Вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику умственной отсталости.
2. Проанализируйте механизмы отклонений восприятия.
3. Какие особенности памяти вы знаете?
4. В чем заключаются нарушения мышления?
5. Оцените отклонения речи.
6. Дайте характеристику нарушениям внимания.
7. Проанализируйте особенности развития личности умственно отсталого.
Литература
1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997
3. Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000
4. Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.
5.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.
Лекция 19. Дети с задержкой психического развития
«Воспитательная запущенность ребенка дает возможность этим, казалось бы мелким отклонениям от нормы, расцвести пышным цветом и превратится в аномалии явно патологические» (В.П. Кащенко)
1. Специальное образовательное учреждение
Под ЗПР понимают наличие стойкой неуспеваемости, интеллектуальных нарушений, при отсутствии умственной отсталости. Коррекционное учреждение 7 вида предназначено для детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, а также повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.
Цель коррекционного учреждения 8 вида:
Обеспечение коррекции недостатков психического развития эмоционально-волевой сферы воспитанников активация их познавательной деятельности, формирование у учащихся навыков и умений учебной деятельности. Данный тип учреждения введен с 1981 г., причем кроме спецшкол существуют и специальные классы выравнивания (КРО) для детей с ЗПР при общеобразовательных школах.
Выделяют следующие ступени образования:
1. Начальное образование (3-5 лет). Дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возраста, принимаются во 2 класс коррекционного учреждения (срок обучения 3 года – 2,3,4 классы); начавшие обучение с 6 лет, принимаются в 1 класс (срок обучения 4 года – 1,2,3,4 классы). Дети, не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к обучению, принимаются с 7 лет в первый класс (срок обучения 4 года); с 6-летнего возраста – в подготовительный класс (срок обучения 5 лет).
2. Основное общее образование (срок обучения 5 лет).
Прием детей осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы. Наполняемость классов – до 12 человек. Вопрос о переводе воспитанников в общеобразовательные учреждения по мере коррекции отклонений в их развитии осуществляется после получения начального общего образования. С диагностической целью воспитанник может находиться в учреждении в течение 1 года.
В целях коррекции определенных отклонений в развитии воспитанников, ликвидации пробелов в знаниях проводятся также индивидуальные и групповые занятия (не более трех учащихся). Воспитанники, имеющие речевые нарушения, получают логопедическую помощь на специально организуемых дополнительных занятиях.
Продолжительность урока в подготовительном классе – 35 минут, после второго урока организуется перерыв в течение 40 минут, который обычно проводится на свежем воздухе в виде игры или прогулки. Продолжительность урока в 1-8 классах – 45 минут. В течение урока во всех классах отводится время для физкульт.паузы. Для учащихся начальных классов обязателен дневной сон.
По окончании начальной школы ее педагогический совет при участии медицинских работников рассматривает вопрос о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную. В случае глубоких, стойких форм ЗПР принимают решение о продолжении обучения в данной специальной школе. Выпускники школы сдают экзамены на общих основаниях и получают свидетельство об окончании восьмилетней школы.
2. Систематика ЗПР
По патогенетической классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой (1973) выделено две формы ЗПР:
1) Психический инфантилизм (астенические состояния, эмоциональные расстройства);
2) Психофизический инфантилизм (цереброастенические состояния, нейродинамические нарушения).
К.С. Лебединской (1982) предложена этиопатогенетическая классификация ЗПР:
1. ЗПР конституционального происхождения. Наблюдается гармонический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития. Она во многом напоминает психологическую структуру эмоционального развития детей более младшего возраста. Отмечается преобладание эмоциональной мотивации поведения, жизнерадостность, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Неуспеваемость, в частности, обусловлена преобладанием игровых интересов. Наблюдается инфантильный тип телосложения. Гармоничность психофизических особенностей, наличие семейных случаев, непатологичность психических свойств подразумевает наличие врожденной конституциональной этиологии.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Обусловлена длительной соматической недостаточностью: хронические инфекции, аллергические состояния, пороки развития, хронические соматические заболевания внутренних органов. Замедление психического развития обусловлено стойкой астенией, снижающей не только общий, но и психический тонус. Проявления соматогенного инфантилизма усиливаются в связи с неврозоподобными нарушениями – неуверенностью, тревожностью, страхом, ощущением своей физической неполноценности.
3. ЗПР психогенного происхождения. Связано с неблагоприятными условиями воспитания. Длительные психотравмирующие воздействия вызывают нервно-психические нарушения. Формируется стойкое аномальное развитие личности. Сухарева Г.Е.(1959) выделила три группы:
А – патологические развития личности по типу психической неустойчивости. Возникает на фоне гипоопеки (гипопротекции), когда не вырабатывается чувство долга, ответственности, не отмечается торможения аффекта. Аффективная лабильность, импульсивность поведения, повышенная внушаемость сочетается с недостаточным уровнем знаний.
Б – тип “кумира семьи”. Обусловлен гиперопекой (гиперпротекцией), при которой у ребенка не формируется самостоятельность, инициативность, ответственности в различной деятельности. Отмечают недостаточность эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, отсутствие навыка к труду, установка на постоянную помощь.
В – невротический тип. Вырабатывается вследствие авторитарного или агрессивного поведения родителей по отношению к ребенку. Формируется тревожная личность со склонностью к фобиям, с наличием недостаточной самостоятельности, нерешительностью, с низкой психической активностью и инициативностью.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Характеризуется большей стойкостью, частотой встречаемости и выраженностью нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. Выявляется умеренная органическая недостаточность центральной нервной системы резидуального (остаточного) характера. Эти изменения обусловлены патологией беременности, преждевременными или патологическими родами, нейроинфекцией и травмами ЦНС в первые годы жизни.
Одновременно с задержкой физического развития может отмечаться общая гипотрофия, гидроцефалические проявления. Инфантилизм имеет органический характер. Поэтому отсутствуют непосредственность и яркость эмоций, низкий уровень притязаний. Высокая внушаемость может сочетаться со снижением критики.
А – неустойчивый (с психомоторной расторможенностью, эйфорией, импульсивностью);
Б – тормозимый (с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, низким уровнем психической активности).
3. Общие психолого-педагогические особенности ЗПР
Наблюдается низкая работоспособность на фоне астении; незрелость эмоционально-волевой сферы; ограниченный запас общих знаний и представлений; обедненный словарный запас; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; не полпая сформированность игровой деятельности. Восприятие характеризуется замедлененностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. Значительно повышается эффективность и качество умственной деятельности при решении наглядно- действенных задач. Страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Выявляется низкий уровень самоконтроля, они слабо ориентируются в учебной задаче, плохо используют операции анализа, синтеза, сравнения.
Отличие от умственной отсталости:
У детей с ЗПР выше обучаемость, они лучше используют помощь учителя или старших, способны выработать стереотип поведения в аналогичной ситуации. Они пытаются понять прочитанное, прибегая при необходимости к повторному чтению. Погрешности в письме, фонетико-фонематическом анализе менее выражены. Помощь учителя в освоении счета более эффективна.
Считается, что ЗПР носит временный характер, поражения ВПФ отличаются парциальностью и умеренно выражены.
4. Особенности учебно-коррекционной работы
1. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и на общеобразовательных и на специальных занятиях.
2. Важно предотвращать наступление утомления, используя для этого чередование умственной и практической деятельности. Требуется изучение материала небольшими обьемами, использование интересного и наглядного дидактического материала.
3. В процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активировать познавательную деятельность детей.
4. В системе коррекционных мероприятий необходимо предусмотреть проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить детей общими знаниями об окружающем мире.
5. Важно отмечать все успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивая в нем веру в собственные силы и возможности.
Вопросы и задания
1. Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.
2. Приведите клинико-психологическую типологию ЗПР.
3. Назовите характерные психологические особенности младших школьников с ЗПР.
4. Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?
5. Назовите основные принципы коррекционно–воспитательной работы с детьми с ЗПР.
6. Какова структура школы для детей с ЗПР?
Литература:
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
2. Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.
3. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей Под ред. Т.А. Власовой и др. – М., 1981.
4. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М., 1987.
5. Трошин О.В., Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.
6. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1999.
7. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н. Новгород, 1994
Лекция 20. Психологические особенности задержки психического развития
1. Общая характеристика
Если олигофрения (психическое недоразвитие) является стойким необратимым отклонением, то ЗПР характеризуется временным замедлением темпа развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы, нарушением поведения, снижением успеваемости. Это чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости при интеллектуальной деятельности.
Диагноз ЗПР обычно выставляется при отборе в школу и распространяется на период начального школьного обучения, в течение которого или происходит компенсация имеющейся психической недостаточности, или меняется диагноз и условия обучения (если обучение осуществлялось в общеобразовательной школе).
Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) выделили две основные формы ЗПР:
1. Обусловленную психическим инфантилизмом с длительными астеническими состояниями (преобладание недоразвития эмоционально-волевой сферы).
2. Обусловленная психофизическим инфантилизмом с цереброастеническими состояниями.
К.С. Лебединский (1982) детализирует их, выделяя 4 варианта ЗПР:
1. Конституционального происхождения
2. Соматогенного происхождения
3. Психогенного происхождения
4. Церебрально-органического происхождения
2. Психологическая характеристика ЗПР конституционального происхождения
Г.Е. Сухарева (1965) характеризует этот вариант ЗПР как психофизический инфантилизм. При этом инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения с детскими особенностями мимики и моторики. Эмоциональная сфера ребенка находится на более раннем этапе возрастного развития с яркостью и непосредственностью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, с доминированием игровых интересов, повышенной внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети активны в игре, проявляют много творчества и одновременно быстро истощаются при интеллектуальной деятельности. Поэтому они не могут долго заниматься на уроке, и не умеют подчиняться правилам дисциплины.
В более старшем возрасте эмоциональная незрелость затрудняет социальную адаптацию и вместе с неблагоприятными условиями ни способствуют патологическому формированию личности по неустойчивому типу (Ковалев В.В., 1979).
Наличие подобных случаев в семье свидетельствует о генетическом конституциональном происхождении ЗПР. Однако возможно развитие данной ее формы и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний перинатального периода и первого года жизни.
3. Психологическая характеристика соматогенной и психогенной форм ЗПР
А - Соматогенная форма ЗПР возникает в результате длительных, часто хронических заболеваний, пороков развития. При этом хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких свойств характера, как неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, мнительность. Эти свойства усиливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов, что вызывает дополнительную инфантилизацию в условиях гиперопеки или социальной депривации.
Б - Психогенная ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие изменения психологической сферы ребенка. Они обуславливают отклоняющееся развитие его личности.
В условиях гипоопеки может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумением регулировать свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.
В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. В психотравмируюших условиях воспитания, где преобладают жестокое отношение или грубая авторитарность, формируется невротическое развитие личности с отсутствием инициативы, и самостоятельности, наличием повышенной тревожности.
4. Психологическая характеристика церебро-органической ЗПР
Встречается наиболее часто, отличается большей выраженностью проявлений и длительностью течения. Она требует создания специальных условий коррекционно-развивающего обучения. Вызывается патологией беременности и родов, инфекционным поражением, интоксикацией, травмами нервной системы в первые годы жизни. Более ранний срок воздействия и массивное поражение коры мозга вызывает психическое недоразвитие, а воздействия в более поздний период, когда созревание, дифференциация основных мозговых систем закончена и частичное локальные поражение коры вызывает ЗПР.
Задержка темпов развития отмечается в нескольких функциональных системах. Так, Марковская И.Ф. (1983) выявила у 32% детей с ЗПР замедление темпа физического развития, у 69% - моторных функций, у 63%-речи, 36%-энурез.
В случаях возникновения ЗПР при постнатальных воздействиях (инфекции, интоксикации, травмы), перенесенными в первые 3-4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость (нарушение при психологических кризисах). При более поздних сроках поражения одновременно с явлениями незрелости признаки расстройства функций ЦНС становятся практически постоянными.
Это обуславливает в целом наличие в психологической структуре ЗПР постоянных симптомов энцефалопатии: церебрастенический, неврозоподобный, психопатоподобный, эпилептический, нейродинамический и др. Часто отмечаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, выраженной вегетативной дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика резидуального характера отмечается у 50-92% таких детей (Марковская И. Ф., 1963). За рубежом эти нарушения называют минимальным повреждением мозга или минимальной мозговой дисфункцией.
Выделяют две группы церебрально-органической ЗПР (Лебединский В.В., 1983):
1. С преобладанием явлений органического инфантилизма
Энцефалопатаческие расстройства умеренно выражены и проявляются обычно в церебростенических, реже - легких неврозоподобных явлениях, повыщенной психомоторной возбудимостью. В неврологическом статусе отмечается легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, негрубая вегетативная неустойчивость. В физическом облике часто превалируют инфантильные черты.
В отличие от ребенка более младшего возраста или конституционального инфантилизма при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием непосредственности и яркости, отличаются примитивностью проявлений. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными наблюдается и в игре однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.
У детей с повышенным эйфоричным настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне иммитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках отмечаются нарушения дисциплины. Высказывают отрицательное отношение к учебе, им неинтересно и трудно, а хочется гулять и играть.
Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к страхам, повышенной тревожности, снижена общая активность, инициатива, самостоятельность. Поведение критично, адекватно. Часто тяжело переживают свою школьную дезадаптацию.
2. С преобладанием нарушений познавательной деятельности
Черты незрелости сочетаются с признаками повреждения ЦНС. Более грубую картину, близкую к психопатоподобному синдрому, представляют проявления органического инфантилизма. Одни дети отличают повышенной расторможенностью, агрессивностью, у других детей помимо повышенной тревожности, мнительности наблюдается и пассивность. Церебростенические и неврозоподобные расстройства более выражены, нередки психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. В неврологическом статусе наблюдается геми-синдром, экстрапирамидная недостаточность, нарушения черепно-мозговой иннервации.
Отмечается недостаточность не самого мышления, а его предпосылок: памяти, внимания, пространственного восприятия и других ВПФ, а также нарушение темпа, динамичности основных психических процессов. Т. к нарушаются более элементарные психические функции зрительного слухового восприятия, моторики. Отмечается замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации; неполноценность пространственной ориентировки, недостаточность памяти, отставание в речевом развитии. Наблюдается слабость познавательной активности, затруднения в навыках чтения, письма, счета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25