Коррекционная педагогика. Возрастная психология

5.Специальная педагогика /Под ред Н.М. Назаровой.- М., 2000

6.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н. Новгород, 1998.

7.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.


РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Лекция 23. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии


“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910)

1. Общие положения

Специальное образовательное учреждение реализует в зависимости от его структуры, типа, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. К дошкольным учреждениям относят специальные детские сады, детские дома для дошкольников, дошкольные отделения при спецшколах, группы при массовых детских садах. Кроме учреждений системы образования, существуют учреждения системы министерства социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), системы министерства здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей с нарушениями речи, логопедические кабинеты при поликлиниках). В настоящее время важное значение имеют также комплексные реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии.

С учетом потребностей и возможностей детей с отклонениями в развитии, интересов родителей образовательные программы могут осваиваться не только в коррекционном учреждении, но и в коррекционном классе общеобразовательного учреждения, а также индивидуально общеобразовательном учреждении или в форме семейного, домашего образования, самообразования экстерном.

2. Особенности основных типов учреждений

1. В школы для глухих принимаются дети с полным (тотальным) отсутствием слуха и речи, а также дети с остаточным слухом, который не позволяет им самостоятельно накапливать речевой материал и овладевать речью. Главной задачей этого типа школ является обучение речи. В них создаются условия для выработки у детей потребности в устной речи.

2. Слабослышащие на основе остаточного слуха в состоянии воспринимать речь окружающих и накопить ограниченный запас фонетически искаженных слов. Основная задача школы - максимальное обогащение их словарного запаса, создание условий для речевой практики. Программа и методика школы для слабослышащих предусматривает систематическую работу по практическому овладению основными лексическими, фонетическими и грамматическими категориями языка. В учебный план школ слабослышащих включены занятия по развитию навыков произношения и чтения с губ. В учебно-воспитательном процессе школ 1-2 типов используется специальная сурдотехника для компенсации слухового дефекта.

3-4. Наиболее важной в системе обучения и воспитания детей с недостатками зрения является проблема компенсации дефекта. В условиях специального обучения выявляются закономерности компенсаторного развития слепых и слабовидящих школьников, разрабатываются методы и средства коррекции нарушенной функции зрения за счет использования слухового, кожного, двигательного и других видов анализаторов. Применяются специальные тифлоприборы, позволяющие преобразовывать световые сигналы в звуковые и тактильные, доступные для восприятия слепыми детьми.

5. Дети с выраженными нарушениями речи и тяжелыми формами заикания обучаются в соответствующих типах школ. Проводимая в них образовательная, воспитательная и коррекционная работа направлена на компенсацию речевой патологии. Это обеспечивает достижение более высокого уровня познавательного и личностного развития, что, в свою очередь, позволяет им продолжить образование в среднем и высших учебных заведениях.

6. В особом типе школ обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В них преобладают дети с церебральным параличом .В этих школах учащиеся получают образование в объеме средней школы и адеатно их психофизиологическим возможностям - профессионально-трудовую подготовку. Одновременно проводится большая учебно-оздоровительная работа, которую ведут врачи ортопеды, логопеды, массажисты. Кроме того, осуществляется трудовая оздоровительная терапия.

7. Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Она обнаруживается в процессе предшкольной диспансеризации, а чаще всего – в начальных классах (1 – 2), когда ребенок начинает испытывать специфические трудности в овладении школьными навыками. Дети, имеющие умеренно выраженную степень ЗПР, могут обучаться в общеобразовательной школе при условии, что учитель понимает их психологические особенности и оказывает индивидуальную специальную помощь. Дети с более глубокой степенью задержки психического развития успешно могут обучаться только в школе специального типа.

8. Вспомагательная школа дает умственно отсталым детям основное образование в объеме специального учебного плана и программ по общеобразовательным предметам; осуществляет коррекционно-воспитательную работу, направленную на компенсацию нарушений их психического и физического развития, общее оздоровление; исправляет недостатки речи, вырабатывает навыки социального поведения, осуществляет профессионально-трудовую подготовку по определенной рабочей специальности.

9. В настоящее время открываются специальные учреждения для детей с девиантным поведением, у которых наблюдаются асоциальные формы поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, склонности к совершению преступных действий.

Кроме того, к системе специального образования относятся детские дома-интернаты для сирот, детей-инвалидов; открываются специальные классы КРО для детей с ЗПР и группы риска в общеобразовательных школах и т.д.

3. Общая организационная деятельность

В составе коррекционных учреждений 1-6 видов могут создаваться классы для умственно отсталых детей: во всех видах коррекционных учреждений могут создаваться специальные классы для детей с комбинированными и сложными дефектами. Наполняемость класса - до 5 человек.

По решению совета коррекционного учреждения 6 вида и при наличии необходимых условий в него могут приниматься дети с тяжелыми двигательными нарушениями (не передвигающиеся самостоятельно и требующие посторонней помоши, дополнительного ухода).

При проведении уроков трудового и профессионального обучения, занятий по социально - бытовой ориентировке класс делится на две группы: в учреждениях 1-7 вида – начиная с 5 класса, 8- с 4 класса. Наполняемость групп при проведении кружковой работы, спортивных секций – до 6 человек.

Воспитанники находятся на полном государственном обеспечении. Воспитанники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, обеспечиваются по нормам и пользуются льготами, предусмотренными законодательством.

Образовательный процесс

Коррекционное учреждение 1-7 видов осуществляют образовательный процесс по трем уровням образования, а 8 вида – реализует образовательные программы, специально разработанные для обучения умственно отсталых воспитанников.

Продолжительность учебного года в подготовительном и первом классах – 30 недель, во 2-12 классах – не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года – не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Выпускникам 1-7 видов учреждений выдаются документы государственного образца о соответствующем образовании, а выпускникам учреждения 8 вида выдается свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

Направление детей в коррекционные учреждение осуществляется органами управления образованием по заключению ПМПК с согласия родителей. В специальный класс для умственно отсталых детей коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей и заключения ПМПК после того, как в процессе обучения на протяжении не менее года установлено, что их стойкая неуспеваемость связана с умственной отсталостью. Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение также осуществляется на основании заключения ПМПК.

4. Учебно-оздоровительная работа

Медицинский персонал данных учреждений отвечает за создание в коррекционном учреждении охранительного режима для воспитанников со сниженной работоспособностью; организует для них индивидуальный щадящий режим (предоставление дополнительных дней отдыха в течении недели, выделение времени для проведения занятий физкультурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок ).

Медицинский персонал оказывает помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе с учетом особенностей развития детей, дает рекомендации по психолого-медико-педагогической коррекции, подбору профилей трудовой подготовки, профориентации и последующему трудоустройству.

В ходе лечебно-профилактической работы и восстановительного лечения врачи проводят:

-       изучение состояния здоровья каждого воспитанника, вновь поступившего в учреждение;

-       проведение психолого-медико-педагогических конференций, консилиумов по обсуждению психофизического состояния отдельных воспитанников, трудных, как в диагностическом, так и в лечебно-коррекционном отношении;

-       консультирование воспитанников при необходимости лечения в специализированном медицинском учреждении;

-       организует комплексные медицинские осмотры воспитанников в соответствии с существующими нормативами.

В коррекционном учреждении 1-2 вида особое внимание уделяется сохранению остаточного слуха воспитанников с динамическим аудиометрическим исследованием, наблюдением за динамикой слуховой функции каждого ребенка в процессе работы по развитию восприятия. Даются рекомендации к применению звукоусиливающей аппаратуры, лечению острых заболеваний полости носа, носоглотки и среднего уха.

В коррекционном учреждении 3-4 вида лечебная работа направлена на максимальное восстановление и охрану зрения воспитанников:

- консервативное лечение глазных болезней (медикаментозная терапия, физиотерапия…);

-       назначение очковой коррекции;

-       своевременное направление воспитанников, нуждающихся в хирургическом лечении в стационар.

В коррекционном учреждении 5 вида проводится медикаментозное и физиолечение, закаливание, лечебная физкультура, массаж, психотерапия. В учреждении 6 вида осуществляется психоневрологическое лечение, оказывается протезно-ортопедическая помощь, проводится лечебная физкультура, бальнеоклиматотерапия.

В учреждениях 7,8 видов основными задачами является коррекция астено- невротического состояния, активация интеллектуальных функций, клиническая дифференциальная диагностика форм ЗПР и умственной отсталости. Проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение.

Вопросы и задания

1.  Охарактеризуйте общие и специфические принципы организации системы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии в России.

2.  Назовите типы специальных образовательных учреждений в нашей стране.

3.  Чем отличается учебно–воспитательного процесса и лечебной работы в различных типах специальных учреждений?

4.  Почему учителю начальных классов массовой школы необходимо знать особенности развития аномальных детей?

5.  Как организуется учебно-оздоровительный процесс?

Литература:

1. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструктивных материалов /Под ред. Г.Д. Кузнецова. – М., 1982.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонения в развитии. – М., 1973.

3. Дефектологический словарь. – М., 1996.

4.Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность. Дефектология. – Киев, 1984.

5.Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П.Пузанов.- М., 1998

6.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

7.Специальная педагогика /Под ред Н.М.Назаровой.- М., 2000

8.Трошин О.В. Дети с девиацией развития.- Н.Новгород, 1998.


Лекция 24. Психолого – медико – педагогическая консультация

В настоящее время ведущей тенденцией коррекционной педагогики является интеграция деятельности медицины, психологии и педагогики для решения общих проблем детей с отклонениями в развитии. Это определило необходимость создания медико–психолого-педагогических консультаций /ПМПК/ районного, городского и областного уровня, а также комплексных реабилитационных центров для всестороннего лечения, например, речевых нарушений, ДЦП и т.д.

I. Общая характеристика психолого-медико-педагогической консультации

ПМПК решают проблему отбора детей с специальные учреждения и динамического контроля их за ними, а реабилитационные центры – комплексного дополнительного лечения.

Психолого–медико–педагогическая консультация (ПМПК) создается для выявления, учета, диагностики детей и подростков с отклонениями в развитии, отбора их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения соответствующего типа, консультирование родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам оказания медико–психолого–педагогической помощи детям с недостатками в развитии. Областная ПМПК осуществляется обследование детей от 0 до 18 лет.

Основными задачами ПМПК является:

1.  Проведение психолого–медико–педагогическая обследования детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, трудоустройства.

2.  Осуществление учета и дифференцированного отбора детей и подростков с отклонениями в умственном, физическом развитии и поведении для направления их в специальные учебно–воспитательные и лечебные учреждения: для детей с нарушениями зрения, для глухих детей и для детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата, для детей с задержкой развития, для детей с нарушениями интеллекта, для детей со смешанными дефектами.

3.  Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа учебно–воспитательного и лечебного учреждения и целесообразного пребывания в нем ребенка.

4.  Консультативная помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам, врачам, работникам инспекций по делам несовершенно летним по вопросам воспитания, обучения и лечения детей с легкими отклонениями в развитии, нарушением поведения, в том числе не подлежащим направлению в специальные учебно-воспитательные учреждения.

5.  Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения и соц.обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии с целью оказания им квалифицированной психолого-медико-педагогической помощи.

6.  Создание банка данных о количестве детей и подростков, имеющих отклонения в развитии, и внесение в соответствующие органы предложений о рациональном развитии сети специальных учебно-воспитательных и лечебных учреждений в системе образования, социального обеспечения, здравоохранения.

7.  Направление детей и подростков в научно-исследовательские центры и лечебно-профилактические учреждения для их углубленного и динамического изучения.

2. Принципы деятельности ПМПК

Деятельность специальной психологии, и в частности, ПМПК базируется на системной концепции отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.). Его сочетание с тенденциями гуманистической психологии (Роджерс, Маслоу и т.д.), закономерностями психологии сознания и психологии общения позволяют говорить о синтологическом подходе как интегративной сфере современной психологии.

1. Основной принцип, которым должны руководствоваться все работники детских учреждений, - принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы во время создать каждому ребенку необходимое условие, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути. Только в том случае, если все необходимые и возможные меры помощи, оказанные детям в условиях общеобразовательных посещений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные учреждения.

2. Обязательным является принцип комплексного изучения детей. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами. В тех случаях, когда мнения специалистов расходятся, ребенку назначается повторное обследование. При решении самых сложных вопросов на первом месте стоит учет интересов ребенка.

Следует отметить, что соблюдение указанного принципа при изучении детей еще до комиссии позволяет точнее определить их состояние, выявить причины имеющихся отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребенке, как усиливающаяся рассеянность, утомляемость, плаксивость и т.д. В свою очередь, врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

3. Принципы всестороннего, системного и целостного изучения ребенка предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.

Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке: данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоций, воли, поведения и физического состояния. При этом уточняются первичные и вторичные признаки, ведущие симптомы, их причины.

4. Принцип многоуровневого исследования психологических систем. Позволяет выделить ведущие психологические системы и рассмотреть особенности межсистемных взаимодействий на разных по степени сложности уровнях их функциональной организации.

5. Качественный анализ особенностей деятельности при выполнении диагностических задач. Необходимо, чтобы и метод, и материалы, используемые при изучении детей, были максимально индивидуализированы с учетом их возрастных и характерологических особенностей.

Члены комиссии должны установить контакт с ребенком. Это поможет лучше выявить все качества личности: интересы ребенка, состояние волевой сферы, целенаправленность в действиях, особенности протекания основных психических процессов и т.д. Учитывается как ребенок понимает задание, насколько он самостоятелен как использует предложенную помощь.

6. Принцип структурного анализа процесса общения. Через процесс общения опосредуется психологическое развитие ребенка. Поэтому характер коммуникации позволяет судить об уровне общего развития детей.

7. Принцип проекционного анализа функций сознания. Применение современных проекционных методик (в том числе, позициометрических) позволяет оценить структурную организацию сознания ребенка, особенности развития его основных психологических функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты