Социальная педагогика
p align="left">Опекуны и попечители подбираются органом управления об-разованием. При этом тщательно оцениваются намерения лиц, предпочтение отдается более близким родственникам.

Органом управления образованием с помощью социальных педагогов, руководителей детских садов, школ, учреждений на-чального профессионального образования осуществляется на-блюдение за условиями жизни и воспитания, здоровьем, уче-бой подопечных детей, сохранением их имущества и жилья до достижения ими совершеннолетия. При этом личные дела по-допечных детей дополняются два раза в год следующими доку-ментами:

Централизованный учет детей, оставшихся без попечения ро-дителей (первичный, региональный и федеральный), осуществ-ляется органами опеки и попечительства, соответствующими орга-нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерства образования.

В последние годы все большее распространение приобретает институт приемной семьи, который был введен Семейным ко-дексом РФ. Положение о приемной семье было утверждено по-становлением Правительства Российской Федерации 17 июля 1996 года. Статус приемной семьи после заключения органами опеки и попечительства договора с родителями приобретают ра-нее созданные семейные детские дома (детские дома семейного типа).

В задачи социального педагога входит популяризация прием-ной семьи, а также участие в подготовке договора и надзоре (пат-ронаже) за жизнедеятельностью приемной семьи.

Приемная семья образуется на основании договора о переда-че ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попе-чительства выдает приемным родителям удостоверение установ-ленного образца. Со стороны органа опеки и попечительства при-емным родителям оказывается необходимая помощь и осуще-ствляется наблюдение за условиями жизни и воспитания детей (ребенка).

Процедура усыновления проходит следующим образом. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную се-мью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможно-сти быть приемными родителями.

Граждане, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на полу-чение от него содержания и право на льготы и государственные пособия для граждан, имеющих детей. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ре-бенка.

оциальному педагогу необходимо иметь в виду, что при не-посредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он нахо-дится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опе-ки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

44. Социально-педагогическая защита имущественных прав

несовершеннолетних

Под защитой имущественных прав несовершеннолетних по-нимается: обеспечение сохранности имущества, принадлежаще-го им; охрана их наследственных и жилищных прав; своевременное назначение и получение пенсий и пособий; взыскание али-ментов с лиц, обязанных по закону их содержать; взыскание при-чиненных несовершеннолетнему убытков, в частности ущерба, причиненного смертью кормильца; взыскание других, следуемых им денежных сумм (по договору страхования и др.).

Деятельность социального педагога по защите имущественных прав несовершеннолетнего может включать несколько направле-ний:

информирование, повышение правовой грамотности несо-вершеннолетних и их родителей. Могут быть организованы от-дельные занятия, собеседования, разработаны и реализованы со-ответствующие учебные, учебно-деятельностные, игровые, ими-тационные и т.п. программы. Исполнителем может быть как сам социальный педагог, так и приглашенные специалисты;

организация консультативной работы. В отличие от первого направления, в основу второго положены конкретные запросы несовершеннолетних и их родителей;

охранно-защитная деятельность, вызванная конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних (обращение в со-ответствующие инстанции, подача необходимых заявлений и ис-ков, сбор необходимых документов, привлечение специалистов, участие в судебных процедурах и т.п.) и др.

При этом социальному педагогу необходимо знать, что охрана имущественных прав несовершеннолетних, проживающих совмест-но с родителями, осуществляется последними. Родители должны получить согласие от органа опеки и попечительства на соверше-ние сделки, выходящей за пределы бытовой.

Ребенок имеет право на собственные доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на его сред-ства.

Ребенок не имеет права собственности на имущество родите-лей, родители не имеют права собственности на имущество ре-бенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей -- родителей, усыновителей или попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству ро-дителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и по-печительства может ограничить или лишить несовершеннолетне-го в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исклю-чением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дее-способность в полном объеме.

Дети до 18 лет (в том числе усыновленные), независимо от содержания завещания, наследуют не менее двух третей той доли, которая причиталась бы им при наследовании имущества («обя-зательная доля»). Правило об обязательной доле несовершенно-летних не распространяется на вклад в сберегательном банке, который был кому-либо завещан умершим гражданином.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолет-ним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершен-нолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Подобный иск при соответствующих условиях может быть подан органом опеки и попечительства.

Если ребенок оказался единственным членом семьи, остав-шимся проживать в помещении умершего или выбывшего по дру-гим причинам нанимателя, то данное помещение может быть пе-реоформлено на имя несовершеннолетнего с согласия на это орга-на опеки и попечительства.

Жилищное законодательство Российской Федерации преду-сматривает сохранение за детьми права на жилое помещение на весь период их пребывания в государственном детском учрежде-нии или в семье опекуна (попечителя), если в помещении, из которого выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. По окончании пребывания детей, лишившихся попечения роди-телей, в детском доме или в семье опекуна они возвращаются в ранее занимаемое жилое помещение или обеспечиваются благо-устроенным жильем по льготной очереди.

Органы управления образованием, когда им становится извест-но о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родите-лей, обязаны принять меры по получению необходимых сведе-ний о нем (подтверждающих сиротство), а также произвести опись имущества, находящегося по месту жительства несовершеннолет-него и его умерших родителей.

Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей

При отсутствии у родителей согласия в вопросах воспитания детей спор разрешается судом, органами опеки и попечитель-ства, органами управления образованием, непосредственно на местах социальным педагогом с участием родителей.

Споры, возникающие при совместном проживании родителей, состоящих в официальном браке. Доля и форма участия обоих ро-дителей в воспитании ребенка (детей) могут быть разными, но тем не менее никто из родителей при этом не имеет какого-либо преимущества по отношению к ребенку. Для разрешения кон-фликта в орган управления образованием приглашаются оба ро-дителя или один из них, чтобы обсудить сложившуюся в семье ситуацию. Инспектор по охране детства органа управления обра-зованием может дать заявителю совет педагогического характера, разъяснить существующее законодательство по рассматриваемо-му вопросу.

Социальный педагог в школе, работая с родителями, тоже свое-временно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствий, давая психолого-педагогические рекомендации и т.п.).

Одна из типичных ситуаций -- жестокое обращение с ребен-ком. Необходимо различать четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие -- преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответ-ственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные нарушения физического или пси-хического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

2. Сексуальное насилие или развращение: осознаваемое или не- осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других при-чин) его вовлечение (с его согласия или без такового) в сексу-альные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростка-ми, если они совершались с применением угрозы или физиче-ской силы, а также в том случае, когда разница в возрасте на-сильника и жертвы составила не менее 3--4 лет. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасиль-ственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в пол-ной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексу-альных действий.

3. Психическое (эмоциональное) насилие -- длительное, посто-янное или периодическое психологическое воздействие, приво-дящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднаме-ренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъяв-ление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

задержка физического и умственного развития;

наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жес-токость) -- отсутствие со стороны родителей или лиц, их заме-няющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нару-шается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребен-ка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску быть жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т.п. Недостаток забо-ты о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бед-ствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

утомленный, сонный вид, опухшие веки;

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, обра-зованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими пра-вами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет -- в суд.

Еще одна типичная проблема -- вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения. Разбирается данный конфликт в суде.

Споры о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей. Эти споры разрешаются судом, причем второй роди-тель не утрачивает своих прав и обязанностей, ребенок у него не отбирается. Вопрос о том, с кем из родителей будут проживать дети, чаще всего возникает при расторжении брака. При растор-жении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут прожи-вать несовершеннолетние дети. В случае, если отсутствует согла-шение между супругами, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из суп-ругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут прожи-вать несовершеннолетние дети после развода.

Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, их возраст и привязанность к каждому из ро-дителей, личные качества родителей, возможность создания над-лежащих условий для воспитания, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из ро-дителей не является определяющим условием для передачи ему детей. Желание несовершеннолетнего проживать с одним из ро-дителей принимается судом во внимание в том случае, если оно исходит от ребенка, достигшего десяти лет.

При обследовании по делам, связанным с воспитанием детей, составляется акт обследования, в котором находят отражение:

дата (даты) обследования;

данные о производившем обследование (должность, Ф. И. О.);

по чьему заявлению (т.е. по поручению суда (название), по запросу отдела (управления) образования);

характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетне-го, участие отдельно проживающего родителя в воспитании ре-бенка, урегулирование свиданий, другие вопросы защиты лич-ных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних);

фамилии, имена, отчества, адреса сторон и детей, а также их возраст.

Далее в хронологическом порядке излагаются все действия лица, производившего обследование, и собранные им сведения:

-об истце (лице, начавшем дело): возраст; образование; про-фессия; занимаемая должность или занятие и характер работы; стаж работы на предприятии, в учреждении, общий стаж; заработок; состоит ли в браке, когда зарегистрирован брак, который по счету, длительность каждого; состав семьи на момент обсле-дования (родственные отношения, возраст, заработок родствен-ников), отношение членов семьи к передаче ребенка истцу; жилищно-бытовые условия истца, взаимоотношения членов семьи;

-те же сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок);

- причины, по которым один из родителей считает невозмож-ным пребывание ребенка у другого родителя

- данные об участии каждого из родителей в воспитании и содержании детей при совместном их проживании и об их взаи-моотношениях с ребенком;

- сведения о ребенке: занятие несовершеннолетнего (посещает ясли, детский сад, школу (группа, класс); успеваемость ребенка, участие его в общественной жизни школы; занятия несовершен-нолетнего во внеучебное время (посещает кружки технического творчества, занимается художественной самодеятельностью, спортом, музыкой) и т.п.; режим дня и жилищно-бытовые усло-вия несовершеннолетнего (наличие отдельной комнаты, рабоче-го места для занятий, уголка для игр, есть ли игрушки, детские книжки и т.п.); кто помимо родителей (ля) осуществляет уход и надзор за ребенком (члены семьи, соседи, другие лица); состоя-ние здоровья несовершеннолетнего: имеется ли отклонение от нормального психофизического развития, состоит ли ребенок на учете у врачей узкой специальности; организация отдыха (где, с кем проводит каникулы, летнее время);

- результаты беседы с несовершеннолетним о его отношении к родителям и привязанности к каждому из них; выяснение, с кем из них он хочет проживать;

- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей, об их отношении к детям, поведении в быту, по мес-ту работы; выводы и мотивированное заключение на основании мате-риалов обследования.

Акт обследования и заключение сначала представляются на утверждение заведующему отделом (управлением) образования, а затем в суд.

Спор о праве участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.

45. Основное содержание работы социального педагога с детьми-

сиротами

К числу де-тей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обо-их родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах, при-знанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособ-ными, нахождением их в лечеб-ных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, нахождением под стра-жей, подозрением и обвинением в совершении преступлений, уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и инте-ресов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государ-ственной поддержки.

Сущность социально-педагогической работы с такими детьми заклю-чается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилита-ции и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Реализуя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.

Дети - сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о ребенке заботу о детях берет на себя общество и государство.

Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по соц. защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство - форма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

Семейные формы устройства детей дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни. Усыновление (удочерение) - это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Опека и попечительство - это формы устройства и защиты прав детей- сирот и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан Государственно-общественные формы устройства детей сирот - это такие формы устройства детей-сирот, при которых они имеют долговременное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы об их воспитании. Семейный детский дом (приемная семья) - форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 году. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями; дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми», а такая семья - «приемной семьей». Дети находятся на полном государственном обеспечении, родители- воспитатели получают денежное пособие. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж. В семейных детских домах создаются условия, приближенные к нормальной семейной жизни. В семьях воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Детские деревни -это особый тип детского дома с семейным воспитанием. В детских деревнях воспитывают детей в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. Первая детская деревня была создана в 1949 г австрийским педагогом Германом Гмайнером. Во всем мире в основе деятельности детских деревень лежат следующие основные принципы: мать в детской деревне - глава семьи. Работа в этом качестве - одновременно призвание и профессия. На эту роль по конкурсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение; в детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют; каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Деревня состоит из 12-15 семейных домов. Детская деревня - это не просто комплекс зданий для постоянного проживания воспитанников и мам - воспитательниц, но, прежде всего, это общество единомышленников; руководство нетрадиционным детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье. Временная приемная семья - форма устройства ребенка, когда его на время помещают в семью до разрешения его проблем или до определения его дальнейшей судьбы. Временную приемную семью отличает от опекунской или семьи усыновителя прежде всего то, что это семья профессиональных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников. Фостеровская (замещающая) семья. Это одна из разновидностей приемной семьи, новое явление для нашего общества. Как правило, деятельность такой приемной семьи необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей и др. Временная приемная семья является чрезвычайно распространенной в ряде развитых стран как форма защиты детства. В России временная приемная семья пока не нашла повсеместного внедрения и распространения. Это связано с экономическими, социальными и политическими катаклизмами, переживаемыми в нашей стране. Патронатная семья. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатного родителя при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) в отношении ребенка у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа). В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые их кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни. Главная цель приемной и патронатной семьи - создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей наиболее развитые и наиболее широко используемые в нашей стране. Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3-х лет, дети с дефектами физического или психического развития до 4-х лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Детский дом - государственное образовательно- .воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей, а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспитании. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Приют - государственное специализированное учреждение системы соц защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям псих-педагог поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Приют социальный для детей и подростков - приют для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Целью социального приюта является социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-социальную помощь, их дальнейшее жизнеобеспечение. Время нахождения в приюте 2-6 месяцев. Центры временного содержания - форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты