Социальная педагогика
p align="left">обеспечение устройства на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждаю-щихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные за-ведения;

принятие мер по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

взаимодействие с правоохранительными органами, служба-ми социальной защиты и занятости населения, жилищно-ком-мунального хозяйства и т.п. по вопросам защиты личных, иму-щественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и рас-пространения на них льгот, предусмотренных Правительством Рос-сийской Федерации;

участие в судебных заседаниях по делам о несовершеннолет-них детях;

осуществление наблюдения за условиями жизни и воспита-ния, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

разрешение конфликтных ситуаций несовершеннолетних де-тей со взрослыми, выявление отклонений в поведении детей и подростков и оказание им экстремальной социально-экономи-ческой помощи и поддержки;

посредническая деятельность между личностью несовершен-нолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

поддержание партнерских отношений с семьей детей и под-ростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

взаимодействие с педагогами, родителями (лицами, их за-меняющими), специалистами социальных служб и др. в оказа-нии помощи детям, оставшимся без попечения родителей, де-тям, нуждающимся в помощи государства, в предоставлении им льгот, предусмотренных Правительством Российской Феде-рации;

реализация прав и свобод обучающихся, создание для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечение сохранности их жизни и здоровья, выполнение обязательного всеобуча;

информирование (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране лич-ных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

28. Взаимодействия семьи и образовательного учреждения (детский

сад, начальная школа) в процессе социализации ребенка

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей.

Современной российской семье присущ ряд тенденций, единых для развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.

Социализация - это процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

К институтам социализации относятся семья, ОУ, микросреда, социальные группы, общ. организации, СМИ, институты политики, культуры, церкви.

В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.

Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:

социальное положение;

материальное положение;

род занятий родителей;

образование родителей;

эмоционально-нравственная атмосфера в семье

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Задача ОУ - определение путей продуктивного взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии развития семьи:

формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;

развитие умственных способностей, творческого мышления;

воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;

воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:

формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;

формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;

социально-нравственное воспитание детей в семье.

Основные принципы:

1. Принцип общего развития каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей.

2.Принцип непрерывного развития каждого ребенка..

Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)

2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей

4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.

Взаимодействие личности, семьи, ОУ и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.

В данном контексте образовательное учреждение не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей.

29. Система коррекц-пед.д-ти с детьми, имеющими отклонения в

развитии.

Коррекц-пед.д-ть имеет опр-ную стр-ру и напр-ния. Ведущими напр-ями яв-ся:

1.корр-щие воздей-ия на реб-ка средовыми факторами;

2.орг-ция уч пр-са;

3.спец подбор куло-массовых и оздоров-ных мероприятий;

4.психогигиена семейного восп-ия.

Коррекц-пед.д-ть в целом осущ-ся на интегративной комплексной основе (диагн-корр-ная д-ть, этиология отклонений, профилактика, форм-ние л-ти с опорой на полож-ные кач-ва). Осущ-ние корр-пед.д-ти предполагает координацию усилий школы, семьи и социума в предупреждении и исправлении в поведении и развитии ребенка.

Критерии нормы:

Относ-ная стаб-сть хар-ра;

тотальность проявлений хар-ра;

соц. дезадаптация,

учет возрастных особенностей и пола,

длительность сохранения расстройства,

допустимы временные колебания в поведении и эмоц-ом состоянии;

необх-ть учета степени нарушения,

учет частоты и длит-сти прояв-ий неблагоп-ых факторов, ситуационная специфичность.

Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

- вид нарушаемой нормы; - психологические цели поведения и его мотивация; - результаты данного поведения и ущерб им причиняемый; - индивидуально-стилевые характеристики поведения.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например Ю.А. Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае - внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа.

В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.

Медицинская классификация поведенческих расстройств

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе «Классификация психических и поведенческих расстройств» называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

F10-19 - психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ; F50-59 - поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; F63 - расстройства привычек и влечений; F65 - расстройства сексуального предпочтения.

МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

F90 - гиперкинетические расстройства; F91 - расстройства поведения; F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций; F94 - расстройство социального функционирования; F95 - тикозные расстройства; F98.0 - неорганический энурез; F98.1 - неорганический энкопрез; F98.2 - расстройство питания в младенческом возрасте; F98.3 - поедание несъедобного; F98.4 - стереотипные двигательные расстройства; F98.5 - заикание; F98.6- речь взахлеб.

Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.

Сопоставление психологической и медицинской классификаций позволяет сделать вывод о том, что они не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В ряде случаев один и тот же вид поведения может последовательно приобретать различные формы: безобидная вредная привычка - отклоняющееся поведение, ухудшающее качество жизни - болезненное поведенческое расстройство, угрожающее самой жизни.

Основные варианты социального поведения.

1. Нормативное поведение («стандартное») - соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности. 

2. Маргинальное (пограничное) поведение - находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей. 

3. Нестандартное («ненормативное») поведение - выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Альтернативные формы наказаний:

Существует еще один подход, связанный с применением сан-кций. Сущностью его является наказание человека, совершив-шего правонарушение, на основании уголовных законов. Одна-ко весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности толь-ко жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же -- выявление и устранение причин социальных от-клонений.

Соц-пед.реаб-ия - система мер восп.характера, направленная на формирование личн.качеств, значимых для жизнед-ти р-ка, активной жизненной позиции, способствующих интеграции его в общество.

Соц-пед.реаб-ия подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализ-ых уч-ях, кот. Наз-ся реаб.центрами. Задачи учр-ий:

1.проф-ка безнадзорности, бродяжничества дезадаптир.детей и подростков;

2. мед-психол.помощь детям, попавшим в труд.жизненную ситуацию;

3.формир-е полож.опыта соц.пов-я, навыков общ-я и взаимод-я с окк.людьми;

4.выполнение попечительских функций по отношению тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

30. Опыт педагогической деятельности А.С. Ма-каренко

Опыт педагогической деятельности А.С. Ма-каренко (1888--1939) по перевоспитанию ма-лолетних преступников широко известен во всем мире.

В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается воз-главить колонию для несовершеннолетних пре-ступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспи-танников и педагогов:

1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

2) четкая организация труда;

3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нра-вилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре прини-мает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского.

Концепция социального воспитания А.С. Ма-каренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспи-тать нового человека, советского гражданина, коллективиста.

А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления совет-ского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание спо-собно противостоять мещанству и порокам вос-питания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощре-ние, наказание, систему перспективных линий.

Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следую-щий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему».

Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что воз-можно в единстве коллектива и дисциплины.

Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выде-ляют актуальные для современного социально-го педагога идеи А.С. Макаренко:

1. умение создавать детский коллектив, объе-диненный разумным, творческим, произво-дительным трудом;

2. создание детского самоуправления, различ-ные формы которого были школой для каждо-го воспитанника;

3. создание особых отношений между воспитан-никами и воспитателями;

4. широкий круг методов в создании коллектива.

Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах - Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев.

В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко:

- дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости)

- сформулированы осн-е признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции)

- описана технология формирования коллектива

- сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть)

- определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии)

- разработан механизм взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог)

- в ряде художественно-пед. произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях»)

- пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты