Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

4) Умение владеть коммуникативной ситуацией. Компонентом коммуникативной культуры преподавателя является умение владеть любой коммуникативной ситуацией, возникающей в процессе взаимодействия с обучающимися. Ситуация возникает лишь тогда, когда есть отношения между общающимися людьми. Сущность этих отношений, их внутренняя и внешняя картина зависит от того, с какой позиции преподаватель подходит к студентам. Коммуникативные ситуации, возникающие или создаваемые на занятиях (учебные ситуации), являются отражением взаимоотношений обучающего и обучаемого.Е.И. Пассов определяет ситуацию как систему, имеющую определённую структуру. В неё входят следующие элементы: цель, коммуниканты, интеракция, время, место. Содержательный аспект ситуации - это предмет интеракции, характер взаимоотношений обучающихся и психолого-педагогический результат взаимодействия педагогический результат взаимодействия.

Как результат активного взаимодействия личности и среды выделяются объективные и субъективные ситуации по преобладающей роли внешних обстоятельств или личности. Ситуация - это система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. Объективные элементы - совокупность элементов среды или фрагмент среды на определённом этапе жизнедеятельности индивида. К субъективным элементам относятся межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности, стереотипы сознания.

В последнее время получили развитие исследования конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе как фактора, влияющего на развитие личности положительно. Вслед за требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который гласит, что педагог должен "владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций." [64], исследователи рассматривают конфликтную ситуацию как необходимый компонент в технологии обучения; создание конфликтных ситуаций, классификация различных видов, типы соотнесенности, способы выхода из конфликта, а также специально организованные и спонтанно возникающие ситуации изучаются в работах В.И. Андреева, Ю.М. Жукова, А.А. Лобанова, О.Н. Лукашенок, Л.А. Петровской, М.М. Рыбаковой, Н.Е. Щурковой, а также зарубежными учёными [5, 74, 135, 139, 201, 258, 259].

Ситуация как система взаимоотношений не рождается произвольно. Студентам можно задать определённые ситуативные позиции, сама же ситуация возникнет и будет функционировать на их основе, а это при управляемом обучении позволяет заранее планировать необходимые ситуации. Итак, ситуация - это универсальная форма функционирования процесса общения, существующая как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения, отражённая в их сознании и возникающая на основе взаимодействия ситуативных позиций общающихся [135].

До сих пор в педагогике для решения учебных и учебно-воспитательных задач основным способом разрешения ситуаций являлось педагогическое воздействие на обучаемого, а оценка ситуации педагогом основывалась на мотивационном, дидактическом, социально-психологическом и этическом критериях. Например, Н.В. Гатанова в своём исследовании способов выхода из конфликтных педагогических ситуаций выделила 4 группы способов, принятых у преподавателей сегодня: пресекание внешним воздействием, разными санкциями - 66,7%, беседой, увещеванием - 50%, предвидят и предотвращают конфликты, учитывая возрастные особенности обучающихся - 19,4 %, игнорируют конфликтную ситуацию - 11%. Н.В. Гатанова считает, что избегание конфликта - наименее продуктивное разрешение ситуации, и оно свидетельствует о направленности педагога на себя. Мы присоединяемся к этой точке зрения.

Критерии оценки ситуации с платформы гуманистической педагогики - идентификационный, эмпатический, учитывающий индивидуальные особенности обучаемого и его отношение к обучающему, не принимались в расчёт. Отсюда способы разрешения ситуаций, воздействующие на обучаемого как на объект обучения.

Гуманистическая педагогика, провозглашающая отношение к обучаемому как к ценности, требует иного подхода к разрешению ситуаций, чем это было принято в воздейственной педагогике: равнопартнёрская позиция нуждается в установлении доверительных, уважительных, "реципрокных" взаимоотношений, положительного эмоционального фона, иных, чем было принято раньше, способов настроя обучающихся на усвоение знаний и решение учебной задачи. Изменение внутренней структуры учебной ситуации, расстановки сил, децентрация преподавательской позиции, снятие авторитаризма, принципиально новая организация связей между ее субъективными и объективными элементами ведёт, по нашему мнению, к более высокому уровню усвоения знаний, умений и навыков. Ситуация - есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая, благодаря ее отраженности, в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность.

Полагаем, что при личностно-ориентированном подходе к учебному процессу преподаватель может добиться более высокого результата, организуя учебные ситуации и разрешая их вместе с обучаемыми.

5) Отношение к обучаемому как к ценности. Отношение к обучаемому как к ценности - это важнейший компонент коммуникативной культуры преподавателя. Взаимосвязь и взаимовлияние общения и отношения относятся к числу самых неразработанных проблем психологии и педагогики. Особый интерес представляет, по причине почти полного отсутствия исследований на эту тему, изучение влияния отношения на ход и результаты общения. Результаты педагогического общения предполагают стимулирование познавательной активности обучаемых, формирования положительного отношения к учебному процессу. Культура отношений преподавателя - базисный компонент общей педагогической культуры, включающий доминирующую установку на другого и другое (другого человека, другой способ мышления, другое в себе) на основе равнозначимости в проявлении и развитии каждого. Полагаем, что отношение к обучаемому как к ценности, являясь структурным компонентом коммуникативной культуры преподавателя, положительно влияет на познавательную активность обучаемых. Теория отношения В.Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: включающий результаты познания конкретного объекта действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализированный ответ на него [162]. Рассматривая ценностное отношение к обучаемому, охарактеризуем его аспекты:

Когнитивный аспект включает: изучение психического состояния обучаемого, анализ причинно-следственных связей поведения, неадекватности реакций, семейно-бытовых условий; изучение обучаемого как ценности, взаимосвязанной с другими ценностями, т.е. его межличностных отношений в группе, ролевой статус, поиски наиболее адекватного и комфортного положения среди себе равных; осознание обучаемого как уникальность, как единичного и неповторимого представителя человеческого рода, Человека, связанного с другими людьми всесторонними отношениями, отражающими детерминацию личности.

Эмоциональный аспект предполагает следующие элементы: внутреннее отношение к обучаемому, затрагивающее систему нравственных, мировоззренческих ценностей преподавателя, его убеждение в том, что обучаемый входит в эту систему, его установки и направленность на личность обучаемого как ценность; эмоциональный аспект предполагает также развитие отношения во времени, что имеет две стороны: чем больше времени преподаватель уделяет общению со студентами, тем ярче эмоциональный фон их отношений. С другой стороны - негативное прошлое обучаемого, известное преподавателю, не должно формировать предвзятое отношение к нему преподавателя, всегда должна присутствовать вера в изменения свойств личности в лучшую сторону и вдохновлять преподавателя на дальнейшие, более близкие и полезные отношения со студентами.

Поведенческий аспект, вытекающий из двух предыдущих, вероятно, является самым сложным и требующим от преподавателя внутренних и внешних усилий. Методологической основой рассмотрения этого аспекта является трансактный анализ (положение коммуникантов в позициях "родитель, преподаватель, студент) [38]. Формирование доверительных, уважительных, равнопартнерских отношений между преподавателем и студентами зависит от таких обозначенных выше коммуникативных качеств как эмпатия, идентификация, децентрация и рефлексия.

В психолого-педагогических работах последних лет активно исследуются идентификационные и эмпатические процессы во взаимоотношениях "студент - преподаватель". С.В. Салыкова определила факторы развития эмпатии, Л.Л. Надирова обозначила методы формирования эмпатии у студентов, О.К. Агавелян и Р.О. Агавелян рассматривают эмпатию как фактор готовности к профессионально-педагогической деятельности. Активно изучаются рефлексиные свойства преподавателя и студентов. Этой проблемой занимаются Б.З. Вульфов, Н.В. Маркова, О.Ю. Шаврина и другие. Большое число работ посвящено развитию коммуникативных способностей и формированию коммуникативных умений будущих преподавателей в свете гуманистических тенденций подготовки кадров для российского образования [3, 28, 37, 165].

Поведенческий аспект ценностного отношения к обучаемому характеризуется его вербальным и невербальным оформлением. К вербальному (речевому) общению преподавателя предъявляются высокие требования. Пути и способы развития речи и развития речевой культуры преподавателя отражены в работах таких учёных и исследователей как Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Леонтьев, Л.Г. Павлова, В.В. Соколова, С.Г. Тер-Минасова и другие [48, 60, 61, 127, 220, 233]. Через формирование культуры речи преподавателя, совершенствование умений свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения лежит путь к установлению отношений сотрудничества между преподавателем и обучающимися. Невербальный аспект поведения преподавателя предполагает умелое использование кинестетических средств общения: жеста, мимики, телодвижений, вхождение в пространственную сферу обучаемого - касание, жесты, выражающие симпатию, юмор и т.п. Этот аспект поведенческой культуры преподавателя очень мало изучен, лишь обозначен в работах С.И. Вутена, А.А. Радугина, И.И. Рыдановой [181, 202]. Методологической основой изучения этого аспекта является учение о пространственной психологии Э. Холла, основателя проксемики [242, 271]. Некоторые зарубежные авторы обозначают границы такого общения и дают соответствующие рекомендации.

Обзор вышеупомянутых работ показывает, что такой компонент коммуникативной культуры преподавателя как ценностное отношение (ЦО) к обучающемуся привлекает всё большее внимание исследователей. Изучая эмоциональный аспект ЦО, исследователи основное внимание уделяют эмпатическим и рефлексивным способностям преподавателя. Мы считаем это правильным и необходимым. Безусловно, и общество, и школа, и вуз, переходя от авторитарной к личностной, от монологической к диалогической и полилогической позициям в системе отношений, нуждается в воспитательных методиках, направленных на формирование умений устанавливать положительные отношения с партнёрами по общению, уважать и ценить его точку зрения и критично относиться к себе.

Цепочка идентификация - эмпатия - рефлексия прослеживается в процессе диалогического общения и ведёт, как правило, к продуктивному общению. Но мы не обнаружили в работах достаточно последовательного и полного рассмотрения такого важного элемента ЦО как децентрация. По данному выше определению И.А. Зимней и А.Б. Орлова, децентрация - это центрация преподавателя на интересах обучающегося в отличие от других центраций - на интересах обучаемого, администрации, родителей и иных субъектов [80, 169]. Следовательно, именно этот элемент ЦО к обучающемуся является основой для остальных (рис.1).


                        Децентрация

идентификация - эмпатия - рефлексия

Рисунок 1.


Схематическое изображение децентрации М.Р. Битянова, рассматривая авторитарную и диалогическую позиции общения, различает внешнюю и внутреннюю децентрации. Внешняя децен-трация проявляется в речи и поведении общающихся: открытая жестикуляция, свободные позы, один пространственный уровень общения (не сверху вниз, с трибуны, перед группой, а глаза в глаза, рядом, в одинаковых положениях). Сюда же относятся формулы обращения, включающие собеседника в русло размышлений коммуникатора. Внутренняя децентрация основывается на так называемых "хронотопах" - ситуациях, характеризующихся постоянным специфическим сочетанием пространственно-временных координат. Это ситуации, сближающие людей на основе неофициальных, неформальных взаимоотношений. Возникает внутреннее "родство" общающихся, снимаются психологические барьеры, настороженность, ожидание непонимания. Центром, на который направляется внимание каждого из коммуникаторов, становится партнёр по общению. Подобные отношения между преподавателем и студентом практически не исследованы и нуждаются в изучении.

6) Коммуникативный идеал. Идеал (франц. Ideal от греч. - идея, первообраз), определяющий способ мышления и деятельности человека [198]. Проблема идеала была разработана в немецкой классической философии. Кант рассматривал идеал в связи с проблемой "внутренней цели". Согласно Канту, явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена образно, не могут иметь идеала. Мысленный совершенный образ, цель, достигнутая в воображении, т.е. идеал в действительности по Канту не может быть достигнутым. Этот идеал указывает скорее направление на цель, руководит человеком как чувство верного направления. Гегель критиковал это представление об идеале, как чистую абстракцию, и рассматривал идеал как момент вечно развивающейся через свои противоречия действительности. Он разделял научный идеал - логическую систему - и идеал практического разума. В марксистской теории идеал определяется как образ цели деятельности. Исходя из философского определения, идеал имеет следующие аспекты: с точки зрения научной логики - это система представлений, некий идеализированный объект рассмотрения, познавательная мысленная конструкция, служащая средством познавательной научной деятельности. Практический идеал - это конкретный образ идеализированного объекта у какого-либо лица или группы лиц, выстроенный сообразно жизненному опыту, мировоззрению, вкусам и потребностям этого лица. Идеал имеет исторический аспект. В различные эпохи жизни человечества один и тот же идеализированный объект имеет различные черты, сообразуясь с требованием жизни, морали, политического устройства общества.

Рассматривая коммуникативный идеал преподавателя в историческом аспекте, можно заметить, как с развитием общества со сменой исторических эпох, жизненных идеалов и потребностей коммуникативный идеал преподавателя меняется в сторону постепенной гуманизации. Гуманистическая педагогика, предъявляя новые требования к позиции преподавателя и функциям его коммуникативной культуры, выдвигает коммуникативный идеал, возникающий на стыке функций коммуникативной культуры и педагогической одарённости преподавателя.

Таким образом, коммуникативный идеал в теоретическом плане как бы заключает в себе, "вбирает" в себя все структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя: знание норм и правил педагогического общения, ценностное отношение к обучаемому, знание его индивидуальных особенностей, своих коммуникативных качеств, умение учитывать коммуникативную ситуацию. Обсуждая практический коммуникативный идеал, следует учитывать, что у каждого человека, а у нас это будущий преподаватель, имеется свой образ идеального или приближающегося к идеалу преподавателя, в том числе и идеал его коммуникативной культуры. Одна из задач нашего исследования - выявление основных черт этого образа и опора на них в работе над развитием коммуникативной культуры будущего преподавателя.

Формирование идеала коммуникативной культуры преподавателя в процессе его профессиональной подготовки даёт развитие её "вглубь", то есть выстраивает мысленную, теоретическую модель коммуникативной культуры, наделяя её всё более высокими нравственными качествами, творческими приёмами. Это как бы инвариант коммуникативной культуры преподавателя.



Образ коммуникативной культуры преподавателя наоборот расширяет конкретные "исполнительские" представления о коммуникативной культуре, являясь её материальным выражением, индивидуальным вариантом. То есть, идеал и образ коммуникативной культуры преподавателя соотносятся как общее и единичное, находясь постоянно в диалектическом единстве и развитии. Мы попытались отобразить составляющие идеала коммуникативной культуры преподавателя (табл.2). Каждый структурный компонент состоит из элементов, взаимосвязанных между собой и значимых для каждого момента коммуникативной деятельности преподавателя.


Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза


2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий


Рассматривая технологию как законосообразную педагогическую деятельность, мы еще раз выделяем в качестве ведущей характеристики личностно-развивающей педагогической ситуации ее диалогичность.

Диалог как универсальная естественная форма человеческого общения представляет собой совокупность сменяющих друг друга реплик, связанных отношениями "стимул <-> реакция" (S<->R), взаимообусловленных и взаимосвязанных между собой в структурном, семантическом и функционально-прагматическом планах, которые образуют одну целостную коммуникативную единицу акта общения, называемую диалогическим единством (ДЕ) [44]. Можно сказать, что "диалогическая речь - это raison d'etre языка, его изначальная и вечная форма" [56]. Роли говорящего и слушающего, выполняемые партнерами по общению, разумеется, не закреплены за отдельным коммуникантом "подобно ролям актеров в пьесе" [253]. В результате постоянного естественного чередования реплик собеседников образуется альтернирующая цепочка, происходит так называемый "круговорот речи", осуществляемый двумя разговаривающими между собой индивидами [224, 205, 207]. Отсюда следует, что самая существенная структурно-синтаксическая особенность диалогической речи - ее двусторонний характер, предусматривающий как минимум два собеседника. Именно поэтому основной сферой реализации коммуникативной функции языка является диалогическая речь, в которой язык рассматривается одновременно как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, попеременно меняющихся ролями [45] (приложение 3).

В настоящее время понятие "диалогичность" значительно расширилось, оно, согласно Г.М. Гогоберидзе, предполагает и межэтнический, и межвременной, и межисторический, и межконфессиональный диалоги. Для современного образования наиболее актуален диалог разнонациональных культур: родной и инонациональной. Образование и воспитание должно опираться как на общечеловеческие, так и на прогрессивно-национальные принципы, учитывать специфику и опыт этнокультуры [59].

Диалог как прием обучения, как наиболее благоприятная форма отношений субъектов учебного процесса известен с незапамятных времен. В нашей работе диалог исследуется как универсальная характеристика педагогической ситуации, обусловливающей личностное развитие индивида. Диалог в этом смысле рассматривается как специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, ревизии прежних смыслов и т.п. В силу чего это происходит? Решению этой проблемы было посвящено исследование С.В. Беловой [16], в котором показано, что так называемый гуманитарный компонент образования (по сути, опыт, требующий личностного соучастия, личностный опыт) не может быть воспринят личностью никаким другим путем, кроме диалога с ней. Гуманитарным является собственно материал, который касается таких вопросов "бытия, относительно которых нет окончательных решений, вследствие чего учебный процесс предстает как последовательность органически развивающихся "диалогов", составляющих единый, непрерывный, незавершенный диалог".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты