Коррекционная педагогика. Возрастная психология

Повышенная истощаемость (церебральная астения) лежит в основе ослабленной умственной работоспособности, снижения внимания. Познавательная деятельность также может страдать от двигательной расторможенности, аффективной возбудимости или, наоборот, вследствие нейродинамических нарушений. Неуспевающие дети оцениваются их сверстниками не только как "глупые, ленивые, но и как злые и некрасивые". Это вызывает их социальную изоляцию в классе. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Это рождает гиперкомпенсаторные реакции, направленные на фиксации своей деятельности, на игровой форме, в которой они имеют ряд преимуществ, что еще более усугубляет их школьную дезадаптацию и депривацию.

Вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику ЗПР.

2. Какие типологии ЗПР вам известны?

3. Чем отличается конституциональная форма?

4. Проанализируйте соматогенную форму ЗПР.

5. В чем особенности психогенной формы ЗПР?

6. Дайте характеристику церебро-органической ЗПР.

7. Какие группы церебро-органической ЗПР вы знаете?

Литература

1. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999

2. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

3. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

5. Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н. Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999.

7. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000.


Семинар 6. Классифиация задержки нервно-психического развития

Важное значение для систематизации ЗПР имеет синтологическая классификация задержки нервно-психического развития (Трошин О.В., 1998).

Предложенная нами классификация является фрагментом общей систематизации пограничных нервно-психических расстройств детского возраста (Трошин О.В., 1998). В классификации мы выделяем 4 раздела: психические, неврологические, психолого-педагогические расстройства, а также общая оценка нервно-психического здоровья; и пять диагностических осей:

1) Стратологическая (психоневрологические уровни)

2) Патогенетическая (психоневрологические сферы)

3) Патопсихологическая (психоневрологические системы)

4) Синдромологическая (психоневрологические синдромы и нозологические формы)

5) Динамическая (реакции, состояния, процессы; а также стадии, фазы)

Так как по В.М. Бехтереву нервно-психический процесс представляется единым, то правильнее говорить не о традиционном сложившемся понятии ЗПР, а о задержки неврно-психического развития (ЗНПР), в котором механизмы созревания мозга и формирования ВМФ тесно взаимосвязаны.

При этом можно выделить несколько подходов к классификации ЗНПР:

1. По степени

1) Недоразвитие (пограничные нарушения значительной степени выраженности)

2) Задержка в развитии (умеренной степени выраженности)

3) Отставание в развитии (легкой степени выраженности)

Известные классификации ЗПР не имеют степени нарушений, поэтому данный диагноз обычно символизирует тяжелые нервно-психические расстройства у ребенка, требующие обязательно специального обучения. Однако, практический опыт показывает, что ЗНПР может иметь различную степень выраженности: 1) при легкой ребенок может учится в обшеобразовательной школе; 2) при значительной степени выраженности часто встает вопрос о переводе во вспомогательную школу. Нередко динамическое наблюдение за ребенком позволяет выявить смену степени тяжести ЗНПР (но не полное выздоровление или развитие умственной отсталости).

Отставание в развитие обычно временно и парциально; может восстанавливаться в условиях класса компенсирующего обучения, наравне с учащимися группы риска. Недоразвитие как пограничная форма нарушений требует углубленной дифференциации с умственной отсталостью и динамического наблюдения.

2. По длительности

1) Временная

А-ситуативная (реакция)

Б-динамическая (состояние)

В-возрастная (развитие)

2)  Стойкая

Первоначально ЗПР рассматривалось как временная темповая задержка формирования определенных ВПФ. Однако, впоследствии оказалось, что многие случаи ЗПР (цереброорганической формы) не компенсируются в период начальной школы и требуют дальнейшей коррекционной работы. Так возникло понятие стойких вариантов ЗПР. Но в диагноз термины «временная и стойкая» ЗПР не были включены, что не позволяет дифференцировать учащихся на группы, требующие обучения в условиях общеобразовательной или специальной школ.

Кроме того, значительное число временных ЗНПР не соответствуют стереотипному пониманию ЗПР. Особенно когда они имеют ситуативный характер в виде реакции задержки (например, развития индивидуальности ребенка); или динамический характер в виде состояния задержки (например, развития личности ребенка). Обычно под ЗПР рассматриваются возрастные варианты задержки развития, в которых участвуют и уровни субьекта и индивида.

3. По обьему

1) Парциальная (1 уровень)

2) Смешанная (2 уровня)

3) Комплексная (3 уровня)

4) Общая (4 уровня)

Сначала ЗПР оценивали как преимущественное поражение определенных ВПФ ребенка, т.е. они носили парциальный (частичный) характер. Однако, современные нейропсихологические исследования выявили, что при большинстве ЗНПР страдают многие ВПФ. Только одни поражаются в большей степени, а другие - в меньшей.

Поэтому появилась необходимость рассматривать ЗНПР по количеству пораженных уровней (по глубине), ВПФ (по площади), общему нервно-психическому дефициту (по объему). Это определяет принципы дальнейшей дифференциации диагностики ЗНПР и индивидуализации коррекции отклонений развития в зависимости от конкретной формы.

4. По времени возникновения

1) Пренатальная (внутриутробное недоразвитие)

2) Натальная (недоношенность)

3) Перинатальная (до 3 мес.)

4) Ранняя (до 3 лет)

5) Детская (3-10 лет)

6) Подростковая (11-15 лет)

7) Юношеская (16-23 года)

8) Поздняя (старше 23 лет)

Традиционно диагноз ЗПР выставляется в возрасте 5-10 лет. Но позднее оказалось, что применение новых диагностических технологий коррекционной педагогике позволяет выявлять ЗНПР как в возрасте до года, так и в подростковом, юношеском возрасте.

Кроме того, в медицине хорошо известно, что причиной ЗНПР могут быть внутриутробное недоразвитие плода; недоношенность, обусловленная преждевременными родами; поражение мозга ребенка в период новорожденности. Поэтому можно говорить о пренатальной, натальной и перинатальной формах ЗНПР.

5. По механизмам девиации развития

1) Отставание развития

- недоразвитие (пограничная умственная отсталость)

- фиксированное развитие (церебрастения, неврозоподобые состояния)

- задержанное (МДМ, ряд форм ЗПР)

- регрессирующее (невротические состояния)

2) Диспропорциональное развитие

- искаженное (акцентуации личности)

- альтернирующее (МДП, соматические заболевания)

- дисгармоничное (психопатии)

- измененное (шизофрения)

3) Распад развития

- депривационное (социально-психологическая дезадаптация)

- поврежденное (пограничные формы деменции)

- изоляционное (аутизм)

-дефицитарное (аномалии анализаторов)

Механизмы девиации определяют патогенез формирования ЗНПР и способствуют дальнейшей индивидуализации коррекционной работы.

6. По уровню

1. Задержка развития индивида (нейродинамические)

1. Аффективно-моторные /конституциональные, дизонтогенетические/- F.9.

1) Эмоциональные -92-93

-психический инфантилизм (общее эмоциональное недоразвитие)

-задержка эмоционального развития

2) Сенсорные

- задержка сенсорного развития (на фоне сенсорной депривации)

3) Моторные -95

- психофизический инфантилизм (общее психофизическое недоразвитие)

- задержка моторного развития

4) Поведенческие -90-91

- обшее поведенческое недоразвитие (ядерная психопатия)

- задержка поведенческого развития

2. Коммуникативные /цереброорганические/ -F/8/

1) Речевые -80

- задержка обшего речевого развития (обшее недоразвитие речи)

- парциальная задержка речевого развития (фонетико-фонематическое недоразвитие)

2) Нейропсихологические (расстройства обучения) -81

- задержка общего нейропсихологического развития (резидуальная энцефалопатия)

- парциальная задержка нейропсихологического развития (МДМ)

3) Аутистические -84

- детский аутизм (общее коммуникативное недоразвитие) /искаженное развитие/

- парциальная задержка коммуникативного развития

3. Когнитивные -F.7.

- пограничная умственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие)

- задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/

- социально-депривационный дефицит /педагогическая запушенность/ (дефекты воспитания и дефицит информации)

2. Задержка развития субьектности (психодинамические) -F.4/

1) Невротические /психогенные/

- астеноневротическая задержка психического развития -48

- регрессивная задержка психического развития (тревожно-фобическая) -40-41

- конверсионная задержка психического развития -44

2) Соматоформные -45

- соматизированная задержка психического развития (психосоматическая, ипохондрическая, депрессивная)

- соматическая задержка психического развития /соматогенная/

3. Задержка развития личности (социодинамические)

1) Специфические -60

- патохарактерологическая задержка личностного развития

2) Неспецифическая /временная ЗПР/ -62

- стрессорная задержка личностного развития

- психогенная задержка личностного развития

4. Задержка развития индивидуальности (социально-адаптационые) -43

1) Конфликтогенные (реакции)

- социально-психологическая декомпенсация

2) Дезадаптационные (состояния)

- общая социально-психологическая дезадаптация

- семейная дезадаптация

- образовательная дезадаптация

В прямых скобках представлены курсивом психолого-педагогические формулировки диагноза. Цифрами отмечен порядковый номер диагноза по МКБ-10, что уточняет его шифровку.

Говоря о возрастных особенностях поражения различных уровней нервно-психического статуса ребенка необходимо отметить следующие особенности:

1) Аффективно-моторные формы (0-1 год)

2) Коммуникативные (1-3 года)

3) Когнитивные (3-7 лет)

4) Психодинамические (7-12 лет)

5) Социодинамические (12-15 лет)

6) Социально-адаптационные (15-23 года).

В целом, данная классификация призвана обозначить все пространство исследования проблемы ЗНПР. Понятно, что каждый узкий специалист (невролог, психиатр, психотерапевт, коррекционный педагог и др.) выберет в дальнейшем из нее свой диагностический блок, который будет эффективно применять в своей практической деятельности.


НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО ДЕТСКИХ НЕВРОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ИМЕНИ В.М. БЕХТЕРЕВА

Infantis cerebrum genimen anima

Данное общество является межвузовским научно-практическим объединением, образующимся на общественных началах как творческий коллектив, состоящий из представителей следующих специальностей: детских неврологов, психологов, медицинских генетиков и коррекционных педагогов. Местом проведения заседаний обшества является Нижегородская детская областная больница.

Цель деятельности общества: психолого-медико-педагогическая интеграция в решении проблемы ранней диагностики и коррекции нервно-психических отклонений в развитии детей.

Задачи:

1) Общество создает условия для плодотворного сотрудничества представителей медицины, детской психологии и педагогики по улучшению нервно-психического здоровья детей.

2) Способствует профессиональному росту детских неврологов, психологов, медицинских генетиков и коррекционных педагогов при решении смежных интегральных проблем детства.

3) Ведет всестороннюю научно-практическую деятельность (проводит заседания Общества, научные семинары, конференции)

4) Организует курсы обучения студентов НГПУ и НГМА, вышеуказанных специалистов по актуальным направлениям неврологии и психологии.

5) Обеспечивает методическую помощь лечебным и образовательным учереждениям по вопросам психолого-медико-педагогической интеграции.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Трошин О.В., 1998-2000)

1. По степени: 1) Недоразвитие (пограничные нарушения значительной степени выраженности); 2) Задержка в развитии (умеренной степени выраженности); 3)Отставание в развитии (легкой степени выраженности)

2. По длительности

1) Временная: А-ситуативная (реакция - недели-месяцы); Б-динамическая (состояние - месяцы-три года); В-возрастная (развитие - 3-5 лет)

2) Стойкая (больше пяти лет)

3. По обьему: 1) Парциальная (1 уровень); 2) Смешанная (2 уровня); 3) Комплексная (3 уровня); 4) Общая (4 уровня)

4. По времени возникновения: 1) Пренатальная (внутриутробное недоразвитие); 2) Натальная (недоношенность); 3) Перинатальная (до 3 мес.); 4) Ранняя (до 3 лет); 5) Детская (3-10 лет); 6) Подростковая (11-15 лет); 7) Юношеская (16-23 года); 8) Поздняя (старше 23 лет)

5. По механизмам девиации развития

1) Отставание развития: А-недоразвитие (пограничная умственная отсталость); Б -фиксированное развитие (церебрастения, неврозоподобые состояния): В-задержанное (МДМ, ряд форм ЗПР); Г-регрессирующее (невротические состояния)

2) Диспропорциональное развитие: А-искаженное (акцентуации личности); Б-альтернирующее (МДП, соматические заболевания); В-дисгармоничное (психопатии); Г -измененное (шизофрения)

3)Р аспад развития: А-депривационное (социально-психологическая дезадаптация); Б-поврежденное (пограничные формы деменции); В-изоляционное (аутизм); Г-дефицитарное (аномалии анализаторов)

6. По уровню

1. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА (нейродинамические)

1.Аффективно-моторные формы /конституциональные, дизонтогенетические/

1) Аффективные типы: А-психический инфантилизм (общее эмоциональное недоразвитие); Б-задержка аффективного развития; В-парциальная задержка аффективного развития

2) Сенсорные: А-общее сенсорное недоразвитие; Б-задержка сенсорного развития (на фоне парциальной сенсорной депривации)

3) Моторные: А-психофизический инфантилизм (общее психофизическое недоразвитие); Б-задержка психомоторного развития

4) Поведенческие: А-обшее поведенческое недоразвитие (ядерная психопатия); Б -задержка поведенческого развития

2. Коммуникативные /цереброорганические/

1) Речевые: А-задержка обшего речевого развития (обшее недоразвитие речи); Б -задержка речевого развития (фонетико-фонематическое недоразвитие); В-парциальная задержка речевого развития

2) Нейропсихологические (расстройства обучения): А-задержка общего нейропсихологического развития (резидуальная энцефалопатия); Б-парциальная задержка нейропсихологического развития (МДМ)

3) Аутистические: А-общее коммуникативное недоразвитие (детский аутизм) /искаженное развитие/; Б-парциальная задержка коммуникативного развития (синдромы аутизма)

3. Когнитивные: А-пограничная умственная отсталость (общее интелектуальное недоразвитие); Б-задержка когнитивного развития /собственно ЗПР/; В-парциальная задержка когнитивного развития; Г-социально-депривационный дефицит /педагогическая запушенность/ (дефекты воспитания и дефицит информации)

2. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СУБЬЕКТНОСТИ (психодинамические)

1) Невротические /психогенные/: А-астеноневротическая задержка психического развития; Б-регрессивная задержка психического развития (тревожно-фобическая); В -конверсионная задержка психического развития

2) Соматоформные: А-соматизированная задержка психического развития (психосоматическая, ипохондрическая, депрессивная); Б-соматическая задержка психического развития /соматогенная/

3. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (социодинамические)

1) Специфические (патохарактерологическая задержка личностного развития)

2) Неспецифическая /временная ЗПР/ : А- стрессорная задержка личностного развития; Б- психогенная задержка личностного развития

4. ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (социально-адаптационые)

/группа риска или социально-психологическая дезадаптация/

1) Конфликтогенные (реакции): социально-психологическая декомпенсация

2) Дезадаптационные (состояния): А- общая социально-психологическая дезадаптация; Б -семейная дезадаптация; В- образовательная дезадаптация и др.


Вопросы и задания

1. Почему МКБ-10 имеет важное значение для диагностики ЗПР?

2. Чем различаются ЗНПР по времени возникновения и механизмам девиации?

3. Как подразделяются ЗНПР по степени и продолжительности отклонений?

4. Назовите нарушения нейродинамического уровня.

5. Дайте характеристику психодинамическому уровню отклонений.

6. Чем отличаются отклонения на социодинамическом уровне?

7. Какие нарушения развиваются на социально-адаптационном уровне?

Литература

1. Трошин О.В.. Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.

2. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н. Новгород, 1999.

3. Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н. Новгород, 1998.

4. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999.

5. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000.


ГЛАВА 2.4 ПСИХОМОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ


Лекция 21. Речевые расстройства


Любитель детей – этого мало: надо знать, а этому надо учиться. (В.П. Кащенко)


1. Отклонения речевого развития

Речевые нарушения рассматриваются как отдельная группа отклонений в развитии в том случае, если у ребенка сохранен слух, зрение, не нарушен интеллект; имеются значительные расстройства речи, которые вызывают вторичные психологические изменения. Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается логопедия.

Известно, что речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, самостоятельно не исчезают и без специальной организованной логопедической работы могут оказать отрицательное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка.

Принципы логопедии (Левина Р.Е., 1967)

1.  Принцип развития. Необходимо проследить в результате каких патологических факторов возникли речевые нарушения и оценить динамику их развития из одной формы в другую (возрастная трансформация).

2.  Принцип системного подхода. Отражает сложную структуру речевой функции, включающую звуковую (фонетическую) произносительную сторону речи, фонематические, семантические (смыслоразличительные процессы), лексику и грамматический строй.

3.  Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует тесной взаимосвязи со всей психической сферой ребенка.

2. Уровни общего недоразвития речи (Левин Р.Е. 1967)

1.  Характеризуется полным или практически полным отсутствием вербальны средств общения в том возрасте, когда у нормального развивающегося ребенка (5-6 лет) речь в основном сформирована. Словарный запас ребенка состоит в основном из звуковых и звукоподражательных комплексов, обычно непонятных для окружающих и поэтому сопровождающихся жестами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты