Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе













ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ


Содержание


Введение

Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития

1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов

1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры

1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях

Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза

2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий

2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза

2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки

Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза

3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования

Заключение

Выводы

Библиография

Приложения


Введение


Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия). Научное понятие "коммуникативная культура" еще не нашло своего раскрытия ни в педагогических словарях, ни в педагогической энциклопедии. Несмотря на это, нельзя сказать о слабой теоретико-методической проработке данного феномена. В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке данного понятия: методологический (Е.В. Бондаревская, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.), мировоззренческий (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Б. Котова, А.А. Леонтьев, Е.И. Рогов, Ю.А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С.И. Самыгин, А.А. Реан, Е.В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, Н.Н. Кохте-рев, А.К. Михальская и др.), искусствоведческий (П.М. Ершов, А.А. Мурашов и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г.М. Якушева и др.), духовный (А.И. Солженицын, Э.В. Соколов и др.), что объяснимо взаимопроникновением научных знаний из одной области в другую. По проблеме исследования нами были проанализированы труды как отечественных, так и зарубежных ученых (R. De Charms, K. Linklater, Д. Майерс, К. Роджерс, П. Сопер и др.).

Усилиями группы ученых Ростовского государственного педагогического университета под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Бондаревской глубоко проработана область существования исследуемой нами категории "коммуникативной культуры". В диссертационных исследованиях нашли свое отражение следующие феномены: стороны общей культуры личности - интеллигентность в системе высшей школы (Л.Г. Викторова), адаптивность в системе высшей школы (В.Т. Ащепков), музыкальность (Н.Б. Волчегурская); отдельные структурные компоненты: личностно-профессиональное развитие (Е.И. Рогов), личностно-профессиональная индивидуальность (Ю.Г. Хлопков), личностно-педагогическая саморегуляция (Г.А. Качан), психолого-педагогическая компетентность (Е.В. Попова), гуманная педагогическая позиция (Л.В. Занина), творческая педагогическая деятельность (Л.Г. Князева); факторы становления и развития: в процессе практики (Т.Ф. Белоусова), в условиях обновления школы (Е.Ю. Захарченко), в профессионально-педагогической подготовке (Е.А. Попова, Г.В. Звездунова), в подготовке будущего учителя начальной школы (М.Г. Рудь), старших дошкольников (И.И. Иванец) и др., что нашло свое отражение в ходе нашего исследования.

В данной ситуации спектр изучаемых основополагающих вопросов нашего диссертационного исследования меняется по мере развития научной педагогической мысли, а также по мере того, как практика осознает проблемы реализации новых, наиболее совершенных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов.

Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современной высшей школы:

-     между теоретическими подходами, сложившимися в гуманистической модели образования, и недостаточной разработанностью современных технологий их реализации;

-     между формальным признанием необходимости построения содержания учебного процесса в высшей школе на демократической интегративной культуросообразной основе общения и отсутствием реальной практики конструирования педагогического процесса как средства и условия развития коммуникативной культуры будущего специалиста;

-     между требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у будущих специалистов профессиональной коммуникативной культуры и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе;

-     между растущими требованиями к профессиональному мастерству, умению делового общения и недостаточным уровнем их квалификации.

С учетом указанных противоречий обозначена проблема исследования: каковы педагогические условия развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе?

Недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Выше изложенное определяет актуальность избранной темы исследования. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса в вузе, основанного на использовании инновационных технологий, способствующих развитию коммуникативной культуры будущего специалиста.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования - педагогические условия, влияющие на эффективность развития коммуникативной культуры студентов.

Предмет исследования - процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что педагогический процесс высшего учебного заведения может выступить условием развития коммуникативной культуры будущего специалиста при соблюдении определенных требований к этапам, концентрам учения, формам, средствам и методам обучения: понимание личности студента как результата культурно-исторического и индивидуального процесса развития; организация педагогического процесса, в ходе которого формируется коммуникативная культура будущего специалиста, на основе принципа единства фило - и онтогенеза; развитие коммуникативной культуры студента современного вуза как приоритет профессиональной подготовки; разработка и внедрение системы психолого-педагогической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе; проведение сопоставительного анализа современных программ и концепций развития коммуникативной культуры будущих специалистов. В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: обосновать теоретические и методологические основы коммуникативной культуры будущего специалиста в совокупности педагогических условий ее развития; определить сущность и структуру коммуникативной культуры в педагогическом процессе современного вуза; выявить основные характерные черты современного преподавателя вуза, ориентированного на гуманистическую педагогику; разработать педагогические технологии (культуросообразного, диалогичного, универсального типа), адекватные студенческому возрасту и обусловливающие развитие его коммуникативной культуры; создать, апробировать и внедрить в практику реализации государственных образовательных стандартов специальный курс "Основы педагогического общения".

Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, педагогический эксперимент, моделирование, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Методологическая основа исследования включает: философскую концепцию о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философию субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, понимания культуры как философской категории, обуславливающей изменения целостной модели образования. В качестве методологии также выступали гуманистические теории развития становления личности, идеи демократизации личностно-ориентированного подхода в процессе исследования.

Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, общих положений логики, теории познания, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической психологии.

Теоретическими источниками явились: теория общения и деятельности (А.Г. Андреева, В.Т. Ащепков, Ю.К. Бабанский, А.В. Беляев, О.В. Бескровная, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.И. Горовая, Е.В. Горячкина, И.К. Журавлев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, В.М. Плескунов, Е.И. Рогов, И.И. Рыданова); теория профессиональной деятельности (В.Т. Ащепков, В.И. Горовая, В.Н. Гуров, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.А. Лобанов, И.А. Малашихина, Е.И. Рогов, В.В. Рубцов, А.А. Симонов, В.А. Сластенин, В.В. Швагер и др.); культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андрохина, А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, Л.А. Введенская, Г.М. Гогоберидзе, Б.Н. Головин, Б.С. Ерасов, Е.Ю. Захарченко, Э.С. Маркарян, В.А. Шаповалов, И.А. Шаповалова, Н.Е. Щуркова и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Г.А. Качан, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, Т.И. Чечет и др.); теория учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др.).

Проведенное нами исследование базировалось также на культурно-исторической теории об интериоризации (Л.С. Выготский), теории о категориальной структуре познавательной деятельности студентов (В.И. Горовая, В.И. Петровский), концепции субъекта, являющегося центром развития бытия (С.Л. Рубинштейн), психологических теориях познания, общения, деятельности, бытия и сознания.

База исследования - Ставропольская государственная медицинская академия (лечебный и педиатрический факультеты); Ставропольский государственный университет (факультет психологии); Филиал Московского государственного открытого педагогического университета (факультет педагогики и психологии).

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1.   Предварительный (2000 - 2001 гг.). Изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение экспериментальных и контрольных групп; планирование педагогического эксперимента; осуществление констатирующего эксперимента.

2.   Теоретический (2001 - 2002 гг.). Разработка содержания и методики формирующего эксперимента; изучение особенностей учебной деятельности студентов; опытно-экспериментальная работа по созданию механизмов формирования коммуникативной культуры будущих специалистов; диагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий формирования коммуникативной культуры студентов в процессе их обучения в вузе.

3.   Заключительный (2002 - 2003 гг.). Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы образовательных учреждений, оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

коммуникативная культура студент образовательный

-   выявлены педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (учебная среда, педагогические, организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические технологии);

-   представлены ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога, способствующие развитию коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе;

-   проведен сопоставительный анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов;

разработана система психолого-педагогической диагностики развития коммуникативной культуры студентов. Теоретическая значимость работы:

уточнены понятия: "коммуникация", "коммуникативность", "общение", "деловое общение", "культура"; теоретически и содержательно отработаны понятия: "коммуникативная культура", "профессиональное общение", "искусство общения";

разработаны критерии и показатели уровней развития коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе;

установлены закономерности коммуникативной культуры преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза;

теоретически обоснована программа специального курса "Основы педагогического общения". Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения подготовки специалиста нового типа, модернизации учебно-педагогического процесса, обновления содержания нормативной базы высшего образования, создания новых базовых и элективных курсов, программ, учебных пособий и научно-методических рекомендаций и т.п.

Экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки будущих специалистов в Ставропольской государственной медицинской академии, Ставропольском государственном университете, Московском государственном открытом педагогическом университете (филиал в г. Ставрополе) и используются в опыте других вузов.

Прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующей научно-исследовательской работы.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, целям, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.   Профессионально-педагогическая культура преподавателя современного высшего учебного заведения предстает в качестве обобщенной характеристики разнообразных видов его деятельности, предполагая развитие духовной среды, как основы воздействия на культуросообразное мировоззрение студента.

2.   Целостная система субъекта общения, в нашем случае, будущего специалиста, складывается из пяти компонентов:

-     ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно-этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия человека на формирование коммуникативной культуры (в нашем случае он дает коммуникативный идеал и образец специалиста с высокой коммуникативной культурой);

опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности (в нашем случае - с требованиями коммуникативной деятельности) и решаемыми при этом задачами;

опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач);

операциональный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей);

опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий по совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

3. Необходимыми условиями развития коммуникативной культуры студентов являются: развивающаяся образовательная среда, система психолого-педагогической диагностики, инновационные педагогические технологии, способствующие познавательной эффективности учебного процесса, личность педагога.

4. Для целенаправленного формирования у студентов коммуникативной культуры рекомендуется проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Ставропольской государственной медицинской академии, в Ставропольском государственном университете, в Московском государственном открытом педагогическом университете (филиал в г. Ставрополе). Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на кафедре коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы нравственно-эстетического образования детей" (Орел, 2002, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-педагогические аспекты" (Набережные Челны, 2000); на Всероссийской научной конференции "Образование в XXI веке" (Тверь, 2002); на психолого-педагогических чтениях Юга России и на X Годичном собрании ЮО РАО по теме "Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (Сочи, 2003), на научно-методической конференции "Университетская наука - региону" (Ставрополь, 2003).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации 168 страниц машинописного текста. Работа содержит 3 таблицы, 5 рисунков, экспериментальные материалы программно-тематического планирования. Библиографический список включает 277 наименований.


Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития


1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов


Для выявления сущности коммуникативной культуры как личностно-профессионального качества педагога дадим анализ используемых понятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты