Социальная педагогика
p align="left">Объективные факторы превраще-ния человека в жертву неблагопри-ятных условий социализации

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери-стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло-вий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способст-вующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди ста-новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-клима-тические условия

2. общество и госу-дарство.

3. специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов.

4. группа сверстников

5. семья

23. Объективные факторы превраще-ния человека в жертву

неблагопри-ятных условий социализации

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характери-стик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных усло-вий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Объективные факторы, предопределяющие то или способст-вующие тому, что те или иные группы/ конкретные люди ста-новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать:

1. природно-клима-тические условия той или иной страны, региона, местности, посе-ления. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на фи-зическое развитие, здоровье и психику человека. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, са-моразрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, само-убийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока, Кемеровской области, г. Маг-нитогорска и т. д.

2. общество и госу-дарство. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количе-ственные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные. В любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зави-симости от уровня экономического развития и социальной поли-тики государства. Соответственно и статус, и субъ-ективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных об-стоятельств.

Во многих странах имеются большие или меньшие группы ми-грантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жерт-вами, зависит от уровня социально-культурного развития обще-ства и государственной политики.

Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально-психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т. е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афган-ского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после вой-ны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в на-чале XX в.) и т. д.

3. специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов. Большое значение име-ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо-мические условия жизни населения, производственная и рекреа-тивная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо-графическая структуры населения, его культурный уровень, соци-ально-психологический климат. От этих параметров зависит на-личие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демо-графический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

4. группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз-растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер.

5. семья. В семье может формироваться определен-ный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, кото-рые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т. е. они станут обладателями опреде-ленного психического комплекса, что лишит их возможности соз-дать благополучные семьи.

24. Коррекционное воспитание

Коррекционное воспитание - создание условий для приспособления к жизни в социуме, пре-одоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально соз-данных для этого организациях.

Этот вид воспитания необходим и реализуется по отношению к ряду категорий жертв неблагоприятных условий социализации: определенным группам инвалидов; детям, лишенным речи, зре-ния, слуха или имеющим тяжелые недостатки в их развитии, а также имеющим тяжелые формы недоразвитости мозга и сущест-венные задержки или дефекты психического развития; отдельным категориям правонарушителей.

Коррекционное воспитание осуществляется в специальных ор-ганизациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др.

Ряд групп инвалидов, а также детей с за-держками в развитии, не имеющих органических поражений моз-га, необходимо воспитывать в организациях социального воспи-тания, создавая специальные дополнительные условия для вырав-нивания их развития.

Задачи и содержание коррекционного воспитания зависят от характера и степени тяжести аномалии в развитии ребенка. В наи-более тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме (напри-мер, обучение гигиеническим умениям, умениям самостоятельно принимать пищу и т. п. детей, страдающих тяжелым аутизмом и некоторыми другими аномалиями).

В менее тяжелых случаях, не связанных с органическими пора-жениями систем и органов, речь идет о максимально возможном для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использо-вание компенсаторных возможностей ребенка. Так, глухих детей учат произношению, словесной речи, чтению.

С точки зрения субъект-субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной сре-дой и использовать ее потенциал для собственного развития. Для этого необходимо развитие социально значимых способностей.

В связи с этим необходима специальная работа по переориен-тации отношения человека к своей судьбе. Это становится реаль-ным, если у него формируются определенные социальные уста-новки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окру-жающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как на потенциальные сферы самореализации. Большую роль может сыграть обучение целеполаганию, раскрытие перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненных целей. Очень важным аспектом коррекционного воспитания ста-новится работа с семьей и ближайшим окружением, ибо от них зависит, получат ли подкрепление усилия, прилагаемые воспита-телями или, наоборот, они будут блокироваться.

Особое место занимает перевоспитание, которое в идеале вклю-чает в себя коррекцию личностных свойств, установок, ценност-ных ориентации ряда категорий правонарушителей и адаптацию их к просоциальной жизнедеятельности. Поскольку среди право-нарушителей немало ребят с различными дефектами и отклонениями в развитии, постольку перевоспитание реально лишь при сочетании медицинских, психологических и педагогических мер.

Коррекционное воспитание становится более эффективным в том случае, если в обществе создаются условия для вовлечения детей, подростков, юношей (да и взрослых) в участие в различных сферах социальной практики. Так, в последние десятилетия раз-вернулась большая работа по вовлечению инвалидов в спортив-ные соревнования, конкурсы музыкантов, умельцев и т. д. (вплоть до международного уровня). Все это способствует их социальной реабилитации. Аналогичные тенденции можно отметить в соци-альной практике развитых стран и по отношению к некоторым другим типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Особо следует отметить то обстоятельство, что в последнее вре-мя в наиболее экономически развитых странах помощь тем или иным группам людей-жертв в их приспособлении к жизни в обще-стве дополняется законодательными и экономическими мерами по приспособлению среды обитания к особенностям этих людей. Наиболее яркий пример - законы, принятые в ряде штатов США, стимулирующие создание и резервирование рабочих мест для ин-валидов, требующие строительства жилья, общественных зданий таким образом, чтобы они были доступны для инвалидов-коля-сочников, создание специально приспособленных для этой катего-рии людей общественных средств транспорта и т.д.

Однако если иметь в виду само соц явление в целом -наличие в любом общ-ве многообразных типов людей - жертв неблаг-ных условий соц-ции, то, что делается в соц практике, как правило, не имеет системного хар-ра. Объясняется это многими обстоятельствами. Одним из них м считать отсутствие спец отрасли знания, ориентирован-ной на иссл-ние и решение проблем, хар-ных как для жертв неблаг-ых условий соц-ции в целом, так и специфических - для кажд типа жертв в отдельности.

25. Социально-педагогическая работа в социуме

Социально-педагогическая работа в социуме, будь то микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или простран-ство жизнедеятельности личности, должна соответствовать прин-ципам комплексности, системности.

Социально-педагогический комплекс (СПК) -- структурно упо-рядоченная разветвленная сеть восп-обр-ных уч-реждений, соц-психол служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на соц защиту и осуществление прав кажд сво-его члена в творческой самореализации, успешном физическом психическом и социальном развитии личности.

В задачи СПК входит: обеспечение необходимых условий по месту проживания детей для них эффективного социального вос-питания; проведение ранней диагностики, коррекции и реабили-тации; оказание оперативной социальной помощи; координация усилий в работе с семьей и в микросоциуме; социально-педаго-гическая поддержка детей и семей со специфическими нуждами.

СПК, создающиеся сегодня преимущественно энтузиастами на местах, разнообразны по основным характеристикам и пред-назначению. Обобщая известный нам опыт, представляется воз-можным выделить:

СПК школьного, ведомственного и межведомственного уров-ня;

СПК территориального и проблемно-ориентированного типов;

СПК широкого профиля и ориентированные на отдельные категории обслуживаемых.

Структура СПК не жестко очерчена. Как правило, в звене уп-равления широко используют уже известную форму педагогиче-ский совет плюс «попечительский совет» либо организуют еди-ный координационный совет.

Исходя из специфики содержания д-ти, создают те-матические центры, службы, советы или строят работу по прин-ципу программирования.

В случае выбора принципа программирования опр-ся круг проблем, среди к-ых выделяются наиболее значимые. Эти про-блемы дополнительно диагностируются, прогнозируются возмож-ные направления их дальнейшего развития, дается оценка имею-щимся в настоящее время негативным факторам и средствам их нейтрализации. Система работы над каждой проблемой в отдель-ности разрабатывается по схеме целевой программы: характерис-тика проблемы, цель и задачи, содержание и основные направле-ния деятельности, этапность, заказчики и исполнители, источ-ники финансирования, ожидаемые результаты. Данный подход позволяет оперативно реагировать на возникающие в социуме про-блемы, варьируя и видоизменяя деятельность по срокам и по со-держанию. Реализуемые программы должны обязательно пройти социально-психолого-педагогическую экспертизу, обеспечиваться кадрами и методической поддержкой.

В качестве примера работы СПК сошлемся на опыт работы межведомственного СПК микрорайона «Домостроитель» г. Киро-ва, где используются следующие программы:

«Социальный педагог» -- подготовка социальных педагогов по рабо-те с молодой семьей, с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, с семьями «группы риска»; социальных педагогов-координаторов детских и молодежных инициатив и социальных педагогов-аниматоров. Программа представляет собой цикл занятий, включающих лекции, практические занятия, тренинги, индивидуальное консультирование, работу с мето-дической литературой;

«Социальная поддержка» -- комплекс мер по социальной реабилита-ции детей и молодежи (служба помощи в трудоустройстве, социальная профилактика девиантного поведения подростков);

«Семья» -- реализуется в трех направлениях: молодые семьи; семьи, I где воспитываются дети и есть проблемы; семьи «третьего возраста». Предусматривается работа открытой школы семейного воспитания, орга-низация совместного труда и отдыха детей и родителей, консультирова-ние специалистами Центра по проблемам семьи и т.п.

Еще один подход к организации деятельности СПК -- созда-ние системы профильных служб, работа которых строится с уче-том ведущих проблем, рассчитана на длительный срок и посто-янный состав специалистов. Так, в структуре внутришкольного СПК могут действовать медико-психолого-педагогическая семей-ная служба; служба культурного досуга и педагогической анима-ции; служба правовой и экономической защиты личности и се-мьи; служба профессиональной ориентации и социальной адап-тации; служба социальной профилактики; служба физического и психического здоровья; служба развития и поддержки детских и юношеских инициатив и т. п.

К числу наиболее значимых направлений, которые должны найти отражение в системе работы многопрофильного СПК и стать центральными для узкопрофильного СПК, можно отнести коррекционно-профилактическую работу с неблагополучными се-мьями; комплексную защиту детей, оставшихся без попечения родителей, и семей, взявших на себя в той или иной форме от-ветственность за этих детей.

СПК также можно организовать путем объединения различ-ных учреждений микрорайона, в которых наряду с общим образо-ванием учащиеся имеют возможность развивать свои способности, получать необходимые консультации, поддержку и защиту.

26. Технология целевого программирования

Социально-педагогические программы (СПК) -- комплекс задач и мероприятий, напр-ный на достижение конечной цели за счет целевого перераспределения и мобилизации ресурсов.

Соц-ное программирование -- системное перераспреде-ление ресурсов на основе заранее опр-ных целей, кри-териев и возможных форм исп-ния данных ресурсов для решения конкретных соц. задач.

Соц-пед-кое программ-ние имеет дело т.с ограниченным кол-вом первоочередных соц про-блем и поэтому носит целевой хар-р. Примером подобного рода пр-м выступают целевые пр-мы в рамках Президент-ской про-мы «Дети России».

При решении соц-пед. задач встречаются случаи, когда среди них необх-мо выделить самые актуальные, первоочередные. Программ-ние позволяет привлечь для это нов, нетрадиц-ные виды ресурсов, прежде всего организ-ные мероприятия (контроль, формы стимулирования ак-тивности и т.п.).

Типовой алгоритм целевого соц-ого, в том числе соц-пед-ого, программ-ния м представить в виде таблицы.

Важной задачей д/разработчиков соц-пед-ких пр-м яв-ся выбор целей. Здесь их ждут сущес-ные труд-ности.

Следует правильно и точно сформул-ать про-блему, к-ая д. решаться с пом соц-ной пр-мы. Формулировка проблемы -- это описание разрыва м/у соврем-ым состоянием упр-мой соц. системы и желаемым, будущим ее состоянием.

Одна из проблем целеполагания в соц-пед-их пр-мах -- объединение целей в смысловые цели. В большинстве соц. пр-м целевые показатели носят кач-ный хар-р, без четкой кол-ной опр-сти. Подобные целевые установки не дают возможности строго отслеживать ход выполнения пр-м. Наи-более целесообразно наряду с кач-ой хар-кой цели выявить неск-их ключевых кол-ных показателей, от-ражающих суть решения проблемной сит-ции. Число таких пока-зателей д.б. относ-но невелико, и необх-мо, что-бы они б. достаточно емкими и информативными.

Принципиальным моментом соц. програм-ния выступает орг-ция ресурсного обесп-ия. Большинство ре-сурсов заменяемо, поэт. субъект программ-ния, не обладая в полном объеме к.-либо видом ресурсов, м. в пр-се реализации пр-мы заменять его др.

В кач-ве примера рассм-им целевую пр-му повыше-ния соц. компетенции семьи «Семейный витамин», раз-работанную Центром соц. пом. семье и детству с. Липовица Тамбовской области.

В структуре программы выделены:

1. Обоснование программы.Цель и задачи программы.

2. Ожидаемые результаты.

3. Участники программы.

4. Сроки исполнения программы.

5. Руководитель программы и ее исполнители.

6. Содержание программы.

В данном случае не описаны два обязательных параметра программы: пути и методы отслеживания и контроля программных действий и фи-нансирования (ресурсного обеспечения) программы.

27. Деятельность социального педагога в условиях микрорайона

Деятельность социального педагога в условиях микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада:

выявление несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, отобрания де-тей у родителей без лишения родительских прав, признания ро-дителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объяв-ления их умершими, длительной болезни родителей, отбывания родителями наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия остались без попечения единствен-ного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным поло-жением в семье, уклонением родителей от участия в их воспита-нии, детей с нарушениями умственного и физического развития;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты