальной, культурно-социальной) деятельности, персоналистических психологических процессов (рефлексивных). По Э. Эриксону - кризис интеграции. По В.И. Слободчикову - это кризис индивидуальной жизни с разрывом телесного и духовного существования; завершением творчества в пространстве экзистенциональных ценностей; кризис личности, имеющей собственную позицию в культуре и истории, становления событийности.

4. Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний

Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные отрезки обозначены как периоды, а наименее продолжительные - как фазы развития.

В свою очередь использована поуровневая система построения возрастных периодов или ступеней развития субьектности по В.И. Слободчикову и уровней личности А.Н. Ананьева, В.С. Мерлина. Причем вместо периодов становления самобытности В.И. Слободчикова предложена стадия интеграции, а вместо периода становления самобытности - стадия дифференциации.

В синтогенетической периодизации сохранено и подразделение по Л.С. Выготскому литических фаз развития на две подфазы, а кризисов развития - на предкризис, собственно кризис и посткризис. Фазы дивергенции и конвергенции наглядно отражают характер вазимодействия синтогенетических осей или линий развития Ж. Пиаже аналогично схеме деятельностной периодизации Д.Б. Эльконина.

Выделение кризисов структуирования сознания, Я-концепции, центрального новообразования и кризисов функционирования ведущей деятельности, основных психологических процессов соответствует как принципам организации периодизаций Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейн, так и теории психосоциальных кризисов Э. Эриксона, психодинамической концепции психологических кризисов и т.д. Кроме того введено понятие переходного (фазового) кризиса, обьединяющего подфазы между собой.

Таким образом, с позиции закона единого сознания синтологической психологии можно целостно отразить единство всех периодизаций в познании индивидуального развития. При этом они не отрицают, не противопоставляются друг другу. Они синтологически обьединяются, так как взаимнодополняя друг друга как отдельные грани, созидают интегральную целостность человеческого сознания, Я-концепции.

В целом синтогенетическая теория развития отражает поэтапный процесс формирования глобулы Я-концепции человека. Поэтому общее направление синтогенетического развития: «от глобальной недифференцированной ситуации индивида (плода) (Х. Таджфел, Л. Гараи, М. Кегни, Л.И. Обухова) к глобальной интегрированной ситуации персональности (старческий возраст) (К. Коффки, П. Левин и др.). Это позволяет сформулировать синтогенетический закон глобального психологического развития: «Возрастное развитие человека происходит от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности»).

Предложенный подход с позиции синтогенетической периодизации психического развития имеет важное обобщающее значение для возрастной и специальной психологии, позволяет интегративно рассматривать все стадии формирования психологических систем человека в их взаимосвязи.

Вопросы и задания

1. Чем характеризуются механизмы и структура синтогенеза

2. Какие психологические системы рассматриваются?

3. Проанализируйте психологические уровни развития человека.

4. Дайте характеристику общей структуры синтогенетической периодизации психического развития.

5. Какие кризисы психического развития выделяются?

6. В чем заключается синтогенетический закон глобального психологического развития?

Литература

1. Проблема синтологического исследования психологического развития

1) Немов Р.С. Психология. -Т.2.-М.,1995.

2) Трошин О.В. Возрастная психология.-Н.Н., 2000.

2.Теория синтогенеза психологических систем

1) Грэйс Крайг Психология развития.- М., 2000

2) Трошин О.В. Кризология.- Н.Н., 1997

3.Основы синтогенетической периодизации

1) Кулагина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1999.

2) Трошин О.В. Синтологическая психология развития.- Н.Н.. 2000

4.Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний

1) Поливанова К.И. Психология возрастных кризисов

2) Трошин О.В. Психология саморазвития личности.-Н.Н., 2000.


СИНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Трошин О.В., 2000)

«Возрастное психическое развитие человека направлено от глобального недифференцированного сознания индивида к глобальному интегрированному сознанию персональности» (закон глобального развития)

НЕЙРОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА

I. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (индивидных свойств)

1. Стадия интерактивная /дифференциации/

1)Внутриутробная фаза /дивергенции/

А-подфаза эмбриональная; Б-кризис фазовый (4 мес); В-подфаза фетальная (плода)

-Кризис рождения (-2мес/+3 нед; средний - 0). /структуирования/

2. Стадия аффективная /интеграции/

2)Фаза новорожденности /конвергенции/

А-подфаза ранней новорожденности (0,5-2 мес); Б-кризис новорожденности (2 мес);

В-подфаза поздней новорожденности (2-4 мес)

-Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). /функционирования/

II. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (обьектных свойств)

3. Стадия аффективно-интерактивная

3) Фаза младенчества (6-12 мес)

А-раннего младенчества (6-8 мес); Б-кризис фазовый (8 мес); В-позднего младенчества (8-12 мес)

-Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.).

4. Стадия аффективно-коммуникативная

4) Фаза раннего детства (1,5-3 г.)

А-младший ранний возраст; Б-кризис фазовый (2 года); В-старший ранний возраст

-Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.).

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА

III. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (субьектных свойств)

5. Стадия аффективно-когнитивная

5) Фаза дошкольного детства (3-6,5 лет)

А-младший дошкольный возраст; Б-фазовый кризис (5 лет); В-старший дошкольный возраст

-Кризис научения (5,5-7,5; средний - 6,5 лет).

6. Стадия аффективно-рефлексивная

6) Фаза отрочества (6,5-11,5 лет)

А) подфаза раннего отрочества (6,5-10 лет); Б)фазовый кризис (10 лет); В)подфаза позднего отрочества (10-11,5 лет)

-Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет).

IV. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (личностные свойства)

7. Стадия когнитивно-интерактивная

7) Фаза подростковая (15-17 лет)

А-подфаза ранняя подростковая (15-16 лет); Б-кризис фазовый (16 лет); В-подфаза поздняя подростковая (16-17 лет)

-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет).

8. Стадия когнитивная

8) Фаза юности (19-23 г.)

А) подфаза ранней юности (19-21 г.); Б)фазовый кризис (21 г.); В)подфаза поздней юности (21-23 г.)

-Кризис самоопределения (23-25 лет; средний - 24 г.).

СОЦИОДИНАМИЧЕСКАЯ ЭПОХА

V.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (свойства индивидуальности)

9. Стадия когнитивно-коммуникативная

9) Фаза молодости (25-34 г.)

А) подфаза ранней молодости (25-30 лет); Б)фазовый кризис (30 лет); В)подфаза поздней молодости (30-34

-Кризис принятия (34-36 лет; средний - 35 лет).

10. Стадия когнитивно-рефлексивная

10) Фаза взрослости (36-44 г.)

А) подфаза ранней взрослости (35-40 г.); Б)фазовый кризис (40 лет); В) подфаза поздней взрослости (40-44 г.)

-Кризис инволюции (44-46 лет; средний - 45 лет).

VI. СОЦИАЛЬНО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(свойства персональности)

11. Стадия коммуникативно-интерактивная

11) Фаза зрелости (45-55 лет)

А) подфаза ранней зрелости (45-50 лет); Б)фазовый кризис (50 лет); В)подфаза поздней зрелости (50-55 лет)

-Кризис генеративности (55-65 лет; ср.- 60 лет).

12. Стадия коммуникативно-рефлексивная

12) Фаза старости /геронтологическая/ (65-75 лет)

А) подфаза пожилого возраста (65-70 лет); Б)фазовый кризис (70 лет); В)подфаза старости (70-75 и более лет)

-Кризис умирания.


ГЛАВА 1.3 СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Лекция 7. Основные понятия специальной психологии

1.Психодиагностика

Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика позволяет определить механизмы развития аномальных детей, необходимые условия специального обучения, степень отставания от нормы, уровень познавательной деятельности и др.

Современная психодиагностика в специальной психологии направлена на наиболее раннее выявление отклонений (в возрасте до года), на своевременное начало компенсаторного развития, эффективную социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Психодиагностика занимается также разработкой и апробацией новых методик, определением требований к их инструкциям, выработкой правил поведения при обследовании, способов обработки и интерпретации полученных результатов.

К психодиагностическим методикам относятся: тесты (1), для определения особенностей интеллекта, социальных способностей, свойств личности; опросники и анкеты (2) для выявления интересов, склонностей, ориентации личности; (3)проективные методики (для диагностики установок, отношений, предпочтений); (4) психофизиологические методики для диагностики свойств ВНД, динамических особенностей психики (работоспособность, переключаемость внимания, темп деятельности); малоформализованные методики (5) – методы наблюдения, беседы. Психодиагностические методики должны быть стандартизированы, надежны и валидны.

Задачи психодиагностики:

1-поиск причин возникновения конкретных психологических проблем у ребенка (этиологический диагноз);

2-определение наличия определенного психологического признака, позволяющего сравнить индивидуальные особенности испытуемого с нормой (симптоматический диагноз);

3-позволяет найти совокупность психологических симптомов, определить ведущий синдром и выявить тип отклонений в развитии (синдромологический диагноз);

4-дает возможность изучить механизмы развития психического отклонения (патогенетический диагноз);

5-психодиагностика также решает частные вопросы специальной психологии (определение готовности ребенка к обучению в школе, выяснение причин неуспеваемости, нарушений в эмоционально-личностной, поведенческой сферах, сложности в отношениях с родными и сверстниками, навязчивые страхи, переживания и т. д.)

На основе данных психодиагностики проводится психологическая консультация для уточнения имеющихся проблем, определения запроса к психологу, разработки общей тактики психологической работы с ребенком, оказание ему помощи со стороны родителей или учителей.

2. Психопрофилактика

Под психопрофилактикой понимают систему психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики - предотвращение возможных психологических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной, когда данные мероприятия начинают проводить на фоне нормативного состояния ребенка; они осуществляются постоянно, и не позволяют сформироваться отклонениям в психическом развитии (создание адекватного психологического климата в семье); и вторичной, когда психопрофилактика начинается на фоне уже имеющейся органической недостаточности ЦНС или при первичных психических отклонениях. Цель данной профилактики - предотвращение развития дополнительных вторичных нарушений, которые могут значительно осложнять течение имеющейся аномалии.

Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка, использоваться постоянно для создания наиболее благоприятных психологических условий его развития. Для этого создаются группы дневной диспансеризации при ДОУ, где осуществляется необходимая психодиагностика, психокоррекция.

По данным перинатальной психологии подобные мероприятия должны проводиться уже на стадии внутриутробного развития плода в виде позитивного эмоционального общения матери с ним, прослушивания приятной музыки, создания положительной психологической атмосферы в семье. Важным является правильный психологический настрой женщины на будущую беременность, эмоциональное принятие ребенка, адекватная подготовка к родам с использованием специальных техник саморегуляции и расслабления. Такую психопрофилактику можно назвать отсроченной, т.к. она используется еще до рождения ребенка.

В настоящее время МО.РФ активно внедряет систему раннего вмешательства, которая позволяет осуществлять реабилитационную работу в раннем возрасте. Это позволяет своевременно компенсировать вторичные отклонения в психологическом развитии у детей.

Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом психологического развития ребенка, повторяя все его этапы. Но психопрофилактика должна предвосхищать эти этапу созданием характерных для них условий наибольшего психологического комфорта. Это позволяет сформировать гармоничные качества личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты