они освобождаются от установленного для сего испытания»
[90]. Кроме того, выпускникам предоставлялось: «2 разряд по воинской
повинности: состоять на действительной службе во всех сухопутных войсках три
года и в запасе армии 12 лет. Вышедшие с 3-го года (III класса) учения –
причисляются ко 4 разряду: на действительной службе должны пробыть 4 года и в
запасе 11 лет»[91].
Затем в 80-х гг. появилось новое начальное учебное заведение, подведомственное
Православной Церкви – школа грамотности. Они создавались «для обучения
православному вероучению и грамоте. В школах грамотности обучали члены причтов
и светские учителя. Преподавались Закон Божий, церковное пение с голоса,
церковно-славянское и русское чтение, письмо и начала арифметики»
[92].
В это же время устанавливаются новые ступени начального образования, начиная с
одноклассных училищ – «суть собственно школы грамотности, дополненные
преподаванием начал Закона Божия и арифметики. Дальнейшую ступень народного
образования представляет двухклассное училище. Первый класс этого училища
составляет не что иное, как обычную одноклассную школу; второй же класс
обнимает высший, дополнительный курс начального обучения, характеризуемый тем,
что здесь сообщаются детям сведения по истории, географии, естествоведению.
Наконец, на третьей ступени начальной школы стоят училища многоклассные, к
которым следует отнести училища уездные, городские по Положению 1872г., так
называемые центральные училища и т.п.»[93]
.
Из средних учебных заведений необходимо рассмотреть прежде всего гимназии. С
реформой в образовании в 1803-1804 гг. они должны были получить достаточно
широкое распространение: «На основании предварительных правил народного
просвещения, в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и
более оных в губернском или иных городах ежели есть способы к содержанию
таковых заведений.»[94]. Курс учения в
них ограничивался четырьмя годами. Учреждались они не только как учебное
заведение, дававшее среднее образование, но и как последняя ступень перед
высшим учебным заведением – Университетом: «Учреждение гимназий имеет двоякую
цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по
склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний,
пожелает усовершенствовать себя в Университетах; 2) преподавание наук, хотя и
начальных, но полных в рассуждении предмета учения, тем, кои, не имея намерения
продолжать оные в Университетах, пожелают приобресть сведения, необходимые для
благовоспитанного человека»[95]. Они
были всесословными, имели преемственность от уездных училищ, хотя окончание
последних не было обязательным условием для поступления в гимназию, ведь в XIX
веке достаточно сильно было распространено и домашнее обучение: «В гимназию
принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных училищах либо в
других училищных заведениях либо и дома, если только имеют достаточные сведения
к продолжению наук, преподаваемых в гимназии»
[96]. Благодаря домашнему обучению будущие гимназисты могли иметь знания
выше первого класса: «.Поступающие в I класс должны уметь читать и писать и
знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во II, III и
даже в IV класс, если на испытании пред инспектором и старшими учителями
докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются
в нижних классах. Директор наблюдает, чтобы в I и II класс принимались дети не
моложе 10 лет, а в III и IV – не моложе 12»
[97]. Уже по уставу 1828 года гимназии стали чисто сословными («.главнейшая
цель учреждений гимназий есть достижение средств приличного воспитания детям
дворян и чиновников.»[98]),
семиклассными учебными заведениями: «Курс учения в губернских гимназиях
разделяется на 7 классов, для каждого назначается по одному году»
[99].
1864 год ознаменовал серьезную реорганизацию в системе гимназий: «По различию
предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического
обучения гимназии разделяются на классические и реальные»
[100]. С. Рождественский по этому поводу пишет: «Новый устав утвердил
принцип дуализма в системе среднего образования, предоставляя времени и опыту
окончательное разрешение спора между классицизмом и реализмом [.] наряду с
двумя типами гимназий должен был одновременно существовать и третий – гимназии
с одним латинским языком»[101].
Выпускники разных типов гимназий имели, в общем-то, равные права: «Ученики,
окончившие полный курс ученья в гимназии классической или реальной с особым
отличием и награждённые при выпуске медалями золотою или серебряною,
определяются в гражданскую службу без различия состояния с чином XIV класса»
[102]. Но при поступлении в университет между ними все-таки делалось
различие: «Ученики, окончившие курс ученья в классических гимназиях или имеющие
свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты
университетов. Свидетельства же об окончании полного курса реальных гимназий
или о знании сего курса принимаются в соображение при поступлении в высшие
специальные училища на основании уставов сих училищ»
[103]. В гимназиях осталось прежнее число лет обучения, им полагалось «7
классов с годичным курсом для каждого класса»
[104].
В 70-х годах правительство Александра II начало отход от проводимых раннее
либеральных реформ. Министром просвещения был назначен отличавшийся
консервативными взглядами Д.А. Толстой, благодаря которому были изданы новые
уставы средних учебных заведений. В 1871-1872 гг. реальные гимназии отделяются
от классических и становятся реальными училищами, цель которых была «доставлять
учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим
потребностям и к приобретению технических познаний»
[105]. Смотря по местным удобствам они учреждались: «в составе шести, пяти,
четырёх, трёх и двух классов, с одногодичном курсом в каждом из них.
Пятиклассные реальные училища состоят из классов от II до VI включительно,
четырёхклассные – от III до VI, трёхклассные - от IV до VI и двухклассные - из
V и VI (высших) классов»[106]. В эти
классы принимали детей с соответствующими знаниями и возрастом: «В I класс
шестиклассного реального училища принимаются дети не моложе 10 и не старше 13
лет, умеющие бегло и правильно читать и писать под диктовку без грубых
орфографических ошибок, знающие главные молитвы, из арифметики первые четыре
действия над целыми отвлечёнными числами. Во все следующие классы принимаются
имеющие соответственные классу познания и возраст, при чём ученики гимназий и
прогимназий, достойные перевода во II, III, IV и V-й классы сих заведений,
принимаются в соответствующие классы реальных училищ без предварительного
экзамена»[107]. Выпускники реальных
училищ имели те же права в отношении поступления в высшие учебные заведения,
что и выпускники реальных гимназий:
«Ученики, окончившие курс учения в реальных училищах и дополнительном при оных
классе по какому-либо из его отделений, а также лица, имеющие свидетельства о
знании этого курса, могут поступать в высшие специальные училища, подвергаясь
только проверочному испытанию»[108].
Этой реформой образования «главным образовательным средством были признаны
древние языки, и единственной дорогой к университету сделана была школа
классическая»[109]. Классические
гимназии стали восьмиклассными и с приготовительным классом: «В гимназии
полагается 7 классов с годичном курсом в каждом из первых шести классов и с
двухгодичным курсом в высшем седьмом классе [.] При каждой гимназии и
прогимназии состоит приготовительный класс, продолжительность курса которого
определяется соответственно успехам и возрасту учеников»
[110]. При этом в приготовительный класс поступали «дети не моложе 8 и не
старше 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать
по-русски и считать до 1 тысячи, а также производить сложение и вычитание над
этими числами»[111]. Классические
гимназии считались бессословными («.обучаются дети всех состояний, без различия
знания и вероисповедания»[112]),
ограничение было только в возрасте, «в первый класс поступали дети не моложе 10
лет»[113]. Поступать могли даже те, у
кого не было средств для оплаты обучения, от неё освобождались «заслуживающие
того по своему поведению и прилежанию совершенно недостаточных родителей и при
том не более 10% [от] общего числа учащихся.»
[114]. Кроме того: «Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением,
могут быть выдаваемы. единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии
из специальных средств заведения...[115]
». Между тем опять начались периодические повышения платы за обучение, в 1887
году последовал циркуляр Делянова о кухаркиных детях (он будет рассмотрен
ниже).
П. Милюков так характеризует реформу Д.Толстого: «Против большинства
Государственного Совета и вопреки протестам общественного мнения, он провёл
гимназический устав 1871г., по которому центр преподавания сосредотачивался на
латинском и греческом языках (с 1-го и 3-го класса, по 2 часа в день), тогда
как история и литература, новые языки отодвигались на второй план, а
естественные науки почти вовсе исключались из программы. С естественными
науками соединялось у реакционеров представление о материализме и либерализме,
тогда как классицизм обеспечивал формальную гимнастику ума и политическую
благонадежность. Для этой цели преподавание должно было сосредоточиваться на
формальной стороне изучения языка: на грамматике и письменных упражнениях в
переводах (ненавистные для учеников «экстемпоралии»)»
[116].
В управление министром графа Делянова «оба типа средней школы, классическая
гимназия и реальное училище, столь резко разделенные реформою 1871-72 гг.,
начали постепенно сближаться друг с другом. С одной стороны сознана была
необходимость сгладить крайности классической системы и обратить большее
внимание на преподавание в гимназиях других важных предметов; с другой стороны,
реальные училища в значительной степени утратили характер профессиональных
училищ»[117]. К началу XX века
выпускников реальных училищ стали принимать на физико-математические и
медицинские факультеты университетов, в учебных заведениях усилилось
преподавание новых языков[118].
Были и такие средние общеобразовательные учебные заведения, как прогимназии,
созданные в 1864 году: «Кроме гимназий там, где представится надобность и
возможности, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы
прогимназии, состоящие только из четырёх низших классов гимназии и
разделяющиеся также на классические и реальные
[119]». Выпускники классических и реальных прогимназий «. при поступлении в
гражданскую службу, если имеют на то право по происхождению, не подвергаются
испытанию для производства в первый классный чин»
[120].
Существовали и так называемые военные гимназии и прогимназии. «Военная гимназия
– специальное гражданское среднее учебное заведение. Готовила учащихся к
военному образованию. Шестилетние (с 1873г. - семилетние) военные гимназии
созданы в 1863-1866 гг. на базе младших классов кадетских корпусов. Отличались
высоким уровнем преподавания. В 1880-х гг. были преобразованы в кадетские
корпуса»[121]. Военная же прогимназия
– это «специальное гражданское начальное учебное заведение. Созданы в 1868г.
для подготовки детей офицеров и чиновников к поступлению в юнкерские училища. В
военные прогимназии также переводились неспособные ученики военных гимназий.
Курс был 4-летний, соответствовал курсу уездного училища»
[122].
Кроме этих учебных заведений в XIX – начале XX века существовали коммерческие
училища. Они имели целью: «образовать купеческое, отчасти и мещанское юношество
для дел коммерции всех родов, и приготовлять сведущих и искусных бухгалтеров,
контролёров и приказчиков для торговых, фабричных и заводских контор... Сверх
того в училище воспитываются и образуются дети чиновников, предназначаемые в
бухгалтеры и счетоводы разных казённых мест». Это были сначала семиклассные, а
затем восьмиклассные (и ещё с подготовительным классом) учебные заведения:
«Полный курс учения продолжается 7 лет и разделяется на приуготовительный и
окончательный. Первый, т.е. приуготовительный, совершается в четырёх классах:
7, 6, 5 и 4-м, окончательный в трёх: 3, 2 и 1-м»
[123]; а к началу XX века, в Академии, где учился Н. Щапов, «было 8 классов
и подготовительный, куда поступали уже грамотные мальчики лет 9»
[124].
Как видно из приведённого выше описания типов школ, существовало их довольно
большое разнообразие, несмотря на частые попытки унифицировать
образовательную систему. Изменения в типах школ происходили главным образом
со сменой министра народного просвещения или с поворотом в политике царя в
области просвещения. Вместе с изменением типов школ в XIX – начале XX веков
менялся и культурно-бытовой облик учащихся. Ещё один фактор, влиявший на этот
облик – социальный состав учащихся.
2. Социальный состав
Важная часть культурно-бытового облика учащихся начальных и средних учебных
заведений – это их социальный состав. И. Алешинцев отмечает, что «вряд ли где в
Европе сословные предрассудки и всякие политические соображения играли в
школьном деле такую видную роль, как у нас.»
[125]. Социальный состав учащихся поэтому постоянно менялся в зависимости от
государственной политики, находился под влиянием принимаемых правительством
мер.
Первый эта в сословной государственной политики в области просвещения – устав
1804г. Учебные заведения, в том числе гимназии, становились всесословными. Но
именно из-за этой общесословности гимназий, дворянство «игнорировало гимназии.
продолжая предпочитать им частные пансионы и домашних учителей»
[126]. И. Алешинцев пишет: «Из кого состоял главный контингент учащихся
сказать трудно – полных данных для ответа на этот вопрос нет, можно только
решительно ответить, что он был разнороден, и с весьма большой вероятностью
прибавить, что большая часть его падала на низшие классы»
[127]. Так, например, в Новгородской гимназии «в 1811 году было двое дворян,
в 1822 – двое же и в 1823 и 24 только 1»
[128]. А. Галахов даёт описание социального состава в уездном училище в
Рязани в 1816-1818 годах: «Ученики были разночинцы. На одних лавках с немногими
дворянскими детьми сидели дети мещан, солдат, почтальонов, дворовых. Дворянство
обыкновенно избегало школ с таким смешанным составом, боясь за нравственность
своих детей, которых потому и держало при себе под надзором наемных учителей,
гувернеров и гувернанток или помещало в пансионы, содержимые иностранцами. Но
мои родители, как люди среднего состояния, не имели возможности прибегнуть ни к
первому, ни ко второму способу образования. Им нужно было учение бесплатное,
какими и были тогда уездное училище и гимназия [.]. Наконец, возраст был
заметно неровный: наряду с девятилетними, десятилетними мальчиками сидели
здоровые и рослые ребята лет шестнадцати и семнадцати – сыновья лакеев,
кучеров, сапожников. Все это пестрое общество, говоря правду, не могло
похвалиться приличным держанием»[129].
Правительству, между тем, больше хотелось видеть в гимназиях дворян. Поэтому в
царской политике наметилась новая линия: «Отказываясь от одной из своих светлых
идей о всесословности или безсословности образования, правительство двадцатых
годов довольно охотно и все чаще становится на общую точку зрения дворян. Акт
1817г., наделивший незаслуженными преимуществами Московский благородный пансион
и тем одобривший стремление дворян иметь свою обособленную от других сословий
дворянскую среднюю школу, - далеко не единственный»
[130].
Особенно сильно эта тенденция проявилась в политике Николая I. Уже в 1827
году был издан «Высочайший рескрипт министру народного просвещения
А.С.Шишкову о запрещении принимать в университеты и гимназии крепостных», в
котором, в частности, говорилось: «1) Чтобы в университетах и других высших
учебных заведениях, казенных и частных, находящихся в ведомстве или под
надзором Министерства народного просвещения, а равно и в гимназиях, и в
равных с оными по предметам преподавания местах, принимались в классы и
допускались к слушанию лекций только люди свободных состояний, не исключая и
вольноотпущенных, кои представят удостоверительные в том виды, хотя бы они и
не были ещё причислены ни к купечеству, ни к мещанству и не имели никакого
иного звания;
2) Чтобы помещичьи крепостные поселяне и дворовые люди могли, как досель,
невозбранно обучаться в приходских и уездных училищах и в частных заведениях, в
коих предметы учения не выше тех, кои преподаются в училищах уездных.»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20