Курсовая: Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

По сравнению с 1881 годом в 1894 году видно, что низшие сословия несколько

уступили позиции дворянству. Связано это со знаменитым циркуляром графа

Делянова 1887 года, где гимназическому начальству было указано, «чтобы они

принимали в учебные заведения только детей таких, которые находятся на

попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними

домашнем надзоре в предоставлении им необходимого для учебных занятий

удобства»[157]. Считалось, что таким

образом гимназии и прогимназии должны были быть освобождены «от поступления в

них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных

людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными

способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат»

[158]. Сопровождалось это такими мерами, как «возвышенье платы за ученье,

разъяснения начальствам гимназий и прогимназий.»

[159]. Это решение вызвало негодование в обществе. В. Короленко

свидетельствует: «В 1888 или 1889 году появился памятный циркуляр «о кухаркиных

детях», которые напрасно учатся в гимназиях. У директоров потребовали особую

«статистику», в которой было бы точно отмечено состояние родителей учащихся,

число занимаемых ими комнат, число прислуги. Даже в то глухое и смирное время

этот циркуляр выжившего из ума старика Делянова. вызвал общее возмущение: не

все директора даже исполнили требование о статистике, а публика просто

накидывалась на людей в синих мундирах «народного просвещения», выражая даже на

улицах чувство общего негодования.»[160]

.

В XX веке все уже зависело, в общем-то, от самой гимназии. Например, в

петербургской гимназии, по описаниям Д. Засосова и В.Пызина, ситуация была

такой: «Состав учащихся был разнообразен, но сыновей аристократов и богатых

людей не было. Учились дети скромных служащих, небольших чиновников, средней

интеллигенции. Не были исключением и сыновья мелких служащих, рабочих. Был,

например, у нас в классе сын почтальона, мальчик из семьи рабочего Путиловского

завода, сын солдата музыкальной команды Измайловского полка. Плата за учение -

60 рублей в год. Как же бедные люди могли учить сыновей в гимназии? Во-первых,

были стипендии, во-вторых, пожертвования, в-третьих, два-три раза в год в

гимназии устраивались благотворительные балы, сбор от которых шел в пользу

недостаточных, то есть малоимущих, учеников. Чтобы получить освобождение от

платы, надо было хорошо учиться и иметь пятерку по поведению»

[161].

Специфическим был социальный состав в коммерческих училищах, так как целью таких

училищ было «образовать купеческое, отчасти и мещанское юношество для дел

коммерции всех родов»[162],

создавались они и для того, чтобы получили образование и «дети чиновников»

[163]. В 1850 году попечитель учреждений ведомства имп. Марии принц П.Г.

Ольденбургский уведомлял статс-секретаря А.Л. Гофмана о количестве и социальном

составе воспитанников Петербургского коммерческого училища и писал, что «в

Петербургском коммерческом училище воспитывается в настоящее время из дворян:

потомственных 26 чел.; личных 40 чел.; почётных граждан – 17, купцов – 130,

мещан – 35, казаков Донского войска – 6, закавказских уроженцев – 5,

разночинцев – 12 и из иностранцев 11, всего 282 чел.»

[164]. В коммерческом училище проходил обучение Н. Щапов, он пишет: «В

Академию принимались лишь купцы и мещане, но не дворяне и не крестьяне; могли

поступать и дети учителей. Для евреев ограничительной нормы, кажется, не было,

но их было не так много.

В общем, учащиеся были или детьми хозяев (купцов, фабрикантов) или их служащих;

в перспективе они должны были стать или теми, или другими. Однако это классовое

расслоение не сказывалось на их товарищеских отношениях; здесь все были равны»

[165].

Таким образом, если в начале XIX века сделать образование бессословным не

удалось, то, несмотря на это и на другие колебания сословной государственной

политики, школы к началу XX века всё равно демократизировались, а сословная

грань между учащимися стиралась. Это и определило их культурно-бытовой облик.

3. Программы

В разных учебных заведениях в разное время различались и учебные курсы.

Отметить их необходимо, так как их влияние на культурно-бытовой облик

учащихся было немаловажным.

Уставом 1804 года были утверждены в том числе и программы для вновь учрежденных

учебных заведений. Программы эти были очень обширными: «курс вообще страдал

энциклопедизмом и необходимым его последствием – поверхностью выносимых из него

знаний»[166]. Так, в учебную программу

гимназий было включено «.кроме полных курсов: латинского, немецкого и

французского языков . дополнительный курс географии и истории, включая в сию

последнюю науку мифологию (баснословие) и древности, курс статистики общей и

частной Российского государства, начальный курс философии и изящных наук,

начальные основания политической экономии, курс математики чистой и прикладной,

курс опытной физики и естественной истории; также начальные основания наук,

относящихся до торговли, основание технологии и рисование»

[167]. Не меньшим объемом отличалась программа и уездных училищ: «В сих

училищах преподаются следующие учебные предметы: 1) Закон Божий и Священная

история, 2) должности человека и гражданина, 3) российская грамматика, а в тех

губерниях, где в употреблении другой язык, сверх грамматики российской,

грамматика местного языка, 4) чистописание, 5) правописание, 6) правила слога,

7) всеобщая география и начальные правила математической географии, 8)

география Российского государства, 9) всеобщая история, 10) Российская история,

11) арифметика, 12) начальные правила геометрии, 13) начальные правила физики и

естественной истории, 14) начальные правила технологии, имеющей отношение к

местному положению и промышленности, 15) рисование»

[168]. Но на самом деле такие учебные курсы не могло выдержать практически

ни одно учебное заведение: например, А. Галахов описывает уездные училища

своего времени так: «По уставу 1804 года двухлетний курс уездных училищ был

очень обширен: в них полагалось преподавание пятнадцати предметов: Закона Божия

и Священной истории, должностей человека и гражданина, русской грамматики и

правил слога; географии всеобщей и русской с начальными правилами географии

математической, истории всеобщей и русской, арифметики и начальных правил

геометрии, начальных правил физики, естественной истории и технологии,

чистописания и рисования. Опыт показал и бесполезность такого учебного плана, и

невозможность выполнить его, если б он даже имел за собою какое-нибудь

педагогическое основание; почему в мое время многие предметы сошли с расписания

уроков: не было ни «должностей человека и гражданина», заменившихся «правилами

для учащихся», ни правил слога, ни начальных правил геометрии, физики,

естественной истории и технологии, ни рисования.»

[169].

Так и в приходских училищах официально программа тоже была очень обширна по

уставу 1804 года: «В сих училищах обучают чтению, письму и первым действиям

арифметики, главным началам Закона Божия и нравоучения, читают с объяснением

книгу: краткое наставление о сельском домоводстве, произведении природы,

сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья»

[170].

Постепенно становилось ясно, что отсутствует не только возможность преподавать

такие программы, но и смысл в этом. «27 марта 1819 г. Главное Правление Училищ

утвердило составленные Ученым Комитетом новые планы гимназий, уездных и

приходских училищ. Из предметов гимназического курса были исключены мифология,

всеобщая грамматика, начальный курс философии и изящных наук, основания

политической экономии, коммерческих наук и технологии; взамен того было усилено

преподавание языков[171], особенно

древних и расширен курс географии и истории. Из курса уездных училищ исключены

начала естественной истории и технологии и сокращены курсы географии и истории;

латинский и немецкий языки сделаны обязательными только для готовящихся в

гимназию. Для приходских училищ оставлены все предметы преподавания, положенные

по уставу 1804 года»[172]. Однако,

«энциклопедичность первого устава и после 1819г. в значительной степени

сохранялась»[173].

С уставом 1828 года программы этих учебных заведений были опять упрощены. Так, в

приходских училищах остались только неизменный Закон Божий и необходимые

чтение, письмо и первые четыре действия арифметики

[174] (да детям сельских сословий и не полагалось знать больше). И в уездных

училищах учебный курс был сильно сокращен. Больше не преподавались должности

человека и гражданина, правописание и правила слога; добавлено было только

черчение[175]. Изменения коснулись и

гимназического учебного курса, по уставу 1828 года «в оных преподаются: 1)

Закон Божий, Священная церковная история, 2) российская грамматика, словесность

и логика, 3) языки: латинский, немецкий и французский, 4) математика до

конических сечений включительно, 5) география и статистика, 6) история, 7)

физика, 8) чистописание, черчение и рисование»

[176]. Кроме того, «в гимназиях, состоящих при Университетах, обучают и

языку греческому.»[177]. Главный упор

делался на латинский и греческий языки (они и составляли по новому уставу ядро

гимназического курса[178]), что видно

из таблицы недельных полуторачасовых уроков, положенных по уставу 1828 года в

гимназиях:

КЛАССЫ
IIIIIIIVVVIVII
Закон Божий2222111
Российская словесность и логика4443332
Латинский язык4444433
Греческий язык---5555
Немецкий или французский язык2223333
Математика444111-
Физика-----22
География и статистика22211-2
История--22333
Чистописание442----
Черчение и рисование2221111

Итого уроков

24

24

24

22

22

22

22

число часов

36

36

36

33

33

33

33

При этом надо отметить учебный курс в гимназиях высших наук и т.п., который был

очень обширным. Например, в Университетском пансионе, где в конце 20-х – начале

30-х годов учился Д.Милютин, он был такой: «Учебный курс был

общеобразовательный, но значительно превышал уровень гимназического. Так, в

него входили некоторые части высшей математики (аналитическая геометрия, начала

дифференциального и интегрального исчисления, механика), естественная история,

римское право, русские государственные и гражданские законы, римские древности,

эстетика. Из древних языков преподавался один, латинский; но несколько позже,

уже в бытность мою в пансионе, по настоянию министра Уварова, введен был и

греческий. Наконец, в учебный план пансиона входил даже курс «военных наук»!..»

[179].

С сороковых годов, если верить А. Афанасьеву, обучение греческому языку должно

было проходить по желанию учащегося, но такое постановление исполнялось не

всегда: «По положению, греческий язык должны были слушать только желающие,

начиная с IV класса, которым уменьшен был зато математический курс; мы знали

это постановление и изъявили свое нежелание учиться греческому языку. Но

благодетельное начальство, не входя в причины этого нашего нежелания и думая,

как бы выслужиться, завербовав большее число воспитанников для греческого

языка, приказал нам слушать уроки Соб-ча без всяких отговорок»

[180]. Но после известных событий 1848 года ситуация несколько изменилась,

как это описывает Ф. Стулли: «С четвертого класса в нашей гимназии начиналось

преподавание греческого языка; обучение этому языку не было обязательно, но кто

ему учился, получал по окончании курса гимназии право на чин XIV класса.

Поэтому грекофиллами оказывались почти все. События Западной Европы 1848 года,

как известно отразились на порядках наших учебных заведений: из

университетского преподавания была исключена философия, в гимназиях оказались в

немилости древние языки: преподавание греческого языка было в большинстве

гимназий совершенно отменено («Было оставлено, - отмечает Ф. Стулли, - лишь по

одной классической гимназии в каждом округе»), латинский язык начинался только

с четвертого класса и стал предметом необязательным: ученикам предоставлялось

на выбор учиться или латинскому языку, или, начиная с пятого класса, вновь

введенному в преподавание предмету – законоведению, на который перешла льгота,

дававшаяся прежде языком греческим»[181]

.

В результате этих изменений в 1848 году образовательная система стала такой, как

её описывает П.Боборыкин (он пишет о начале 50-х годов): «Когда мы к 1-му

сентября собрались после молебна, перед тем как расходиться по классам, нам,

четвероклассникам, объявил инспектор, чтобы мы, поговорив дома с кем нужно,

решили, как мы желаем учиться дальше: хотим ли продолжать учиться латинскому

языку (нас ему учили с первого класса) для поступления в университет, или

новому предмету, «законоведению», или же ни тому, ни другому. «Законоведы»

будут получать чин четырнадцатого класса; университетские – право поступить без

экзамена, при высших баллах; а остальные – те останутся без латыни и знания

русских законов и ничего не получат: зато будут гораздо меньше учиться»

[182].

С новым царём, с новыми реформами, с принятым новым уставом средних учебных

заведений 1864 года, были утверждены и новые учебные программы. В ставших

классическими гимназиях греческий язык был сделан обязательным, появилась

космография, церковно-славянский язык, естественная история (краткое наглядное

объяснение трёх царств природы), исчезла логика и остался только один новый

язык[183]. Осталось усиленным

преподавание латинского и греческого языков, хорошо преподавалась и математика,

что видно из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий и

прогимназий Министерства Народного просвещения, Высочайше утвержденному 19

ноября 1864 г.:

КЛАССЫ
IIIIIIIVVVIVII
Закон Божий2222222
Русский язык с церковно-славянским4434333
Латинский язык4555555
Греческий язык--33666
Французский или немецкий язык3323332
Математика3333334
История--23333
География 2222---
Естественная история222----
Физика и космография----222
Чистописание, черчение и рисование4432---

Итого для учащихся одному новому языку

24

25

27

27

27

27

27

Итого для учащихся двум новым языкам

27

27

29

30

30

30

30

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты