В вопросе определения места соци-альной педагогики в системе наук сложились подходы В.И. Загвязинского, А.В. Мудрика.
10. Социальное воспитание
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ- это про-цесс планомерного создания условий для целена-правленного позитивного развития и духовно-ценно-стной ориентации в целях взращивания человека.
Организация социального опыта осуществляет-ся посредством организации быта и жизнедеятельности формализованных групп, организации взаимодействия членов организации и обучения ему, стимулирова-ния самодеятельности в коллективах и влияния на не-формальные микрогруппы
Под социальным опытом подразумевают различные умения и навыки, знания и способы мышления, нормы и стереотипы поведения, ценностные установки, ощу-щения и переживания, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, самопознание, само-реализацию, самоопределение и самоутверждение.
Соц.природа досуга. Осн. направления и методики досуговой д-ти.
Быт воспитательной организации -- это уклад повседневной жиз-ни входящих в нее людей. Он включает в себя имеющиеся в органи-зации пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также есте-ственные, необходимые и привычные нормы и ценности поведе-ния и взаимоотношений.
Содержательно быт имеет характеристики: общие для организа-ций определенного типа (школы, летнего лагеря), особенные, зави-сящие от социокультурной среды (быт сельской школы отличается от городской), и единичные, определяемые составом членов орга-низации (дети, подростки, молодежь) и сложившейся в ней воспи-тательной системой.
Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации, как минимум, в связи стремя обстоятельствами.
1. играет роль наличие или отсутствие ее дифференци-рованное на три вида территорий. Первичные территории - по-мещения, которые длительное время находятся в пользовании пер-вичных коллективов.
2. существенно и то, насколько предметно-простран-ственная среда учитывает возрастные и иные особенности членов организации. Это специфические цветовые решения интерьера, функциональность набора мебели.
3. важно, какова мера благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, сто-лового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организа-циях интернатного типа.
ДОСУГ -- это свободное время, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений; досуг -- это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разною рода непреложных, необходимых затрат.
В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т. п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.
Направлениями досуговой деятельности является клубная деятельность, кружковая деятельность, игровая деятельность и студийная работа.
11. О понятии «взаимодействие»
В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.
Организуется взаимодействие в контактных группах - в кол-лективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группа-ми - в воспитательных организациях, а также в различных фор-мах массового взаимодействия.
Организация груп-пового взаимодей-ствия
Групповое взаимодействие организуется в жизнедеятельности первичных коллективов (обычно до 30-50 человек) между всеми его членами, внутри микрогрупп (2-7 человек) и между ними. Это взаимодействие, как правило, имеет функцио-нально-ролевой характер, т. е. организуется для того, чтобы ре-шить задачи, адекватные функциям воспитательной организации, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятель-ности в определенный период времени.
Организация группового взаимодействия предполагает вклю-чение членов коллектива и (или) отдельных микрогрупп в про-цессы выдвижения целей, достижение которых необходимо для решения задач, планирования необходимой для этого работы, реализации намеченного, анализа проделанной работы.
Организация меж-группового взаимо-действия
Межгрупповое взаимодействие организуется между первичными коллективами, каждому из которых обеспечивается позиция группо-вого субъекта жизнедеятельности.
Объективной предпосылкой организации продуктивного межгруп-пового взаимодействия является феномен соотнесения групп друг с другом, в ходе которого возникает чувство «мы - группа» как результат соотнесения своей группы с другими.
Соотнесение групп друг с другом возникает в любом типе орга-низации межгруппового взаимодействия, выделенных Л. И. Уман-ским и его сотрудниками.
Прямое взаимодействие: первичные коллективы выполняют ра-боту одинакового содержания, в одно время и в одном месте, про-изводя общий продукт.
Совместно-параллельное взаимодействие. Первичные коллекти-вы объединены общей задачей, которую они решают в одно время и в одном месте. Но субъективно каждый из них рассматривает цель своей работы как отличную от целей других.
Совместно-последовательное взаимодействие. Первичные кол-лективы объединены общей задачей, решение которой предполага-ет выработку каждым из них группового продукта, суммирование которых и позволит решить задачу (например, любое общешколь-ное, общелагерное и т. п. мероприятие, в котором каждый первич-ный коллектив представляет свой продукт, без чего мероприятие в целом срывается).
Организация межгруппового взаимодействия в любом вариан-те из названных выше может осуществляться тремя способами.
Первый способ - прямой: руководители ставят перед первич-ными коллективами задачу, которую они могут и должны решать, вступив в кооперативное или конкурентное взаимодействие по одному из перечисленных выше вариантов.
Второй способ - косвенный: руководители создают ситуации, ко-торые объективно предполагают и стимулируют вступление во взаи-модействие первичных коллективов по одному из трех вариантов.
Третий способ - инициация и организация взаимодействия первичных коллективов органами самоуправления.
Отбирая формы межгруппового взаимодействия, важно учи-тывать позитивные (значительная активность участников, направленная на поддержку членов своей группы) и негативные потенции конкурентной стра-тегии взаимодействия.
Желательно сочетать такие формы организации межгруппово-го взаимодействия, когда неудача группы в одной сфере жизнедеятельности может быть компенсирована ее успешностью в дру-гой. Это позволит группе использовать так называемую страте-гию социального творчества.
Стратегия социального творчества во взаимодействии групп проявляется в пересмотре, переоценке критериев сравнения (школьный класс, не имеющий приоритета в успеваемости, пы-тается повысить групповую самооценку за счет спортивных дос-тижений и пр.); прямом изменении оценок основания сравнения от минуса к плюсу (группа школь-ников может считать доблестью нарушение дисциплины); выбо-ре для сравнения группы с более низким статусом (А. С. Агеев).
Оценка работы группы в процессе взаимодействия должна иметь локальный характер, т. е. оценивать надо меру успешности группы в кон-кретной работе, а не саму группу. Желательно не вносить оцен-ку группы от руководителя, а вырабатывать ее в процес-се внутригрупповой или межгрупповой дискуссии.
Организация массового взаимо-действия
Организация массового взаимодействия в воспитательной организации предполагает вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо зрелища.
Подготовка зрелища предполагает, во-первых, по возможности ясно определить характер предстоящего зрелища. Оно может иметь про-светительский, развлекательный, спортивный, игровой и другой характер.
Во-вторых, в соответствии с характером предстоящего зрелища следует выбрать его форму, учитывая при этом ожидаемый состав участников (в формах лекции, пресс-конференции, «круглого стола» и др).
В-третьих, в соответствии с характером и формой предстоя-щего зрелища, а также учитывая предполагаемый состав участ-ников, надо отобрать виды воздействия, которые будут исполь-зованы в ходе зрелища (речевое, инструментальное, вокальное, хореографическое, спортивное, цирковое, драматическое), а также жанры предполагаемых воздействий (например, инструменталь-ного - классическая, легкая или поп-музыка).
В-четвертых, разработать композицию предстоящего зрелища, которая должна соответствовать, как минимум, трем критериям: контрастность ее отдельных компонентов, лаконизм - кратковре-менность этих компонентов, динамичность.
В-пятых, предпринять меры для привлечения внимания к пред-стоящему зрелищу тех, кого предполагается собрать на него, и соз-дать у них некоторую установку на восприятие и отношение к предлагаемому зрелищу: объявления по местным радио, телеканалам и в прес-се, афиши, листовки, программки, пригласительные билеты и т. п.
12. Правовое регулирование деятельности социального педагога
К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег-ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так-же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под-держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави-тельства РФ«О Типовом положении о спе-циальном уч-восп.учреждении для детей и под-ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен-ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
Технологии соц-пед.защиты прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.
2.Социально-педагогическая защита имущественных прав несовершеннолетних.
3.Деятельность социального педагога по защите прав ребенка на воспитание в семье.
4.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных га-рантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подза-конных актах.
Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:
- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа-циям, связанным с реализацией права на образование
- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
- выступать экспертом по факту соответствия отдельных реше-ний школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
- содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности
- представлять интересы ребенка
5.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.
Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:
- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;
- допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;
- ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.
Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:
- выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;
- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;
- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;
- совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;
совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.
6.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:
легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);
полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);
нелегальную (торговля запрещенными законом товарами -- наркотики, оружие и т.п.).
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой -- он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства
13. Методика диагностики личности
Диагностическая функция -- одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци-ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изуче-ние личностных особенностей и социально-бытовых условий жиз-ни детей, семьи, социального окружения, выявление позитив-ных и негативных влияний, проблем.
Диагностика -- общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика -- важнейший компонент социальной техноло-гии (цель--диагноз -- прогноз -- программа -- внедрение--анализ). Вместе с тем в практике социальной деятельности сформирова-лись собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии пред-полагает:
-ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение пред-мета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
-измерение и анализ показателей;
-формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.
Одним из объектов диагностики выступает личность (ребенка, взрослого). В рамках социально-педагогической диагностики лич-ности необходимо:
-выявление специфических социальных качеств, особеннос-тей развития и поведения;
-уточнение социальной ситуации развития;
-определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением че-ловека в различные социальные связи;
-ранжирование, описание диагностируемых особенностей кли-ента, построение «социального портрета» личности.
В числе обязательных документов, составляемых социальным педагогом, -- медико-психолого-педагогическая характеристика подопечных, которая относится к числу документов внутреннего пользования и не подлежит огласке.
Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог ру-ководствуется в своей деятельности следующими требованиями:
соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструмента-рий, непосредственно получить данные и провести их отбор, пе-реработать и интерпретировать данные, установить диагноз, составить про-гноз развития ситуации и определить содержание социально-пе-дагогической деятельности с конкретным подопечным;
соблюдать этические нормы;
защищать интересы подопечного: соблюдать принцип доброволь-ности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предо-ставляя ему возможность некоторой корректировки этих резуль-татов, а также в собственно педагогических целях;
обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки ис-пользуемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не до-пускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
Социальный педагог может самостоятельно выполнять диаг-ностические операции, а также прибегать к услугам специалис-тов, применяя их данные в своей работе. Разные лица могут ис-пользовать диагностические данные с разными целями:
-социальный педагог -- для последующей работы с данным по-допечным;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12