Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

курс в гимназии, награждаются медалями золотыми или серебряными, число которых

определяется всякий раз местным педагогическим советом»

[362].

Отмечалось окончание школы и в начале девятнадцатого века: «Некоторые из

ленивых, сваля с плеч эту обузу, отпраздновали свое студенчество тем, что

составили auto da fe[363] из всех

латинских книг: это было в обычае; но я и еще немногие поняли, что по получении

таким легким способом студенчества совесть обязывает нас сколько-нибудь поучить

еще по латыне, и сберегли свои книги»[364]

.

Теперь учащиеся меняли свой статус, и потому спешили и поменять свой внешний

облик. Так М. Добужинский и его одноклассники, получив аттестаты об окончании

гимназии, поступили следующим образом: «После этого торжества, выходя гурьбой

из гимназии, мы первым делом сорвали с фуражек гимназические серебряные значки,

лавровые листья и буквы «В.2.Г» и побросали их в тротуарную канаву. У меня уже

была заготовлена студенческая форма. Так как получившему аттестат сомнений в

приеме в какой бы то ни было университет не было, то окончившие гимназию обычно

в эту форму сразу же облачались[365].

Действительно, окончание школы означало резкий перелом в статусе человека:

«Между гимназистом и студентом грань очень резкая. Гимназист – «мальчик», в

лучшем случае – «юноша», студент же – «молодой человек»!

Гимназист подвержен каждодневной классной дисциплине; он должен каждое утро

являться в гимназию и отбывать там 5 часов уроков. Ему кроме того задают уроки

на дом. Гимназист не выезжает, не появляется в свете, а только может быть на

«танцевальных утрах». Вообще, к нему относятся совсем не как ко взрослому»

[366].

Теперь осталось только отметить такие черты культурно-бытового облика

учащихся, как их внеклассные интересы: увлечения и круг чтения.

6. Внеклассные интересы

Важной составной частью культурно-бытового облика учащихся были и внеклассные

интересы. В их жизни была не только школа и игры, характерные для всякого

ребёнка, но и интересы, которые, впрочем, были не у любого учащегося. Чаще

всего они зависели от уровня учебного заведения; школа всё равно играла

решающую роль, так как она, много или мало, но всё же влияла на учащихся. В

школах, где царила распущенность, у школьников были и соответствующие

внеклассные интересы, но в учебных заведениях с более или менее высоким

уровнем образования и воспитания у учащихся были и более серьёзные увлечения.

6.1. Увлечения

Среди серьёзных внеклассных увлечений, недетских игр учащихся нужно отметить,

прежде всего, рукописный журнал. Этим увлекались в большинстве учебных

заведений («Конечно, у нас был и свой рукописный журнал. Эта затея повторяется,

кажется, во всех учебных заведениях. Были у нас и поэты и беллетристы.»

[367]), как, например, в Университетском пансионе, где учился Д. Милютин:

«Некоторыми из учеников старших классов составлялись, с ведома начальства,

рукописные сборники статей, в виде альманахов. или даже ежемесячных журналов,

ходивших по рукам между товарищами, родителями и знакомыми»

[368]. Увлекались изданием рукописного журнала и в классе С.Аксакова в

начале девятнадцатого века: «Александр Панаев издавал тогда письменный журнал

под названием «Аркадские пастушки», которого несколько нумеров и теперь у меня

хранятся. Все сочинители подписывались какими-нибудь пастушескими именами,

например: Адонис, Дафнис, Аминт, Ирис, Дамон, Палемон и проч. Александр Панаев

был каллиграф и рисовальщик, а потому сам переписывал и сам рисовал картинки к

каждому нумеру своего журнала, выходившему ежемесячно. Поистине, это было

двойное детство: нашей литературы и нашего возраста. Но замечательно, что

направление и журнальные приемы были точно такие же, какие держались потом в

России несколько десятков лет»[369].

Традиция сохранилось и во второй половине XIX века – А. Рубец пишет: «В шестом

и седьмом классах несколько хорошо писавших сочинения учеников решили издавать

журнал: «Родная правда». В этом журнале были всевозможные отделы: сначала

передовые статьи, вторая часть – стихотворения, басни, сатиры, афоризмы,

акростихи, третья часть была посвящена педагогическим статьям [.] Первый номер

состоял из 20 листов почтовой бумаги большого формата и был переписан в пяти

экземплярах. Все 6-и и 7-иклассники рьяно взялись за работу, чтобы поскорее

вышел первый номер. По выходе, он произвёл громадное впечатление на учащихся,

преподавателей, а в особенности на гимназическую администрацию – инспектора,

директора, попечителя и т.д.»[370].

Занимались созданием рукописного журнала и герои произведения Н.

Гарина-Михайловского «Гимназисты»: «Был выяснен и материальный вопрос.

Необходимые средства получались равномерным распределением расходов между

участниками. Главный расход заключался в бумаге и переписке статей. Ввиду

ограниченности средств решено было издавать журнал в двух экземплярах, из

которых один переходил бы из рук в руки по мере прочтения, причем право держать

у себя журнал ограничивалось сутками. Были намечены и отделы:

беллетристический, политико-экономический, исторический, научный, критика и

фельетон с картинками из общественной жизни»

[371].

Предоставляла возможности для развлечения учащихся и школа, например, в

гимназии, где учился вышеупомянутый С. Аксаков, увлекались театром: «В эту же

зиму составился в гимназии благородный спектакль. Два раза играли какую-то

скучную, нравоучительную пиесу, название которой я забыл, и при ней маленькую

комедию Сумарокова «Приданое обманом». В спектакле я был только зрителем. много

было охотников постарше меня.»[372].

Ставились учащимися спектакли во второй половине XIX века: «На масляной у нас

обычно всегда бывало какое-нибудь празднество, например, устраивался спектакль,

один раз давали «Наталку Полтавку» Котляревского. Спектакль прошёл очень

удачно; женские роли – Наталки и её матери Терпелихи – исполняли мальчики,

имеющие хорошие голоса. Непритворно плакали и страдали они, так что вызывали

слёзы даже у взрослых посетительниц этого спектакля. Сцену и декорации мы

всегда сами устраивали и рисовали»[373]

. Такие спектакли могли быть часто просто в виде игр: «Иногда, в часы игр,

ученики устраивали что-то вроде спектаклей, показывали фокусы с платками,

монетами, картами, даже аппаратами из папки. Разыгрывали мы подчас и пьесы,

которые сами сочиняли. Помню, что и я написал. какую-то пьесу на немецком

языке, которая игралась у нас.»[374].

Могло быть и другое обучение по желанию, например, танцам и музыке, как это

описывают Д.Засосов и В.Пызин (они пишут, конечно же про начала XX века):

«Кроме учения гимназия занимала учеников хоровым пением, игрой в великорусском

и духовом оркестрах, за отдельную плату можно было обучаться танцам и игре на

рояле или скрипке. Прогимназический хор кроме духовного пения разучивал

произведения светского характера - торжественные кантаты, русские песни»

[375]. Их слова подтверждает и А.Позднеев: «К 7 классу, кажется, относится

увлечение танцами. До того мы танцевали кто как хотел, не смущаясь этим, но

выросши и начав участвовать в вечеринках товарищей не хотели ударить лицом в

грязь. В гимназии для желающих ввели обучение танцам.»

[376].

В средних учебных заведениях в XIX веке предлагались такие внеклассные

занятия, как литературные беседы (литературные собрания), что следует из

циркулярного письма попечителя Петербургского учебного округа М.Н. Мусина-

Пушкина директорам гимназий об обязательном введении литературных бесед для

учащихся:

«Твёрдое изучение отечественного языка и словесности составляет одно из

основных знаний гимназического курса.

В постоянной заботливости об усилении успехов в сих предметах и желая

возбудить соревнование между воспитанниками гимназий Петербургского учебного

округа, я с предварительного согласия господина министра народного

просвещения нахожу полезным независимо от теоретического преподавания разных

отраслей русской словесности и практических упражнений учредить в каждой

гимназии для VI и VII классов, по одному разу в 2 недели литературные беседы,

на которых ученики должны поочередно читать свои сочинения, сообщать друг

другу свои замечания и пользоваться указаниями наставников.

Сии литературные беседы должны производиться под руководством старшего учителя

словесности и логики, в присутствии Вашем, милостивый государь, [и] инспектора

гимназии, учителя русской грамматики и тех преподавателей прочих предметов, к

части которых, по предварительным соображениям будут относиться предстоящие к

прочтению и разбору сочинения, а самые сочинения, с прописанием сделанных

замечаний, должны быть представляемы мне по истечении каждого учебного месяца.»

[377].

Довольно подробно этот вид увлечений гимназистов описал Н. Маев: «.не могу

молчать .об одном прекрасном установлении, которое имело громадное,

благотворное влияние на нас, юнцов, и приохочивало к серьёзным учёно-

литературным трудам. Я говорю о литературных беседах, введённых, если не

ошибаюсь, с 1852 года. Сущность их заключалась в следующем.

Каждый воспитанник VI-VII классов должен был написать, в течение года, одно

серьёзное сочинение; от него требовались ссылки на источники, которые он

пользовал. Для сочинения могли быть избранны темы: по истории, географии,

истории литературы. Написанное сочинение рассматривалось и, конечно, в случае

надобности, исправлялось. Преподавателем словесности затем передавалось другому

преподавателю: истории, географии или словесности, по принадлежности, который

прочитывал его и составлял рецензию. После того сочинение передавалось одному

из учеников, сотоварища автора по классу, который в свою очередь составлял

рецензию. Раз в неделю, вечером, назначалась «литературная беседа»: собирались

ученики VI-VII классов, несколько преподавателей, инспектор и директор.

Воспитанники садились на партах или школьных скамейках, как их тогда называли,

а преподаватели и начальство размещались на стульях, по обе стороны кафедры.

Обстановка выходила достаточно торжественная, и во всяком случае – не

заурядная. Автор сочинения всходил на кафедру и читал его; затем прочитывалась

рецензия преподавателя и ученика, сотоварища автора. Начинались прения, в

которых принимали живое участие также и воспитанники. Всё это было для нас

ново, завлекательно, нисколько не напоминало школьную рутину и было подготовкой

к близкой уже для нас университетской деятельности. Литературные беседы

затягивались иногда до 11 часов; спорами одинаково увлекались и преподаватели и

воспитанники»[378]. Но то, что

литературные собрания происходили ещё до 1852 года, подтверждает хотя бы

описание Д. Милютина, который учился в Университетском Пансионе. Он отмечает:

«В известные сроки происходили по вечерам литературные собрания, на которых

читались сочинения воспитанников в присутствии начальства и преподавателей»

[379]. Хотя такие дополнительные занятия, делаясь практически обязательными,

могли перестать быть увлекательными и для учителей, и для гимназистов: «.

бывали у нас в гимназии чтения избранных ученических сочинений, в присутствии

директора, учителей и всей гимназии; помню, что наскучив поправкою наших

бумагомараний, давал он (- учитель словесности) нам какие-то стихи и

прозаические статьи. и заставлял нас читать их, под видом наших сочинений»

[380]. Но все-таки там, где литературные беседы не были обязательными и

происходили не слишком часто, они могли действительно увлечь учащихся, как,

например, одноклассников Н. Бунге и Н. Забугина. Эти два мемуариста вспоминают

о литературных беседах так: «В них могли принимать участие ученики только двух

высших классов, но они не имели для учеников обязательного характера. Беседы

происходили один раз каждые три недели; одни ученики читали свои сочинения,

другие читали разборы этих сочинений, при чём дозволено было вступать в

словесные прения, под руководством педагогического персонала. Беседы эти имели

в первое время большой успех: ученики ретиво взялись за разработку сочинений на

разные, большею частью, отвлечённые и очень интересные темы, а словесные прения

между авторами и критиками были очень оживлёнными»

[381].

Часто в учебном заведении не было даже приличной библиотеки: «В гимназии

посторонние книги были в чрезвычайно редком обращении. Книг же специально для

детского и юношеского возраста в гимназии и в помине не было.»

[382]. Хотя нередко были случаи, когда сами учащиеся стремились к

самообразованию, и тут им гимназическое начальство могло даже помешать, как это

случилось с одноклассниками А. Рубца: «. в 1856 году профессор киевского

университета Селин сделал объявление, что он будет читать для всех, кто только

пожелает присутствовать на его лекциях, - о драме, трагедии вообще и

драматургах Англии, Франции, Испании и Германии.

Все старшие гимназисты первой гимназии были очень обрадованы, когда им разрешили

посещать лекции Селина в здании университета после обеда [.] К сожалению,

начальство наше прекратило посещения наши лекций, побоявшись, что мы не будем

иметь времени приготовлять уроки. Мы ужасно были опечалены и озлоблены против

начальства.»[383].

Вообще у учащихся было, естественно, немало запрещенных начальством развлечений.

Ученикам было запрещено посещение театра, кинематографа («Многие увлекались

кинематографом, с чем бороться было трудно - густая сеть синема раскинулась по

всему городу»[384]), и много других

увеселительных мест. Так, по «Правилам относительно соблюдения порядка и

приличий учениками Новочеркасской гимназии» учащимся воспрещалось «посещать

маскарады, буфеты, бильярдные, балкон и галерею театра и все увеселительные

сады, кроме городского Александровского»

[385]. Впрочем, если верить А. Позднееву, в начале XX века в том же

Новочеркасске, в его театре для учащихся даже «был отведён пятнадцатый ряд

партера с пониженной стоимостью билета 50 копеек»

[386].

К середине 50-х гг. А.Скабичевский дает следующее описание просмотренного им в

театрах репертуара: «Как и все гимназисты старших классов, я был большой

театрал и пользовался каждым случаем побывать в театре. Впрочем, я был

невзыскателен по части выбора пьес и в оценке актеров был полный профан, слепо

следуя за голосом молвы. Любимейшими зрелищами для меня были трескучие

мелодрамы с обильными пролитиями если не крови, то слез, вроде «Графа Угодино»,

«Тридцать лет или жизнь игрока», «Лучшая школа – царская служба» и т.п.»

[387].

А. Позднеев подробно перечисляет спектакли и оперы, которые он посетил, будучи

учащимся в начале XX века: «. учёба во втором и третьем классах принесла

повышение интереса к театру и посещение его. Если во втором классе нас водили в

театр на исторические пьесы (. «Измаил»,. «Пожар Москвы»), то в третьем классе

начинается знакомство с литературно-художественным репертуаром: в ноябре 1904

года мы видели «Ревизора» Гоголя, в феврале были на «Юлии Цезаре», а на

масленице – на исполнении «Женитьбы» Гоголя. Зимой в декабре пришлось в первый

раз слушать оперу в нашем театре. Приезжая труппа исполняла «Аскольдову могилу»

Верстовского . На каникулах смотрели «Камо грядеши» по Сенкевичу, в феврале

драму «Борис Годунов». были на пьесе «Ермак». В октябре [1907 года] мы смотрели

драму Алексея Толстого «Иван Грозный», «Последнюю жертву» Островского, в

декабре – «Гусарскую лихорадку», «Горе от ума» Грибоедова и «Недруги» Карпова,

в январе – «Золотое руно» Пшебышевского, а в апреле три вечера подряд были

посвещенны прослушиванию самых популярных опер – «Риголетто», «Демон» и

«Фауст». В мае – опер «Евгений Онегин» и «Ромео и Джульетта» приезжей оперной

труппы. Количество посещения театра в этот учебный год [1908] увеличилось:

осенью я смотрел пьесы «Вишнёвый сад» Чехова, «Разбойники» Шиллера, его же

«Коварство и любовь», «Плоды просвещения» Толстого, «Маленький Йольф» Ибсена,

«Дни нашей жизни» Л. Андреева. В 1909 году смотрел «Горе от ума» Грибоедова,

«Ревизор» Гоголя, «Кукольный дом» Ибсена, «Царь Фёдор Иванович» Толстого,

«Синяя птица» Метерлинка, «Казнь» Ге. Ряд спектаклей посещали целым классом,

беря ложу. Я посещал и оперу. В оперном театре за лето я посмотрел 10 опер:

«Кармен» Бизе, «Демон» Рубинштейна, «Русалку» Даргомыжского, «Пиковую Даму»

Чайковского, «Дубровского» Направника, «Ромео и Джульетту» Гуно, «Гугеноты»

Мейербера, «Лакме» Делиба, «Травиату» Верди, «Миньон» Тома и «Жизнь за царя»

Глинки»[388].

Как видно, у учащихся были и такие увлечения, которые обычно у детей не

бывает, только у взрослых. Но ввиду их особого положения, более сильного

влияния начальства, увлечения школьников часто зависели именно от политики в

этой области самого учебного заведения. Та же ситуация происходит и с кругом

чтения учащихся.

6.2. Круг чтения

Среди серьезных внеклассных увлечений учащихся, как и у многих других более или

менее образованных людей, было, конечно же, и чтение. Хотя круг их чтения на

самом деле не отличался такой уж серьёзностью. В самом начале XIX века он был

примерно такой: «В моей памяти очень живо сохранился наш библиографический

реестр. Это были, во-первых, произведения отечественной поэзии. наша сказочная

литература: Еруслан Лазаревич, Бова Королевич, Королевна Гринцевана и проч.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты