Социальная педагогика
p align="left">Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Время лагерной смены (обычно месяц) по-зволяет подготовить проведение массовых структурно сложных игр, включающих в себя другие формы досуговой деятельности. Такие игры развивают инициативу и творчество ребят, воспитывают у них такие социально ценные качества, как коллективизм и взаи-мопомощь.

В лагере, на лоне родной природы, создаются благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях. Например, в летних воспитательно-оздоровительных учреждениях Орловской области ребята изучают песенный фольклор. Занятие начинают с разучивания считалок, детских хороводных игр.

В лагерях проводятся разнообразные конкурсы, например «Му-зыка и поэзия», они не только пополняют знания детей, но и несут воспитательный заряд. Дети с удовольствием занимаются постановкой спектаклей и представлений. Например, импровизи-рованный спектакль «В гостях у муз»' превращается для них в на-стоящий праздник, к которому готовятся все отряды и группы. Каждая группа представляет одну из девяти муз древнегреческой мифологии. Роль муз играют вожатые и старшие воспитанники. Ребята исполняют танцы, читают стихи, поют песни, соответ-ствующие той или иной музе.

Среди форм организации досуга в летних лагерях широко прак-тикуются музыкально-ритмические игры («Делай, как я»), разно-образные конкурсы (песни и поэзии, актерского мастерства, юмора, мини-режиссуры и др.).

Интересен опыт проведения в лагере «русской смены», во вре-мя которой организуются посиделки с чаем, сушками, изготов-ление и демонстрация русской одежды, концерты песни и пляски. Во всех мероприятиях смены предполагается участие родителей, бабушек и дедушек, старожилов близлежащих деревень. На протя-жении всей смены ребята готовятся к празднику «Русского хоро-вода» с песнями и танцами. На нем проводятся конкурсы: «Путе-шествие в народную мудрость» (по произведениям русского на-родного творчества), считалок, скороговорок и загадок, поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, кулинаров и поваров, «Рус-ская коса» и др.

37. Успешность социально-педагогической работы

Успешность социально-педагогической работы с личностью, группой, общностью зависит от добровольного участия многих людей. Для выполнения некоторых задач социальному педагогу просто необходимо привлечение волонтеров (при использовании опосредованных, косвенных методов работы, организации групп самопомощи, в работе с общиной, органами местного самоуп-равления). Волонтерская деятельность как проявление милосер-дия и человеколюбия существует и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены воз-можности государства удовлетворять потребности граждан в со-циальной поддержке.

Волонтер -- новый термин, но не новое явление в обществен-ной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и орга-низаций, операции «Забота» и движение вожатых. Участие в со-циально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство.

В работе социального педагога с добровольными помощниками мож-но выделить следующие ориентиры:

в качестве самостоятельной задачи нужно рассматривать при-влечение добровольных помощников из числа детей и взрослых, проявляющих интерес к социально полезной деятельности. Необ-ходимо поддерживать отдельных добровольцев, стремиться фор-мировать инициативные группы, инициировать образование об-щественных объединений благотворительной направленности;

необходимо определить направления деятельности, в реали-зации которых можно сотрудничать с несовершеннолетними и взрослыми добровольными помощниками. Эти направления дол-жны быть актуальны, понятны, иметь достаточную степень про-работки. Не стоит отдавать на откуп волонтерам те участки рабо-ты, где сам социальный педагог зашел в тупик или четко не пред-ставляет предстоящий объем и специфику действий, иначе со-трудничество специалиста и добровольных помощников может закончиться взаимной неудовлетворенностью, а отдельные во-лонтеры разочаруются и покинут ряды добровольцев;

желательно не ограничивать участие волонтеров в деятельно-сти социальной службы одноразовыми акциями, а планировать (программировать) их работы, выделяя ближайшие и дальние пер-спективы. Процесс целеполагания и планирование деятельностиосуществляются совместно, с опорой на опережающую инициа-тиву волонтеров;

* деятельность волонтеров должна получать определенный от-клик как у руководителей учреждения, так и у тех, с кем работа-ют добровольцы. Непременными условиями выступают гласность система поощрений (прежде всего морального плана). Особое зна-чение это имеет для детей-волонтеров: тем самым осуществляет-ся стимулирование их дальнейшей активности.

38. Особенности зарубежного социально-педагогического опыта (на

примере стран Западной Европы и США). Участие взрослых в

воспитательном процессе

Эти особенности представляют интерес для соц педагога, так как в разных странах создана своя система соц работы с семьей и детьми, накоплен интересный опыт рабо-ты с больными детьми и семьями «риска», работы соц педагога в школе и микрорайоне.

Социальная работа в европейских развитых странах направле-на на оказании помощи нуждающимся.

В Швеции в учреждениях здравоохранения оказывают боль-ному помощь в выполнении режима лечения, в подготовке к опе-рации, его душевного состояния, помогают родственникам умер-ших, решают судьбу детей, которые остались без родителей. В психиатрических больницах Швеции соц работник продолжает работать с пациентом, и после прохождения курса ле-чения.

В Великобритании социальный работник работает в роддомах, психиатрических больницах. Соц педагог входит в состав соц службы, где помогают преподавателям школы в ра-боте с трудными подростками. Помогают родителям и ученикам налаживать отношения в семье, отношения родителей и учеников с преподавателями, которые мешают в образовании. Выявляют семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, где ребенок отстает в развитии. Соцпедагог занимается с детьми, которые временно исключены из школы или временно ее не по-сещают по болезни, организовывая занятия с ребенком дома. Ока-зывают пом в пользовании социальными привилегиями, в процессе адаптации детей национальных меньшинств, поддержи-вают детей, которые получают образование вне школы.

В Германии соц педагог включается в штат школы, ра-ботает с трудными подростками, занимается организацией их сво-бодного времени, консультирует родителей. В судах и тюрьмах он работает с малолетними преступниками и до возбуждения уго-ловного дела, и после решения суда. Занимается предупреждени-ем детской преступности, привлекает детей и подростков к рабо-те с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, с больными в больницах. В тюрьме соц педагог составляет план обучения и ра-боты осужденного на весь срок, помогает организовывать отдых, регулировать финансы, а после выхода из тюрьмы -- устроиться на работу.

В Северной Ирландии существует спец служба, так на-зываемая коллегия пробации, где офицер с командой в 4--5 чело-век анализируют перед судом положение несовершеннолетнего, надзирает за ним во время отбывания срока наказания, помогает после выхода на волю с тем, чтобы подросток не встал на пре-жний преступный путь.

О специфике такой работы с детьми, о традициях соц помощи детям в Америке пишет в книге «Социальная работа и социальные программы в США» С.И. Чорбинский.

Еще в 1921 г. в США была создана Американская ассоциация соц работников. Но одной из старейших организаций, точ-нее, объединений соцработников является Американская лига помощи детям, созданная в 1920 г. В современных условиях Лига разрабатывает различные программы помощи детям.

Одной из основных является Программа нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа была создана в 1935 г. и глав-ным было оказание помощи вдовам с детьми. Так, в 90-х гг. по-мощь по ее каналам получили 11 млн человек, 90% из них были матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетние матери, матерям-одиноч-кам, с тем чтобы они смогли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение содержать детей полагается уголовная ответ-ственность, вплоть до тюремного заключения.

В специальных колониях для малолетних преступников и в тюрь-мах работают социальные педагоги.

Взрослые в воспитательном процессе

Взрослые -- лица в возрасте после 18 лет, достигшие возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особых социальных задач в обществе и семье.

Взрослость -- относительно здоровый период жизни, редко подверженный хроническим или неизлечимым заболеваниям.

Характерной чертой семейной структуры России остается сравнительно высокий процент живущих вне семьи. Число одиноких и отдельно проживающих членов семьи составляет около 17,1 млн человек, или почти 12% населения страны.

Когда взрослые люди осознают смысл и цель своей жизни, долг и ответственность за свое влияние на подрастающее поколе-ние, на окружающих, когда целенаправленно занимаются своим нравственным и физическим совершенствованием, они становятся субъектом воспитательного процесса. Родители, представители общественности, производственные мастера, в этом случае явля-ются потенциальными воспитателями.

Долгое время в социальной работе со взрослыми социальная педагогика ориентировалась на концепцию Э.Эриксона. Он счи-тал, что взрослая жизнь зависит от успешности более ранних ста-дий. Поэтому для оказания социальной помощи требуется предва-рительный анализ биографии взрослого человека, воссоздание всех этапов его жизненного цикла, предшествующих кризисному со-стоянию. Это необходимо для того, чтобы найти единую, сквоз-ную «линию» в его жизни и тот критический ее поворот, который привел к личным затруднениям. Для этого социальному работни-ку требуется уяснить для себя самого то, что становление лично-сти -- пожизненный процесс, участником которого становится и сам социальный работник. Вовлечение взрослого в процесс само-анализа; определение психосоциального отклонения при разре-шении кризисов роста; поиск путей и способов восстановления социальных функций; нормализация контакта с внешней средой; выявление социальных институтов и структур, которые могут спо-собствовать стабилизации личности.

Принципы обучения взрослых

Первый принцип - основная ответственность за обучение лежит на самом учащемся.

Второй принцип основывается на том, что личные или профес-сиональные потребности стимулируют у специалиста желание учиться.

Третий принцип исходит из необходимости применения много-образия образования.

Четвертый принцип состоит в том, что изменение условий, при которых предполагается продолжение образования взрослых, требует разработки и утверждения новых форм признания и поощре-ния.

Пятый принцип исходит из того, что обучаемые часто подни-мают проблемы активного, творческого подхода и качества обу-чения. Такие подходы законны.

39. Работа зарубежного социального педагога с родителями,

инвалидами разного возраста

Работа социального педагога с родителями

В США в период 40--70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по воп-росам, представляющим взаимный интерес. Основное внимание при этом уделялось воспитанию детей, аудитория была по пре-имуществу женской, хотя бывали занятия и с участием юношей-правонарушителей или будущих отцов. Первыми руководителями программ подготовки к семейной жизни в Ассоциации проблем детства стали добровольцы -- выпускники колледжей. Руководили подобными программами главным образом социальные работни-ки, имеющие опыт общения с неблагополучными семьями.

В современных условиях подготовка взрослых к семейной жиз-ни осуществляется в учебных группах, где даются необходимые знания, навыки и анализируется их поведение, чтобы помочь им адаптироваться к возможным жизненным изменениям. Такая по-мощь полезна и людям, столкнувшимся с неожиданными ситуа-циями: временные кризисы, ухудшение здоровья или хрониче-ские заболевания.

В состав групп подготовки к семейной жизни обычно входит 6--12 человек, хотя их количество может достигать 100 человек. Группы собираются для занятий один раз в неделю. Продолжи-тельность занятий -- 1,5--2 часа.

Цель большинства групп подготовки к семейной жизни -- уг-лубление знаний, развитие навыков и помощь в адаптации лич-ности к жизненным изменениям.

Группы подготовки к семейной жизни можно разделить на че-тыре категории.

Группы нормального развития предназначены для всех катего-рий населения. Они дают знания и умения, помогающие человеку преодолеть предсказуемые жизненные изменения. Это группы для родителей, дошкольников, подростков, людей, намеревающихся вступить в брак, и пенсионеров.

Кризисные группы предназначены для тех, на чью долю выпали суровые жизненные испытания. Люди обычно недостаточно ори-ентированы в чрезвычайной ситуации: какова продолжительность реакции, как преодолеть кризис и вернуться к привычному обра-зу жизни.

Группы индивидуального развития нацелены на обучение лю-дей, хотя и не переживающих кризис или серьезные жизненные испытания, но тем не менее нуждающихся в корректировке пове-дения и развитии жизненных навыков, которые способствуют повышению их самооценки и коммуникабельности.

В группах адаптации занимаются лица, которые постоянно под-вергаются воздействию отрицательных факторов, связанных с болезнью или отклонениями в развитии, не поддающимися улуч-шению, или же они живут с людьми, которые находятся в подоб-ном состоянии. Особенность таких групп в том, что состояние обучаемых требует длительного периода адаптации.

Первоначально группы были ориентированы на различные ста-дии жизненного развития и не выходили за рамки ответов на вопросы, касающиеся определенной тематики. Их участники дей-ствительно получали определенные знания.

Если ранее занятия по работе с семьей проводились в библио-теках и общественных центрах, то теперь группы действуют также на промышленных предприятиях и в строительных организациях, школах и в государственных учреждениях. На промышленных пред-приятиях и в строительных организациях популярны такие темы, как контроль над стрессам, тренировка уверенности в себе, сба-лансированность работы и семейной жизни, проблемы работаю-щих супругов.

Практика подготовки к семейной жизни мало исследована и нуждается в дальнейшем изучении. Эффективность работы групп подготовки к семейной жизни, главной целью которых является профилактика, с трудом поддается анализу, так как оценка ре-зультатов профилактики требует времени. Кроме того, существует тенденция относить положительные результаты к влиянию других факторов. Результаты научных исследований деятельности групп второго и третьего типов более доступны для анализа и для ис-пользования в опыте работы.

Работа социального педагога с инвалидами чаще сводится к их обучению. Обучение инвалидов ведется по спец образовательным или общим образовательным программам. Эти программы предназначены для лиц, признан-ных в установленном порядке инвалидами, или лиц с ограниченными возможностями. Для успешной реализации этих программ необходимо совершенствование всей системы профессиональ-ного обучения и профориентации инвалидов.

Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек--человек». Серьезную про-блему представляет комплектование учебных заведений для инва-лидов. До начала 90-х гг. этот процесс осуществлялся стихийно, в результате чего в одном классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающие различными формами патологии -- сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушени-ями опорно-двигательного аппарата и др. При этом часто не учи-тывались особенности старшей возрастной группы, представите-ли которой чаще всего нуждаются не в обучении, а в переобучении. Специфика различных нарушений требует и соответствующих программ, и специализированных учебных заведений.

Под педагогической реабилитацией понимают мероприятия воспитательного характера в отношении больного взрослого, на-правленные на то, чтобы он овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Очень важно выработать у взрослого психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональ-ную ориентацию. В отношении взрослых инвалидов осуществля-ются мероприятия, предусматривающие их подготовку к различ-ным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной обла-сти окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение не-обходимыми индивидуальными техническими приспособления-ми для облегчения пользования рабочим инструментом, при-способление рабочего места к функциональным возможностям организма больного или инвалида на его прежнем предприятии, организацию специальных цехов и предприятий для инвалидов с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохра-нение их социальных контактов посредством совместной дея-тельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинс-кой помощи раньше всех была использована психиатрами. Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести достаточную ква-лификацию.

Уникальный в мировой практике эксперимент по реабилита-ции группы слепоглухих был проведен в Советской России. Он посвящен всестороннему (трудовому, интеллектуальному, нрав-ственному, эстетическому и физическому) развитию человека в условиях полного отсутствия и зрения, и слуха.

40. Правовой инструментарий соц. работы

1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:

- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)

- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)

- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)

-Всеобщая декларация прав человека (1948)

-ФЗ «О ветеранах» (2000)

-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)

2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:

-соц-пед защита прав реб-ка:

*на воспитание в семье

*на образ-ние

*на охрану зд-я

*на развитие способностей

*на участие в тр.д-ти

- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты