К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег-ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так-же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под-держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави-тельства РФ«О Типовом положении о спе-циальном уч-восп.учреждении для детей и под-ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен-ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.
Конвенция о правах ребёнка
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
Подписана от имени СССР 26 января 1990 г.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.
Конвемнция ООН о правамх ребёнка -- международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
История создания
Основные положения Конвенции
Первая часть Конвенции
Статьи 1-4 определяют понятие «ребёнок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 определяют права ребёнка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.
Вторая часть Конвенции
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
Третья часть Конвенции
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.
Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
41. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег-ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так-же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под-держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави-тельства РФ«О Типовом положении о спе-циальном уч-восп.учреждении для детей и под-ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен-ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
отечес.школы и педагогики на каж. этапе соц-исторического развития.
ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации
Глава II ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов
Статья 8. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей
Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания.
Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.
Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.
Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Глава III ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА
Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации.
Статья 17. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей.
Статья 18. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей
Статья 19. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей.
Статья 20. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.
Статья 21.Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей.
Статья 22.Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации.
Глава IV ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона.
Глава V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.
42. Правовой инструментарий соц. работы
1.Нормативно-правовые основы соц-пед.д-ти:
- конвенция ООН о правах реб-ка (1990)
- ФЗ «Об осн-х гарантиях прав реб-ка в РФ» (1998)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,защиты и развития детей (1990)-Декларация прав реб-ка (1959)
-Всеобщая декларация прав человека (1948)
-ФЗ «О ветеранах» (2000)
-ФЗ «О защите инвалидов в РФ»(1995)
2.Технологии соц-пед защиты прав реб-ка:
-соц-пед защита прав реб-ка:
*на воспитание в семье
*на образ-ние
*на охрану зд-я
*на развитие способностей
*на участие в тр.д-ти
- д-ть соц.педагога по разрешению споров о воспитании детей
- соц-пед.защита имущественных прав несовершеннолетних
К осн.федер.законам и подзаконным актам, рег-ламентирующим д-ть соц.педагога, можно так-же отнести федеральные законы РФ «Об образовании» (1996), «О дополнительных гарантиях по соц.защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «О соц.защите инвалидов в РФ» (1995), Основы законодательства РФ«Об охране здоровья граждан» (1993) и др.; указы Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен-нолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по соц.под-держке многодетных семей» (1992) и др.; постановления Прави-тельства РФ«О Типовом положении о спе-циальном уч-восп.учреждении для детей и под-ростков с девиантным поведением» (1995), «О межведомствен-ной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ» (1994) и др. Отдельное значение имеют подведомственные акты и законотворчество органов местного самоупр-я.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года
Введение (из 3 пунктов)
Проблема
4. подвергаются неисчислимым страданиям будучи жертвами войны и насилия; расовой дискриминации, апартеида, агрессии, иностранной оккупации и аннексии; будучи беженцами и перемещенными детьми, вынужденными покинуть свои дома и свои семейные очаги 5. Каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса -- от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды. Они страдают от тяжелых последствий проблем, связанных с внешней задолженностью, а также от последствий отсутствия устойчивого и постоянного роста во многих развивающихся странах, в частности наименее развитых.
7. Вот те проблемы, которые мы как политические лидеры должны решить.
Возможности (Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Нынешние шаги на пути к разоружению также означают, что могут быть освобождены значительные ресурсы для достижения целей невоенного характера. Обеспечение благополучия детей должно быть первоочередной задачей, когда эти ресурсы будут перераспределяться.
Задачи
10. Улучшение здоровья и питания детей 11. больше внимания, проявлять заботу и оказывать поддержку детям- инвалидам12. Укрепление роли женщины в целом и обеспечение равных прав для них пойдут на пользу детям всего мира. 13. Предоставление базового образования и обеспечение грамотности 14. Всеми возможными средствами следует обеспечивать безопасное материнство. 15. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.
16. Ради будущего всех детей безотлагательно необходимо обеспечить или возобновить устойчивый и постоянный экономический рост и развитие во всех странах, а также по-прежнему уделять пристальное внимание скорейшему, всеобъемлющему и долгосрочному решению проблем внешней задолженности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны-дебиторы.
Обязательства (3 пункта и пр-ма состоящая из 10 пунктов, целью которой является защита прав детей и улучшение их жизни)
Последующие шаги (5 пунктов)
43. Социально-педагогическая защита прав ребенка
1.Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрану здоровья
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья можно отнести: социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления и охраны здоровья;
После рассмотрения отдельных случаев перечислим основные направления профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:
- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;
- обучение культуре использования свободного и учебного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
- формирование экокультуры детей;
- пропаганда, в том числе на личном примере учителей и родителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спор том;
- информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
- контроль и регулирование формирования и реализации валеологической кул-ры во внутришк-ной жизни, соответствия режимных и организационных приемов и средств требованиям охраны здоровья несовершеннолетних.
2.Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование.
Право на образование закреплено в федеральных законах Российской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных га-рантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) и подза-конных актах.
Соц.пед-г может участвовать в защите прав ребенка на образование:
- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуа-циям, связанным с реализацией права на образование
- продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;
- выступать экспертом по факту соответствия отдельных реше-ний школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
- содействовать развитию детских и молодежных инициатив правозащитной и правоохранительной направленности
- представлять интересы ребенка
3.Социально-педагогическая защита прав ребенка на развитие способностей и дарований.
Система работы социального педагога по защите прав ребенка на развитие способностей СТРОИТСЯ С учетом законодательно закрепленных позиций, согласно которым:
- государство создает условия для получения адекватного образования как для граждан с отклонениями в развитии, так и для проявивших выдающиеся способности;
- допускается сочетание различных форм получения образования; в частности экстерната, семейного образования, самообразования;
- ОУ в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе); - образовательные учреждения при реализации образовательных программ используют возможности учреждений культуры.
Учитывая сложившуюся практику, социальный педагог:
- выявляет социальную направленность личности и индивидуальную предрасположенность к определенным видам деятельности;
- совместно с психологом ведет учет детей с ярко выраженными способностями, одаренных детей, если они относятся к категории риска либо проживают в неполных, опекунских, малообеспеченных семьях;
- добивается реализации законодательно закрепленных льгот детям-инвалидам, сиротам и т.д., если они прибегают к дополнительным образовательным услугам; если это возможно, совместно с родителями ищет пути и средства определения ребенка в специализированные учреждения, секции, кружки, клубы; проводит работу по поиску спонсорских средств для оплаты занятий детей;
- совместно с руководителями специализированных учреждений коллективов ищет пути определения ребенка в эти учреждения на льготных условиях;
- совместно с представителями администрации образовательного учреждения изыскивает возможности для создания в рамках данного учреждения групп, филиалов отдельных коллективов, студий, школ с бесплатным обучением или обучением на льготных условиях.
4.Социально-педагогическая защита прав несовершеннолетних на участие в трудовой деятельности.
Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:
-легальную (торговля газетами, мытье машин и т.п.);
-полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток);
-нелегальную (торговля запрещенными законом товарами -- наркотики, оружие и т.п.).
С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой -- он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.
Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства
5. Социально-педагогическая защита прав ребенка на воспитание в семье
Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях -- от бытового до нормативно-законодательного. К сожалению, несмотря на снижение уровня рождаемости в Рос-сийской Федерации, количество детей, нуждающихся в государ-ственном попечении, из года в год увеличивается.
Одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека и попечительство. Опека и попечитель-ство устанавливаются для защиты прав и интересов детей, для их полноценного воспитания. Под опекой понимают передачу несо-вершеннолетних в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью опекуна. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12