Коррекционная педагогика. Возрастная психология

7. Принципы психологической компенсации

Для ориентации в пространстве слепые дети используют слух (ориентация в уличной обстановке); осязание, которое помогает ориентироваться в прилежащем пространстве; “шестое чувство (тепловое), которое позволяет на расстоянии замечать предметы. При перемещении в пространстве слепыми также используется чувство расстояния. Для коррекции двигательной активности формируются навыки контроля собственных движений на основе мышления и кожных ощущений.

Применение системы условных обозначений позволяет обучать слепых чтению и письму по рельефной системе Брайля. Она включает в себя рельефно-точечный шрифт, каждая буква которого состоит из выпуклых точек. Различные комбинации этих точек дают возможность получить определенное количество знаков для обозначения всех букв алфавита и цифр.

Для компенсации дефектов зрения используют звуковое условное кодирование, которое в тифлоприборах позволяет воспринимать зрительные признаки окружающих предметов.

8. Слабовидящие дети

К слабовидящим относятся дети с остротой зрения при коррекции 0,05-0,4. Слабовидящими считаются также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие другие нарушения зрительных функций (сужение полей зрения, сниженная точность, замедленность обзора, нистагм глаз). Слабовидение, в целом, затрудняет пространственную ориентировку.

В этой группе детей зрение остается ведущим анализатором в учебном процессе. Используются специальные оптические средства коррекции зрения (телескопические очки, контактные линзы, лупы), создается повышенная освещенность в учебных помещениях (сила света 500-700 люкс), применяются учебники с крупным шрифтом и тетради со специальной разлиновкой. Специальные одноместные парты обеспечивают правильную посадку, возможность располагать зрительные объекты на необходимом расстоянии от глаз.

У слабовидящих детей наряду с ограниченным запасом представлений отмечается их искажение в результате замедленного и затрудненного восприятия. Кроме того, представления отличаются нечеткостью и нестойкостью. В определенной степени замедленны также процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития может быть следствием ограниченности движений.

Работа с участием зрения чередуется с устными видами занятий. Необходимы также перерывы в зрительной работе через каждые 10-15 минут.

Значительное число слабовидящих детей попадают в специальные школы после нескольких лет пребывания в общеобразовательной школе, где они испытывали различные затруднения. Они плохо видят текст учебника, изображение на доске; таблицы чаще недоступны их восприятию. Работоспособность таких детей неустойчива из-за быстрого утомления от зрительной работы. Продолжение обучения слабовидящего в массовой школе может привести к хронической неуспеваемости и дальнейшему ухудшению зрения. Ребенок в таком состоянии нуждается в более щадящем режиме, резкие движения и прыжки, наклоны головы и т.д.

Особую группу составляют дети с нарушениями зрения, которые при обеспечении индивидуального подхода могут обучаться в массовой школе. Это дети с аномалиями рефракции, которая очень широко распространена, причем близорукость значительно возрастает к старшему школьному возрасту.

Вопросы и задания

1. В чем заключается роль зрительного анализатора в психическом и физическом развитии ребенка?

2. Охарактеризуйте причины, степень и виды нарушения зрения.

3. Сравните особенности психофизического развития слепых и слабовидящих детей.

4. Расскажите о путях социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

5. В чем заключается профилактика нарушения зрения у детей в начальной школе? Что вы знаете о мерах по охране зрения в школе?

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии. – М, 1994.

2. Ермакова В.П., Якутин Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М., 1990.

3. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М., 1973.

4. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. – Л., 1985.

5. Лагмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

6. Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М., 1985.

7. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых.- М., 1998.

8. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.


Лекция 14. Психологический анализ недостаточности зрения

Многими исследованиями показано, что выключение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае слепоту они субъективно оценивают только как физическое неудобство, не вызывающее негативных психологических переживаний и отклонений в развитии. Последние также зависят от личностных особенностей ребенка и отношения к нему со стороны окружающих.

1. Ощущения и восприятие

1) Активное осязание отличается у слепых детей большей точностью.

2) Значительно увеличивается роль слухового анализатора.

А - слепые лучше определяют направление звука и локализуют его в пространстве.

Б - разнообразные по силе, тембру и направленности слуховые ощущения помогают ориентироваться в окружающей обстановке. Поэтому слепые способны определять границы и размеры помещения, обьекты, находящихся в нем, количество людей и т. д.

В - по звукам шагов слепые определяют возраст, пол людей, способны их различать.

Г - по тембру, интонации голоса, которые связаны с эмоциональной структурой личности, то слепые могут судить о психологических особенностях окружающих людей (эмоциональной настроенности, мышления, характера).

3) Обостряется обоняние "Все эти вещества создает целый комплекс ощущений, целую обонятельную гамму то привлекательную, то безразличную, которая помогает отличить, характеризовать людей" (Морис де ла Сизеран).

4) Вырабатывается особая способность ощущать предметы на расстоянии. Эту способность называют "шестым чувством", "чувством приближения", "лицевым зрением". Еще в 1669 Г. Франсуа де ла Вейс вписал шестое чувство при приближении слепых к стене, В 1872 г. Леви, слепой от рождения писал, что, находясь перед предметом, я могу описать, велик ли последний или мал, узок или широк. Он также отмечал, что "не могу распознать предметов, если они значительно ниже моего плеча. Кажется, что предметы ощущаются непосредственно кожей лица. Поэтому он назвал это чувство «лицевым восприятием».

Было предложено несколько гипотез о его происхождении:

А - это чувство связано с наличием остаточного зрения, позволяющего различать свет и тень, поэтому слепые способны дифференцировать только крупные предметы.

Б - чувство расстояния обусловлено слуховыми ощущениями т. к. слепые легче определяют приближение к предмету в полной тишине. Считается, что оно является результатом восприятия отраженных звуковых волн, производимых шумом собственных шагов от предметов.

В - сами слепые считают органом восприятия отдаленных предметов кожу лица. Часто они говорят: «Чувствую предмет лицом, а как сказать не могу».

Г - является результатом колебаний воздушного столба и тепловых ощущений, которые воспринимают с помощью тактильной и температурной чувствительности.

Д - в настоящее время считается, что данное ощущение связано с комплексным восприятием слуховых, кинестетических, тактильных, температурных факторов.

Типично, что объединение всех представлений о предмете у слепых связано с цветом, которым они субьективно окрашивают предметы. Известен феномен цветового слуха у рано ослепших детей. При этом определенные звуки, слова вызывают представление определенного цвета. Причем, чем выше звук, тем он светлее и ближе к белому, а чем ниже, тем больше напоминает черный или красный.

2. Особенности когнитивных процессов

1) Внимание. У слепых отмечается повышенная способность управлять своим вниманием и концентрировать его. Кроме того, наблюдается значительное расширение объема внимания, в связи с необходимостью одновременно учитывать многочисленные характеристики предмета, получаемые от разных анализаторов. Однако внимание также характеризуется быстрой истощаемостью и снижением продуктивности.

2) Память. Наблюдается ускоренное развитие памяти в онтогенезе. Особенно хорошо слепые запоминают вербальную информацию и музыкальные характеристики в связи с доминированием слухового анализатора.

3) Мышление. Слепые отличаются склонностью к рационально-логическому мышлению. Это обусловлено недостаточностью непосредственного чувственного опыта и преобладанием словесных представлений. В условиях активного интеллектуального общения и доброжелательного отношения слепые могут достигать достаточно высокой степени умственного развития.

Отмечено снижение уровня умственного развития у слепых, что может быть обусловлено следующими факторами:

- сенсорная депривация. М.С. Певзнер (1966) обнаружила задержку интеллектуального развития в виде более позднего формирования обобщений, понятийного аппарата. Объясняют это тем, что недостаточность зрительной информации о внешнем мире тормозит становление познавательной деятельности.

- социально-психологическая депривация. Формируется в условиях, когда окружающие относятся к слепому ребенку недоброжелательно, эмоционально неадекватно, подчеркивают его моторную неловкость, неспособность к определенным формам деятельности. Это формирует у него пониженное настроение, снижается интерес к интеллектуальной деятельности, он становится пассивным, равнодушным. Подобным действием обладает и гиперопека, способствующая развитию низкой интеллектуальной активности, безынициативности, безволия.

- наличие нарушений со стороны соматической или нервно - психической систем, которые ослабляют психическую деятельность ребенка, дополнительно ограничивают его интеллектуальные возможности. Они создают неблагоприятный фон, на которого задерживается развитие мышления.

При отсутствии этих факторов слепой ребенок психологически адаптирован, не подозревает о наличии у него дефекта зрения и ведет практически полноценный образ жизни. Имеющиеся недостатки в значительной степени компенсируются другими системами. При этом слепые проявляют повышенную склонность к философскому, математическому мышлению, научной и музыкальной деятельности.

4) Речь. Характеризуется большим словарным запасом, который может вызывать "перегруженность" речи. Отмечается также неправильное соотнесение между названием и самим предметом, это обусловлено отсутствием зрительной информации об обьекте. Преобладают общие формальные знания над конкретными, что обуславливает неверное употребление слов.

3. Особенности моторики

1) Гипокинезия - замедленность, инертность движений, предпочтение малоподвижного образа жизни.

2) Навязчивые движения - разнообразные стереотипные непроизвольные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук. Наиболее часто встречается "тремор пальцев рук", ''нистагм глаз ''.

3) Амимичность. Бедность мимической экспрессии, характерный "взгляд в пустоту".

4) Нарушение походки. Она становится замедленной, осторожной, недостаточно координированной.

5) Физическая диспластичность, астеничность, с недостаточным развитием мышечной системы; нарушение осанки.

6) Способны более точно исследовать предмет с помощью осязания, что используется для чтения точечного алфавитного шрифта Брайля. Каждая буква состоит из нескольких рельефных точек, расположенных в два вертикальных ряда. Для чтения используется указательный палец.

4. Личность слепых

Личность слепого зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особый тип личности, поэтому между ним и родителями с периода новорожденности уставляется определенная эмоциональная напряженность, связанная, в частности, с чувством вины и депрессионным настроением, возникающими у родителей. Это вызывает дополнительную эмоциональную изоляцию ребенка, психологическое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует особое эмоциональное отношение к себе: в нем видят больного ребенка, требующего постоянной заботы (гиперопека). Это вызывает безразличие к людям, эмоционально нейтральное отношение к своему будущему, апатию, снижение настроения, общей психической активности, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения обуславливает малоподвижный образ жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, значительно отличающимися от окружающих людей. Вследствие этого они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющаяся аномалия зрения вызывает желание добиться равенства отношений со зрячими. Это обуславливает формирование таких черт личности как тщеславие, повышенная обидчивость, скрытность. Одновременно формируются психологические механизмы защиты. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением и т.д.

5. Типы патохарактерологического развития личности

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне наследственной отягощенности, церебро-органической недостаточности, врожденных особенностей личности, соматических заболеваний и т.д. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменений личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

1) Невротический тип. Характеризуется более благоприятным развитием личности. Декомпенсация состояния происходит под влиянием патогенных соматических или психогенных факторов.

А - астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживают сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Они легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушения сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б - тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в раннем детстве (до 3 лет). Дети отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В подростковом возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Типичны различные страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, что сопровождается снижением работоспособности.

В - истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали, и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись чрезмерное фантазирование, демонстративное поведение. Декомпенсация усиливается к юношескому вoзpacту, когда появляется демонстративность, вычурность поведения, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, но очень сензитивны, внушаемы.

Г - ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивает к 18-20 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на различные неприятные ощущения в теле, в разных органах; страх различных болезней.

2) Аутистический тип. Наблюдается отягощенность различными нервно-психическими заболеваниями (неврозы, церебро-органическая патология, алкоголизм родителей, неблагоприятная семейная обстановка и т. д.). Формируется склонность к замкнутому образу жизни, повышенной чувствительности; они застенчивые, глубоко переживают свою сенсорную недостаточность. В подростковом кризисе возникают идеи собственной неполноценности. Настроение снижено, отмечается эмоциональная холодность, или недоброжелательность к окружающим. Могут возникать идеи отношения или самоуничижения.

3) Возбудимый тип. С раннего детства наблюдаются явления церебро-органической недостаточности, частые головные боли; в анамнезе обычно неблагоприятные роды с осложнениями. Склонны к повышенной раздражительности, агрессивности. К подростковому кризису возникают вязкость и инертность мышления, педантичность, отмечаются значительные колебания настроения. Рано оставляют учебу в школе, начинают работать, но на работе отличаются повышенной конфликтностью, раздражительностью. Склонны к алкоголизму, девиантному поведению.

Вопросы и задания

Проанализируйте особенности восприятия при недостаточности зрения.

Дайте оценку познавательным процессам.

В чем заключаются отклонения моторики?

Каковы особенности личности слепых?

Дайте характеристику типам патохарактерологического развития личности.

Литература

1. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

2. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

3. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: 1999.

5. Матвеев В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. – М., 1987.

6. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых. – М., 1980.

7. Трошин О.В., Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н. Новгород, 1998.


Семинар 4. Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха

1. Основные закономерности психического развития при сенсорном дизонтогенезе

Недостаточность зрения и слуха является основной причиной формирования сенсорного дефекта как психофизиологического дефицита определенных анализаторов. Это, в свою очередь, вызывает вторичные психоэмоциональные отклонения в развитии. Кроме того, сенсорные нарушения могут быть также связаны с недостаточностью проприоцептивной (мышечно-суставной), тактильной и вестибулярной чувствительности. Но они имеют второстепенное значение или сопутствуют недостаточности зрения и слуха.

Сенсорная аномалия и вторичные нарушения вызывают отклонение от обычной стадии возрастного развития, на которой находится данный ребенок. В результате формируется сенсорный дизонтогенез. Его особенностью является дефицитарное психическое развитие. Этот тип дизонтогенеза, в целом, связан с первичной недостаточностью отдельных анализаторных систем: не только зрения, слуха, но и речи, опорно-двигательной системы, а также с заболеваниями внутренних органов (пороки сердца, бронхиальная астма, эндокринные заболевания и т.д.). При этом наибольшей выраженности дефицитарный тип психического развития формируется при сенсорной недостаточности.

2. Общая психологическая структура сенсорных нарушений

Психологическая структура сенсорной аномалии определяется соотношением различных параметров первичного дефекта (его характера, времени возникновения, степени тяжести) и особенностей образования вторичных нарушений.

1) Степень выраженности сенсорной аномалии. Так, умеренный дефект слуха предполагает определенную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться: нечеткость артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность словарного запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы (Тигранова Л.И., 1978). Полное же выпадение слуха при отсутствии специального обучения приводит к немоте ребенка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты