Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Особый вид общения - коммуникации - это педагогическое общение. Культивируемая до недавнего времени авторитарная педагогика являлась выражением исключительно деятельностного подхода к педагогическому общению. Педагогическое общение являлось в основном средством организации учебной деятельности учащихся, а также средством передачи учебной информации. Доверительное, сочувствующее, т.е. "фатическое" общение было случайным, нежелательным, считалось, что преподаватель должен быть "закрытым", а внеклассное общение сводилось к проведению мероприятий, что являлось продуктом не столько творчества учащихся, сколько организующе-направляющей деятельности педагогов.

Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им. В последние годы появились работы, трактующие педагогическое общение с несколько иных позиций и ставящие его в зависимость от "педагогической культуры" преподавателя. Так, например, Н.В. Седова рассматривает педагогическую культуру как культуру отношений в контексте общечеловеческой культуры сквозь призму связей с образованием, деятельностью, общением. М.В. Евдокимова трактует педагогическую культуру как динамичную систему ценностей и способов творческой деятельности.О.З. Краскова говорит о необходимости формирования у студентов психолого-педагогических знаний и развития личностных качеств, необходимых для осуществления эффективного профессионального взаимодействия. И.В. Гришняева изучает коммуникативную культуру преподавателя как систему трёх компонентов: мотивационного, содержательного, процессуально-технологического. В.А. Мищенко определяет место категории коммуникативной культуры преподавателя в системе родовых понятий: педагогическая культура, педагогическая деятельность, педагогическое общение, куда входят коммуникативная культура и технология педагогического общения.

Но педагогическая и входящая в неё коммуникативная культура в основном рассматриваются как сотворчество, совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций, то есть ценностный и деятельностный аспекты культуры преобладают над личностным. Кроме того, в работах мы не обнаружили целостной структурно-функциональной модели коммуникативной культуры (КК) преподавателя, анализа составляющих её идеала.

Коммуникативная культура преподавателя проявляется в его коммуникативной деятельности: т.е. в процессе педагогического общения. В настоящее время принято обозначать три функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную; коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнёрами и установления на этой основе взаимопонимания). Существенно то, что все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнёров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения, перцептивная же - в прочтении собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Коммуникативную деятельность определяют как взаимодействие живых существ между собой и их целенаправленные и активные действия с явлениями и предметами объективного мира и на основе обмена информации.

Из вышесказанного становится понятным, что коммуникативная деятельность - форма человеческой активности, направленная на осуществление социального взаимодействия людей и заключающаяся в передаче социально значимой информации, обмене информацией, организации взаимодействия субъектов коммуникации, восприятия друг друга партнёрами и установлении на этой основе взаимопонимания.

Следовательно, коммуникативная деятельность в процессе образования - это деятельность, направленная на осуществление взаимодействия между преподавателем и студентом. Целью коммуникативной деятельности является становление правильных, педагогически целесообразных взаимоотношений с обучающимися для наиболее эффективного их включения во взаимоотношения с учебной информацией, педагогами, родителями, окружающими. В ходе коммуникативной деятельности преподавателя со студентами должно происходить развитие общечеловеческих, гуманистических идеалов и ценностей личности. Глубокое понимание и личностное принятие самими педагогами современных воспитательных задач, их постоянное стремление к изучению ситуации взаимодействия, к созданию эмоционально-положительных взаимоотношений с воспитанниками выступают важной предпосылкой формирования положительного отношения студентов к общественно значимым целям совместной деятельности.

Осуществляя коммуникативную деятельность, преподаватель мобилизует все свои профессионально значимые качества, знания, умения, а также совокупность специфических коммуникативных качеств. Всё это характеризует его коммуникативную культуру.

Попытка определения составляющих коммуникативной культуры имеется в "Положении об аттестации педагогических и руководящих работников учреждений образования С. - Петербурга". При этом во внимание принимались проявления коммуникативной культуры, связанные с умением реализовать на практике гуманистические, личностно ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности. К элементам коммуникативной культуры относятся:

1) наличие установки на реализацию способностей каждого студента, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

2)  готовность к сотрудничеству с коллегами;

3)  готовность к сотрудничеству с родителями, общественностью;

4)  речевая культура.

Умение установить гуманистические, личностно ориентированные взаимоотношения со студентами, родителями и коллегами предполагает наличие у педагога:

1)  ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

2)  способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

3)  умения давать положительную обратную связь другому;

4)  умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

5)  конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.;

6)  уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

7) способности контролировать свои эмоциональные состояния;

8) речевой культуры, под которой понимается владение нормативной ре- чью, исключающей лексические, стилистические, орфоэпические и другие нарушения.

В этом определении мы не обнаружили структурно-функционального единства, упорядоченности компонентов. Считаем, что готовность к сотрудничеству сама по себе не может являться выражением коммуникативной культуры, не учитывается аттракция как элемент поведенческой культуры. Ни в этой, ни в одной из выше перечисленных работ не определено понятие коммуникативного идеала.

Как ясно из вышесказанного, понятие "коммуникативная культура преподавателя", или "культура педагогического общения" не имеет чёткого определения, в различных работах называются разные элементы, функции отражены неполно. Поэтому считаем необходимым выявить основные структурные компоненты коммуникативной культуры преподавателя, воспользовавшись методом сравнительно-сопоставительного анализа дефиниций "культура" и "коммуникация", проанализировать составляющие их элементы, определить функции и затем обозначить уровни развития коммуникативной культуры (КК) будущего преподавателя.

Используя приведённые выше определения "культуры" как совокупности ценностных, деятельностных и личностных составляющих и определения общения-коммуникации как "процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, способностями, умениями, навыками и результатами деятельности", построим структуру коммуникативной культуры преподавателя (табл.1).

В правой части таблицы представлены структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя, опираясь на которые можно дать следующее определение сущности коммуникативной культуры преподавателя: Коммуникативная культура преподавателя - это специфический способ организации педагогического общения, который характеризуется наличием у преподавателя коммуникативного идеала, системой коммуникативных норм и правил, отношением к обучаемому как к ценности, знанием его индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умением владеть коммуникативной ситуацией.

Попытаемся подробнее охарактеризовать структурные элементы коммуникативной культуры преподавателя.

1) Знание коммуникативных норм и правил.

История педагогики, демонстрируя её зависимость от требований морали, нравственно-этических норм, обычаев, культурных традиций общества и т.п., наглядно показывает изменение системы норм и правил педагогического общения. То, что когда-то считалось нормой, например, телесные наказания, лишение обеда, в настоящее время кажется дикостью и наоборот, система абсолютной свободы в некоторых американских заведениях вплоть до отсутствия учебных правил, полная зависимость обучения и воспитания от желаний и настроений обучающихся приводит к нежелательным результатам и осуждается многими западными педагогами.


Таблица 1

Структура коммуникативной культуры преподавателя

Компоненты философской категории "культуры"

Компоненты коммуникативной культуры преподавателя

1. Система социальных норм и правил.

1. Знание коммуникативных норм и правил.

2. Совокупность отношений людей к природе;

3. отношений к себе;

4. отношений между собой.

2. Знание индивидуальных особен- ностей обучающегося.

3. Знание собственных коммуникативных качеств.

4. Умение владеть коммуникативной ситуацией.

5. Система духовных ценностей.

5. Отношение к обучающемуся как к ценности.

6. Продукты материального и духовного труда.

6. Коммуникативный идеал.


Современные нормы и правила педагогического общения вытекают из понятия "педагогического такта". Здесь важно знание основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. Теоретики нравственного воспитания М.Н. Аплетаев, Д.И. Гришин, П.И. Симонов, И.Ф. Харламов исследуют природу поступка с точки зрения диалектического взаимодействия внутренних потребностей человека и ценностных ориентаций, выработанных обществом. Анализируя диалектическое единство морали и нравственности, отграничивая нормы и правила морали от нравственных принципов, М.Н. Аплетаев рассматривает противоречия между этими двумя категориями, всегда находящимися в единстве и нередко в борьбе: "Принципы нравственности (свобода, самоценность человека, равенство, совесть) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная)".

Моральный поступок может противоречить нравственным принципам и наоборот, нравственный поступок - моральным нормам. Знание норм и правил педагогического общения, принятых в обществе, "здесь и сейчас", а также внутренние нравственные принципы, определяющие педагогический, а в нашем случае, коммуникативный поступок преподавателя, ставят его перед выбором, как поступить, как отреагировать на поступок обучающегося, как приспособить, "пристроить" к своим педагогическим задачам коммуникативную ситуацию. Преподаватель в этом выборе свободен, а свобода есть творчество нового, в мире дотоле несуществовавшего, а не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового, особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода.

Считаем, что если эту свободу выбора коммуникативного поступка направляют нравственные принципы гуманизма и нормы гуманистической педагогики, то педагогическое общение будет продуктивным, а коммуникативная культура преподавателя на должной высоте.

2) Знание индивидуальных особенностей обучающегося.

Компонентом коммуникативной культуры преподавателя является знание индивидуальных особенностей и свойств обучаемого. Структурные модели человека, предложенные Б.Г. Ананьевым, дают схематическую основу исследования индивидуальных особенностей и свойств коммуникантов. Схемы демонстрируют различия индивидных, личностных, субъектных и индивидуальных признаков человека. Первые три группы признаков характеризуют человека с точки зрения его принадлежности к определённому типу, а четвёртый признак - индивидуальность - акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Общее, особенное неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на указание общих признаков, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае [4].

В соответствии с задачами исследования выделим в предложенных моделях те индивидуальные свойства участников учебного общения, которые соответствуют индивидному, субъектному и личностному уровню.

Так на индивидном уровне следует учитывать такое свойство нервной системы как пластичность и укоренённые в нервной системе такие свойства темперамента как активность и эмоциональность, исполняющие роль задатков коммуникативных способностей.

На субъектном уровне следует учитывать прошлый коммуникативный опыт в виде знаний закономерностей коммуникативной деятельности, коммуникативных умений и навыков, а также способности и устойчивые способы коммуникативного поведения, отражённые в характере.

На личностном уровне учитывается направленность (на себя, на другого, на задачу), социальные роли, склонности, этические особенности, ценностные ориентации.

На уровне индивидуальности следует учитывать уровень сформированности механизмов саморегуляции личности в общении, связанный с самооценкой и способностью занять рефлексивную позицию. Знание индивидуальных особенностей обучаемого предполагает внимание со стороны педагога к индивидным, субъектным, личностным качествам обучаемого, так как механизм профессионально-педагогической коммуникации в психологическом и инструментальном отношении должен быть различным в разных группах обучаемых. Добавим, что здесь предполагается также учёт особенностей ближней среды существования обучаемого (домашнюю обстановку, друзей, семейные отношения).

3) Знание преподавателем собственных коммуникативных качеств.

Учитывая задачи исследования и принятую модель педагогического общения, ограниченную рамками учебного времени, рассмотрим более детально, какие конкретно коммуникативные свойства преподавателя должны стать предметом изучения. Обобщая данные литературы, собственные исследования, считаем, что к таким свойствам относятся: способность к идентификации и эмпатии, рефлексия и децентрация. Эти психологические свойства личности обучаемого обусловливают специфические коммуникативные качества преподавателя. Коммуникативные качества преподавателя складываются из коммуникативных способностей и коммуникативных умений. Перечень и описание этих способностей и умений широко представлен в психолого-педагогической литературе. Коммуникативные способности и умения рассматривают А.А. Бодалёв, Ф.Н. Гоноболин, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, М.И. Станкин и другие [25, 61, 80, 96, 226].

В.А. Кан-Калик считает, что "практически все педагогические способности замыкаются на способностях коммуникативных. Это связано с наличием специфической направленности личности" [96]. Он называет основными следующие коммуникативные способности: психологическая готовность к организаторско-коммуникативной деятельности; коммуникабельность; социальное родство; альтруистические тенденции. В работах последних лет рассматриваются такие важные для педагогической коммуникации свойства личности преподавателя как конфликтность и аттракция [201].

Идентификация представляет такой способ познания другого, при котором предположение о внутреннем состоянии человека строится на основе попытки поставить себя на его место. При идентификации происходит уподобление себя другому.

Аффективной формой идентификации является эмпатия. Если при идентификации состояние другого человека определяется на основе рациональной интерпретации, то при эмпатии таким основанием является сопереживание, сочувствие, соучастие. Эмпатические свойства человека, его способность к эмоциональному сопереживанию, сочувствию и отклику на психические состояния другого играют существенную роль в педагогическом общении [193].

Наряду с эмпатией важнейшим свойством преподавателя, обладающего высокой коммуникативной культурой, является способность к рефлексии.

Умение видеть себя глазами другого, оценивать объективно свои педагогические качества, своевременно корректировать поведение и отношение - необычайно важно для педагога.

Менее чётко разработано в литературе понятие децентрации. Центрация понимается в гуманистической педагогике и психологии как особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и обучаемых, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения.

Личностная центрация преподавателя является интегральной и системообразующей характеристикой деятельности педагога. При этом полагается, что именно центрации преподавателя определяют всё многообразие этой деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т.д.

А.Б. Орлов выделяет семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в конкретных педагогических ситуациях: эгоистическая (на интересах своего "Я"), бюрократическая (на интересах администрации), конфликтная (на интересах коллег), авторитетная (на интересах родителей), познавательная (на требованиях средств обучения и воспитания), альтруистическая (на интересах, потребностях обучаюшихся), гуманистическая (на интересах и проявлениях своей сущности и сущности других людей). Именно гуманистическая центрация противостоит первым шести типам центрации, отражающим реальность традиционного обучения. Изменение направленности этих центраций в сторону гуманистической центрации называется децентрацией преподавателя и является одной из задач современного образования [169]. Таким образом, децентрация - это смещение центра учебно-воспитательного процесса от личности преподавателя к личности студента, "центрированность" на его интересах, жизненных установках, взглядах, психологических особенностях [80]. Проявлением всех этих психологических способностей личности преподавателя являются такие коммуникативные качества, как артистизм, вежливость, внимательность, мательность, умение слушать, уважительность, тактичность, терпимость, доброта, что предполагает умение установить с обучающимися доброжелательные, доверительные отношения и создать на занятиях положительный психологический климат.

Итак, для осуществления успешной коммуникативной деятельности преподавателю необходимо иметь следующие коммуникативные свойства: на уровне индивида: природные задатки, пластичность нервной системы, хорошие ведущие репрезентативные системы переработки учебной информации (аудиальная, визуальная, кинесическая; темперамент (активность и эмоциональность); на уровне субъекта общения: знание правил педагогического общения, высокий уровень развития коммуникативных способностей, устойчивые способы и стили коммуникативного поведения, обусловленные характерологическими особенностями; на уровне личности: социальный статус, социальные роли, потребность в общении, коммуникативная направленность (на себя, на другого, на задачу), склонности, притязания, нравственно-этические ценности; на уровне индивидуальности: адекватная самооценка, саморегуляция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты