Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

неоднократно подвергался строгим взысканиям: заключению в карцер на время от 3

до 15 часов. Пед. Совет решил прибегнуть к последней мере дисциплинарного

взыскания и определил: объявить Самохину выговор от имени Пед. Совета пред

целой гимназией с уменьшением отметки по поведению до «2» и с предупреждением,

что если он не исправится, то будет уволен из гимназии»

[250].

Но некоторым учителям для наказания были достаточны куда более незначительные

проступки, как, например, учителю Ф. Стулли: «. поводы к наказаниям всегда

находились: шепотом сказанное соседу слово, легкая улыбка, не расслышанное

слово учителя, малейшая неисправность в тетрадях, слишком поспешное или слишком

медленное. движение ученика, вызванного к доске для ответа, - все могло

повести и по большей части вело к наказанию»

[251].

Таким образом, в ходу у учителей и начальства был единственный способ

воспитания. Они старались сохранять дисциплину, держать под контролём и в

подчинении своих учащихся любыми средствами. Это продолжалось до тех пор,

пока, наконец, не стали появляться первые зачатки педагогики.

4.2. Ученик - Ученик

На воспитание и формирование личности школьника воздействовали не только

взрослые, но и другие учащиеся. Ведь именно из них состояла среда, в которой

приходилось вращаться школьнику: «Кого воспитывала семья, а кого - и таких было

не мало - исключительно своя же школьная среда, у которой были свои неписаные

законы морали, товарищества и отношения к старшим - несколько расходившиеся с

официальными, но, право же, не всегда плохие»

[252]. А среда, как известно, - не последний фактор в развитии характера,

особенно ещё такого не утвердившегося, как детский.

4.2.1. Старший ученик – младший ученик

Большое влияние оказывали старшие ученики на младших. Тем более, когда

старший ученик назначался надзирателем над младшими: «Надзиратели ночью не

дежурили, но в виде надзирателей, в комнаты низших классов, назначались

директором, на весь курс, благонравнейшие из воспитанников последнего, 4-го

класса; им даваема была и надзирательская власть над воспитанниками, они

могли наказать своих подчиненных». При этом сами «надзиратели» особого

удовольствия от таких обязанностей не испытывали: «Старшие воспитанники

должны были отвечать за беспорядки подчиненных, и за это с них строго

взыскивалось.

.надзирателю за младшим классом приходилось вставать всегда аккуратно в 6 часов,

будить маленьких мальчиков, отвечать за их провинности, и слушать за это

выговоры от настоящих надзирателей, а иногда и от директора.»

[253].

Случались такие надзиратели, что подчиненные были им совсем не рады: «Для

присмотра за учениками низших классов во время занятий назначались из учеников

7-го и 6-го класса старшие. Это были чистые деспоты. Бывало за пустяк

придерётся, оставит малого без обеда, а сам съест его порцию за столом. Им даже

позволялось бить младших учеников»[254]

. На то же указывают Н. Бунге и Н. Забугин: «Кроме директора, инспектора и

надзирателей, над пансионерами властвовали ещё так называемые «старшие»

воспитанники, которые весьма дурно обращались с вверенными их попечению

младшими воспитанниками и часто наказывали их»

[255]. Их слова дополняет А.Скабичевский: «Старшие считались помощниками

гувернеров, они обязаны были следить за порядком и записывать нарушителей его.

Пользуясь этой властью, наш старший учредил целую систему взяточничества. Как

только дети собирались в класс, он тотчас же начинал записывать в свой штрафной

список первых попавшихся ему на глаза. Каждый записанный должен был откупиться

булками, перьями, карандашами, пеналами и т.п.»

[256].

Если нравственное воспитание старших учеников было низкого уровня, то и их

воздействие на умы младших было соответственное. Особенно если в одном классе

с детьми оказывались учащиеся куда более старшего возраста: «Среди чуть ли не

большинства великовозрастных пансионеров старших классов царил скрытый разврат

и цинизм, скабрезные разговоры представляли самое излюбленное их развлечение.

Они собирали вокруг себя целую толпу мальцов и развращали их младенческие души.

Среди них практиковались всевозможные виды школярской разнузданности, от

ребячески бессмысленных до самых грубых и противоестественных проступков.»

[257]. На то же указывает и Н. Булюбаш: «. нравственность воспитанников была

испорчена: пьянство, разврат, карточная игра, фискальство, драки были страшно

развиты и считались вещами обыкновенными, между товарищами не было дружеской

связи, напротив, большие всегда угнетали младших [...]

Каждый класс состоял из взрослых и малолетних. Первые были угнетающие, вторые

угнетённые. Кроме того в низших классах, включительно до пятого, были так

называемые царьки, которым все должны были повиноваться, как физически

сильнейшим [...]

Взрослые заставляли малых играть с ними в карты. Чаще всего большие

выигрывали; проигрыши никогда не платили.

Жаловаться на товарища считалось бесчестным. На ябеду набрасывали шинель во

время промежутков между уроками и били, сколько душе угодно.

Взрослые крали у малых книги, потом продавали их на толкучем рынке, а деньги

пропивали»[258].

Похожую ситуацию описывает и А.Скабичевский, рассказывая о начале 50-х годов:

«.самым тяжелым игом были товарищи. Нужно сказать, что в то время не

существовало ещё никаких ограничений относительно срока пребывания учеников в

гимназии, и ученики могли оставаться в первом классе лет по пяти. При таких

порядках в младших классах рядом с десятилетними мальчуганами, восседали

юноши, годившиеся хоть сейчас под венец. Особенно в третьем классе можно было

встретить верзил, уже брившихся, говоривших басом, пивших водку, резавшихся в

картишки и знакомых со всеми увеселительными заведениями в столице.

Если принять в соображение, что мало-мальски способные и

нравственно-дисциплинированные дети аккуратно переходили из класса в класс, а

засиживались самые беспардонные лентяи и шалопаи, то станет понятным, какое

деморализующее влияние оказывали подобные чудовища, оборванные, грязные,

растрепанные, с заспанными глазами, с печатью наглости или идиотизма грубые,

одичалые и развратные, на сидевших с ними рядом малюток девяти и десяти лет.

Понятно, что силою своих кулаков великовозрастные держали своих

товарищей-новичков под игом необузданного деспотизма, тешились над ними вволю и

в то же время научали их всяким пакостям»

[259].

Ненависть между старшими и младшими учениками нередко доходила до открытой

вражды, очень часты были драки между классами: «Один класс был в постоянной

вражде с другим: седьмой с шестым, пятый с четвёртым и т.д. Между двумя

враждебными классами происходили такие драки, что некоторые из участвовавших

отправились в больницу»[260].

Сразу ясно, кто в таких войнах побеждал: «Нередко младший класс гуртом бился на

кулачки со старшим. Бой происходил на площадке, разделявшей классы, и

оканчивался, разумеется, побиением первоклассников»

[261]. Эта вражда могла приобретать угрожающие размеры: «Все классы первой

гимназии очень враждовали между собой и отстаивали один у другого своё

первенство; напр., ученики третьего класса не хотели уступить превосходство

четвёртому, бились, дрались и не просто кулаками, а коромыслами и даже

кочергами. Драки были ожесточёнными, кровь лилась ручьями. Раз такого рода

драка окончилась плачевно: несколько учеников были изувечены, рёбра поломаны,

зубы выбиты, носы расквашены, и все лица покрылись опухолью.»

[262].

Впрочем, в некоторых учебных заведениях, могли быть и другие отношения. Так, А.

Позднеев пишет о начале XX века: «Малыши первого и второго классов тянулись к

старшим гимназистам восьмого класса и любили гулять с ними. Особенной любовью

пользовался. Гриня Холодный, который умел приласкать и поговорить с малышами,

всегда его окружавшими»[263].

Но обычно лучшим случаем было, если старшие ученики вообще не общались с

младшими: «.старшие возрастом и ученики средних классов не обращали на меня

внимания.»[264]. В этой вопросе был

иногда даже особый порядок, этикет: «. у нас сами воспитанники обращали самое

строгое внимание на чин классов. Воспитанник второго класса гордо держал себя

перед воспитанником первого, и так далее. Если бы кто стал якшаться с низшими,

тот рисковал бы возбудить к себе презрение от всех своих соклассников»

[265].

В общем, чаще всего старшие ученики либо вовсе не обращали на младших

никакого внимания, либо находили в них жертв обид и растления. В последнем

случае младшие получали соответствующее воспитание.

4.2.2. Сверстники

Куда обширнее и потому более воздействующей на формирование личности учащихся

была среда сверстников. В постоянном общении с одноклассниками складывался

характер, и он находился в зависимости от общего нравственного уровня.

Например, Д. Засосову и В. Пызину очень повезло с одноклассниками: «Говоря о

становлении юноши, его внутреннего мира и характера, необходимо помнить, что

воспитывают не только учителя, но и среда соучеников. Надо сказать, что

большинство из них усвоили прививаемые в гимназии положительные основные

человеческие качества: как правило, мальчики, а потом и юноши были честны,

справедливы, не трусливы, хорошие товарищи»

[266].

В среде одноклассников были свои правила, этикет, законы, которым должны были

подчиняться все. Например, среди одноклассников А. Никитина был такой обычай:

«Говорить между товарищами ты не было принято даже в младших классах.

Несмотря на то, что по семи лет приходилось проводить юношам друг с другом,

всё-таки вы не изменялось на ты. В старших классах доводили

вежливости до смешного. Иные не только пожимали друг другу руки, но даже

кланялись, здороваясь и прощаясь»[267]

.

И потому особенно трудным было положение новичков, вновь прибывших учащихся. Их

главное затруднение заключалось в том, что они были совершенно не знакомы с

новой средой и её законами. Во многих учебных заведениях новички подвергались

всевозможным унижениям, как это случилось с В. Короленко в первый день в школе:

«В ближайшую перемену я не вышел, а меня вынесло на двор, точно бурным потоком.

И тотчас же завертело, как щепку. Я был новичок. Это было заметно, и на меня

посыпались щипки, толчки и удары по ушам. Ударить по уху так, чтобы щелкнуло,

точно хлопушкой, называлось на гимназическом жаргоне «дать фаца», и некоторые

старые гимназисты достигали в этом искусстве значительного совершенства. У меня

вдобавок была коротко остриженная голова и несколько торчащие уши. Поэтому,

пока я беспомощно оглядывался, вокруг моей головы стояла пальба, точно из

пулемета.»[268]. Но в некоторых

учебных заведениях были совершенно другие правила касательно новичков,

новенькие не третировались, а, наоборот, оберегались, как об этом рассказывает

В. Сиони его новый товарищ: «. новичок лицо некоторым образом неприкосновенное.

новичков не учат, а . они сами должны присматриваться, учиться.

Подростки – то другое дело, . они уж и сами много знают, а чего не знают,

то мы сами добавляем. Их не грех поучить, если сами не успели выучиться сразу»

[269].

Далее ученик оказывался либо в среде, в которой не было никаких понятий о

дружбе (Н. Булюбаш сетует на такие отношения в своём классе

[270]), либо в дружном коллективе, либо вне всякого коллектива. Последнее

происходило уже по вине самого учащегося, как это произошло, например, с С.

Аксаковым: «.всего более приводили меня в отчаяние товарищи: .мальчики одних

лет со мною и даже моложе, находившиеся в низшем классе, по большей части 6ыли

нестерпимые шалуны и озорники; с остальными я имел так мало сходного, общего в

наших понятиях, интересах и нравах, что я не мог с ними сблизиться и посреди

многочисленного общества оставался уединенным. Все были здоровы, довольны и

нестерпимо веселы, так что я не встречал ни одного сколько-нибудь печального

или задумчивого мальчика, который мог бы принять участие в моей постоянной

грусти. Я смело бросился бы к нему на шею и поделился бы моим внутренним

состоянием. «Что это за чудо, - думал я, - верно, у этих детей нет ни отца, ни

матери, ни братьев, ни сестер, ни дому, ни саду в деревне», и начинал сожалеть

о них. Но скоро удостоверился, что почти у всех были отцы, и матери, и

семейства, а у иных и дома и сады в деревне, но только недоставало того чувства

горячей привязанности к семейству и дому, которым было преисполнено мое сердце.

Само собой разумеется, что я как нелюдим, как неженка, недотрога, как маменкин

сынок, который все хнычет по маменьке,- сейчас сделался предметом насмешек

своих товарищей.» [271].

И всё же чаще всего коллектив в классе был очень дружным, как, например, у М.

Добужинского: «Мои новые товарищи были симпатичные, умели хорошо подсказывать,

передавать «шпаргалки» и делились со мной подстрочниками

[272]». Некоторые мемуаристы, вспоминая свои школьные годы, видели причину

такой дружбы в сплоченности против «угнетателей» - учителей, начальства, так,

по крайней мере, считал Н. Щапов: «Отношения учеников между собою всё время

были очень дружественными, никакой травли друг друга, расслоения на касты не

было. В общем, считалось, что ученики – одна сторона, учителя – другая. Мы

внутри первой должны держаться как союзники, всячески помогая друг другу против

второй. Но злобных выходок против учителей я почти не помню.»

[273]. О том же пишет и А. Греков: «Было дружное товарищество между

учениками и жаловаться не полагалось. Все провинности отдельных лиц покрывал

весь класс, и мы, помню, не раз отсиживали всем классом «без обеда», укрывая

чью-нибудь проказу»[274]. Не выдавать

провинившихся одноклассников был главный способ противостояния начальству:

«Класс наш. отличался большим дружелюбием и согласием между собою; твердым

убеждением и правилом было: никого не выдавать и ни под каким видом и ни в

каком случае. Имя фискала самая позорная, которым награждался изменник или не

желавший участвовать в шалости всего класса»

[275].

Такое явление как фискалы существовало практически во всех учебных заведениях.

Среди начальства это считалось отличным способом контроля учеников. Сами

фискалы при этом пользовались всеобщей ненавистью: «. как говорится, в семье не

без урода. Были среди гимназистов и подхалимы, и фискалы, и вруны. Но вся масса

учащихся в нашем, например, классе относилась к таким типам нетерпимо. Это

выражалось нередко и в определенных реакциях. Особенно активно боролись с

фискальством. Так, если ученик фискалил, выдавал товарища, ему устраивали

«темную». Такие меры применялись в младших и средних классах, в старших

выдерживался бойкот в отношении таких типов: им не подавали руки, с ними не

разговаривали, не принимали в компанию, пока провинившийся не попросит

извинения и не покажет своим поведением, что стал настоящим товарищем.

Нетерпимо относились и к жадности, зазнайству, нежеланию помочь товарищу в

учебе»[276].

Отношение к фискалам могло быть и более пассивное, как, например, в Коммерческом

училище, в котором учился И. Селиванов: «Воспитанники, разумеется, вообще их

терпеть не могли, но тем не менее боялись их, а некоторые даже подличали перед

ними. Те же, которые показывали им свое отвращение, естественно подвергались

доносам более частым нежели прочие. Скажу более, директорских шпионов у нас

боялись даже наши надзиратели (гувернеры), особенно которые были слабее, или

лучше сказать, добрее характером; они иногда доносили о наших шалостях

директору, единственно из опасения как бы он не узнал о них стороною, через

своих фискалов»[277].

Начальство пыталось контролировать учеников и с помощью официальных

«надзирателей»: «Перейдя в 7 класс, я был сделан старшиной, то есть

надзирателем над всеми учениками гимназии, и, несмотря на это, я не помню со

стороны моих товарищей ни малейшего проявления вражды или злобы.»

[278]. Иногда была и похожая должность надзирателя над отдельным классом:

«Старшой назначался инспектором из лучших учеников; он хранил журнал класса и

обязан был, в отсутствии учителя, наблюдать за тишиною»

[279]. Но нередко такие старшие принимали участие в общих шалостях класса и

покрывали провинившихся.

Объединяла класс вражда не только с начальством, но и с другими классами и

учебными заведениями. Такую вражду описывает А. Греков, бывший учеником

городского училища, в здании которого находилось «. в нижнем этаже и окружное

(равное уездному) училище, где обучались под час уже великовозрастные (лет по

15-16) парни, бывшие грозой гимназистов и реалистов. Дело в том, что между

учениками городского и окружного училищ с одной стороны, и реального и гимназии

– с другой, шла постоянная упорная война. Это была своего рода классовая рознь,

потому что в реальную гимназию попадали всё же более обеспеченные дети или дети

более сознательных родителей. Поэтому вражда была и так как в нашей школе и в

окружном ребята были поздоровее, то стычки обычно заканчивались поражением

гимназистов»[280]. Похожее описание

можно встретить и у А. Афанасьева: «В снежки мы играли так: класс выходил на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты