Социальная педагогика
p align="left">46. Молодежь

Молодежь - это соц.демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей соц.положения молодых людей их места и функций в соц.структуре общества, их специфич.интересов и ценностей. Совр.ученые сч-т, что возр.границы периода молодости условны, их м. опр-ить интервалом от 13 -14 до 29 -30 лет. Общая ее численность к наст.времени составляет более 32 млн. ч-к, или 22% от всего насел-я страны. В сфере обр-ия молодежи состояние дел неоднозначно. Бесспорным достижением явл.стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время сущ-ет проблема трудоустройства выпускников, получ-их проф.обр-ие. В рез-те мн.из них вынуждены работать не по спец-ти. ценностиСтановление современной молодежи пришлось на годы реформ, период соц-экон, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение соц структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица. Если же все-таки придется работать, то там, где больше платят: в коммерции, юриспруденции, экономике. Некоторые из них стремятся к предпринимательству. Главная радость их жизни - вкусная еда, красивые, а еще важнее дорогие и престижные вещи, машины, дачи. Еще одна характерная черта их личности - глубокий индивидуализм, эгоцентризм Общее развитие и духовный мир этой молодежи весьма убоги. Многие вопиюще безграмотны. Подгруппа гедонистов (тоже примерно 9%) отличается тем, что главные приоритеты у них не деньги и вещи, а развлечения, удовольствия, наслаждения. Отсюда и цели жизни: "жить беззаботно, развлекаться", "обеспечить себе жизнь, полную разнообразных впечатлений и развлечений". Их девизы: "жить нужно в кайф", "заботься о себе и своих удовольствиях", "развлекайся на всю катушку", "живи сегодняшним днем, завтрашнего может и не быть". Герои: Таис Афинская, Казанова, Дон Жуан, Валерий Леонтьев.Честолюбцы-карьеристы, как правило, дети богатых и образованных родителей. Главное для них - карьера, власть, известность. Цели жизни: "достигнуть больших успехов в учебе и карьере", "прославиться", "иметь высокую руководящую должность". Профессии, которые они выбирают, - дипломат, государственный или политический деятель. Их любимые девизы: "пришел, увидел, победил", "если быть, то быть первым", "цель оправдывает средства", "авторитет и власть - это все". Их герои - Наполеон, Макиавелли, Бисмарк, Явлинский. Маргиналы - это воинствующие эгоисты, готовые "пройти по головам во имя богатства и красивой жизни". Как правило, это дети бедных и малообразованных людей, стремящиеся всеми силами вырваться из нищеты. На них большое влияние оказали фильмы о ворах в законе, киллерах и проститутках. Они пишут: "хочу быть вором в законе", "быть киллером - это моя мечта с детства", Их герои - Распутин, Гитлер.К этой второй группе можно причислить "интеллектуалов". Их в выборке оказалось примерно 20%. Они отличаются хорошим общим развитием и четкой направленностью на духовные ценности, образование. Это в основном жители городов, из семей интеллигенции, с удовлетворительным материальным положением. У них слаба гражданская позиция: их интересы чаще всего не выходят за рамки семьи, к политике равнодушны, участвовать в общественных делах не собираются!".Большинство учащихся уезжать из страны не собираются, но некоторые хотели бы "получить образование у себя на родине и переехать потом в капиталистическую страну" или уехать туда, "где нормальная экология и цивилизация".Условно можно выделить подгруппу борцов за социальную справедливость, "за все отнятые у народа права". Это примерно 15% опрошенных, в основном представители села. Для них характерны активная политическая направленность, патриотизм и грамотная оценка того, что происходит в стране, и того, что нас может ждать в ближайшее время. Как правило, это дети родителей с удовлетворительным и плохим материальным положением, со средним и средним специальным образованием. В деревне оказалось гораздо больше тех, кто жалеет беспризорных детей, бездомных людей, а также брошенных животных. Цели жизни этой молодежи - "борьба за справедливость", "хорошее материальное благополучие", "уважение окружающих". Активная политическая позиция этой молодежи определяется стремлением вернуть отобранные у нее социальные права, и прежде всего - право равного жизненного старта. В создавшихся условиях сельская молодежь практически лишена возможности учиться в вузах, работать в городе, нормально лечиться, общаться со сверстниками других регионов страны

47. Миграционные процессы

Недобровольные миграционные процессы, сопряженные с переживанием мигрантами глубоких психологических стрессов, затрудняют процесс их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ имеющихся иссл-ний пр-са миграции показывает демографические, этнокул-ые, политологические особенности миграции и гораздо в меньшей мере - соц-пед-кие аспекты орг-ции пр-сов поддержки и пом семьям мигрантов в новых социокул-ных условиях их ж/д-ти. В то же время теоретически доказано, что мигранту в условиях принимающего общества требуется приобретение нового опыта социального взаимодействия с окружающими с позиций установления межкультурного диалога на различных уровнях адаптивного взаимодействия с людьми - личностном, межличностном и межгрупповом. Межкультурный диалог создает соответствующие условия для динамики их персональных адаптивных возможностей для того, чтобы, благодаря выбору конструктивной модели аккультурации, удовлетворить свои потребности в системе межличностного и межгруппового взаимодействия в новом социуме. Спец.й анализ псих-пед-ких иссл-ий позволил выделить наиб. продуктивные подходы к проектированию моделей психол-кой пом. мигрантам:

а) этно- и социально-психологическое моделирование процесса личностной адаптации мигрантов в новом социуме

б) поликультурное моделирование процесса адаптации детей-мигрантов в образовательном процессе школы

в) аккультурационная модель адаптации индивида с обучением выбору аккультурационной стратегии поведения в новой социокультурной действительности. Одновременно с этим соц-пед-ая поддержка и помощь л-ти мигранта должна строиться с позиций учета этнокул-ой специфики мигрантских гр-п, их самосозн-ия, традиций взаимодей-ия, принятых в кул-ре, ценностных норм и форм общо-адаптивного поведения в социуме.

Теоретически доказано, что педагогическую организацию деятельности по социокультурной адаптации мигрантов необходимо осуществлять в единой системе социально-психолого-педагогической деятельности по культурной реабилитации личности в новых условиях жизненного существования при целевом обеспечении перехода её от состояния социальной и психологической дезадаптации к успешной адаптации, социализации и интеграции в новую ситуацию развития.

Деятельность соц.раб. направлена на смягчение социально-психологической и средовой дезадаптации мигрантов, формирование позитивных целей и ценностей личности. При этом особое значение имеет система их социально-педагогической реабилитации, реализуемая в единстве скоординированного взаимодействия педагогического и подросткового коллективов, соц. педагога, психолога, родителей и самого мигранта. Программа предусматривает применение комплекса психореабилитационных технологий по преодолению соц-психол-их, кул-ых и личн-ых проблем дезадаптированного чела на личностном, межличностном и межгрупповом уровнях взаимоотношений. Целевую основу в реабилитации личности мигранта составляет системная поддержка позитивных направлений соци-ции в контексте применения средств психореабилитации личности на основе создания открытой социальной ситуации для развития потребностей в самоактуализации и саморазвитии.

48. Педагогическая система Сухомлинского

Если ребенок постепенно учится воспринимать красоту, восхищаться ею -- это означает, что его восприятие становится более эмоциональным, накапливаются эстетические впечатления, без чего невозможно облагораживание души, развитие человечного в человеке.

Развитость общества, степень его нравственного здоровья измеряются способностью генерировать красоту во всех его проявлениях.

Любовь к ребенку, утверждение добра, воспитание красотой -- это три константы, три кита гуманной педагогической системы Сухомлинского. Все они взаимозависимы и взаимодополняемы и фактически находятся в органическом единстве.

Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте.

Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. школе Сухомлинского очень много внимания уделялось слушанию музыки.

Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях.

В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-этических принципов». С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.

Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.

В.А. Сухомлинский, разрабатывая теорию воспитания личности в коллективе, ввел понятие о воспитательном коллективе как содружестве и сотворчестве педагогов и учащихся. Деятельность воспитательного коллектива Павлышской средней школы опиралась на следующие принципы:

- доверительное, активное, творческое взаимодействие педагогов и воспитанников

- установка на «единство мысли и чувства» как цель незавершающегося процесса воспитания личности

- развитие дарований, воспитание разума и творческих способностей

- умение педагога «увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил» - предоставление личности огромного выбора возможностей для индивидуального развития и самосовершенствования - максимальное использование специфических возможностей социокультурной среды для решения задач воспитания личности («Школа под открытым небом», «Праздник матери», «Праздник первого хлеба»)

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли

49. Воспитательное пространство

Воспитательное пространство- это результат д-ти созидательного и интеграционного хар-ра. Чтобы оно сложилось, надо опр-ить основные его компоненты и то, что д. их связывать, включить в моделируемые связи д-ть детей. Тогда-то и можно рассчитывать на то, что восп-ное прост-во станет сущ-ным фактором личн-ого разв-я. В противном случае отдельные компоненты среды стихийно б.влиять на детей и не обязательно в позитивном плане. Очевидно, среду надо уметь исп-ать в восп-ых целях, а восп-ое прост-во уметь создавать. При таком понимании структурной единицей рассматриваемого нами пространства является образовательное, культурное, медицинское или другое учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными педагогическими задачами, принципами и подходами к воспитанию. Второй подход к воспитательному пространству предполагает его рассмотрение как части среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью образа жизни школьника. Механизм создания воспитательного пространства при этом аналогичен рассмотренному выше. На наш взгляд, такой подход более жесткий, так как он регламентируется в значительной степени определенным, нередко заданным сверху образом жизни школьника, и недооценивает субъектную роль самого ребенка.Согласно третьему подходу воспитательное пространство предстает кик динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня, выступающая интегрированным условием личностною развития человека - и прослою, и ребенка . Коллективными субъектами в этом случае являются и школа, и театр, и лечебное учреждение, и библиотека, и система дополнительного образования, но не как учреждения, а как профессиональные общности, занимающиеся воспитанием детей. Индивидуальными субъектами в таком случае будут, естественно, педагоги, родители, дети, студенты, врачи, юристы, самые разные люди, встреча с которыми может превратиться для ребенка в событие. В этом случае механизмом создания воспитательного пространства становится "событие" детей и взрослых, в котором ключевым технологическим моментом служит их совместная деятельность.В психол-кой и пед-кой лит-ре понятие "событие" трактуется в рамках событийной концепции психологического времени, согласно которой "особенности психического отражения человеком времени, его скорости, насыщенности, продолжительности зависят от числа и интенсивности происходящих в жизни событий - изменений во внешней среде, во внутреннем мире человека, в его действиях и поступках". Дальнейшее развитие этой точки зрения связано со становлением причинно-целевой концепции психологического времени, в которой "особенности отражения личностью временных отношений в масштабе жизни определяются ее представлениями о характере детерминации одних значимых событий другими" Реализация событийного подхода в педагогике предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Эти дела становятся своеобразными вехами воспитательного процесса. Часто возникая как новации, они становятся традиционными. Реализация событии пои концепции психологического времени должна осуществляться с учетом амбивалентного подхода. Ощутить происходящее с ним событие ребенок может только на фоне повседневной жизни. Важно, чтобы он осознал ценность, значимость повседневной жизни, был активным участником повседневных событий.

50. Билингвизм

Билингвизм (двуязычие) - это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается. По данным ряда исследователей, билингвов в мире больше, чем монолингвов. Известно, что около 70 % населения земного шара в той или иной степени владеют двумя или более языками. Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка намного шире, он больше интересуется этимологией слов. Он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по-разному на разных языках. Иногда дети придумывают собственную этимологию слов, сравнивая два языка. Если родители не уделяют внимания речевому развитию ребенка, то есть не планируют на каком языке общаться с ребенком, смешивают языки, то ребенок будет делать очень много ошибок в обоих языках. Наиболее благоприятным для формирования биллингвизма является вариант, при котором общение на обоих языках происходит с рождения. В литературе очень много говорится о принципе один родитель- один язык. То есть, обращаясь к ребенку родитель всегда, во всех ситуациях говорит на одном языке, не смешивая. При этом, ничего страшного не произойдет, если ребенок услышит, что родитель умеет говорить на другом языке, ему станет понятно, что он и сам может говорить на разных языках. БИЛИНГВИЗМ, двуязычие. За 1-й яз. обычно принимается родной, за 2-й - неродственный, но широко употребляемый той/иной этнической общностью. Степень владения 2-мя яз. м б разной: владение устным разг. или письм. лит. или обеими формами. В РБ преобладает нац.-рус. двуязычие: баш.-рус., тат.-рус., чуваш.-рус., укр.-рус., марийско-рус., мордовско-рус., удмуртско-рус. и др. Это связано с тем, что РБ - многонац. респ. и русский язык является языком межнац. общения. Существует др. тип двуязычия: рус.-баш., рус.-тат., рус.-чуваш. и т.п., к-рый предполагает знание русскими др. яз. Он распространен значительно меньше. По данным переписи 1989, картина двуязычия такова: 78,5% башкир, 83,4% татар, 86,7% чувашей, 76,5% марийцев, 93,0% украинцев, 96,3% мордвы свободно владеют русским языком. 0,05% русских владеют башкирским языком. Система образования в условиях глобализации претерпевает заметные упрощения, приспосабливаясь к заказам и возможностям рынка, а также претерпевает процедуры социальной сегрегации. Единое национальное образовательное пространство дробится на внешне неупорядоченную мозаику, в которой, однако, просматриваются некоторые «классовые смыслы». Образовательная система делится на две неравные подсистемы: платную, привилегированную, и бесплатную, становящуюся прибежищем изгойского большинства. Разный набор предметов, разная техническая оснащенность, разные социальные и профессиональные перспективы - все это не только раскалывает нацию как коллективного субъекта, имеющего единую историческую судьбу, но и лишает ее единого словаря. Особую роль здесь играет феномен билингвизма. В системе образования, как и в целом в обществе, сегодня выделяются два языка: местный язык, остающийся самовыражением непривилегированного туземного большинства, и английский, как эзотерический язык глобализующихся элит, представители которых всё явственнее устремляются из деградирующего национального пространства в транснациональное - «господское». Растущая доля принимаемых решений предварительно, до того как будет представлено вниманию нации, обсуждается англоязычными экспертами, на основе англоязычных эталонов и с учетом «императивов глобализма». Так глобальное пространство властно вторгается в национальное, взрывая его изнутри.

51. Конформность, конформизм

Конформность, конформизм -- нарушение памяти, при котором ее пробелы заменяются вымышленными событиями, принимающими форму воспоминаний, усвоение норм поведения, критериев оценки общественных явлений и исходных принципов отношений к действительности, адаптивность, приспособляемость; формирование мнения личности (податливости) под влиянием (давлением) мнения группы людей; пассивное принятие сушествующих идеалов, норм, отношений, общественного строя.

Конформизм -- проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление с целью избежать негативных санкций -- порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. В определенном смысле подобную конформную реакцию на групповое давление демонстрирует достаточно большое число людей, находящихся на первой стадии вхождения в референтную группу -- на стадии адаптации. Особенно отчетливо конформизм проявляется в условиях тоталитарного общественного устройства, когда личность боится противопоставлять себя господствующей элите и подчиненному ей большинству, опасаясь не просто психологического давления, а реальных репрессий и угроз своему физическому существованию. На личностном уровне конформизм чаще всего выражается в качестве такой личностной характеристики, которая в социальной психологии традиционно обозначается как конформность, то есть готовность индивида поддаться как реальному, так и лишь воспринимаемому давлению группы, если не стремлению, то, во всяком случае, предрасположенности изменить свои позицию и видение в связи с тем, что они не совпадают с мнение большинства.

Таким образом, традиционно принято говорить о внешней и внутренней конформности. Внешняя конформность - мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться; внутренняя конформность (подлинный конформизм) - индивид действительно усваивает мнение большинства.

Нечто подобное можно наблюдать на гораздо более ужасающих примерах участия в геноциде и иных преступлениях тоталитарных режимов самых обыкновенных людей, отнюдь не кровожадных по натуре и вовсе не являющихся убежденными адептами расовых, классовых и иных подобных теорий. Как отмечает Д. Майерс, служащие карательного батальона, уничтожившего около 40000 женщин, стариков и детей в Варшавском гетто, "...не были ни нацистами, ни членами СС, ни фанатиками фашизма. Это были рабочие, торговцы, служащие и ремесленники -- люди семейные, слишком старые для службы в армии, но не способные противостоять прямому приказанию убивать".

Таким образом, проблема конформизма является высокозначимой не только применительно к взаимоотношениям личности и относительно локальной группы (учебной, рабочей и т. д.), но и в гораздо более широком социальном контексте.

При этом конформизм является результатом действия множества как собственно социально-психологических, так и иных переменных, в силу чего выявление причин конформного поведения и его прогнозирование представляет собой достаточно сложную исследовательскую задачу.

Практический социальный психолог, работая с конкретной социальной общностью должен, с одной стороны, четко знать, основываясь на экспериментальных данных, с группой какого уровня развития он имеет дело, а с другой -- отдавать себе отчет в том, что в ряде случаев и согласие конкретных членов группы с позицией ее большинства, и попытки противоречить этому большинству еще не позволяют говорить о зрелой личностной позиции.

52. Молодежь

Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 - 30 лет, которая находится в стадии своего социального становления, освоения социальных ролей, имеющая ограничения в дееспособности по различным сферам участия в социальной жизни общества и пользующаяся определенными льготами на период своего становления.

Таким образом, молодого человека можно рассматривать как объект, как определенный феномен социальной реальности, создаваемый социумом на определенных этапах его развития. Молодежь в таком случае предстает как слой населения, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, освобождая в определенной степени от экономического принуждения, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.

Т. обр, следует подчеркнуть основные особенности молодого поколения россиян. Постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформациями естественного движения населения. Ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения. Налицо кризис молодой семьи. Происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молодежи. Углубляется разрыв между поколениями. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, одна десятая нищенствует. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. На основании этих выводов так определяются отличительные особенности молодого поколения в российском обществе: для молодежи характерна особенно тесная взаимоувязка психофизиологических характеристик субъекта с параметрами его социальной жизнедеятельности; ей свойственно больше специфических хар-тик, чем иным возрастным группам; молодежные проблемы сильнее влияют на соц-ый прогресс; сниженный социальный статус порождает деформации жизненных сит-ций; повышенная чувствительность и эмоц-сть провоцирует эскалацию соц-ной напряженности; по отношению к молодежи можно судить о цивилизованности общ-ва и государства.

Проблемы молодежи в современной России определяют приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации:

поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи , молодежных, детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи ; обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

Гос-ная молодежная политика в Российской Федерации реализуется в трудных и сложных экон-их и соц-ых условиях. В существующей общ-полит системе гос-ное направление реализации молодежной политики является практически единственным. Полит-ие партии, как правило, не имеют четкой, разработанной, оформленной молодежной политики, сводя свою роль к провозглашению позиций, которые, по их мнению, должны получать отражение в государственных действиях по отношению к молодежи и использованию молодежи в качестве своего резерва для пополнения партийных рядов.

Роль играют и молодежные объединения, в силу организационной слабости они не могут в должной мере защищать интересы молодежи , организовывать достаточно действенную работу в молодежной сфере.

Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал.

Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи.

Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи , создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.

В стратегическом плане государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов. чем те, которые применяются в современной России. В качестве исходных принципов в следует признать четыре нижеследующих положения.

1. Принцип ответственности.

2. Принцип преемственности.

3. Принцип приоритетности.

4. Принцип участия.

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.

Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Программа «Дети России», состоящая на сегодняшний день из целевых программ «Д.Севера», «Д.-сироты», «Д.Черно-быля», «Д.-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие ин-дустрии дет.питания», «Одаренные д.», «Д. семей бе-женцев и вынуж.переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие соц.обслуживания семьи и детей», «Профи-лактика безнадзорности и правонарушений несов-их», «Организация летнего отдыха». Ее цель -- создание условий для норм.разви-тия детей, обеспечения их соц.защиты в период корен-ных соц-эконом.преобразований. Структура каж-дой целевой программы вкл-т характеристику проблемы, цели и задачи программы, осн. направления реализации и оцен-ку эффективности реализации.

Программа «Молодежь России» была принята в 1994 году. Она была направлена на формирование правовых, экономических и организационных гарантий и условий для становления личности молодого человека, развития молодежных объединений, движе-ний и инициатив. В 1998 году Программа побрела статус прези-дентской.

31. Служба «Ребенок на улице»

Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной инфор-мации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информи-ровать о них соответствующие органы;

осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей;

оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказав-шимся в критической ситуации;

способствовать формированию социально приемлемого по-ведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;

б) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (ПДН, организациями детского до-суга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовер-шеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с
детьми улиц;

в) разработка и реализация конкретных реабилитационных про- грамм для несовершеннолетних «группы риска»;

г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны Руководствоваться следующими принципами.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего.

Принцип добровольности.

Принцип принятия ценностей другого человека.

Принцип доверия.

Принцип открытости.

Принцип единой команды.

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:

работа в парах «парень -- девушка» позволяет, с одной сто-роны, сделать работу безопаснее, а с другой -- формировать до-верие у ребенка;

вечернее время работы способствует попаданию в поле зре-ния специалистов наибольшего количества детей, и в первую оче-редь детей «группы риска»;

территориальная принадлежность: каждой паре специалис-тов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней.

волонтерская деятельность: необходимо стремиться подклю-чать к своей работе детей, на которых можно положиться, со-здавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность ра-боты;

поиск детей улиц: источниками информации о детях «груп-пы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют,

- формы помощи: традиционные формы помощи в процессе сотруд-ничества с различными детскими досуговыми организациями, уч-реждениями социальной защиты, правоохранительными органами, администрацией и т. п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, кон-сультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), опре-делением в учреждения социальной защиты, открытием секонд-хендов для беспризорников и др.;

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого кто имеет с ними дело

Первый контакт может шокировать. Уличные дети часто быва-ют грубыми, а их действия -- угрожающими. Есть опасность зара-жения кожными заболеваниями. Такие дети умело используют сочувствие людей, чтобы выманить у них что-нибудь существен-ное -- деньги, одежду, продукты или сигареты. Если вы ничего не можете предложить, у вас может возникнуть чувство вины. По-пытайтесь проанализировать эти страхи и переживания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты