Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

[131].

Следующий этап сословной политики царского правительства - устав 1828 года. В

нем видно стремление «к сословному разграничению школ., обеспечить каждому

классу определенный, подходящий для него круг понятий»

[132]. Так, уездные училища уставом 1828 года были предназначены «детям

купцов, ремесленников и других городских обывателей»

[133], гимназии - «детям дворян и чиновников»

[134]. В приходских училищах обучались в основном дети крестьян.

Кроме того, «с целью привлечь дворянство в гимназии, к которым оно продолжало

относиться недоверчиво, при всех гимназиях на пожертвования дворянства

учреждаются пансионы, как воспитательные учреждения, о чем возвестил ещё указом

19 декабря 1826 года»[135].

И. Алишенцев отмечает и другие меры правительства по сословному разграничению

разных ступеней школ: «Правительство не могло смотреть равнодушно на то, что

в Александровских гимназиях получали образование люди всех сословий и

профессий, кроме только духовенства, имевшего свою школу. Поэтому нисколько

не удивительно, что уже в 1827г. военные корпуса были совершенно отделены от

гимназий, в 1828г. изъяты их них кантонисты. и затем образован даже особый

пансион для детей канцелярских служителей в Петербурге и отдельные училища

для образования евреев и т.д.

Ещё серьезнее опыты образования особых реальных курсов для отвлечения от

гимназий горожан, ремесленников и мелких купцов»

[136].

Но, между тем, вот описание московской гимназии в конце 20-х гг.: «Состав

учеников был самый пестрый, но главную массу составляли люди бедного и низшего

сословия, большею частью не получившие никакого воспитания. Между ними были

парни зрелых лет; в старших классах некоторые брили бороду, а рядом с такими

приходилось сидеть мальчишкам, которые неизбежно заимствовали от старших

грубость в обращении, дурные привычки, сквернословие»

[137].

Такое состояние гимназий объясняет И.Алешинцев: «.если в уставе гимназия

осталась всё-таки преимущественно дворянской, а не исключительно, так это в

значительной степени потому, что две пятых тогдашних учеников гимназий были не

дворяне»[138]. Вот социальный состав

гимназий в 1827г.:

Округи

ДворянГражданских чиновниковКупцовМещанПридворных служителейДуховных лицЦеховыхСолдатских детейКрестьянСвободных состоянийВсего
Санкт-Петербургский364-5846352821242156635
Московский2793194672-194--69851
Харьковский68740211667-12-185801381
Казанский1542676038-52882517647
Итого1484988280223356427130512223514

Эта сословная политика продолжалась. Одной из целей министра народного

просвещения С.С. Уварова (1834-1849гг.) было «сословное разграничение общего

образования»[139]. В 1845 было

проведено повышение платы за учение. «Увеличение платы, по заявлению самого

Министра, было предпринято «не столько для усиления экономических сумм учебных

заведений, сколько для удержания стремления юношества к образованию в пределах

некоторой соразмерности с гражданским бытом разнородных сословий» [.] в том же

году Высочайше утвержденное запрещение – принимать в гимназии без

увольнительных свидетельств детей купцов и мещан [.] Проведение сословного

начала в гимназии, можно сказать, удалось: в этом убеждает нас, как множество

дворянских пансионов, так и преимущественно дворянский состав учащихся в

гимназиях»[140]. Что же касается

уездных училищ, то С.Рождественский пишет о них: «.как гимназии не могли быть

превращены в сословные дворянские школы, так и уездные училища не были

исключительно сословными школами для городского класса. Присутствием в них

значительного числа детей дворян и высших слоёв купечества объясняется факт

многих ходатайств о введении в уездных училищах дополнительных уроков по таким

предметам, которые не были предусмотрены уставом 1828г.: по древним и новым

иностранным языкам»[141].

Но вот социальный состав в первой Рязанской мужской гимназии в 1831-1838 годах,

описание которого даёт Я. Полонский: «В гимназию, как и теперь, принимали детей

всех сословий, кроме крепостного. Я не помню ни одного мальчика, который был бы

сыном лакея, кучера или повара. Ни один помещик того времени или барин не мог

бы этого допустить по своим воззрениям. Что касается до нас, учеников, то между

нами не было никакого сословного антагонизма. Дворяне сходились с мещанскими и

купеческими детьми, иногда дружились.»

[142].

