Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Коммуникация (лат.communicatio) - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц [216].

Коммуникативный - то же, что и коммуникабельный.

Коммуникабельный - склонный, способный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их [209].

Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, философской энциклопедии, словарям, использованным выше, то во всех перечисленных источниках термин "коммуникация" истолковывается как "путь сообщения, общения". Последовательно проанализируем два последних понятия.

Сообщение. Понятия "сообщение" и "коммуникация" не разделяются в научных исследованиях, с чем мы полностью согласны.

Общение. Анализ научной литературы позволил нам обнаружить противоречие, которое мы не можем оставить нераскрытым. Нет единства в понимании терминов "общение" и "коммуникация". "Коммуникация" - чрезвычайно широкое и емкое понятие, ибо это осознанная и неосознанная связь, передача и прием информации, она наблюдается повсюду и всегда.

Сторонники единства в толковании вышеназванных понятий - Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, И.И. Иванец, Н.В. Курбатов, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, М.Г. Рудь и др. [55, 80, 82,126, 127, 130, 200]. С их точки зрения, неправомерно сводить процесс коммуникации к передаче кодированной информации от субъекта к объекту. По их мнению, коммуникация носит неизменно деятельный, диалогичный характер. Эти же черты присущи и общению. Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т. Парсонс. и К. Черри По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми.К. Черри отмечает, что коммуникация - "это, в сущности, социальное явление", "социальное общение" с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, "несомненно, являются человеческая речь и язык" [243].

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения С.И. Самыгина, который, по сути, уточняет вышеприведенное понятие: "общение - более узкое по объему, коммуникация - более широкое по объему понятие - связь" [172].

Анализ работ М.С. Кагана и других сторонников второго подхода, настаивающих на разделении терминов "коммуникация" и "общение", позволил выявить два главных отличия названных терминов: а) общение имеет и практический, и духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом; б) общение представляет собой межсубъектное взаимодействие, и структура его диалогична, в то время как коммуникация - это информационная связь субъекта с тем или иным объектом [82].

Утверждение о том, что коммуникация - это информационная связь, не диалогичная по структуре, представляется нам спорным. "Информационную связь Интернет можно назвать совершенно новой технологией., она позволяет транслировать информацию в двух направлениях" [51]. Следует отметить особую важность этого правомерного заявления для нашего исследования: а) как углубляющего актуальность рассматриваемой нами проблемы; б) как подтверждающего необходимость знаний коммуникативной культуры для работающих с информационной сетью преподавателей.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод: для выявления сущности коммуникативной культуры педагога нам необходим детальный анализ понятия "общение". Общение многолико: оно имеет много форм, видов. Педагогическое общение есть частный вид общения. Ему присущи как общие черты характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические ее проявления в образовательном процессе. Поэтому прежде чем определять педагогическое общение, рассмотрим сначала то, что характеризует общение как феномен в целом [80].

В отечественной психологии развивается идея единства общения и деятельности. Прослеживается устойчивая тенденция связи понятия "общение" с категорией "деятельность". Следует заметить, что традиция рассматривать понятие "общение" как производное от категории "деятельность" характерна как для московской психологической школы (А.Н. Леонтьев и его последователи) [128], так и для ленинградской (Б.Г. Ананьев, который считает, что человек есть субъект трех основных видов деятельности: труда, познания, общения) [4].

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни [136]. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [127]. Наконец, общение можно интерпретировать в качестве особого вида деятельности. Общение как коммуникативную деятельность характеризуют: Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.В. Руденский, И.И. Рыданова и многие другие исследователи. По их мнению, аспектами общения являются: коммуникативный, включающий обмен информацией; интерактивный, предусматривающий организацию взаимодействия; перцептивный, отражающий процессы восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия [6, 126, 130, 199, 202] (см. приложение № 1).

Рассмотрим подробнее каждый из них. Естественно, что все эти термины весьма условны. В аналогичном смысле употребляются и другие.

Коммуникация в процессе общения предусматривает, что преподаватель и студент в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр., т.е. информация не просто передается, а формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику.

Во-первых, общение - это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем в виду отношения двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъективный процесс (S S), как субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.

Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования (т.е. говорят на одном языке), когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.

В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер вследствие индивидуальных особенностей личности (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т.п.) [52].

Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Педагогическое общение по функциям бывает контактное и дистанционное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Оно характеризуется двойственной направленностью, полиинформативностью, высокой степенью репрезентативности. Педагогическое общение образует специфический синтез всех основных характеристик, выражающийся в новом качественном содержании и определяющийся характером взаимодействия субъектов образовательного процесса. Наряду с общими чертами, присущими всем видам общения, педагогическое общение характеризуется целым рядом специфических черт, определяемых особенностями той системы отношений, в которой находятся субъекты образовательного процесса или "педагогической системы" [80].

Для определения сущности педагогического общения важным для нашего исследования оказывается развиваемое в последние десятилетия представление о функциональной и уровневой организации общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Панфилов и др.). Мы дали анализ понятию "общение" как одному из исходных по отношению к термину "педагогическая коммуникация" [6, 24, 25, 41,128, 129].

Проведенный выше анализ содержания общения позволяет определить с этих же позиций педагогическое общение в терминах коммуникативного родового понятия. В этих же терминах проанализируем второе исходное, по отношению к коммуникации, понятие - "сообщение", для чего обратимся к ретроспективному взгляду на термин "коммуникация".

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект социальных наук в связи с развитием технических средств передачи информации в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий привели к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации. Развитию теории коммуникации способствовали, как мы видим, точные науки, их выводы, единицы измерения, которые дают возможность рассмотреть под другим углом коммуникативный педагогический процесс.

Системно-коммуникативно-информационный подход позволяет определить критерии, условия и способы эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации по каналу связи. Для нашего исследования это является важным фактом, так как при этом уточняется само понятие коммуникации и взаимодействующих субъектов как систем, т.е. взаимодействуют функционально согласуемые системы: психика коммуникатора и психика реципиента (или реципиентов). "Благодаря коммуникации такие системы могут существовать и действовать в идентичных состояниях - эмоционального возбуждения или спокойной рассудочности, беспокойной неуверенности или уверенного знания. Они способны иметь одинаковые по направленности установки, пользоваться одинаковыми стереотипами в качестве материала мышления" [251]. Это положение достаточно важно для характеристики педагогической коммуникации. Очевидно, коммуникативный подход позволяет наглядно представить схему педагогического взаимодействия, что используется в современной педагогике во всем многообразии входящих в нее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь и т.д.) [80].

Многими исследователями (Г.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Звездунова, Е.А. Попова и др.) подчеркивается синонимичность понятий "культура" и "педагогика" [17, 30, 77, 177]. Сделаем попытку с таких же позиций проследить связь понятий "коммуникация" и "культура". Коммуникативная культура - это позиция личности, проявляющаяся в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать "мажорный характер" (Г.В. Звездунова) коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам [77].

Анализ исследований, обусловливающих становление коммуникативной культуры (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, М.Г. Рудь и др.), позволяет выстроить некоторую иерархию целей: социально-психологических, коммуникативно-организаторских, интегративно-коммуникативных [96, 158, 200].

В педагогическом процессе это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.). В нашем исследовании нас интересует педагогический механизм развития коммуникативной культуры (КК) преподавателя. Педагогический механизм развития КК, в нашем представлении, складывается вокруг понятия и показателей культуры человека.

Культура (лат. cultura) - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.) [217].

Воспользуемся определением, приведенным А.И. Солженицыным: "1) цивилизация как возделывание среды, условий обитания, культура как возделывание внутренней жизни человека, его души;

2) культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. Главное в культуре - развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни" [221].

Опираясь на результаты исследования в области теории педагогического образования, мы считаем необходимым проследить развитие категории "коммуникативная культура" в трех школах: ростовской, возглавляемой членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором Е.В. Бон-даревской; московской, под руководством В.А. Сластенина и ленинградской школе педагогического мастерства Н.В. Кузьминой, Г.И. Щукиной [30, 31, 210,257, 115].

В 70-х гг. формировался взгляд на эту проблему как на педагогическую этику преподавателя (лат. ethica - обычай, характер) [205]. Технология рассматривалась как воспитание педагогической направленности: склонности к педагогической деятельности, любви к педагогической профессии, отношения к ней как к своему жизненному призванию, педагогической этике.

С опорой на проект профессиограммы выделяются следующие профессиональные качества (рассмотрим только те, которые важны для нашего исследования): педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность [200].

Рассматриваемые нами школы сопоставляют качества совершенствования различных сторон профессиональной подготовки преподавателя, особенно коммуникативной культуры, сходным образом. Московская школа придерживается мнения, что внешняя форма профессиональной направленности личности преподавателя характеризуется педагогическим мастерством [200]. С точки зрения ленинградской школы, важнейшими свойствами педагогической личности является профессионально-педагогическая направленность, обусловленная представлением о результате и результативности собственной деятельности, потребностью в достижении вершин профессионализма и продуктивности [116].

Коммуникативная компетентность преподавателя - это комплекс знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Несомненно, важную роль при этом играют природные данные и потенциал индивида [117]. Особый интерес представляют положения, выдвинутые Е.В. Бондаревской. Педагогическая культура является сущностной характеристикой личности преподавателя и включает следующие составные компоненты:

•        педагогическую позицию и профессионально-личностные качества;

•        высокий уровень педагогических знаний и культуру профессионального мышления;

•        профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности;

культуру поведения, общения, способность личности к саморегуляции [33].

Преподаватель, профессионально владеющий педагогической техникой, отличается умением превращать в аппарат педагогического воздействия свои эмоции, голос (тон, сила, интонация), речь, жест, мимику. Умение управлять своими психическими состояниями, педагогически действенно и эмоционально открыто выражать свое отношение к воспитанникам является одним из инструментов профессиональной техники преподавателя [200].

Выделение коммуникативных умений в структуре педагогического мастерства является общепринятым, о чем свидетельствует анализ позиций вышеназванных ученых. Как видим, коммуникативная культура педагога как научная категория имеет глубокие корни в теории педагогического образования, разрабатываемой ростовской, московской, ленинградской школами, которые характеризуют коммуникативную культуру как категорию, входящую в общую педагогическую культуру. Для нашего исследования представляет особый интерес именно эта их единая позиция - рассматривать коммуникативную культуру как составную педагогической культуры, характеризующуюся личностной и профессиональной ценностью, направленностью на другого субъекта педагогического процесса, формирующуюся во всех видах деятельности и общения.

Так как категория "педагогическая культура" является основополагающей для рассматриваемой нами категории коммуникативной культуры, мы считаем целесообразным проанализировать трактовки этого понятия, встреченные нами.

Под педагогической культурой в социально-историческом аспекте понимают некую совокупность накопившегося педагогического опыта за время существования всех имеющихся мировых цивилизаций и исторических эпохальных периодов (Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Захарченко, Г.Ф. Карпова, Н.Г. Пешкова, Р.М. Чумичева). Авторы рассматривают педагогическую культуру как сложную самоорганизующуюся открытую систему, информационно наполняемую наукой, искусством, религией, морально-нравственными постулатами общества и, в то же время, репродуцирующую и транслирующую новым поколениям духовно-эстетические, морально-этические ценности отдельной нации и всего человечества. По мнению Е.Ю. Захарченко, педагогическая культура - это "часть общечеловеческой культуры, интегрирующая сферу педагогического воздействия" [76].

Итак, анализ современного состояния разработки проблематики исследований педагогической культуры позволяет констатировать повышенный интерес ученых к определению ее сущности и содержания. Наиболее концептуально проработанными мы считаем работы Е.В. Бондаревской [30, 31] и И.Ф. Исаева [85, 87, 88], которые имеют ряд общих положений. Совпадение точек зрения разных авторов и авторских коллективов в характеристике сущности педагогической культуры объясняется усилением гуманистических тенденций в образовательном процессе, повышением научного интереса к личности педагога и поиску сущности характеристик его профессиональной деятельности.

Исходя из многообразия подходов к объяснению феномена "педагогическая культура", гуманистическая педагогическая культура трактуется как "динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личностных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры" [27]. Такой подход к выявлению сущности изучаемого явления и понимание педагогической культуры, как части культуры социума, позволяют нам выделить следующие структурные компоненты педагогической культуры: ценностный, личностный, деятельностный.

Так как понятие педагогической культуры как части общей культуры общества неизменно рассматривается исследователями в плоскости философского осмысления, мы можем сделать вывод, что и коммуникативную культуру, как часть педагогической культуры, можно также рассматривать в этом плане. Следовательно, коммуникативная культура - это:

•        система ценностей-регуляторов педагогической деятельности (аксиологический подход) [77];

•        предпосылка, цель, способ, инструмент педагогической деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки (дея-тельностный подход) [77];

•        концентрированное выражение личности педагога (личностный подход) [177].

Таким образом, коммуникативная культура представляет собой совокупность норм, способов и форм взаимодействия и несет в себе лучшие образцы и ценности поведения. Культурный компонент коммуникации связан с системой эталонов и представлений личности, которые включаются в момент взаимодействия с другими субъектами.

Однако в нашем исследовании вышеперечисленное необходимо, но недостаточно: важным моментом педагогического механизма выступают не только этапы деятельности, но и правила, регулирующие закономерности развития этих отношений, а также навыки и приемы эффективной педагогической деятельности; совокупность способов, приемов, органических возможностей эффективной педагогической деятельности (технологический подход) [86].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты