Коррекционная педагогика. Возрастная психология

8. Динамический подход с учетом процесса развития ребенка. Он означает длительное наблюдение за характером его развития, тщательный анализ истории его болезни. Позволяет открыть его потенциальные возможности, зону ближайшего развития.

9. Исследование возрастных и динамических кризисов психологического развития. Дает возможность оценить динамику психологического развития в наиболее важные периоды и фазы становления психологических систем и новообразований.

10. Индивидуальный подход к ребенку. Учитывается его эмоциональное состояние готовность идти на контакт. Принимаются меры для преодоления беспокойства, настороженности, замкнутости: создается доброжелательная, спокойная обстановка, помогающая ребенку раскрыть свои индивидуальные способности. Современная специальная психология является индивидуально-центрированной.

11. Оценка особенностей психологической адаптации индивидуальности.

12. Анализ уровня социальной интеграции

3. Состав и организация работы ПМПК

В состав ПМПК входят специалисты – консультанты (психологи, логопеды, олигофренопедагоги, врачи – детские психиатры, неврологи и др.). Для консультации привлекаются специалисты – консультанты на условиях почасовой оплаты.

ПМПК осуществляет работу непосредственно в помещении консультации и в учебно–воспитательных учреждениях, расположенных в зоне ее действия круглый год по определенному графику с учетом ежедневной пропускной способности не более 10 человек с нормой 40 – 60 минут на одного человека. ПМПК проводит свою работу в сотрудничестве с органами народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, инспекциями по делам несовершеннолетних, а также с общественными организациями данного региона (фондами, ассоциациями и др.).

Направление детей и подростков на консультацию осуществляется по инициативе учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей (лиц, их заменяющих) при предъявлении следующих документов:

1)  свидетельства о рождении;

2)  подробная выписка из истории развития (болезни) ребенка;

3)  подробная характеристика детей, воспитывающихся в детских учреждениях;

4)  тетради с работами по родному языку, математики, рисунки детей, обучающихся в школе.

На основании данных обследований ребенка специалистам - консультантам ПМПК дается заключение о характере отклонений в его развитии и принимает коллегиальное решение о форме организации коррекционного обучения, воспитания и лечения ребенка с учетом его психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, при необходимости даются рекомендации по реабилитации, социальной адаптации, трудоустройству.

В тех случаях, когда окончательный диагноз может быть установлен лишь в процессе учебно-воспитательной работы, ПМПК дает рекомендации об обучении ребенка в специальном учебно-воспитательном учреждении с диагностическим сроком (1 год), осуществляется наблюдение за динамикой развития.

4.  Психологическая диагностика

Особенности аффективно-личностной сферы:

1.  Контакт

2.  Интерес

3.  Аффективный компонент продуктивности

4.  Активность

5.  Критика

Особенности работоспособности:

6.  Динамика продуктивности

7.  Истощаемость

8.  Переключаемость

9.  Внимание

Общая характеристика деятельности:

10.  Ориентировочная деятельность

11.  Понимание обращенной речи

12.  Вербализация

13. Целенаправленность

Частные показатели интеллектуально-мнестической деятельности:

Непосредственная память (кратковременная)

Опосредованная память (долговременная)

Простое кодирование

Качество опосредованного запоминания

Доступность опосредования

Динамика обучения (обучающий эксперимент)

Качество переноса (обучающий эксперимент)

Конструктивный праксис

Логические построения

Простые обобщения

Усложненные обобщения

Анализ обобщения

Анализ несообразностей

По каждому из перечисленных параметров начисляются соответственно баллы, которые затем суммируются по группам показателей.

5.  Коррекционная работа с детьми

Содержание и методика работы с детьми в каждом конкретном случае определяются специалистами консультации, исходя из психофизического развития ребенка, его возраста, поставленных задач (подготовка к школе, преодоление трудностей в усвоении того или иного материала, формирование навыков само регуляции и т.д.)

Важнейшим фактором, стимулирующим развитие ребенка, поэтому в коррекционной работе на ряду со специальными упражнениями по развитию двигательной сферы ребенка следует заниматься и укреплением мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев рук. Для этих целей полезны такие упражнения: лепка из глины, пластилина, сжимание поочередно левой и правой рукой сначала не тугих, а затем более тугих резиновых предметов (груши, мяча, эспандера и т.д.), шнуровка, развязывание узелков, нанизывание на проволоку пуговиц и т.д.; открывание и закрывание пузырьков; прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам; обводка по контурам, по трафарету, через прозрачную бумагу; штриховка, раскрашивание; вырезание; сгибание бумаги, упражнение с пальцами, занятия с мозаикой и др.

Для развития ориентировки в пространстве можно рекомендовать следующие задания: определение правой – левой стороны у себя, на своем изображении в зеркале, на картинке; определение местоположения предметов по отношению к ребенку: ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине и т.д.); симметричное дорисовывание предмета, восприятие «зашумленных» предметов, букв, цифр; составление фигур из палочек, полосок (по образцу, по памяти).

Для развития памяти полезны игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других (показать 4-5 предметов и затем выбрать их из 8-10 предметов), сказать, что изменилось. Рекомендуется выкладывать узоры по памяти, повторять, слова, цифры, а также тренировать преднамеренное запоминание, учить приемам запоминания.

Развитию всех видов мышления способствуют занятия рисование (декоративным, с натуры, по воображению, тематическим), лепкой, аппликацией, конструированием и т.п. Эти занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы.

В процессе всех занятий необходимо развивать и корригировать речь детей, формировать планирующую функцию речи. В случае, когда это необходимо проводится логопедическая работа.

Вопросы и задания

1. В чем заключаются задачи ПМПК?

2. Дайте общую характеристику ее деятельности.

3. Каковы основные принципы комплектования учреждения для детей с отклонениями в развитии?

4. Как организована работа психолого-медико–педагогической комиссии и каковы возможные пути ее совершенствования?

5. Возможности психологической диагностики в ПМПК.

6. Как осуществляется коррекционная работа?

Литература

1. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого – педагогического обследования детей в медико – педагогических комиссиях. – М.,1985.

2. Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий //Дефектология. – 1988. – №1.

3. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителей / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Мачихина. - М., 1983.

4. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999

5. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

6. Зайцева И.А. Коррекционная педагогика.- М., 2002

7. Коррекционная педагогика / Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998


Семинар 8. Современное положение о деятельности ПМПК

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК), которые создаются органами управления образованием на региональном и муниципальном уровнях Министерством образования Российской Федерации - на федеральном уровне.

2. ПМПК является учреждением (далее считать термины "учреждение" и "ПМПК" тождественными) системы образования и реализует диагностико-коррекционную деятельность в отношении детей и подростков с отклонениями в развитии от 0до18лет.

3. Методическое руководство работой ПМПК осуществляется Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, органами управления образованием и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Положением.

II. Цель и основные задачи ПМПК

5. Цель ПМПК - выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.

6. Основными задачами ПМПК являются:

• раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;

• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика нарушений развития ребенка и его резервных возможностей;

• определение специальных условий для получения образования несовершеннолетним;

• подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также - лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• использование и/или формирование информационной базы данных о научно-исследовательских, лечебно-профилактических, оздоровительных, реабилитационных и других учреждениях, в которые ПМПК направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в соответствии с показаниями, при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• стимуляция процессов интеграции в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

III. Организация деятельности ПМПК

7. Учреждение создается учредителем (учредителями) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму учреждения.

Учредителем (учредителями) государственной ПМПК могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителями муниципальной ПМПК являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство учреждения.

9. Учредительными документами учреждения являются решение учредителя (договор между учредителями) о его создании, а также устав учреждения, утверждаемый учредителем (учредителями).

10. Передача государственных учреждений в ведение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних.

11. Отношения между учредителем (учредителями) и ПМПК определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у ПМПК с момента ее государственной регистрации, а право на ведение диагностико-коррекционной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с момента выдачи ей лицензии соответствующими органами управления образованием и органами управления здравоохранением в рамках их компетенции.

13. ПМПК с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных организациях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

14. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

15. ПМПК в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании объединений в форме ассоциаций и союзов.

16. ПМПК регионального уровня учреждаются в среднем на сто тысяч, а ПМПК муниципального уровня - на десять тысяч несовершеннолетних. На территории каждого субъекта Российской Федерации создается, как минимум, одна ПМПК.

17. ПМПК субъектов Российской Федерации являются головными по отношению к ПМПК муниципального уровня. ПМПК муниципального уровня являются головными по отношению к психолого-медико-педагогическим консилиумам (ПМПк) образовательных учреждений, имеющихся на данной территории.

18. Реорганизация и ликвидация ПМПК осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

IV. Работники ПМПК

19. Порядок комплектования ПМПК педагогическими, медицинскими и другими работниками регламентируется ее уставом. Для работников ПМПК работодателем является данное учреждение.

На педагогическую, медицинскую, психологическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию (далее - специалисты), которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, указанные в пункте 2 статьи 53 Закона Российской Федерации "Об образовании".

20. Отношения между работником и администрацией ПМПК регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

Срок действия контракта определяется работником и работодателем при его заключении.

21. Работники ПМПК имеют право на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения, на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

22. При исполнении профессиональных обязанностей специалисты ПМПК имеют право на свободу выбора и использования методик диагностики и коррекции отклонений в развитии; методов оценки эффективности диагностико-коррекционных мер, соответствующих рекомендациям ПМПК.

23. Заведующий ПМПК назначается на должность учредителем (учредителями) из числа высококвалифицированных специалистов психолого-медико-педагогического профиля, имеющих дополнительную квалификацию по одной или нескольким из следующих специальностей: коррекционная педагогика, клиническая психология, специальная психология.

24. Работники ПМПК имеют право на социальные льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

V. Организация диагностико-коррекционного процесса в ПМПК

25. Обеспечение диагностико-коррекционного процесса осуществляется педагогическими работниками: специалистами в области коррекционной педагогики, дефектологии (олигофрено-, сурдо-, тифло- педагогики, логопедии), социальной педагогики; психологами: специалистами в области специальной психологии, клинической (медицинской) психологии; медицинскими работниками: специалистами в области психиатрии, неврологии, офтальмологии, сурдологии, ортопедии и др., а также другими педагогическими, медицинскими работниками, психологами, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности ПМПК .

Медицинское обследование детей и подростков с отклонениями в развитии обеспечивается штатными или специально закрепленными за ПМПК органами управления здравоохранением медицинскими работниками.

26. Направление несовершеннолетних в ПМПК осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Инициаторами обследования несовершеннолетнего в ПМПК могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии.

27. Предварительная запись ребенка на обследование осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ставятся в известность о необходимости представления в ПМПК следующих документов:

• свидетельства о рождении ребенка (предъявляется);

• копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), копий заключений специалистов ПМПК (представляются, только, если ребенок обучается и/или воспитывается в образовательном учреждении);

• подробной выписки из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда), наблюдающих ребенка в детской поликлинике по месту жительства. При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка:

• педагогической характеристики (представляется только на обучающегося, воспитанника образовательного, учреждения, составляется педагогом, непосредственно работающим с ребенком, и заверяется директором (заведующим) образовательным учреждением);

К документам прилагаются образцы письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

28. ПМПК ведется следующая документация:

• журнал предварительной записи детей на обследование в ПМПК;

• журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;

• карта (папка) развития ребенка с протоколами, дневником динамического наблюдения, заключениями специалистов и коллегиальным заключением ПМПК (хранится в ПМПК не менее 10 лет).

29. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями, исключающими возникновение психотравмирующих и неэтичных ситуаций. По результатам обследования каждый специалист составляет заключение.

30. На основании заключений специалистов ПМПК составляется коллегиальное заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка с отклонениями в развитии на обеспечение специальных условий для получения им образования.

31. В случае несогласия с коллегиальным заключением ПМПК родители (законные представители) имеют право обратиться в вышестоящую ПМПК.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику организации ПМПК

2. Каковы цели и задачи ПМПК

3. Кто входит в штат ПМПК?

4. Проанализируйте организацию диагностико-коррекционного процесса в ПМПК.

РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты