-сам подопечный -- в целях саморазвития, коррекции поведе-ния и т.п.
Результаты диагностической деятельности оформляются со-циальным педагогом в единую «Карту-характеристику личнос-ти», «Медико-психолого-педагогическую характеристику лич-ности» и т.п. Единого образца данного вида документов в на-стоящее время нет. Существуют различные варианты, возмож-но комбинирование или создание собственного варианта, который бы отвечал практическим задачам деятельности.
Для составления этих и подобных карт-характеристик личнос-ти социальный педагог может использовать широкий спектр ди-агностических методик: социально-психологических, психологи-ческих, социологических, педагогических, медицинских.
14. Соц-пед.диагностика
Для соц.педа-гога на этом этапе характерно:
1) Его интересует, в частности, информация:
* о патологии, характерной для объекта работы.
* потенци-альные возм-ти в преодолении или снижении уровня пато-логии;
* мотивация отношения к преодолению своих социальных проблем;
* о характере и результативности предшествующей социально-педагогической работы с клиентом других специалистов;
* об особенностях развития и воспитания в целом;
2) стремление опр-ть соц-пед.проблемы, особ-ти влияния на клиента;
3) стремление определить соц-пед.возможности среды жизнед-ти клиента:
4) стремление собрать необходимую первичную информацию для диагностической работы с клиентом и выявить ее источники.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение м. осущ-ться непосредственно иссл-лем, либо посредством приборов набл-ия и фиксации его рез-тов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты набл-ия.
1.По систем-сти различают:
-Несистем-кое набл-ие, при к-ом необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
-Систематическое набл, проводящееся по опр-ому плану и при к-ом иссл-ель регистрирует особенности поведения и класс-ует усл. внеш. среды.
2.По фиксируемым объектам
-Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
-Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.
Анкетирование -психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов -- анкета. Анк-ние -- опрос при пом. анкеты.
Виды анк-ния:
1.По числу респондентов: Индивидуальное Групповое Аудиторное Массовое
2.По полноте охвата:Сплошное (опрос всех представителей выборки) Выборочное (опрос части выборки)
3.По типу контактов с респондентом: Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) Заочное (анкетёр отсутствует) Рассылка анкет по почтеПубликация интернете, прессе Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Беседа-псих-кий вербально-комм-вный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога м/у пед-гом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Существует два вида беседы:
- Управляемая психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.
- Неуправляемая происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:Терапевтическая Экспериментальная (с целью проверки экспериментальных гипотез) Автобиографическая Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта) Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) Телефонная беседа.
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом: стандартизированное интервью, полустандартизированное интервью, фокусированные интервью, свободное и разведывательное интервьюирование.
Параметрический метод основывается на количественном выражении исследуемых свойств СУ и установлении взаимосвязей между параметрами управляющей и управляемых подсистем. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае - наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).
Анализ документов -- один из наиболее часто используемых методов в социально-педагогической работе. Документы подраз-деляются:
- по степени персонификации -- на личные и безличные;
- в зависимости от статуса документального исследования -- на официальные и неофициальные;
- по источнику информации -- на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опро-са) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные до-кументы).
По надежности информации официальные документы более надежны, чем неофициальные, а личные более надежны, чем безличные. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личности в единстве с социальной историей.
15. Индивидуальная помощь в жизнедеятельности воспитательных
организаций
Индивидуальная помощь человеку в воспитатель-ной организации становится необходимой и должна оказываться тогда, когда у него возникают проблемы в решении возрастных задач.
Достаточно условно можно выделить группы возраст-ных задач - естественно- культурные, социально-куль-турные и социально-психологические, а также источ-ники опасностей - семья, общество сверстников, воспитательные организации.
В процессе решения естественно- культурных задач индивидуальная помощь может стать необходимой при возникновении у человека таких проблем, как укрепле-ние здоровья, развитие своих физических задатков.
В процессе решения социально-культурных задач индивидуальная помощь будет полезной при появле-нии проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, умений, установок, ценностей. Наиболее типичные опасности, исходящие от семьи, порождают такие проблемы, как ощущение заброшен-ности или сопротивление гиперопеке; неприятие ро-дителей; агрессивность к родителям; низкий уровень самоуважения, неприятие самого себя; неготовность к обучению, нежелание учиться.
Воспитательные организации как социально-психо-логические группы сверстников скрывают в себе со-ответствующие опасности и порождают у детей, под-ростков, юношей соответствующие проблемы. Воспитательным организациям свойственны специ-фические опасности, порождающие свой ряд проблем: конфликты со взрослыми, агрессивность по отноше-нию к ним; агрессивное (избегающее) поведение по отношению к жизнедеятельности организаций; внутриличностные конфликты, порождаемые неуспехами 1Гэначимои для человека или для лиц сфере жизнедеятельности; потеря ощущения самоценности, низкое самоуважение, неприятие себя; отсутствие или поте-ря перспектив.
Индивидуальная помощь детям, подросткам, юно-шам в воспитательной организации может дать поло-жительный эффект при наличии и соблюдении ряда условий.
Во-первых, понимание педагогами необходимо-сти оказания индивидуальной помощи, а также оп-ределенного уровня психолого-педагогической под-готовки.
Во-вторых, наличия у воспитуемого готовности принять помощь от воспитателя.
В-третьих, наличия у педагога необходимых для оказания индивидуальной помощи свойств: здорово-го самовосприятия, т. е. удовлетворяющей его пози-тивной Я-концепции; последовательности в установ-ках по отношению к воспитанникам, справедливости, симпатии, понимания их нужд и проблем.
В-четвертых, умения воспитателя вести индиви-дуальные беседы с воспитанником в качестве «экс-перта», -советчика», «опекуна»; умение использовать свое влияние для прояснения ситуации.
В-пятых, использования в воспитательной орга-низации личностного, дифференцированного, возра-стного и индивидуального подходов. Три последних принципиально отличаются от личностного подхода тем, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому воспитуемому как к самоценной личности независимо от присущих ему особенностей.
16. Социализированность и воспитанность
Социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействий с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами с помощью различных средств и механизмов.
От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависят самоизменение человека на протяжении его жизни и в целом его социализированность.
В рамках проблемы социализированности как результата социализации на каждом возрастном этапе особняком стоит вопрос о воспитанности как результа-те относительно социально контролируемой социализации.
Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично е связи с многообра-зием трактовок понятия «воспитание».
Все известные попытки охарактеризовать воспитан-ность с помощью эмпирических показателей вызыва-ют те или иные возражения. Более или менее корректно это делается по отношению к таким аспектам воспи-танности, как образованность, профессиональная подготовка, установки и ценностные ориентации в различных сферах жизнедеятельности и пр. Однако выявленный уровень образованности человека или его социальные установки, например, в сфере межэтнического взаимодействия, далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.
Из истории известно, что многие выдающиеся педагоги-практики задумывались о том, кого они хотят воспитать. Одним из довольно полезных и любопытных продуктов подобных раздумий стали критерии готовности к жизни и к социальной интеграции воспитанников детских домов семейного типа, выработанные создателем «детских деревень» австрийцем Теркиной Гнивнером и его сотрудниками. Эти критерии - плод анализа результатов многолетней практики воспитания, а потому довольно / конкретны: законченное школьное или профессиональное образование; работа по специальности, основание собственной семьи; реалистические жизненные цели; социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью по-мочь и терпимостью; собственный вклад в дело дальней-шего развития общества.
Почти каждый выдающийся педагог-теоретик также предлагал свой взгляд на то, что представляет собой воспитанный человек. Поскольку социальная педагоги-ка рассматривает воспитание в контексте социализа-ции и воспитанность как результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихий-ной социализации, постольку весьма интересным пред-ставляется мнение К. Д. Ушинского. который писал, что воспитанность - это «образование в человеке тако-го характера, который противостоял бы напору всех слу-чайностей жизни,' спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты»..
Иной взгляд на социализированность у других ис-следователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготов-лен к тем разнообразный требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социа-лизированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
С этой точки зрения залогом успешной социализа-ции можно считать формирование у человека пове-денческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Аме-риканский психологи педагог Л. Колберг подчерки-вал, что такой тип социализированности предотвра-щает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.
В многочисленных исследованиях все больше вни-мания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают ус-пешную социализацию в дальнейшем.
Социализированность имеет «мобильный характер», т. е. сфор-мировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.
Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене-ния статуса больших групп населения, превращают их социализи-рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове-ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на-оборот также делает социализированность проблематичной.
Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо-дом человека с одного возрастного этапа на другой, о чем шла речь выше, также может сделать неэффективной сформировавшуюся социализированность у детей, подростков, юношей.
17. Работа с семьей
Работу с семьей соц. педагог начина-ет с ее изучения. Попробуем рассмотреть не-сколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополуч-ные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу ро-дителей.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители к ребен-ку относятся формально, обеспечивая его только материально.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.
Типы семей, с которыми приходится сталки-ваться социальному педагогу: городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья бежен-цев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, се-мья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:
больные дети, дети-инвалиды;
пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
половая распущенность и проституция;
алкоголики и наркоманы;
дети-бродяги;
развод родителей.
Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей -- это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предуп-реждение и нейтрализацию.
Социальный педагог кроме педагоги-ческих проблем, работая с семьей, решает социальные, эконо-мические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель -- мобилизовать внутренние силы семьи на пре-одоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанали-зировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.
В чем состоит работа социального педагога по оказанию помо-щи семье?
1-е. Проконсультировать семью в возможности получения раз-личных пособий и социальных льгот, о порядке их получения. Для этого проконсультироваться, какие льготы может получить мно-годетная семья.
2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрос-лых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.
3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без ра-боты. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.
4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консуль-тации можно проводить и индивидуальные, и групповые.
5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положе-ние ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать всю ин-формацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.
6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или в дом ребенка. При лишении родителей родительских прав -- передачу детей в благополучные семьи. Затем решать воп-рос о принудительном лечении родителей.
Методы работы
изучение семьи. Изучение отно-шений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.
После изучения семьи перед социальным педагогом стоит за-дача -- создать в семье новые отношения. Это можно решить, вов-лекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы, быто-вые объединения, труд в саду, в огороде, в быту.
Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он до-статочно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.
Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и нацио-нальная принадлежность семьи.
Дополнением «карты» является изучение воспитания ребен-ка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребен-ком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседу-ют ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают клубы.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослы-ми и детьми, родственников и неродственников, которые живут в семье. Следует учитывать и особую ситуацию, когда в семье появ-ляется первоклассник или пенсионер.
18. Понятие семьи
Семья - это основанная на браке или кровном род-стве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаи-мопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи-модействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12