Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

Московский университет культуры и искусств

Кафедра музееведения

Культурно-бытовой облик учащихся общеобразовательной начальной и средней

школы в XIX – начале XX века

Курсовая работа студентки

II курса, группы №280

И.Л. Максименко

Научный руководитель:

профессор

Л.В. Беловинский

Москва - 2003

Оглавление:

I. Введение. Цели и задачи. Обзор источников и литературы............ 3

II.....................................................................13

1. Типы школ..................................................................13

2. Социальный состав..........................................................24

3. Программы..................................................................32

4. Воспитание.................................................................43

4.1. Ученик – Учитель.........................................................44

4.2. Ученик - Ученик..........................................................55

4.2.1. Старший ученик – младший ученик........................................55

4.2.2. Сверстники.............................................................58

5. Быт........................................................................63

5.1. Форма....................................................................63

5.2. Распорядок дня...........................................................67

5.3. Учеба....................................................................72

5.4. Перемена. Свободное время................................................76

5.5. Торжественные акты.......................................................79

5.6. Экзамены.................................................................82

6. Внеклассные интересы.......................................................89

6.1. Увлечения................................................................89

6.2. Круг чтения..............................................................94

III. Заключение.......................................................102

Источники и литература................................................104

I. Введение. Цели и задачи. Обзор источников и литературы

Тема данной курсовой работы посвящена ученикам, получавшим начальное и

среднее образование в школах в рамках общеобразовательной программы. Тема

ограничена периодом XIX и начала XX века, начиная с 1803/04 годов – времени

коренной перестройки всей образовательной системы, и кончая 1917 года, когда

школы вошли в качественно новую фазу своего развития (в 1918 году была

образована единая трудовая школа). Тема актуальна потому, что в наше время

получает распространение миф, будто бы в XIX – начале XX века те поколения

высокообразованной интеллигенции, прошедших через школьное образование,

формировались именно благодаря совершенству системы образования, и в

частности существовавшего в то время в гимназиях принципа классицизма.

Особенно популярны сегодня гимназии и лицеи. Поэтому цель данной работы –

раскрыть культурно-бытовой облик учащихся общеобразовательной начальной и

средней школы в XIX – начале XX века. В культурно-бытовой облик входит

культура учащихся и их повседневный быт, и, что характерно практически только

для них (так как личность их из-за возрастной специфики находится в

постоянном развитии) – и воспитание учащихся. Поэтому для реализации цели

данной работы поставлены следующие задачи:

1. выявить факторы формирования культурно-бытового облика учащихся – типы

школ и находящиеся от них в тесной зависимости их программы и социальный

состав учащихся;

2. рассмотреть, как воспитание влияло на учащегося (рассматривается

влияние взрослых - учителя, директора, воспитателя, надзирателя, - и

соучеников – как сверстников, так и разновозрастных);

3. всесторонне раскрыть повседневный быт учащегося (внешний облик,

распорядок дня, уроки, перемены, праздники, экзамены), отдельно выделив

внеклассные интересы учащихся (чтение и увлечения).

В работе были использованы несколько типов источников. Для описания

культурно-бытового облика были использованы, среди прочего, законодательные

акты: уставы учебных заведений за 1804[1],

1828[2], 1864

[3], 1871[4] и 1872

[5] годы, высочайше утверждённый устав Петербургского коммерческого училища

(28 июня 1841г.)[6] и высочайший рескрипт

министру народного просвещения А.С.Шишкову о запрещении принимать в

университеты и гимназии крепостных (19 августа 1827г.)

[7]. Именно они создавали ту образовательную систему, в которой формировался

культурно-бытовой облик учащихся. Одни уставы (и рескрипт Шишкову) были взяты

из официального сборника законодательных актов – Полного собрания законов

Российской империи; другие – из официальных публикаций ведомственного журнала

Министерства народного образования.

Кроме того, были взяты документальные источники из сборника, составленного

работниками архивов Санкт-Петербурга и систематизированного по тому вопросу,

который необходим для написания этой курсовой работы, – «Начальное и среднее

образование в Санкт-Петербурге. XIX- начало XX века». В сборник были включены

почти все документы, необходимые как для негативной, так и позитивной оценки

образовательной системы в Санкт-Петербурге (и в стране вообще). Из этих

документов были использованы: отрывки из журнала заседания педагогического

комитета (22 октября 1864 г.)[8], из

циркулярного письма попечителя Петербургского учебного округа М.Н.

Мусина-Пушкина директорам гимназий об обязательном введении литературных бесед

для учащихся (30 ноября 1845г.)[9],

уведомление попечителя учреждений ведомства имп. Марии принца П.Г.

Ольденбургского статс-секретарю А.Л. Гофману о количестве и социальном составе

воспитанников Петербургского коммерческого училища (9 марта 1850г.)

[10].

К материалам государственного делопроизводства относятся и отрывки из журналов

Педагогического совета Новочеркасской гимназии за 1883

[11] и 1884[12] годы, «Правила

относительно соблюдения порядка и приличий учениками Новочеркасской гимназии»

[13], выдержка из годового отчёта директора попечителю Харьковского учебного

округа за 1883 г., включенные в сборник о Платовской гимназии

[14]. Документы подобраны для характеристики учебной постановки в гимназии,

отношений между учениками и учителями, зачастую очень враждебных. Документы

подчеркивает антипедагогичность методов школы с одной стороны, и распущенность

самих учащихся с другой.

Из статистических сводок были использованы данные о социальном составе учащихся

из приложений к докладам Министра народного просвещения за 1869

[15] и 1870 год[16], опубликованным в

журнале этого ведомства. Конечно, государственная статистика должна вызывать

сомнения, но вряд ли Министру нужно было особенно завышать или занижать данные,

так что для характеристики динамики состава учащихся они подходят. Были

использованы и статистические сводки заведующего врачебно-санитарной частью

учебных заведений Министерства народного просвещения о количестве самоубийств и

покушений на самоубийства среди учащихся в 1913 году

[17]. Хотя данные и тут могут быть занижены, но можно увидеть тенденцию

из-за чего учащиеся чаще всего кончали жизнь самоубийством.

В курсовой работе использованы также и воспоминания бывших учащихся начальных

и средних школ. При этом, если только у мемуаристов не было цели приукрасить

или, наоборот, раскритиковать свои учебные заведения в угоду собственным

политическим взглядам, то эти воспоминания (особенно у аполитичной

интеллигенции, купцов и т.д.) отличаются более или менее высокой степенью

объективности. Другая специфика этого источника – большой срок, прошедший

между школьными годами и их описанием, и в результате многие детали

мемуаристами просто забывались.

Среди таких источников были использованы мемуары известного писателя Сергея

Тимофеевича Аксакова, политические взгляды которого были весьма умеренны, он не

преследовал в своих книгах обличительных целей. Он учился в 1800-1805 гг. в

Казанской гимназии, о чём довольно подробно и пишет в своих «Воспоминаниях»

[18].

В воронежской губернской гимназии учился в 1837-1844 годах будущий крупнейший

фольклорист XIX века Алексей Николаевич Афанасьев. Об этих годах А. Афанасьев

написал даже отдельные воспоминания[19],

отличающиеся довольно резкой критикой российской образовательной системы. Они

также были использованы в курсовой работе.

Археограф и историк Петр Иванович Бартенев, по своим взглядам близкий к

славянофилам, в 1841-1847 гг. был рязанским пансионером. Об этом он, в

частности, вспоминает в своём сочинении[20]

, правда, очень кратко, конспективно.

Были использованы воспоминания и Петра Дмитриевича Боборыкина –драматурга,

театрального и литературного критика, писателя, имевшего в своем творчестве

тенденцию к аполитичности, объективному освещению событий, либерализму. Он

учился в Нижегородской гимназии в конце 40-х-начале 50-х годов, довольно

подробное описание этого есть в его «Воспоминаниях»

[21].

В официальном издании сборника, посвященном столетию Киевской первой гимназии,

помещены воспоминания её прежних учеников, которые, впрочем, практически не

скрывают недостатков тогдашней образовательной системы. Александр Иванович

Рубец (историк музыки, профессор Петербургской консерватории), описывает

1853-56 года[22], а воспоминания Николая

Андреевича Бунге (ставшего химиком, профессором Киевского университета) и

Николая Платоновича Забугина (к 1911 году – управляющий Киевскими отделениями

Государственного Дворянского Банка) посвящены 1856-1861 годам

[23].

Выдающийся художник Николай Николаевич Ге учился в этой же гимназии, но в его

воспоминаниях (в которых не чувствуется ни стремления приукрасить свою учебу,

ни желания отметить только плохие её стороны) отражены сороковые годы

девятнадцатого века[24].

Врач, ученый и писатель с прогрессивной демократической тенденцией, Викентий

Викентьевич Вересаев (Смидович)[25]

учился в тульской гимназии в 1875-1884гг. В курсовой работе были использованы

небольшие отрывки из его воспоминаний, посвященные этим годам.

Очень кратко в своих «Воспоминаниях»[26]

Сергей Юльевич Витте, известный государственный деятель, описывает своё обучение

в качестве вольнослушателя в Тифлисской гимназии в начале 60-х годов.

В курсовой работе использованы также «Записки человека»

[27] Алексея Дмитриевича Галахова – литератора, педагога, мемуариста. В его

мемуарах можно найти описание уездного училища и гимназии в Рязани в 1816-1822

годах. О них он вспоминает с благодарностью, хотя и не скрывая их недостатков.

Будущий профессор-микробиолог Алексей Дмитриевич Греков сначала был учеником

приходской школы (1881-1882 гг.), а затем Платовской гимназии (1882-1892 гг.) в

Новочеркасске. Его весьма обширные воспоминания об этом, где он не обходит

критикой ни учебные заведения, ни их учеников, помещены в сборнике, посвященном

Платовской гимназии[28]. Во втором

выпуске этого сборника, уже не столь критичном, помещены не менее обширные

воспоминания об этой гимназии доктора филологических наук Александра

Владимировича Позднеева. Он начал обучение здесь в 1902 году, а в 1910 окончил

с золотой медалью[29].

Использованы и мемуары одного из лидеров белого движения, офицера Антона

Ивановича Деникина в издании, полностью соответствующему книге, вышедшей в США

в 1953 году (через 6 лет после его смерти)

[30]. При этом его учебные заведения, в которых Антон Иванович учился

(«немецкая» городская школа, Влоцлавское реальное училище (1882-1889) и

Ловачское реальное училище, где он доучивался), описаны им в мемуарах довольно

критично. В данной работе были использованы лишь краткие отрывки из них.

Михаил Александрович Дмитриев (литератор, действительный статский советник)

проходил своё обучение в Университетском благородном пансионе в 1811-12гг., о

чём он не мало пишет в своих «Главах из воспоминаний о моей жизни»

[31] и достаточно объективно.

Мстислав Валерьянович Добужинский (один из деятельных художников группы «Мир

искусства», занимавшийся некоторое время работой карикатуристом в сатирическом

журнале «Жупел», обличением самодержавия) учился в гимназиях совершенно разных

районов: в Кишиневе Одесского округа (во 2-ой гимназии в 1885-1888 гг.), в

Петербургской первой гимназии (один год), на Северо-Западе в Виленской 2-ой

гимназии. Это и нашло довольно подробное и критичное отражение в его

«Воспоминаниях»[32].

Замечательно и достаточно объективно осветили школьный быт в российской столице

начала XX века два очевидца Дмитрий Андреевич Засосов и Владимир Иосифович

Пызин в своих записках о жизни Петербурга

[33].

Гимназию во Владимире в 1855 – 1864 годах описывает в своих воспоминаниях

писатель-народник Николай Николаевич Златовратский

[34]. Он обрушивает на современное ему российское образование довольно

резкую критику.

В мемуарно-художественном произведении выдающегося русского писателя,

прогрессивного демократического публициста, Владимира Галактионовича Короленко

- «Истории моего современника»[35] -

можно прочесть о его учёбе в Житомирской (1863) и Ровенской реальной гимназиях

(1866-1870). Описание этих школ достаточно подробно.

Выходец из купеческой семьи Николай Александрович Лейкин в «Моих воспоминаниях»

просто иллюстрирует быт петербургского биржевого купечества. Также, хотя и

несколько мрачновато, описывает он свою учебу в начальном училище в Петербурге

(1849-1851гг.) и Реформаторском училище (1851-1859гг.)

[36].

Лидер и идеолог кадетской партии, историк и публицист Павел Николаевич Милюков в

70-х годах учился в 1-ой Московской гимназии, о чем можно прочесть в первом

томе его мемуаров[37]. В них он не

обходит критикой и постановку образования в российских школах, хотя пишет об

этом не слишком подробно.

Будущий генерал-фельдмаршал с умеренно-либеральными политическими взглядами

Дмитрий Алексеевич Милютин также учился в 1-ой Московской гимназии, но только в

конце 20-х годов XIX века, а затем в Университетском пансионе. Оба эти учебные

заведения он описывает в своих мемуарах[38]

, но по-разному: первое критично, второе же с благодарностью.

Об учёбе с 1846 г. в приходском училище в Угличе, а затем в уездном училище до

1851 года очень кратко пишет, не критикуя и не приукрашивая, книгопродавец и

мемуарист Н.И.Свешников[39].

Александр Михайлович Скабичевский – деятельный сотрудник «Отечественных

записок», видный литературный критик 1870-х годов, но в своих «Литературных

воспоминаниях» старался просто сохранить верность фактам, рассказать о

пережитом по возможности точно и подробно. Рассказывает достаточно много он и о

том, как в 1848-1856 годах учился в 4-ой Ларинской гимназии в Петербурге

[40].

В 1890-1893 гг. в сельской школе учился Иван Яковлевич Столяров, один из

организаторов Всероссийского крестьянского союза, участник революционного

движения 1905 года. Ему принадлежат «Записки русского крестьянина»

[41], откуда было взято описание его школьных лет.

В своей книге «Минувшее» князь Сергей Евгеньевич Трубецкой, сын известного

русского философа и общественного деятеля Е.Н.Трубецкого, пишет довольно

аполитично о том, как он учился в Киевской первой гимназии (в 1905 году, сразу

с 6-го класса) и Московской 7-ой (два года с 1906 г.)

[42].

Выдающийся поэт Афанасий Афанасьевич Фет, учился в 1834-1837 годах в немецком

пансионе в Верро (около Дерпта). Он не обходит вниманием ученические годы в

своих «Воспоминаниях»[43], не

отличающихся обличительными целями, как и всё творчество поэта. Но из его

мемуаров были взяты сравнительно небольшие отрывки о школьных годах.

С тенденцией просто осветить быт и порядки Практической Академии (коммерческое

училище в Москве) в 1892-1899 годах пишет её выпускник гидроэнергетик Николай

Михайлович Щапов[44]. Его мемуары были

опубликованы издательством объединения «Мосгорархив»; в школьные года и быт

освещены в них хотя и тезисно, но для курсовой работы достаточно полно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты