Коррекционная педагогика. Возрастная психология

В состав диагноза также входит прогноз, состоящий из двух частей: 1) при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая коррекционная работа; 2) и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет. Продумывается кому и в какой форме можно сообщить о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития школьника.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части. Первая осуществляется самим психологом, а вторая совместно с учителем или родителями. Рекомендации, даваемые психологом должны быть простыми и понятными тем, кому они предназначены.

Важную роль при этом играет личность самого психолога. Успешное личностное взаимодействие психолога и ребенка, требует от последнего терпения, находчивости, умения контролировать свое поведение, способность вызвать к себе положительное отношение, чувство симпатии и доверия. Психолог должен развивать в себе особое состояние эмпатического сопереживания с установками, чувством, опытом и поведением другого человека.

6.Общие понятия об одаренных детях

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им определенной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам. При этом врожденными являются только задатки – анатомофизиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания развиваются его способности. В психологии различают общие и специальные способности. Общие способности или интеллектуальные проявляются во многих формах деятельности. Специальные способности – это предрасположенность к отдельным выдам деятельности.

Н.С. Лейтес предложил типологию одаренных детей:

1. Учащиеся с ранним подъемом интеллекта /общих способностей/ характерен быстрый темп учебы за счет раннего развития интеллекта. К 3-4 годам они обучаются чтению, письму и счету, затем увлекаются определенной областью знаний и далеко продвигаются и преуспевают в ней . Характерно постоянное стремление к новой умственной нагрузке.

2. Дети со специальными способностями /ярким проявлением способностей и определенным видом деятельности/. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются определенные задатки. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.

3. Дети с потенциальными признаками одаренности. Они не идут впереди своих сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которое указывает на незаурядные способности. Для них характерна оригинальность и самостоятельность суждений, неординарная точка зрения по разным вопросам. Часто их способности проявляются в более позднем возрасте, когда появляются необходимые условия для реализации задатков.

7.Возрастная динамика одаренности

Имеется возрастная динамика одаренности. Это связано с явлением сензитивных периодов развития, когда обнаруживаются наиболее благоприятные возможности для определенного развития. Такими возрастными предпосылками способностей у младших школьников являются повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новые знания, вера в истинность того, чему учат. У школьников средних классов отмечаются возросшая самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей. У старших школьников активизируется аналитическое мышление и особая эмоциональная восприимчивость.

Причем необходимо учитывать, что способности характеризуют только те свойства, которые не исчезают при переходе к новому возрасту. Кроме того, яркие проявления детской одаренности могут быть следствием сочетаний свойств и возможностей разных возрастных периодов. Так, дети дошкольного и младшего школьного возраста опережают своих сверстников не просто по объему знаний и умений , но и по своей активности, деятельной энергии и самостоятельности, т.е. по тем качествам, которые присущи уже подростковому периоду. Одаренных подростков отличают на фоне ярко выраженных черт их возраста такие качества, как самостоятельность в занятиях, т.е. черты следующего возрастного периода. Возрастные особенности ранней юности могут усиливаться за счет сохранившихся качеств более младших возрастов.

Дальнейшее развитие одаренных детей может протекать по-разному, но чаще всего происходит постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей, т.к. часто в основе детской одаренности лежат возрастные особенности и неравномерность хода развития ребенка. Обращая особое внимание на детей с ранними интеллектуальными достижениями, неверно считать, что у других детей, не показавших ранних признаков одаренности, в дальнейшем не могут развиться выдающиеся способности. Дремлющие способности могут быстро развиться при удачном индивидуальном подходе и особо благоприятных обстоятельствах; обнаружение одаренности в более позднем возрасте может быть обусловлено генетически; развитие способностей зависит от формирующихся с годами черт характера, всего склада личности, от выбора наиболее адекватной формы профессиональной деятельности.

8.Активность и одаренность

Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку и является следствием природной потребности ребенка в новых впечатлениях и действиях. Саморегуляция способствует развитию активности, что проявляется в настойчивости, в умении сосредоточить свои силы для преодоления возникающих трудностей, целеустремленности. Одаренные дети отличаются особой активностью и высокой саморегуляцией.

У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой для развития способностей чрезвычайно велико. Учеников средних классов отличает высокая общая энергия, готовность участвовать в самых разных видах деятельности. Для них свойственно одновременное участие в нескольких кружках или секциях, одно их увлечение проходит, только сменяясь другим, не менее сильным. Старшеклассники более избирательны и самостоятельны в своих занятиях. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования специальных склонностей и способностей.

Отмечено, что высокоактивизированные подростки лучше учатся, но по гуманитарным предметам высокий уровень успеваемости показывают и подростки с низким уровнем активности. Считается, что сочетание слабости, инертности, низкой активированности способствует чаще формированию “мыслительного” типа, а сочетание силы, лабильности, высокой активированности - “художественного типа”.

Вопросы и задания

В чем заключаются задачи психодиагностики?

Какие этапы психодиагностики можно выделить?

Какие формы запроса к психологу вы знаете?

Перечислите методы психодиагностики.

Как взаимодействует процесс постановки диагноза и психокррекция?

Дайте общую характеристику одаренным детям.

Проанализируйте возрастную динамику одаренности.

Как соотносятся активность и одаренность?

Литература

1. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанова.- М., 1998

2. Немов Р.С. Психология.- М., 1995.

3. Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.

4. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000


ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Составитель: О.В. Трошин, д-р. мед. наук, профессор

1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса - изучение предметных дисциплин по специальности "Специальная психология". Она содержит основы общих психологических знаний, коррекционной методологии, необходимых студентам на 3 семестре 2 года обучения. Данный предмет готовит их к усвоению содержания специальных дисциплин второго уровня бакалавриата.

Задачи:

1) учащиеся должны овладеть общетеоретическими и методологическими основами специальной психологии и педагогики

2) узнать историю и тенденции развития коррекционной науки, ее связь с педагогической и общественно-исторической практикой.

3) должны освоить особенности, структуру, функционирование и принципы развития системы коррекционной педагогики, современные черты специальной психологии и ее динамику.

4) владеть знаниями об аномалиях развития детей, механизмах формирования дефектов, их классификации, диагностики и коррекции.

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Данная учебная дисциплина начинается с введение в нее, затем дается общая характеристика детей с отклонениями в развитии. Далее разбирается частный учебный материал по особенностям детей с нарушениями интеллекта, ЗПР, сенсорными, речевыми, двигательными расстройствами. Рассматриваются основные типы коррекционных учреждений, их функции, принципы работы психолого-медико-педагогической консультации и основы диагностики и отбора детей с отклонениями в развитии.

На освоение дисциплины отводится 34 учебных часа, из них: лекций - 22, семинаров и практических занятий - 12. Вопросы программы предназначенные для самостоятельной работы, помечены крестиком.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1.Общая трудоемкость дисциплины

68

3

2.Аудиторные занятия

34


3.Лекции

22


4.Семинары

12


5.Самостоятельная работа



6.Реферат


+

7.Вид итогового контроля




4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Тематический план

Наименование разделов и тем

всего

Лекц. Практ. Контр.

Практ.

Раздел 1. Общий

1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии




2

2


2. Общая характеристика детей с отклонениями в развитии

4

2

2

Раздел 2.Частные особенности детей по типам отклонений в развитии

3.Особенности детей с нарушениями интеллекта

4

4


4.Дети с задержкой психического развития

4

2

2

5.Сенсорные нарушения

6

4

2

6.Речевые расстройства

4

2

2

7.Нарушение опорно-двигательного аппарата

2

2


Раздел 3. Принципы организации коррекционной службы




8.Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии

6

2

4

9.Психолого-медико-педагогическая консультация, реабилитационные центры

центры центры

2

2


ВСЕГО:

34

22

12

4.2 Содержание разделов дисциплин

Лекционный курс

Раздел 1. Общий

Тема 1. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии

Специальная психология и педагогика, предмет, задачи, методология. Краткая история развития, современные проблемы и тенденции. Связь дисциплины с педагогикой, медициной, психологией; направления их интеграции.

Тема 2. Общая характеристика детей с отклонениями в развитии

Норма и отклонения в соматическом, психическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Эволюции этих понятий. Структуры дефекта, первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии. Комбинированные нарушения. Единство биологических и социальных факторов /депривация сенсорная, интеллектуальная, социальная/. Аномальное развитие. Категории, классификация и статистика нарушений развития.

Раздел 2. Частные особенности детей по типам отклонений в развитии

Тема 3. Особенности детей с нарушениями интеллекта

З.1 Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Психическое недоразвитие /инфантилизм/. Деменция.

З.2 Отличия познавательной, эмоционально-волевой сферы личности и деятельности олигофренов. Необратимость дефекта.

Тема 4. Дети с задержкой психического развития

Задержка психического развития как нарушение темпа формирования психики. Этиология, патогенез, систематика ЗПР. Структура дефекта при ЗПР, его обратимость. Сохранность мыслительных операций при ЗПР. Личность и деятельность детей с ЗПР.

Тема 5. Сенсорные нарушения

5.1 Дети с нарушениями слуха. Этиопатогенез различных форм глухоты. Критерии оценки глубины слухового дефекта, особенности его структуры. Характер депривационного синдрома, пространственная ориентация, варианты патохарактерологического развития личности. Принципы профилактики, коррекции и реабилитации.

5.2 Дети с нарушениями зрения. Причины, механизмы развития типов слепоты. Особенности диагностики различных форм. Отличия структуры дефекта, депривационные психологические нарушения. Деавтоматизация поведения, ориентации, патохарактерологическое развитие. Основы коррекции и реабилитации.

Тема 6. Речевые расстройства

Речь. Психофизиологические механизмы речи. Принципы логопедии. Связь речи с развитием других психологических свойств личности логопеда. Классификации речевых расстройств /клинико-педагогическая, психолого-педагогическая/. Основы диагностики и формы логопедической работы.

Тема 7. Нарушения опорно-двигательного аппарата

Нарушения двигательной сферы. ДЦП и другие формы расстройств. Этиопатогенез, диагностика. Сочетание двигательных, эмоционально - волевых, интеллектуальных и личностных нарушений. Комплексный подход к лечению, коррекции и реабилитации.

Раздел 3. Принципы организации коррекционной службы

Тема 8. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии

Общественное положение аномальных детей. Принципы организации системы специальных учреждений. Основные типы учреждений для аномальных детей. Их задачи, контингент, особенности реабилитации.

Тема 9. Психолого-медико-педагогическая консультация и реабилитационные центры

Принципы и организация комплектовали учреждений для аномальных детей. Психолого-медико-педагогическая консультация /ПМПК/, ее структура, задачи, принципы работы. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование, динамическое наблюдение. Формы реабилитационных центров, их структура, взаимодействие с другими службами.

Семинарские и практические занятия

Тема 1. Понятия, методологии специальной психологии и педагогики

Аксиологическая концепция коррекционной педагогики. Ребенок как субьект и объект воспитания. Понятие сегрегации и интеграции. Виды интеграции. Результативность воспитания. Компенсация дефекта, псевдокомпенсация, сверхкомпенсация. Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, интеграция. Актуальный уровень развития, зона ближайшего развитие.

Тема 2. 3адержка психического развития, педагогическая запущенность

Формы ЗПР, их диагностика и реабилитация. Неорганический характер педагогической запущенности, сохранность познавательной деятельности, доминирование мотивационно-личностных нарушений.

Тема 3. Сенсорный дефект

Особенности познавательной деятельности. Сенсорный дефект и личность, структура личности. Личность и деятельность. Основные закономерности психического развитие, их своеобразие при сенсорном дезонтогенезе. Принципы реабилитации и коррекции.

Тема 4. Речевые нарушения

Речевая система, отделы, механизмы функционирование. Взаимодействие речи с психологической системой. Формы речевых нарушений. Принципы диагностики и логопедической помощи.

Тема 5. Типы специальных учреждений

Социальный статус детей с отклонениями в развитии. Особенности структуры, принципов организации, задач и методов коррекции I-VIII типов специальных учреждений.

Тема 6. Специальные учреждения для детей с девиантным поведением

Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Психопатия, стойкое нарушение адаптации как ведущий синдром, дисгармоничное развитие. Девиантное поведение, деликватное поведение. Особенности специальных учреждений IX типа.

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1990.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.

3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.

4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.,1992.

5. Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. - Л., I985.

6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.

7. Назарова Н.М. Специальная педагогика.- М., 1999.

8. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика.- М., 1999.

9. Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000.

10. Трошин О.В. Основы коррекционной педагогики.- Н. Новгород,2000.

б) дополнительная литература

1. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., I993.

2. Сухарева Г.И. Лекции по психиатрии детского возраста.- М., 1974.

3. Ермаков В.П., Якунина Т.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.

4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - M., I987.

5. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984.

6. Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб., 1995.

7. Введение в патопсихологию. - М.: МГУ, 1989.

8. Основы специальной психологии и педагогики / Под ред. О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1999. – Т.6.

9. Специальная психология и педагогика / Под ред. О.В. Трошина/.- Н. Новгород, 1999.- Т.5.

5.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Специальная психология» используется специализированный класс «Специальная психология и логопедия», специализированная лаборатория «Психология коммуникации»; телевизор с видеомагнитофоном для демонстрации учебных фильмов; музыкальный центр, применяемый при изучении особенностей речевых нарушений; два персональных компьютера для исследования методов психодиагностики и программ психокоррекции детей с отклонениями в психической развитии.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При подготовке к лекционным занятиям студентам необходимо внимательно прочитать и продумать записи предыдущих лекций. При этом необходимо выделить определения основных понятий, составить блок-логическую схему материала, создать собственную систему осознания темы. Требуется прочитать и проанализировать рекомендуемую к теме литературу, сделать необходимые записи в форме конспектов, тезисов и выписок. Вопросы, помеченные в программе крестиком выносятся на самостоятельное изучение студентов. Уровень усвоения полученных знаний оценивается с помощью трех контрольных работ, осуществляемых в рамках общего учебного времени по типу тестового задания.

Содержание семинарских занятий предполагает тщательное изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованной к курсу. В результате чего составляются конспекты, тезисы, выписки.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Психолого-педагогические особенности кризиса 7 лет у детей с ЗПР.

2. Психолого-педагогическая характеристика пубертатного периода у детей с ЗПР.

3. Кризис 3-х лет у детей с нарушениями слуха.

4. Анализ кризиса 3-х дет при нарушениях зрения.

ВОПРОСЫ К КУРСУ

1. Коррекционная педагогика и специальной психология как наука, их предмет и объект исследования.

2. История развития коррекционной педагогики и специальной психологии.

3. Связь коррекционной педагогики и специальной психологии со смежными дисциплинами.

4. Внутрисистемные и межсистемные связи коррекционной педагогики и специальной психологии.

5. Принципы коррекционной педагогики и специальной психологии, их методология.

6. Специфика обучения и воспитания аномальных детей.

7. Понятие аномальный ребенок.

8. Эволюция взглядов на аномальное развитие.

9. Особенности аномального ребенка.

10. Соотношение первичных и вторичных дефектов развития.

11. Врождённые причины детских аномалий и нарушений развития.

12. Пpиoбpетенныe причины детских аномалий и нарушений развития.

13. Проблемы обучения и воспитания аномальных детей.

14. Понятие умственной отсталости и олигофрении.

15. Причины олигофрении.

16. Степени умственной отсталости при олигофрении: охарактеризовать детей-идиотов.

17. Степени умственной отсталости при олигофрении: охарактеризовать детей-имбецилов.

18. Степени умственной отсталости при олигофрении: охарактеризовать детей-дебилов.

19. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов.

20. Поврежденное психическое развитие. Деменция.

21. Понятие задержки развития, её причины.

22. Охарактеризуйте ЗПР конституционального и психогенного происхождения.

23. Проанализируйте ЗПР соматогенного и церебрально-органического происхождения.

24.Оцените внимание, память и мышление детей с ЗПР.

25. Рассмотрите устную и письменную речь, а также игровую деятельность детей с ЗПР.

26. Особенности несформированности готовности к обучению в массовой школе детей с ЗПР.

27. Речь и её значение для человека.

28. Речевая система, отделы и механизмы функционирования.

29. Нарушение устной речи: охарактеризуйте группу нарушений звукопроизносительной стороны речи.

30. Нарушения устной речи: охарактеризуйте группу фонационных и темпо-ритмических расстройств.

31. Охарактеризуйте нарушения письменной речи.

32. Проанализируйте основные виды логопедической помощи в нашей стране.

33. Значение слуха для человека, причины нарушений слуха.

34. Охарактеризуйте группу глухих детей.

З6. Особенности позднооглохших детей.

35. Отличия слабослышащих детей.

37. Охарактеризуйте слепых детей.

З8. Проанализируйте особенности слабовидящих детей.

39. Значение зрения для человека, причины нарушения зрения.

40. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, причины нарушений опорно-двигательного аппарата.

41. Факторы, сопутствующие разнообразным двигательным нарушениям.

42. Основные направления коррекционной работы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

43. Обучение и воспитание детей со сложными дефектами.

44. Оцените работу специальных учреждений для глухих детей.

45. Проанализируйте работу специальных. учреждений для позднооглохших и слабослышащиих детей.

46. 0характеризуйте работу специальных учреждений .для слепых и слабовидящих детей.

47. Оцените работу специальных учреждений для детей с речевыми

нарушениями.

48. Охарактеризуйте работу специальных учреждений для умственно отсталых детей.

49. Проанализируйте работу специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

50. Работа ПМПК.

Программа составлена в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 031900-специальная психология.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


«Будущее страны - в детях» (В.П.Кащенко)


Все большее внимание уделяется в обществе проблеме ребенка, в особенности, непрерывно возрастающим отклонениям в развитии у детей. Неблагоприятные экологические, политические и социальные факторы негативно изменяют генофонд нации, отражаясь на ухудшающемся духовном, психологическом и соматическом здоровье наших детей.

Еще в начале 20 века известный врач-педагог Лесгафт писал: «спасайте детей от физического, морального и умственного вырождения!» Этот призыв и стал лейтмотивом деятельности в течении уходящего века для специальной психологии и коррекционной педагогики. Но при этом Всеволод Петрович Кащенко подчеркивал, что отклонения в развитии во многом связаны с «дефектами общения и воспитания самих взрослых». Ведь детство – это психологическая и духовная ячейка социума, как целостной и сложной системы. Поэтому болезни детства отражают нездоровое состояние современного общества в целом.

В связи с этим деятельность специальных психологов и педагогов значительно расширяется сегодня и охватывает семейную, групповую, профессиональную, возрастную психологию и психокоррекцию, с активным внедрением методов медицинской психодиагностики и психотерапии. Она включает в себя методы психологической саморегуляции ребенка и взрослых, родителей и педагогов. Внутреннее саморазвитие психолога и педагога стало насущной задачей современности. Недаром В.П. Кащенко отмечал: «Учи и воспитывай, изучая!» А изучение психологических процессов должно начинаться со своего собственного внутреннего мира.

Поэтому все большее внимание уделяется неврологической и психиатрической подготовке специалистов по коррекционной педагогике: «работа педагога школы должна быть обоснована психологией, а деятельность педагога, занятого воспитанием исключительных детей, неминуемо освещена психоневрологией» (В.П. Кащенко). И хотя сами педагоги часто ревностно относятся к психоневрологам и клиническим психологам, но вся терминология, типологии и базисная коррекционная технология этой сферы знаний разработана и внедрена в советской дефектологии именно психоневрологами. Попытки предложить что-то свое особенное со стороны собственно педагогики по настоящее время не увенчалиь успехом.

Это особенно актуально в связи с увеличением числа умеренных и смешанных отклонений в развитии, требующих особенно тщательного медико-психологического исследования. «Полноценное будущее общества – в социальной полноценности его молодых поколений» (В.П. Кащенко). Именно это сближает специальную психологию с социальной, педагогической и клинической психологией, а также с социологией, культурологией и философией.

Только глубоко духовное и культурное содержание работы с детьми, а не сухая, пусть и совершенная методичность могут изменить существующее положение к лучшему. Проблема детства сокрыта глубоко в нашей собственной душе, душе взрослого человека.

Общим итогом пособия пусть прозвучат напутственные слова Всеволода Петровича: «Чего бы я боле всего пожелал вдумчивому читателю, так это понять сложнейший и многообразнейший в своих чертах и проявлениях обьект, именуемый ребенком, во всей его полноте, а также – целостности педагогических усилий» (В.П. Кащенко).

Только интеграция ведущих отраслей психологии, педагогики, медицины между собой и с остальными сферами науки в рамках, например, синтологического подхода, могут обеспечить решение этой сложнейшей проблемы современности. Поэтому данное многообразие сфер науки, отражает многогранность человеческой души, которая болеет и страдает не по частям, а вся стразу. Следовательно и ее излечение возможно лишь при интеграции усилий, причем на уровне самой души. Т.к. она обьединяет все в человеке, а его самого со всем окружающим миром. Будущее человечества – в душевной психологии и педагогики!

ТРОШИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор медицинских наук (1994), профессор психологии, заведующий кафедрой специальной психологии Нижегородского государственного педагогического университета (1996), член-корреспондент Международной славянской академии образования и культуры (1997); профессор кафедры неврологии Нижегородской государственной медицинской академии (1998); член диссертационного совета по коррекционной и педагогической психологии (1999).

Автор более 300 научных трудов (около 600 п.л.), в том числе 7 монографий и 5 руководств, 14 изобретений, 55 пособий. Подготовлено 5 кандидатских и 1 докторская диссертация; в аспирантуре разрабатывается 15 научных тем. Направление научной деятельности – системно-интегральный подход к психологии, педагогике, медицине (синтология):

1) психологические кризисы развития (кризология), синтологическая психология, специальная психология, психодиагностика и психотерапия;

2) нейропедагогика и педагогическая нейропсихология;

3) отоневрология, детская психоневрология и медицинская генетика.

За 17 лет практической и научной деятельности в психологии, в частности, исследованы: авиа-космическая и пространственная психология (пособия 1990-1998, монографии 1992,1994,1998),

психоневрология (пособия 1990-2000, 3 руководства);

религиозная и экзистенцианальная психология (монографии 1995, 1996);

психология сознания (пособия 1998-2000, монография 1997);

психологическая кризология (пособия «Кризология» (1997), «Кризонетика» (1998), «Кризологическая реабилитация» (1999);

синтологическая психология развития и законы психического онтогенеза (пособие 2000);

синтогенетическая психология и возрастная периодизация развития (пособие 2000);

онтонейропсихология («Педагогическая психоневрология, 1997);

позициометрия и универсальный психодиагностический подход («Нейропедагогика» (1999);

детская психофизиология («Диагностика психофизиологических состояний» (1994), «Оценка психофизиологического состояния школьников» (1997);

педагогическая нейропсихология (монография 1999);

клиническая нейропсихология (пособия 1998-2000);

педагогическая психология («Основы нейропедагогики» (1999); психология эмоциональной и речевой экспрессии (пособие «Психомимика» (1999); психология саморегуляции («Психология саморазвития личности» (2000);

история психологии (пособие 2000);

возрастная психология (пособие 2000);

специальная психология (пособия 1996-2000);

медицинская психология, психодиагностика и психотерапия (руководства 1998) и др.

Организатор кафедры специальной психологии и педагогики (1996), председатель научно-практического Нижегородского общества детских неврологов и психологов (1998). Преподавательская деятельность осуществляется в течение 15 лет по учебным курсам: основам специальной психологии, основам коррекционной педагогики, психологии детей с проблемами развития, возрастной психологии, психологии саморазвития личности, истории психологии, нейропсихологии, неврологии, нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, речевым и сенсорным системам, общей патологии, основам генетики, медицинской генетике, психогенетике, медицинской психологии и психотерапии, рефлексотерапии и восточной медицине и др. По всем учебным курсам (17) подготовлены методические пособия, опубликованные в 1990-2000 гг.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты