Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

они освобождаются от установленного для сего испытания»

[90]. Кроме того, выпускникам предоставлялось: «2 разряд по воинской

повинности: состоять на действительной службе во всех сухопутных войсках три

года и в запасе армии 12 лет. Вышедшие с 3-го года (III класса) учения –

причисляются ко 4 разряду: на действительной службе должны пробыть 4 года и в

запасе 11 лет»[91].

Затем в 80-х гг. появилось новое начальное учебное заведение, подведомственное

Православной Церкви – школа грамотности. Они создавались «для обучения

православному вероучению и грамоте. В школах грамотности обучали члены причтов

и светские учителя. Преподавались Закон Божий, церковное пение с голоса,

церковно-славянское и русское чтение, письмо и начала арифметики»

[92].

В это же время устанавливаются новые ступени начального образования, начиная с

одноклассных училищ – «суть собственно школы грамотности, дополненные

преподаванием начал Закона Божия и арифметики. Дальнейшую ступень народного

образования представляет двухклассное училище. Первый класс этого училища

составляет не что иное, как обычную одноклассную школу; второй же класс

обнимает высший, дополнительный курс начального обучения, характеризуемый тем,

что здесь сообщаются детям сведения по истории, географии, естествоведению.

Наконец, на третьей ступени начальной школы стоят училища многоклассные, к

которым следует отнести училища уездные, городские по Положению 1872г., так

называемые центральные училища и т.п.»[93]

.

Из средних учебных заведений необходимо рассмотреть прежде всего гимназии. С

реформой в образовании в 1803-1804 гг. они должны были получить достаточно

широкое распространение: «На основании предварительных правил народного

просвещения, в каждом губернском городе должна быть одна гимназия. Может быть и

более оных в губернском или иных городах ежели есть способы к содержанию

таковых заведений.»[94]. Курс учения в

них ограничивался четырьмя годами. Учреждались они не только как учебное

заведение, дававшее среднее образование, но и как последняя ступень перед

высшим учебным заведением – Университетом: «Учреждение гимназий имеет двоякую

цель: 1) приготовление к университетским наукам юношества, которое по

склонности к оным или по званию своему, требующему дальнейших познаний,

пожелает усовершенствовать себя в Университетах; 2) преподавание наук, хотя и

начальных, но полных в рассуждении предмета учения, тем, кои, не имея намерения

продолжать оные в Университетах, пожелают приобресть сведения, необходимые для

благовоспитанного человека»[95]. Они

были всесословными, имели преемственность от уездных училищ, хотя окончание

последних не было обязательным условием для поступления в гимназию, ведь в XIX

веке достаточно сильно было распространено и домашнее обучение: «В гимназию

принимаются всякого звания ученики, окончившие науки в уездных училищах либо в

других училищных заведениях либо и дома, если только имеют достаточные сведения

к продолжению наук, преподаваемых в гимназии»

[96]. Благодаря домашнему обучению будущие гимназисты могли иметь знания

выше первого класса: «.Поступающие в I класс должны уметь читать и писать и

знать первые правила арифметики; ученики могут поступать прямо во II, III и

даже в IV класс, если на испытании пред инспектором и старшими учителями

докажут, что уже имеют достаточные сведения в тех частях наук, кои преподаются

в нижних классах. Директор наблюдает, чтобы в I и II класс принимались дети не

моложе 10 лет, а в III и IV – не моложе 12»

[97]. Уже по уставу 1828 года гимназии стали чисто сословными («.главнейшая

цель учреждений гимназий есть достижение средств приличного воспитания детям

дворян и чиновников.»[98]),

семиклассными учебными заведениями: «Курс учения в губернских гимназиях

разделяется на 7 классов, для каждого назначается по одному году»

[99].

1864 год ознаменовал серьезную реорганизацию в системе гимназий: «По различию

предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического

обучения гимназии разделяются на классические и реальные»

[100]. С. Рождественский по этому поводу пишет: «Новый устав утвердил

принцип дуализма в системе среднего образования, предоставляя времени и опыту

окончательное разрешение спора между классицизмом и реализмом [.] наряду с

двумя типами гимназий должен был одновременно существовать и третий – гимназии

с одним латинским языком»[101].

Выпускники разных типов гимназий имели, в общем-то, равные права: «Ученики,

окончившие полный курс ученья в гимназии классической или реальной с особым

отличием и награждённые при выпуске медалями золотою или серебряною,

определяются в гражданскую службу без различия состояния с чином XIV класса»

[102]. Но при поступлении в университет между ними все-таки делалось

различие: «Ученики, окончившие курс ученья в классических гимназиях или имеющие

свидетельство о знании полного курса сих гимназий, могут поступать в студенты

университетов. Свидетельства же об окончании полного курса реальных гимназий

или о знании сего курса принимаются в соображение при поступлении в высшие

специальные училища на основании уставов сих училищ»

[103]. В гимназиях осталось прежнее число лет обучения, им полагалось «7

классов с годичным курсом для каждого класса»

[104].

В 70-х годах правительство Александра II начало отход от проводимых раннее

либеральных реформ. Министром просвещения был назначен отличавшийся

консервативными взглядами Д.А. Толстой, благодаря которому были изданы новые

уставы средних учебных заведений. В 1871-1872 гг. реальные гимназии отделяются

от классических и становятся реальными училищами, цель которых была «доставлять

учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим

потребностям и к приобретению технических познаний»

[105]. Смотря по местным удобствам они учреждались: «в составе шести, пяти,

четырёх, трёх и двух классов, с одногодичном курсом в каждом из них.

Пятиклассные реальные училища состоят из классов от II до VI включительно,

четырёхклассные – от III до VI, трёхклассные - от IV до VI и двухклассные - из

V и VI (высших) классов»[106]. В эти

классы принимали детей с соответствующими знаниями и возрастом: «В I класс

шестиклассного реального училища принимаются дети не моложе 10 и не старше 13

лет, умеющие бегло и правильно читать и писать под диктовку без грубых

орфографических ошибок, знающие главные молитвы, из арифметики первые четыре

действия над целыми отвлечёнными числами. Во все следующие классы принимаются

имеющие соответственные классу познания и возраст, при чём ученики гимназий и

прогимназий, достойные перевода во II, III, IV и V-й классы сих заведений,

принимаются в соответствующие классы реальных училищ без предварительного

экзамена»[107]. Выпускники реальных

училищ имели те же права в отношении поступления в высшие учебные заведения,

что и выпускники реальных гимназий:

«Ученики, окончившие курс учения в реальных училищах и дополнительном при оных

классе по какому-либо из его отделений, а также лица, имеющие свидетельства о

знании этого курса, могут поступать в высшие специальные училища, подвергаясь

только проверочному испытанию»[108].

Этой реформой образования «главным образовательным средством были признаны

древние языки, и единственной дорогой к университету сделана была школа

классическая»[109]. Классические

гимназии стали восьмиклассными и с приготовительным классом: «В гимназии

полагается 7 классов с годичном курсом в каждом из первых шести классов и с

двухгодичным курсом в высшем седьмом классе [.] При каждой гимназии и

прогимназии состоит приготовительный класс, продолжительность курса которого

определяется соответственно успехам и возрасту учеников»

[110]. При этом в приготовительный класс поступали «дети не моложе 8 и не

старше 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать

по-русски и считать до 1 тысячи, а также производить сложение и вычитание над

этими числами»[111]. Классические

гимназии считались бессословными («.обучаются дети всех состояний, без различия

знания и вероисповедания»[112]),

ограничение было только в возрасте, «в первый класс поступали дети не моложе 10

лет»[113]. Поступать могли даже те, у

кого не было средств для оплаты обучения, от неё освобождались «заслуживающие

того по своему поведению и прилежанию совершенно недостаточных родителей и при

том не более 10% [от] общего числа учащихся.»

[114]. Кроме того: «Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением,

могут быть выдаваемы. единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии

из специальных средств заведения...[115]

». Между тем опять начались периодические повышения платы за обучение, в 1887

году последовал циркуляр Делянова о кухаркиных детях (он будет рассмотрен

ниже).

П. Милюков так характеризует реформу Д.Толстого: «Против большинства

Государственного Совета и вопреки протестам общественного мнения, он провёл

гимназический устав 1871г., по которому центр преподавания сосредотачивался на

латинском и греческом языках (с 1-го и 3-го класса, по 2 часа в день), тогда

как история и литература, новые языки отодвигались на второй план, а

естественные науки почти вовсе исключались из программы. С естественными

науками соединялось у реакционеров представление о материализме и либерализме,

тогда как классицизм обеспечивал формальную гимнастику ума и политическую

благонадежность. Для этой цели преподавание должно было сосредоточиваться на

формальной стороне изучения языка: на грамматике и письменных упражнениях в

переводах (ненавистные для учеников «экстемпоралии»)»

[116].

В управление министром графа Делянова «оба типа средней школы, классическая

гимназия и реальное училище, столь резко разделенные реформою 1871-72 гг.,

начали постепенно сближаться друг с другом. С одной стороны сознана была

необходимость сгладить крайности классической системы и обратить большее

внимание на преподавание в гимназиях других важных предметов; с другой стороны,

реальные училища в значительной степени утратили характер профессиональных

училищ»[117]. К началу XX века

выпускников реальных училищ стали принимать на физико-математические и

медицинские факультеты университетов, в учебных заведениях усилилось

преподавание новых языков[118].

Были и такие средние общеобразовательные учебные заведения, как прогимназии,

созданные в 1864 году: «Кроме гимназий там, где представится надобность и

возможности, а также и в местах, не имеющих гимназий, могут быть учреждаемы

прогимназии, состоящие только из четырёх низших классов гимназии и

разделяющиеся также на классические и реальные

[119]». Выпускники классических и реальных прогимназий «. при поступлении в

гражданскую службу, если имеют на то право по происхождению, не подвергаются

испытанию для производства в первый классный чин»

[120].

Существовали и так называемые военные гимназии и прогимназии. «Военная гимназия

– специальное гражданское среднее учебное заведение. Готовила учащихся к

военному образованию. Шестилетние (с 1873г. - семилетние) военные гимназии

созданы в 1863-1866 гг. на базе младших классов кадетских корпусов. Отличались

высоким уровнем преподавания. В 1880-х гг. были преобразованы в кадетские

корпуса»[121]. Военная же прогимназия

– это «специальное гражданское начальное учебное заведение. Созданы в 1868г.

для подготовки детей офицеров и чиновников к поступлению в юнкерские училища. В

военные прогимназии также переводились неспособные ученики военных гимназий.

Курс был 4-летний, соответствовал курсу уездного училища»

[122].

Кроме этих учебных заведений в XIX – начале XX века существовали коммерческие

училища. Они имели целью: «образовать купеческое, отчасти и мещанское юношество

для дел коммерции всех родов, и приготовлять сведущих и искусных бухгалтеров,

контролёров и приказчиков для торговых, фабричных и заводских контор... Сверх

того в училище воспитываются и образуются дети чиновников, предназначаемые в

бухгалтеры и счетоводы разных казённых мест». Это были сначала семиклассные, а

затем восьмиклассные (и ещё с подготовительным классом) учебные заведения:

«Полный курс учения продолжается 7 лет и разделяется на приуготовительный и

окончательный. Первый, т.е. приуготовительный, совершается в четырёх классах:

7, 6, 5 и 4-м, окончательный в трёх: 3, 2 и 1-м»

[123]; а к началу XX века, в Академии, где учился Н. Щапов, «было 8 классов

и подготовительный, куда поступали уже грамотные мальчики лет 9»

[124].

Как видно из приведённого выше описания типов школ, существовало их довольно

большое разнообразие, несмотря на частые попытки унифицировать

образовательную систему. Изменения в типах школ происходили главным образом

со сменой министра народного просвещения или с поворотом в политике царя в

области просвещения. Вместе с изменением типов школ в XIX – начале XX веков

менялся и культурно-бытовой облик учащихся. Ещё один фактор, влиявший на этот

облик – социальный состав учащихся.

2. Социальный состав

Важная часть культурно-бытового облика учащихся начальных и средних учебных

заведений – это их социальный состав. И. Алешинцев отмечает, что «вряд ли где в

Европе сословные предрассудки и всякие политические соображения играли в

школьном деле такую видную роль, как у нас.»

[125]. Социальный состав учащихся поэтому постоянно менялся в зависимости от

государственной политики, находился под влиянием принимаемых правительством

мер.

Первый эта в сословной государственной политики в области просвещения – устав

1804г. Учебные заведения, в том числе гимназии, становились всесословными. Но

именно из-за этой общесословности гимназий, дворянство «игнорировало гимназии.

продолжая предпочитать им частные пансионы и домашних учителей»

[126]. И. Алешинцев пишет: «Из кого состоял главный контингент учащихся

сказать трудно – полных данных для ответа на этот вопрос нет, можно только

решительно ответить, что он был разнороден, и с весьма большой вероятностью

прибавить, что большая часть его падала на низшие классы»

[127]. Так, например, в Новгородской гимназии «в 1811 году было двое дворян,

в 1822 – двое же и в 1823 и 24 только 1»

[128]. А. Галахов даёт описание социального состава в уездном училище в

Рязани в 1816-1818 годах: «Ученики были разночинцы. На одних лавках с немногими

дворянскими детьми сидели дети мещан, солдат, почтальонов, дворовых. Дворянство

обыкновенно избегало школ с таким смешанным составом, боясь за нравственность

своих детей, которых потому и держало при себе под надзором наемных учителей,

гувернеров и гувернанток или помещало в пансионы, содержимые иностранцами. Но

мои родители, как люди среднего состояния, не имели возможности прибегнуть ни к

первому, ни ко второму способу образования. Им нужно было учение бесплатное,

какими и были тогда уездное училище и гимназия [.]. Наконец, возраст был

заметно неровный: наряду с девятилетними, десятилетними мальчиками сидели

здоровые и рослые ребята лет шестнадцати и семнадцати – сыновья лакеев,

кучеров, сапожников. Все это пестрое общество, говоря правду, не могло

похвалиться приличным держанием»[129].

Правительству, между тем, больше хотелось видеть в гимназиях дворян. Поэтому в

царской политике наметилась новая линия: «Отказываясь от одной из своих светлых

идей о всесословности или безсословности образования, правительство двадцатых

годов довольно охотно и все чаще становится на общую точку зрения дворян. Акт

1817г., наделивший незаслуженными преимуществами Московский благородный пансион

и тем одобривший стремление дворян иметь свою обособленную от других сословий

дворянскую среднюю школу, - далеко не единственный»

[130].

Особенно сильно эта тенденция проявилась в политике Николая I. Уже в 1827

году был издан «Высочайший рескрипт министру народного просвещения

А.С.Шишкову о запрещении принимать в университеты и гимназии крепостных», в

котором, в частности, говорилось: «1) Чтобы в университетах и других высших

учебных заведениях, казенных и частных, находящихся в ведомстве или под

надзором Министерства народного просвещения, а равно и в гимназиях, и в

равных с оными по предметам преподавания местах, принимались в классы и

допускались к слушанию лекций только люди свободных состояний, не исключая и

вольноотпущенных, кои представят удостоверительные в том виды, хотя бы они и

не были ещё причислены ни к купечеству, ни к мещанству и не имели никакого

иного звания;

2) Чтобы помещичьи крепостные поселяне и дворовые люди могли, как досель,

невозбранно обучаться в приходских и уездных училищах и в частных заведениях, в

коих предметы учения не выше тех, кои преподаются в училищах уездных.»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты