Социальная педагогика
p align="left">- механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов)

- демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)

32. Профилактика отклоняющегося поведения

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и спецмероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, соц-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

ВОЗ (Всемирная орг-ция здравоохр-ия) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.

Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением.

Еще одна форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы.

Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию.

Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями.

Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы:

комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

массовость (приоритет групповых форм работы);

позитивность информации;

минимизация негативных последствий;

личная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

33. Социальная работа с пожилыми людьми

А.А. Чернецкая и другие авторы выделяют три уровня анализа старости - макро-, мезо-и микроуровень. Макроуровень характери-зуется понятиями «стареющее», «старое» обще-ство, т. е. общество с постоянно возрастающим числом пожилых, старше 65--70 лет, людей. По международным стандартам общество будет считаться старым, если пожилое население превышает 7%. Россия относится к старому об-ществу (12,5% пожилых людей).

Рассмотрим принципы социальной по-литики в отношении пожилых людей:

1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути че-ловека с точки зрения социальных функций и в плане пребывания в пространстве предель-ных смыслов. Задача социальных работников способствовать развенчиванию сложившихся в обществе стереотипов старения: старость -- нарастание физической и духов-ной немощи; старость -- падение уровня жизни, зависи-мость; старые люди рассматриваются исключитель-но как объекты социальной помощи и под-держки; старость связывают с такими визуальными характеристиками как морщины, седина и т.п.; старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.

Социальные работники и педагоги должны отталкиваться от признания старости равноцен-ным этапом жизненного пути, имеющим много достоинств и преимуществ.

2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологической политики с социальной. Часто пожи-лые люди не столько хотели бы быть объектами опеки, сколько самим кого-то опекать. Задача в том, чтобы активизировать личностный потен-циал пожилого человека.

3. Принцип дифференцированности социальной политики -- оказание помощи, учитывающей конкретные условия жизни, внеш-нее окружение.

4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожи-лыми людьми. Часто практические работники склонны все проблемы пожилого человека объяснять возрастными изменениями.

5.Принцип расширения поведенческо-го выбора. Современные пенсионеры часто стремятся продолжить свою профессиональную карьеру, желая сохранить свой материальный и социальный статус.

6. Принцип социальной защищенности пожилого человека -- предлагает достойные условия существования.

7. Принцип регионализации геронтоло-гической политики, учитывающий разнооб-разие социально-демографических факторов.

Специализированные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов/для ветеранов войны и труда;

Специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов; Психоневрологический интернат;

Реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста; Дом-интернат (отделение) милосердия; Геронтологический центр; Геронтопсихиатрический центр; Дом-интернат малой вместимости; Социально-оздоровительный центр. Специальный дом для одиноких престарелых; Социальные квартиры. Дом ночного пребывания; Социальный приют; Социальная гостиница; Центр (отделение) социальной адаптации;

Социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов; Центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов; Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. Служба (отделение) срочного социального обслуживания. Консультативный центр (отделение).

2. Комплексные учреждения социального обслуживания

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; Комплексный центр социального обслуживания населения; Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства.

3. Иные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также организации, находящиеся при них

Социальная столовая, отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и другие.

Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов может носить следующие наименования:

Дом-интернат; Интернат; Пансионат; Центр; Приют; Гостиница.

34. Религия

Религия -- мировоззрение и мироощущения, а также соот-ветствующее поведение, определяемое верой в суще-ствование Бога.

Христианство -- одна из мировых религий, происходящая от учения Иисуса из Назарета (Христа) с 1 -го века н. э., насчитывающая около двух миллиардов последовате-лей, состоящая из разнообразных течений и исповеда-ний: римо-католичество, православие и протестан-тизм.

Конфессии -- разновидность исповедания (в христианстве чаще всего используется по отношению к протестантс-кому вероучению), обладающая соответствующей орга-низацией, особенностью вероучения и социальным ус-тройством.

Конфессия - Религиозное объединение, имеющее свое вероучение в соединении со свойственной ему обрядностью; вероисповедание; с/с-ое, независимое от др.религиозное направление.

По отношению к обществу религия выполняет большое коли-чество функций. Вот некоторые из них: Моральная (ценностная, аксеологическая). Духовная. Гносеологическая. Политическая. Экономическая. Историческая. Социализации. Педагогическая. Психотерапевтическая.

Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образо-вания обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности.

Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.

Модель христианской социальной педагогики строится на том, что уче-ние Христово в совокупности с силой Бога и жизнью поместной общины может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социали-зация человека в христианской общине (приходе, церкви, мо-настыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался на «обо-чине жизни» и стремятся включить этих людей в круг своей миссионерской и катехизаторской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализа-ции и делает это как напрямую, так и через семью.

В наст. Вр. в России соц.-пед. д-ть осуществляют, в основном, структурные организации русской православной церкви и многочисленные проте-стантские церкви. Последние разнятся в методике и технологии осуществления этой деятельности, но в целях этой работы мы будем рассматривать их как одно целое. Приходы католической церкви по форме деятельности схожи с православной церковью.

Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях

Христианские конфессии осуществляют социально-педагоги-ческую деятельность как составную часть их общей централь-ной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Хри-ста.

Субъектами социально-педагогической деятельности высту-пает церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и каждый христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической дея-тельности являются все, попадающие в поле влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община дей-ствует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно.

Де-ть соц педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий д стро-иться на следующих принципах: уважения к свободе вероиспо-ведания л-ти, соблюдения прав и интересов ребенка, тща-тельного из-ия пр-са и динамики христианского пере-восп-ия в кажд конкретном случае. Участие соц педагога в деятельности христианской общины может сво-диться к консультированию служителей и прихожан, иссл-ию методик и технологий перевосп-ия в церкви, участию в проектах.

Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать соци-альный педагог. Церковное общение также дает положительные резуль-таты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строиться плодотвор-ное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

35. Педагог-психолог

Функционально педагог-психолог является заместителем директора по вопросам социально-психологического развития учреждения. Педагог-психолог является экспертом и содержательным лидером по социально-психологическим проблемам в целях совершенствования образовательного процесса с позиции развития личности учащихся.

Нагрузка педагога-психолога в учреждениях дополнительного образования составляет 36 часов в неделю. Индивидуальная, групповая работа с воспитанниками, консультативная работа с педагогами, управленцами, родителями (лицами, их заменяющими) не превышает 24 рабочих часов в неделю. Подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчётной документации, затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 рабочих часов в неделю и не требуют обязательного присутствия педагога-психолога в учреждении.

Педагог-психолог составляет скользящий график работы, который согласовывает с администрацией, так как учреждения дополнительного образования детей открыты для своих воспитанников с 8.00 до 21.00, в выходные дни и в каникулярное время

При создании психолого-педагогических программ, они учитываются как программы психолого-педагогической направленности и входят в категорию "другие".

Педагог-психолог учреждения детей может принимать участие в программах и проектах отделов службы практической психологии федерального уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, учреждений образования, социальной защиты, юстиции и т.д.

Цели и задачи профессиональной деятельности

Психологическое обеспечение возможности свободного и гармоничного развития ребёнка в условиях развивающей среды учреждения дополнительного образования на всех этапах его личностного становления.

Предупреждение развития негативных тенденций, преодоление трудностей личностного роста, определение причин конфликтных ситуаций во взаимоотношениях и способов их преодоления

Создание условий для творческой самореализации личности, в том числе через развитие самосознания, творчества и рефлексивной способности.

Содействие в обретении воспитанниками не только психологических знаний, умений и навыков, но и способности к жизнетворчеству: умению ставить в жизни собственные осознанные цели и достигать их.

Содержание деятельности.

Организация образовательной гуманистической среды с ведущей позиции развития личности ребенка.

Поддержка создания модифицированных, экспериментальных, авторских развивающих психолого-педагогических дополнительных образовательных программ.

Адаптация образовательного процесса к потребностям развития и социализации детей и подростков. Участие в проектировании концепции учреждения и управлении педагогическим процессом с позиции психологических особенностей возраста и творческого развития личности.

Организация совместно с педагогами наблюдения за процессом развития ребенка и детского (подросткового) коллектива в целом, включение в педагогический процесс психологических способов коллективообразования. Проектирование педагогической деятельности, саморазвитие. Научно-методическая поддержка образовательной деятельности.

Поддержка развития детских творческих коллективов, использования психолого-педагогических способов работы.

Индивидуальная адресная работа с педагогами (с группами педагогов) по их запросам, а также по запросу администрации учреждения.

Работа с детскими коллективами, группами детей и подростков; индивидуальная адресная работа с детьми и подростками, включая детей с проблемами в здоровье.

Работа на развитие конкретного учреждения и системы образовательных учреждений дополнительного образования, как учреждений, наиболее перспективных для развития психологического содержания в образовании.

Основные направления работы.

1. Психологическое просвещение

2. Психологическая профилактика

3. Психологическая диагностика и исследовательская деятельность

4. Коррекционно-развивающая работа

5. Консультативная деятельность

6. Рефлексивно-гуманистическое сопровождение

36. Работа социального педагога в летних лагерях

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества -- летние лагеря различного профиля.

Работа соц. педагога в летних воспитательно-оздоро-вительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ними задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и вос-питания в разнообразной увлекательной для них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонима-ния и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из се-мей социальной «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных по-ходов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Формы работы педагога могут быть самые разные: спортивные игры и соревнования, походы и экскурсии, просмотры телевизи-онных передач («Угадай мелодию», КВН, «Поле чудес» и т.п.), шоу, ярмарки, конкурсы (например, актерского мастерства и т.п.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты