Семья - важнейший институт социализации под-растающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, ка-чество которой определяется рядом параметров конк-ретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический -- структура семьи (большая или нуклеарная, включающая лишь родителей и де-тей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уро-вень родителей, их участие в жизни общества.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Современная семья весьма существенно отлича-ется от семьи прошлых времен не только иной эконо-мической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-пси-хологическими, т. е. определяемыми глубиной их при-вязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. На-зовем лишь некоторые причины этого процесса.
Во-первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений - родителей и детей. В ре-зультате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблема-тична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингзми (братьями - сестрами), тетками, дядьями и др.
Во-вторых, при сохранении традиционного разделе-ния «мужского» и «женского» труда первый в массе се-мей (кроме деревень и малых городов) сведен к мини-муму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (е домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.
В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязан-ности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реали-зовать которые многие не могут в силу традиций куль-туры и своих индивидуальных особенностей.
В-четвертых, сложнее, проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Дети нередко имеют бо-лее высокий уровень образования, они имеют возмож-ность проводить большую часть времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми сре-ди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не сра-батывает - на смену ему должен прийти авторитет личности родителей.
19. Роль социального педагога
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.
Типы семей, с которыми приходится сталки-ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен-цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се-мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
больные дети, дети-инвалиды;
пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
половая распущенность и проституция;
алкоголики и наркоманы;
дети-бродяги;
развод родителей.
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей -- это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп-реждение и нейтрализацию.
Главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на пре-одоление кризиса.
В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо-щи семье?
1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз-личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно-годетная семья.
2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос-лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.
3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра-боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.
4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль-тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.
5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе-ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин-формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.
6-е. Работая о семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп-рос о принудительном лечении родителей.
Методы работы
изучение семьи. Изучение отно-шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.
После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за-дача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов-лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто-вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.
Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до-статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио-нальная принадлежность семьи.
Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен-ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен-ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу-ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы-ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ-ляется первоклассник или пенсионер.
Работа с семьей, где дети - инвалиды
Получив информацию о такой семье, соста-вив план оказания ей помощи, педагог со-ставляет рекомендации родителям, как сле-дует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает, социальный педагог выделяет ряд про-блем, которые ребенок решает только с ним. Составляются про-граммы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится к личности ребенка, его поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть -- к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магазине»).
Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при-обрести умения и навыки общения в окружающей его среде.
Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фоте швейное дело, ремонт обуви, работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии, даны необходимые умения и навыки.
Долг родителей -- успокоить ребенка, облегчить его пережива-ния, создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом толь-ко социальный педагог.
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Опыт детских домов на 100--150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах.
Решить эту задачу пытаются семейные детские дома, где ребе-нок находит приют до совершеннолетия. Приемные родители под-писывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты тру-да, права и обязанности, продолжительность пребывания ребенка в их семье.
В семейном детском доме заботятся о восстановлении физичес-кого и психического здоровья детей, занимаются их закаливани-ем, помогают в учебе. При изучении ребенка приемные родители обращаются к социальному педагогу, с ним посещают старую се-мью. Социальный педагог помогает новой семье войти в контакт с другими подобными семьями.
В таких детских домах создаются условия, приближенные к нор-мальным семейным. В них воспитываются дети от 3 до 18 лет, выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов.
Существует несколько видов семейных детских домов. Так, в семейных городках в 10--12 домов в каждом доме живут по одной-две семьи. Семья, имея собственных детей, берет на воспита-ние приемных. В городке существует администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где прово-дятся культурные мероприятия, школа и детский сад.
Семья в семейном детском доме принимает на воспитание не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществ-ляют органы народного образования, основанием является ре-шение местной администрации. Семьи финансируются, им выде-ляются различные пособия.
В последние годы произошли изменения в комплектовании дет-ских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, что дает возможность не разлучать детей из од-ной семьи. Разрешается создавать разновозрастные группы, и чис-ло детей в них не должно превышать 8 человек. В одновозрастной группе может быть от 5 до 10 человек.
20. Специфика лечебной педагогики А. А. Дубровского
Организация социальным педагогом семейного досуга.
Работа с родителями ребёнка-инвалида.
Лечебная педагогика А.А. Дубровского
Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа-цию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабаты-ваются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. План реабилитации составляется совместно с детским врачом на каждого ребенка-инвалида. Чаще всего с ребенком рабо-тают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.
Учитывая, что эти дети плохо ориентируются в жизни, составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть из них относится в личности ребенка, его личному поведению («Личная гигиена», «Я в быту») и часть -- к его поведению в обществе («Я в трамвае», «Я в магази-не» и т.д.).
Работа педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку при-обрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьми социальный педагог составляет программу, по которой ребе нок подготавливается к такому общению. Это может быть участие в конкурсах, проведения дней рождения, обсуждение книг и фильмов.
Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) -- также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не только под-готовить и заключить договора, по и научить ребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, разбирались в вопросах эко-номии, планирования труда, умели содержать инструменты в над-лежащем состоянии и т.д.
Важно, чтобы эти дети в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить, познакомить его с народным творчеством, рассказать о националь-ной росписи тканей, деревянных и глиняных игрушек, привлечь к росписи ребят.
Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каждого из них как личности.
Творческая работа сопровождается чтением книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, расширяет его кругозор.
Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают ка-кими-либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Важно, чтобы больной ребенок не раздражал остальных членов семьи. Оранжерейное отношение к такому ребенку приводит к фор-мированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родите-лей или окружающих раздражает болезнь ребенка, что также усу-губляет его состояние.
Долг родителей -- успокоить ребенка, облегчить его пережи-вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь только социальный педагог.
Говоря о детях-инвалидах, следует обратиться к лечебной педагогике А.А. Дубровского. В своей книге «Жемчужина России» автор рассказывает о лечении детей в санаторном пионерском лагере у моря.
Покажется незначительным его посадка деревьев так, что, по его мнению, они оказывают и лечебное, и эмоциональное воздей-ствие на ребенка. Он пишет, как ребята тянутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с нарушенной заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупны-ми кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке были посажены щадяще-успокаивающие деревья, с раскидистыми, повислыми, зонтикооб-разными, шарикообразными, плакучими кронами, с бледной окрас-кой листвы.
Дубровский пишет, что дети любили собираться под платана-ми, так как он притягивает, потому что «имеет кругленькие, на длин-ной ножке, мягкие пушистые шарики. Шаровидная, округлая, оваль-ная форма всегда успокаивает. И недаром люди для устроения доб-рых дел садятся за круглый стол».
Успех лечения, пишет он, зависит от того, как оно, будет орга-низовано. Важно построить работу так, чтобы преодолеть одино-чество и подавленность ребенка.
На первом этапе -- это доверительная беседа с ним, из кото-рой воспитатель выясняет «главные желания ребенка». Первосте-пенной является задача педагога отвлечь ребенка от «ухода в бо-лезнь» и поверить в свое выздоровление.
«Нередко причиной болезни, -- пишет Дубровский, -- и бо-лезненного состояния являются неразвитость души, безделье, ску-ка, праздность, черствость и бездушие, грубость и взаимонепони-мание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтобы уваже-нием и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей.
Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка -- вот наши главные лекарства. И еще -- полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о дру-гих, жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полнокровным человеком. «Учись быть активным, невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!» -- внушаем мы постоянно детям»
Придавая особенное значение в лечебной педагогике труду, он пишет о «труде-заботе», которым увлечен весь санаторий, каждый ребенок, о традициях, рожденных совместным трудом, которые вы-ливались в желание всем поговорить, попеть, помечтать. Он пишет о «труде-радости», мероприятиях, которые вносят в жизнь больных детей романтику. Встречи с легендарными людьми, игры и обще-ственно-полезная работа, комната размышлений, где сформулирова-ны заповеди этического поведения детей. Цель комнаты размышле-ний -- побудить ребенка к осмыслению себя, своего отношения к людям, проверке своего поведения моральными заповедями.
Лечебная педагогика А.А. Дубровского направлена на то, что-бы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, умеющим жить среди людей. Он ставит задачи -- увлечь больных детей возможностью самосовершенствования и «творения добра», привить любовь к природе, развивать творчество и самовоспитание.
Решать эти задачи можно, по его мнению, только вовлекая детей в труд и общение.
Дубровский формулирует основные направления работы со-циального педагога с больными детьми. Это:
-- проведение этических бесед;
-- организация детского самоуправления;
-- обязательное участие детей в труде, занятие гимнастикой;
-- сотрудничество детей и воспитателей.
Кроме того, социальному педагогу надлежит:
-- организовать для всего коллектива содержательные игры;
-- помочь ребенку заняться творчеством;
-- организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, картинной галерее, парке, библиотеке и др.;
-- создать «Комнату размышлений»;
-- проводить занятия психотерапией и аутогенной тренировкой.
21. Государственная система охраны материнства и детства.
22. Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в социальную педагогику А.В. Мудриком.
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию м определить как отрасль знания, в которой: а) на междисципли-нарном уровне изучается развитие людей с физическими, психиче-скими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус в условиях конкретного общества пре-допределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмо-ционального, психического, культурного, социального развития и самореализации;
б) разрабатываются общие и специальные прин-ципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, мини-мизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Таким образом, социально-педагогическая виктимология решает опреде-ленный круг задач:
во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с фи-зическими, психическими, социальными отклонениями, разра-батывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, ни-велированию, компенсации, коррекции этих отклонений;
во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности про-цесса социализации, определяет возможности общества, госу-дарства, организаций и агентов социализации по минимиза-ции, компенсации и коррекции их влияния на развитие челове-ка в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного воз-раста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические реко-мендации по профилактике превращения виктимных лично-стей в жертв социализации;
в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет при-чины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12