Коррекционная педагогика. Возрастная психология

Образно представим, как мы плавно открываем дверь в учебную аудиторию, медленно в нее входим. Почувствуем вновь ее внутреннюю структурную организацию, ощутим с позиции принципа «здесь и сейчас» в чем особенности данного образовательного пространства в целом и его отдельных компонентов: физического пространства - аудитории (стены, парты, стулья и т.д.); психологического пространства - расположения учащихся в соответствии со своими индивидуально-психологическими свойствами; психосоциального пространства - межличностной коммуникации учитель-учащиеся в процессе образовательной деятельности. Все три составляющие формируют вместе единое образовательное пространство.

Уважаемые коллеги! Давайте вместе вспомним и зарисуем традиционную схему учебной аудитории, т.е. физического пространства, в котором осуществляется образовательная деятельность.

И попробуем ответить на простые вопросы, которые мы почему-то никогда себе не задаем; и обычно данные аспекты не осознаются:

1)  Почему окна в учебной аудитории располагаются слева? Пожалуйста, подумаем вместе! Спасибо.

Дело в том, что в обычном положении световой стимул в большей степени засвечивает правый глаз и активирует за счет перекрестных связей зоны левого полушария. Это обеспечивает повышение эффективности левосторонней интеллектуальной, речевой деятельности, что улучшает показатели учебной работы. Поэтому левые позиции в образовательном пространстве занимают учащиеся преимущественно с правосторонней доминантностью зон мозга и соответствующих психологических систем, с подсознательной целью компенсировать недостаточность левосторонних систем.

Это определяет важность свободного выбора позиций учащихся в классе. При определении позиций учителем блокируется актуализация у ребенка соответствующих нейропедагогических процессов, может формироваться задержка развития ВПеФ, ВПФ.

Данным правосторонним типам, в частности, требуется большее визуальное пространство для активизации психической деятельности и доминирующего образного мышления. Для этого они используют зону окон (кто сидит у окон знают, что прямо или боковым зрением они включают внеаудиторное физическое пространство в деятельность). В негативном плане она может быть для них также зоной отвлечения. У этих учащихся преобладают перцептивные процессы в образовательной деятельности (принимающий тип личности).

2) Другой аналогичный вопрос. Почему вход в аудиторию находится спереди-справа? Пожалуйста...

Предполагается, что правые позиции наоборот занимают психотипы с левосторонней доминантностью психологических систем. Им в меньшей степени требуется световая стимуляция левого полушария. Наоборот необходимо снижение его избыточной активности.

С этой целью они подсознательно используют зону двери (зона выхода в негативном плане, когда учащийся мыслями уже на перемене, также вне образовательной зоны). Это психотип с доминированием интерактивной психической активности (отдающий тип личности). Вспомним в обыденном плане: левая рука - принимающая, правая - отдающая.

В образовательном пространстве также можно выделить зону изоляции (задние и задне-правые позиции), зону детерминации (передняя зона преподавателя), зону коммуникации (средняя учебная зона). Последняя зона является и зоной максимального нейропедагогического стресса. Поэтому на семинарских занятиях, контрольных работах учащиеся ее активно избегают.

При этом возникает явление нейропедагогического смещения учащихся в боковые и задние позиции (см. варианты). В результате отмечается три основные нейропедагогические конфигурации образовательного пространства в условиях реализации соответствующих механизмов психологической защиты от стресса (боковое смещение, заднее смещение, смешанный варинт). Левые позиции занимает «пасссивный» тип (пассивно-оборонительная реакция); правые позиции - «активный» тип (агрессивно-наступательная реакция); задние позиции - «неустойчивый» тип (защитно-изолирующая реакция).

3) Переходим к следующему аспекту. Почему расположение парт традиционно: по 3 продольных ряда и 4 поперечных ряда? Зачем вообще нужны ряды и двухместные парты? Пожалуйста...

Считается, что преобладающая зона восприятия находится в образовательном пространстве с левой стороны (перцептивная, афферентная, сенсорная, аффекторная зона). Преобладающая зона интеракции или взаимодействия находится в правой части образовательного пространства (интеракционная, эфферентная, моторная, эффекторная зона).

Средний продольный ряд занимают амбидекстры, у которых нет выраженной доминантности полушарий и психологические системы отличаются двусторонней организацией. Это зона коммуникативная, обьединяюшая перцептивные и интерактивные процессы; зона управления образовательной деятельностью.

Пары учащихся подбираются по принципу взаимодополнения их психотипов. Упрощенно: слева за партой располагается правосторонний тип; справа - его компенсирует левосторонний тип. При этом известно, что правосторонний психотип считается женским, а левосторонний - мужским. Подчеркиваем, уважаемые коллеги, - не обязательно по полу, а по психологическим особенностям.

Кстати многие общественные заведения и помещения имеют именно такую пространственную организацию. Для наглядности можно вспомнить наш Ученый Совет: подсознательно женщины занимают левые позиции, мужчины - правые; средний ряд - смешанный.

По богословской традиции в православном храме женщины обязаны стоять только в левом пределе, а мужчины - в правом во время богослужения. Иконостас традиционно оформлен аналогичным образом: слева иконы Богородицы, справа - Спасителя.

Вспомним, уважаемые коллеги, как структуировалась символически передняя зона класса (передняя стена) в дореволюционных школах? Пожалуйста, кто знает...

На передней стене слева - иконы, как источник духовной информации (перцепция); в центре портрет царя - как символ управляющего, организующего начала и доска с учебной информацией, учитель как символы образовательной коммуникации; в правом углу скамья для порки, розги, угол в который ставили коленками на горох (символ наказания, порицания, интерактивного взаимодействия).

То есть, существуют универсальные общие закономерности организации всех пространств: от духовного, к социальному, психологическому и физическому. Поэтому особенности структуры аудитории - это не столько результат архитектурной или санитарно-гигиенической традиции.

Это, прежде всего внешняя проекция на физическое пространство, внутреннего психологического пространства человека. Поэтому когда учащийся заходит в класс возникает эффект пространственного изоморфизма (соответствия) внутренних и внешних пространств, что повышает эффективность образовательной деятельности.

В результате перед нами возникает центральный вопрос лекции: как эти пространства между собой взаимодействуют в общей психологической структуре образовательного пространства? И что нейропедагогика может предложить для его анализа?

В частности, направление групповой динамики К.Левина опирается в своих исследованиях на теорию поля, в соответствии с которой законы социального поведения необходимо искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих, их локализацию и измерение. Данная теория хорошо описывает нейропедагогические функции и механизмы в условиях анализа нейропедагогических полей образовательной деятельности учащихся.

Таким образом, мы с вами переходим к третьему вопросу:

3.Нейропедагогическая структура образовательного пространства

Особенностью нейропедагогической матрицы, предлагаемой для анализа образовательного пространства является ее психодиагностическая универсальность. На данную интегративную матрицу можно спроецировать методологические подходы различных психологических направлений. Например, мы рассмотрим сегодня ряд закономерностей с позиции трансактного анализа. Он позволяет проанализировать преимущественно психодинамичекий уровень организации образовательного пространства.

Трансактный анализ

В целом в структуре образовательного пространства можно выделить несколько нейропедагогических полей, в частности, вертикальные и горизонтальные.

1. Вертикальные нейропедагогические поля

Какие как вы думаете, коллеги, можно выделить вертикальные поля? И в чем заключаются их психологические особенности? (эксперимент с чтением)

В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить два вертикальных нейропедагогических поля (НПП) (рис.3). Верхнее НПП формируется преподавателем при проведении занятия в положении стоя, когда плоскость его коммуникации располагается выше плоскости социальной перцепции учащихся. Подобная нейропедагогическая позиция преподавателя, нередко считающаяся наиболее правильной.

Как вы думаете уважаемые коллеги, почему?

Верхняя позиция ассоциирована с нисходящим типом психологической интеракции. А это формирует с позиции трансактного анализа ролевую коммуникацию: Родитель-дети.

Понятно, что такой тип коммуникации часто обуславливает авторитарную форму педагогического взаимодействия, когда преподаватель с позиции «сверху-вниз» детерминирует передаваемую информацию. Часто это характерно, для преподавателей, имеющих опыт дошкольной и начальной школьной педагогики, у которых вырабатывается психологический стереотип педагогической роли «Родителя» (классная мама, классный папа). Поэтому весь процесс коммуникации нередко начинается типичным обращением даже к студенческой аудитории: «Дети...».

Нужно сказать, что в педагогику вообще идут преимущественно люди с родительским психотипом, чтобы всегда всех воспитывать и обучать. Часто в семье это старшие братья и сестры; или они перенимают роль Родителя от чрезмерно детерминантного отца, матери; или в неполной семье вынуждены брать на себя чрезмерно взрослые социальные функции.

Кроме того, верхняя нейропедагогическая позиция сопровождается чрезмерной психологической активацией преподавателя, так как орто-положение тела вызывает рефлекторно эрготрофную (стимулирующую) реакцию организма и нервной системы. Эрготрофный тип коммуникации характеризуется излишними психоэнергетическими затратами. Вызывая астению, снижая работоспособность он также может служить причиной психосоматических нарушений у преподавателя по типу тахикардии, артериальной гипертензии, язвенной болезни желудка и т.д.

С другой стороны, эрготрофная коммуникация вызывает и чрезмерную ответную активацию у аудитории. Это обеспечивает повышение уровня усвоения информации на первой стадии занятия, но быстро вызывает утомление ЦНС и запускает процессы «охранительного торможения». В результате обший уровень обучаемости снижается, особенно при повторных занятиях, проводимых в режиме эрготрофной коммуникации.

По-видимому, более адекватным является использование среднего нейропедагогического поля при проведении занятий преподавателем в положении сидя. В этом случае плоскость коммуникации совпадает с плоскостью социальной перцепции учащихся. Средняя нейропедагогическая позиция преподавателя характеризуется горизонтальным типом психологической интеракции. Это обуславливает ролевую трансакцию по типу: «Взрослый-взрослый».

Естественно, что такая трансакция формирует демократический стиль педагогического процесса, который считается сегодня более оправданным , в частности, в связи с гуманитаризацией образования. При этом взаимодействие реализуется на одном уровне с типичным обращением к аудитории: «Коллеги...».

При этом средняя нейропедагогическая позиция отличается гармоничным типом рефлекторного реагирования нервной системы с адекватной психологической активацией. Поэтому она не вызывает чрезмерного утомления ни у преподавателя, ни у учащихся, так как не сопровождается дополнительными психоэнергетическими затратами.

В связи с этим уважаемые коллеги, давайте подумаем: кто из студентов предпочитает отвечать на занятиях стоя? Кто сидя? Почему?

По-видимому выбор вертикальных позиций преподавателем при проведении занятия и студентов при ответе на вопросы конечно определяется их типов ВНД, темпераментом, психотипом и носит приспособительный или компенсаторный характер. Возбудимый (холерик, неустойчивый) тип предпочитает среднюю позицию, т.к. она снижает его уровень активации. Тормозной тип (меланхолик, ригидный) предпочитает верхнюю позицию, которая наоборот его стимулирует.

Кроме того, преподаватель чаще предпочитает верхнюю позиции на лекционном занятии и среднюю - на семинарском. Почему?

Уровень групповой активации, образовательного стресса на лекции ниже (пассивное восприятие), поэтому лектор вынужден психоэмоционально активировать аудиторию; на семинаре стресс и общая активация высокие, поэтому преподаватель наоборот их снижает, используя средний уровень взаимодействия.

2) Горизонтальные нейропедагогические поля

Трансактный анализ основан на изучении комплексных, стереотипных цепочек коммуникации (стереотипов поведения), которые воспроизводятся в стандартных ситуациях, в частности в виде нейропедагогических позиций.

В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить четыре поперечных (транс-позиции) и три продольных (цис-позиции) нейропедагогических поля, лежащих в одной горизонтальной плоскости. Эти понятия существуют как ,например, в биохимии (А.В. знает транс-, цис-пространственные изомеры), так и в психологии - трансперсональное, трансдентальное, трансцеребральное и т.д.

Если рассматривать только три транс-поля учащихся, оказывается, что располагающиеся в ним, отличаются в зависимости от своей нейропедагогической позиции особенностями ВПеФ и психологического статуса (рис.4).

Известно, что в структуру общения традиционно входят (1)коммуникация, (2) перцепция, (3)интеракция (Андреева Г.М.,1997). Отмечено, что учащиеся первого транс-поля активно использует кинестетический анализатор с двухсторонним обменом информации, в том числе невербальной. Поэтому это поле можно назвать с позиции структуры образовательного общения перцептивным.

Учашиеся второго транс-поля характеризуются преимущественно вербальным восприятием материала занятия, преобладает слуховой анализатор. То есть доминируют процессы социальной коммуникации, в связи с чем это поле можно назвать коммуникативным.

Третье транс-поле занимают учащиеся мало вовлеченные в образовательный процесс как на уровне перцепции, так и коммуникации. Преобладает внутригрупповое интерактивное участие, с доминированием по данным НЛП зрительного анализатора. Поэтому данное поле характеризуется как интерактивное.

Естественно, что каждое транс-поле учащиеся занимают в соответствии со своей репрезентативной нейролингвистической системой: (1) кинестетики (ощущаю, чувствую), (2) аудиалисты (слушаю, говорю), (3) визуалисты (вижу, представля); в зависимости от психотипа, характеризующегося преобладанием одного из компонентов педагогического общения: (1)перцептивный, (2) коммуникативный, (3) интерактивный.

При этом интересны и корреспондируемые особенности основной невербальной коммуникации - мимики с доминированием участия трех лицевых зон: (1) лоб, глаза - верхняя часть, (2) нос, уши, щеки - средняя часть, (3) рот, подбородок - нижняя часть.

Как писал Э.Берн: «каждое человеческое существо является пленником своего сценария». То есть стереотип трансакции, или подсознательно сложившейся единицы общения, обуславливает выбор учащимся определенной нейропедагогической позиции.

Как располагаются учащиеся в соответствии с традиционной триадой трансакций: Родитель, Взрослый, Ребенок по транс-позициям? Кто как думает? Пожалуйста...

В соответствии с классической структурой трансакций первое транс-поле является полем выбора нейропедагогических позиций для «ребенка»; второе транс-поле - для «взрослого»; третье транс-поле - для «родителя».

Таким образом, в зависимости от фиксированной или временной трансакции нейропедагогической коммуникации учащийся играет определенную социальную роль : (1) передняя группа учащихся подобно «детям» непосредственно «играют» в образовательный процесс, полностью принимая те правила, которые предлагает преподаватель в непосредственном контакте с ним; (2) средняя группа учащихся подобно «взрослым» слушают, воспринимают, но на некотором отдалении, соблюдая зрелую психологическую дистанцию, сдержанно реагируют; (3) задняя группа учащихся уподобляется «родителям», снисходительно иногда обращающим внимание на образовательный процесс, без социальной перцепции, лишь интерактивно участвуя в работе группы в целом.

При этом психологическая трансактная позиция соответствует нейропедагогической позиции и расположению учащегося на определенном транс-поле. При этом позиция характеризуется как интегральная двух-аспектная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения; ее можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиций требует специальных сознательных усилий.

Согласно трансактному анализу, в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем в значительной мере определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом. «Сценарии - это искусственные системы, ограничиваюшие спонтанные творческие человеческие устремления» (Берн Э., 1992). Естественно, что человек с высокой степенью спонтанности или произвольной регуляции психической деятельности способен выбирать различные позиции.

Стратологический анализ (социодинамический уровень)

Современные закономерности стратологической структуры внутригрупповой активности позволяет исследовать нейропедагогический «рельеф» учебной группы. При этом изучается уровень развития, типология подгрупп, их нейропедагогическая позиция и т.д.

Показано, что групповая активность неоднородна по своей нейропедагогической структуре, имеет иерархическую природу, в результате можно выделить несколько уровней или страт. В частности, важное значение приобретает опосредование межличностных отношений совместной учебной деятельностью, ценностно-ориентационное единство, групповая эмоциональная идентификация и т.д. (Шевандрин Н.И.,1995).

В рамках нейропедагогического подхода психологическая характеристика этих групп имеет другое содержание:

1) диффузная нейропедагогическая группа характеризуется равномерным заполнением образовательного пространства с однородной гибкой фиксацией всех нейропедагогических позиций. Наблюдается в образовательных условиях, отличающихся явлением нейропедагогической релаксации, когда общий уровень внутренней напряженности группы низкий в связи с невысокой стрессогенностью ситуации. Характерна для лекционного занятия.

В связи с этим выявляется достаточно равномерное распределение микросоциальных подгрупп и отдельных учащихся по типичным для них нейропедагогическим стратам, и соответствующим позициям. Верхний страт - уровень развития межличностных отношений характеризуется незначительной активностью. В целом, эти нейропедагогические явления описываются феноменом гомохронного ассоциирования.

2) ассоциированная нейропедагогическая группа отличается неравномерным заполнением образовательного пространства с возникновением неоднородного нейропедагогического рельефа группы. Отмечается более жесткая фиксация определенных нейропедагогических позиций (нейтральных), за счет их предпочтения типичными микросоциальными группами, с игнорированием актуальных позиций. Это обусловлено высоким уровнем внутригрупповой напряженности на фоне значительного образовательного стресса (например, контрольная работа) с развитием явления нейропедагогической контенции (напряженности). Преобладает на семинарских занятиях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты