В настоящее время существует дифференцированная система специальных школ для аномальных детей, насчитывающая десять основных типов учреждений. Все они делятся на дошкольные и школьные. Выделяют учреждения для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми формами нарушений речи, умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с девиантным поведением.
Подготовка кадров для коррекционной педагогики осуществляется соответствующими факультетами и отделениями университетов. В г. Н. Новгороде подготовку специалистов по специальной психологии осуществляет дневное отделение НГПУ под руководством кафедры специальной психологии.
2. Актуальные проблемы специальной психологии
1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллектуальных нарушении. Первое связывают с прогрессом в области медицины, а второе - с увеличением злоупотребления алкоголем, с распространением наркомании и токсикомании. Все это определяет необходимость дальнейшего увеличения числа специальных учреждений коррекционно-педагогической службы.
2. Специальная психология, развивающаяся как пограничная область знаний между медициной, педагогикой и социальной службой. Поэтому имеется необходимость в дальнейшей их интеграции для решения общих проблем аномальных детей. Но, к сожалению, эти сферы знаний имеют свои классификации, методические подходы, источники финансирования. Адекватным подходом к преодолению их изолированности являются ПМПК и комплексные реабилитационные центры.
3. Только 8-9% сотрудников специальных учреждений имеют специальное образование. Это требует увеличения объема подготовки и специализации по специальной психологии и коррекционной педагогике при университетах.
4. Значительно увеличилось количество сложных и смешанных отклонений развития. Это значительно утяжеляет нарушения, осложняет возможности их диагностики и коррекции; требует более дифференцированного подхода к их диагностике и коррекции. В связи с усилением асоциальных явлений в обществе увеличилось количество детей с девиантным поведением и сирот, детей-инвалидов для которых организуются специальные типы учебных заведений.
5. По решению министерства образования с 1992 приоритетным направлением развития специальной психологии и коррекционной педагогики является создание специальных классов КРО (дети с ЗПР) и КО (дети группы риска) в общеобразовательных школах. Это сближает возможности обучения аномальных детей со своими сверстниками и уменьшает возможность развития вторичных психологических нарушений.
6. Важное значение в связи с ростом благосостояния определенной категории лиц начинает выполнять специальное домашнее обучение, осуществляемое без изоляции ребенка от семьи и семейного воспитания, что обеспечивает более адекватное развитие его психики. Это именьшает возможность формирования различных форм депривации.
7. Быстрое увеличение числа пограничных психологических нарушений и уменьшение тяжелых аномалии привело к принятию Министерством образования приказа о преимущественном развитии не специальных учреждений, а подготовки кадров по специальной психологии для работы в общеобразовательных учреждениях, с 1996 г. выделяются соответствующие штатные должности. Кроме того, специалисты-дефектологи требуются в широко развертываемую в настоящее время сеть ПМПК, реабилитационных центров, больниц.
3. Тенденции развития специальной психологии
- в настоящее время 45% детей с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных школах, что определяет приоритеты специального образования;
- активно развивается специальная система домашнего обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и школы надомного обучения (особенно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- внедряются формы постинтернатной адаптации выпускников (умственно отсталых, слепых, глухих и др.), обеспечивается их профессиональное образование;
- создаются дошкольные варианты компенсирующего обучения для ранней коррекции и адекватной подготовки детей группы риска к общеобразовательной школе;
- отмечается смещение акцента в научных исследованиях и методологии образовательных учреждений с познавательной сферы в сторону развития эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями;
- предполагается обязательное включение родителей в процесс коррекции отклонений в развитии;
- расширение образовательного пространства от рождения до пожилого возраста;
- создание системы психологического, трудового, социального сопровождения после окончания специальных школ; предлагается современная модель социализации выпускников;
- организация учреждений комбинированного типа, когда одновременно учатся дети с несколькими формами отклонений в развитии), особенно в небольшим городах;
- предлагается в рамках деятельности ПМПК и консилиумов школ комплексная технология диагностики отклонений в развитии (педагогическая, психологическая, медицинская, нейропсихологическая и т.д.);
- новый подход к коррекции детей со сложными дефектами (слепоглухонемые, имбецилы, умственноотсталые с двигательными нарушениями и др.);
- предлагается современный коммуникативно-деятельностный подход к образованию детей с отклонениями в развитии; в частности, разрабатывается направление специальной психологии коммуникации;
- это предполагает переход от освоения ЗУН к общению, социальной адаптации при сохранении индивидуальности учащегося; формирование индивидуального мира детей – индивидуально-центрированный подход;
4. Понятие дефекта развития
Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигательные нарушения (ДЦП, полиомиелит, нарушения осанки), интеллектуальные нарушения (олигофрения, ЗПР), нарушения речи (дислалия, алалия, афазия и др.), сложные дефекты (глухонемота, слепоглухонемота.).
В структуре дефекта различают его отрицательные признаки, как недостаточность определенной функции пораженной системы, нарушающей развитие; положительные признаки как заместительное или компенсаторное усиление функции непораженной системы, связанной с первой. Положительные тенденции являются результатом приспособления или адаптации ребенка к окружающей среде для выполнения в ней адекватной деятельности. Степень их развития зависит от соответствующих условий воспитания и обучения ребенка. При использовании целенаправленной опоры на сохраненные функции, их дополнительном развитии за счет специальных методов воспитания и обучения компенсируются их биологически обусловленная недостаточность.
В результате у слепого ребенка обостряется слух, осязание, обонятельная и температурная чувствительность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем пространстве. Глухой ребенок может воспринимать движение, музыку с помощью вибрационных ощущений. Это способствует не только компенсации утраченной функции, но обеспечивает особые (в том числе, профессиональные) свойства личности, специальные способности.
Особенности нарушения физического и психического развития влияют на весь процесс познавательной деятельности, придавая ему специальный психологический характер, который учитывается в их обучении. Аномальная форма психофизического развития ведет и к формированию особого типа личности, требующего специальной воспитательной работы.
5. Разделы специальной психологии и педагогики
В настоящее время дефектология называется "специальной психологией и коррекционной педагогикой". Одной из специальностей этой науки и является специальная психология. В свою очередь, она состоит из нескольких разделов:
1. Общий раздел специальной психологии (психология детей с отклонениями в развитии). Изучает общие закономерности, психологические механизмы отклонений в развитии; общую методологию психодиагностики и психокоррекции.
II. Частные разделы
А-основные
1. Психология детей с интеллектуальными нарушениями (реже олигофрено-психология).
2. Сурдопсихология (психология детей со слуховыми нарушениями).
3. Тифлопсихология (со зрительными нарушениями).
4. Логопсихология (с речевыми нарушениями).
Б-кроме того, выделяют дополнительные направления специальной психологии:
1. Психология одаренных детей
2. Психология нарушений поведения (девиантное поведение)
3. Психология эмоционально-волевых расстройств (аутизм, неврозы)
4. Психологические нарушения при двигательных расстройствах.
5. Психология детей-сирот
6. Психология детей-инвалидов.
7. Психология детей со сложными аномалиями.
Соответственно в коррекционной педагогике рассматриваются аналогичные разделы:
- сурдопедагогика (изучает вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха);
- тифлопедагогика (детей с аномалиями зрения);
- олигофренопедагогика (детей с интеллектуальными нарушениями);
- логопедия (исправление недостатков речи);
- дошкольная коррекционная педагогика (исследует особенности воспитания и обучения аномальных детей в дошкольных учреждениях).
6. Принципы
1) научный подход (сочетание знаний педагогики, психологии и медицины);
2) комплексность и интеграция (укрепление междисциплинарных связей, поиск новых направлений интеграции, создание комплексных психолого-медико-педагогических учреждений и интегративных подходов; исследование аспектов социальной интеграции);
3) динамичность и приемственность (исследование аномальных детей на всех этапах развития, с сохранением приемственности методов работы);
4) индивидуальный, дифференцированный подход;
Общая цель – это разработка эффективных способов предупреждения и коррекции отклонений в развитии у детей.
7. Методы исследования
Применяются известные в психологии и педагогике методы исследования:
1) наблюдение;
2) беседа;
3) эксперимент;
4) анализ результатов деятельности;
5) анкетирование;
6) тестирование;
7) математические методы обработки данных.
6. Научные связи
1. Детская неврология позволяет изучить онтогенез нервной системы ребенка, соответствия уровня развития нервно-психических функций возрасту, выявляет причины задержек и искажения развития, а также изменений нервной системы при различной патологии.
2. Нейропсихологический анализ позволяет на основе клинических и психологических данных изучить психологические нарушения, возникающих при локальных поражениях мозга.
3. Патопсихологическое исследование раскрывает закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни, осуществляя сопоставления патологических изменений с характером формирования и протекания психических процессов и свойств личности в норме. (В.М. Астапов, 1991).
Специальная психология развивается на основе современных достижений психологии, медицины, физиологии и коррекционной педагогики.
Вопросы и задания
1. Какое место занимает коррекционная педагогика и специальная среди психолого-педагогических наук?
2. Назовите главные методологические задачи этой области знаний.
3. С какими смежными науками она связана?
4. В чем сущность методологических основ коррекционной педагогики и специальной психологии?
5. Какова организационная структура данной службы?
6. В чем заключаются современные тенденции развития?
7. Проанализируйте структуру дефекта и его механизмы.
8. Какие разделы специальной психологии и коррекционной педагогики вы знаете?
9. Дайте характеристику принципам этой сферы знаний.
10. Какие методы психолого-педагогического исследования вы знаете?
Литература
1. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1983. – Т.5.
2. Дефектологический словарь. – М., 1995.
3. Лапшин В.А. Б.П. Пузанов. Основы дефектологии. – М., 1991.
4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.- М., 1992.
5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1998. – ч.I-II.
6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. /Сост. Шипицина Л.М. – СПб., 1997.
7. Основы специальной психологии и педагогики /Под ред О.В. Трошина/.- Н.Новгород, 1998.- Т.5.
СЕМИНАР 1. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Недостаточно просто любить и выражать истину; нужно любить и выражать истину, преследуя какую-либо высшую цель» Г. Торо
В настоящее время отмечается как существенное изменение социально-психологических условий в обществе в целом, так и особенно в области специального образования. Последнее выступает в роли внутреннего «барометра» системы образования, наиболее чутко реагирующего на динамику экономического, политического и психологического кризиса в нашей стране. Все негативные перемены в обществе в первую очередь отражаются на самой социально незащищенной группе детей - «детей с ограниченными возможностями».
Значительное увеличение числа сирот, детей с девиантным поведением, задержкой психического развития и умственной отсталостью является объективным показателем физического, социально-психологического и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями.
Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта реформирования системы специального образования» на научно-методическом совете министерства образования РФ мы внесли ряд предложений, которые позднее были детализированы:
1. Понятие «дети с ограниченными возможностями» носит общесоциальный характер, затрагивая функции, которыми специальное образование не владеет и вступает в противоречие с социальной работой (если не выделить вместе социальную педагогику); с физической культурой (если не отдифференцировать валеологическую педагогику) и т.д. Т.е. смысл специального образования растворяется в безбрежном пространстве «возможностей» детей, которые по тем или иным причинам не реализуются, но находятся в сфере интересов других наук, а отнюдь не самой специальной педагогики.
Она сегодня еще не готова стать той «педологией», которую создавали в начале века П.П. Блонский и В.М. Бехтерев, чтобы интегрировать в себе «все знания о ребенке». Специальная педагогика может быть лишь составной частью такой целостной педагогики, т.к. отвечает за специальное образование детей.
По-видимому, ранее существовавшее понятие «дети с отклонениями в развитии» рационально заменить на более гуманистический и проблемоцентрированный подход к личности ребенка - «дети с проблемами развития», т.к. «отклонение» - что-то «не соответствующее социально-психологической норме». А это определенным образом воспринимается и детьми и их родителями.
2. Необходимо продолжить тенденцию интеграции специального образования. Особенно в условиях, когда центральный публицистический орган называется «Дефектология», имеется Центральный НИИ «коррекционной педагогики», а наименование научной специальности в этой области - «специальная педагогика». Но существующая механистическая интеграция, которую предлагают некоторые специалисты, отожествляя данные понятия с синонимами, представляется нам значительным упрошением.
Реальная интеграция возможна только на уровне общей теоретико-методологической базы. Сегодня на новом уровне развития науки стала актуальной проблема создания «единого сообщества детей с различными проблемами». Только единство существующего множества подходов к диагностике и коррекции детей с проблемами развития обеспечивает создание интегральной системы технологий специального воспитания и обучения.
Интеграция детей с проблемами развития в настоящее время реализуется в следующих направлениях:
1) Психологическая интеграция - применение специальных методик профилактики и коррекции вторичных психо-эмоциональных нарушений и компенсации явлений психологической депривации (изоляции).
2) Семейная интеграция - воссоединение с семьей за счет современных технологий семейного обучения и индивидуальной работы коррекционного педагога и специального психолога в домашних условиях.
3) Педагогическая интеграция - обучение и воспитание совместно с обычными детьми на основе общности законов психологического развития в обшеобразовательных учереждениях.
4) Социальная интеграция - адаптация детей в обществе нормальных сверстников в связи с дальнейшим развитием гуманистических тенденций в специальном образовании.
3. Одновременно должен осуществляться процесс дифференциации специального образования с выделением исторически сложившихся сфер деятельности:
1) Дефектология (использует технологии коррекционного обучения «детей с выраженными отклонениями в развитии», т.е. с наличием грубых дефектов и вторичных нарушений на уровне умственной отсталости, слепоту, глухоты и т.д. (7-10%), осуществляемое в специальных учреждениях интернатного типа.
2) Коррекционная педагогика (развивающее обучение «детей с проблемами развития», умеренными отклонениями психического развития на уровне ЗПР, слабовидения, слабослышания и др. (40-55%), осуществляемое в специальных классах общеобразовательных школ.
3) Специальная педагогика (компенсирующее обучение «детей с проблемами обучения», «ограниченными возможностями» в группах риска по школьной дезадаптации общеобразовательных школ) /35-55%/.
Но кроме выделения основных сфер специального образования в настоящее время предлагается и ряд дополнительных разделов. В частности, В.П. Кашенко и ряд современных ученых (Е.М. Мастюкова), выделяют лечебную педагогику, которая осуществляет педагогическую работу с тяжелобольными детьми, в частности, в условиях медицинских учреждений, обучая их при длительном стационарном режиме, т.е. снижая эффект социально-психологической депривации.
Дополнительным разделом является и социальная педагогика, обеспечивающая обучение социально незащищенной группы детей или детей в условиях социальных учреждений. Эти разделы дополняют дефектологию; основной раздел коррекционной педагогики могут дополнять индивидуальная, кризологическая, реабилитационная педагогики; а раздел специальной педагогики - валеологическая и профилактическая педагогики. Однако, все они должны решать общую задачу специального образования - интеграция помощи детям с проблемами развития.
Это подтверждается и обшей целью специального образовательной среды, которая должна обеспечить «лечение, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию».
Т.к. детский возраст считается до 16 лет, а затем начинается юношеский возраст, то для расширения сферы деятельности специального образования обучением в вузах, необходимо уточнение в Проекте: «не только дети (до 16 лет), но и юноши (до 23 лет) могут пользоваться услугами специального образования в различных его формах. Это имеет особое значение и в связи с известной нейрофизиологической закономерностью продолжающегося формирования структур мозга до возраста 23-25 лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25