«Дворянские общества, да и сам император выступали за строгую сословность в

обучении даже тогда, когда это уже было большим анахронизмом»

[143]. В целом, сословную политику Николая I характеризуют следующие цифры

(данные об учащихся гимназий)[144]:

ГодВсегоДворян и чиновниковДуховного званияПодатных сословий
18337495591078,9%1592,1%142619,0%
1843127841006078,7%2181,7%250019,6%
1853150701200779,7%3432,3%271918,0%
1863236931732073,1%6662,8%570724,1%

Последние цифры касаются уже времени Александра II; видно, что если в

1833-1853гг. социальный состав практически не менялся и преимущество оставалось

за дворянством, то в 1863 году наметилась тенденция к усилению позиций податных

сословий. Устав же 1864 года вообще «совершенно свободен от сословных тенденций

прежнего времени»[145], им в гимназиях

постепенно вводился всесословный элемент

[146]. Так, «из области сословных ограничений в 1859г. было отменено

распоряжение о том, чтобы лиц податного состояния ни в коем случае не

освобождать от платы за учение и приказано руководиться относительно их общими

для всех вообще учащихся постановлениями»

[147].

Что касается приходских и уездных училищ, то динамика в социальном составе их

учащихся видна на примере соответствующих стародубских школ в Черниговской

губернии[148] (видно, что особенно

широко стала пользоваться правом на образование крестьянские дети):

Обучалось детей

В стародубском уездном училищеВ стародубском приходском училище
1857г.1862г.1857г.1862г.
Число%Число%Число%Число%
Дворян и чиновников5852,33241,61012,22029,0
Духовного звания32,756,522,445,8
Почетных граждан и купцов54,5810,467,322,9
Мещан и разночинцев4036,01715,35162,22840,6
Козаков, колонистов и крестьян54,51418,240,51521,7
Иностранцев--11,3----
Всего:111100771008210069100

Во второй половине века школы делались все более демократичными, состав учащихся

становился всё более пестрым, хотя в столичных гимназиях всё же преобладание

было за детьми более или менее достаточных людей, как это отмечает А.Никитин

(он пишет о 1867-1875 годах в столичной гимназии): «. я могу указать из сотни

учеников только на трёх-четырёх сыновей мелких купцов. Был среди нас сын одного

кузнеца. Был сын буфетчика казённого учебного заведения. Остальные были дети

все достаточных родителей. Многие приезжали в гимназию на своих рысаках, - но

хвастаться этим как-то не было принято. Иные, напротив того, конфузились и

просили родителей не присылать за ними экипажа, чтобы не отделяться заметно от

товарищей. Были среди нас и князья, и бароны, и сыновья генералов, военных и

статских, - дети профессоров, докторов, священников. Были сыновья откупщиков,

получавшие дома строго французское воспитание и державшиеся весьма бонтонно»

[149].

Некоторые гимназии, в силу тех или иных причин, фактически становились строго

сословными, как это случилось, например, с первой Одесской гимназией: «С давних

пор за городской первой гимназией, благодаря ли традициям или имевшемуся при

ней пансиону, упрочилась слава привилегированной и фешенебельной. Все местные

аристократы, все городские тузы и богачи, как и богатейшие окрестные помещики

считали своим священным долгом отдавать своих детей именно в первую гимназию»

[150].

А в Платовской гимназии в 80-х годах учились «дети низшего разночинства – мелких

и средних чиновников, купцов, ремесленников, небогатых дворян и духовенства»

[151]. Состав учащихся различался и по национальному признаку, например, в

Кишиневе Одесского округа (во 2-й гимназии в 1885-1888 гг.) «было много

еврейских мальчиков, караимов, немцев и молдаван, меньше всего было с русскими

фамилиями, и вообще 2-я. была весьма демократической [.] – все были одинаковыми

товарищами; были мальчики из богатых семей, как англичанин Горе и румын

Катаржи, были и очень бедные, как сын кузнеца Антоновский и извозчика –

Гесифинер»[152].

Вообще же, что касается общих статистических данных, то в 1870 г. распределение

учащихся по сословиям в низших школах было следующим (на примере Московского

учебного округа)[153]:

Дворян и чиновн.Духовн. званияГородских сословийСельских сословийКазаков, солд. детейИностранцевВсего
Уездные училища118119737495191253158
Двуклассные народные училища474312691799--12227
Городские началь-ные нар. училища3151221127648430-69987
Сельские начальные народные училища133088698533-69987

В реальных училищах[154] в это время социальный состав учащихся был такой:

Сословие18821895
Число %Число%
детей дворян и чиновников720441,2971937,4
духовного звания4432,52010,8
городских сословий706440,41139243,8
сельских сословий206511,8298811,5
иностранцев7084,117026,5
Итого1748510025987100

Социальный состав учащихся в гимназиях и прогимназиях:

Сословие

1870г.[155]

1881г.

1894г.[156]

Число%Число%Число%
дворян и чиновников2392065,43121147,53544456,4
духовного звания17054,6634105,221203,4
городских сословий1027528,12446437,21991031,7
сельских сословий21615,9152768,037686,0
иностранцев5721,5613902,110501,7
солдатских детей130,04--4800,7
Итого365711006570710062844100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты