Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Так, Г.И. Аксенова указывает на признаки профессиональной подготовки, описывая ее как процесс, характерными признаками которого являются целостность, дифференцированность, поэтапная организация. Подготовка, как и любая деятельность, имеет программно-целевое назначение. Среди целей подготовки, как деятельности, раскрывающейся на разных уровнях, выделяются: развитие мотивационной готовности; содержательное наполнение подготовки (определяется по ее предмету); развитие умений. Автор делает вывод, что "готовность к любой деятельности соединяет в себе убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, умения, навыки, установки личности на определенное поведение" [1].

Таким образом, в готовности, как результате подготовки, отражающей ее структуру, делается акцент на мотивационный компонент (убеждения, взгляды, отношения, мотивы, установки на определенное поведение); личностный (чувства, волевые и интеллектуальные качества); содержательный (знание); процессуальный (умения и навыки). Л.Ф. Жеребятьева [73], опираясь на теории В.С. Ильина и Г.С. Садчиковой, определяет готовность преподавателя к профессиональной деятельности как соединение побудительного (мотивационного) и исполнительского (процессуального) компонентов. Исходя из этого, автор предлагает вести подготовку преподавателя в направлениях формирования мотивационно-ценностного, предполагающего понимание социальной значимости предмета; содержательного, определяемого автором, как компетентность; операционного - владение технологией деятельности; личностного - научное мышление.

Л.В. Нечаева в своей работе, касаясь проблемы формирования профессионала-специалиста, считает, что этот процесс нужно рассматривать как "систему интегральных переменных, включающих профессионально-педагогическую направленность личности, ее теоретическую вооруженность, а также наличие профессионально значимых умений, необходимых для совместной деятельности" [164].

Таким образом, сущность процесса подготовки определяется как состояние личности, в структуре которой выделяется ее направленность, теоретические знания и профессионально значимые умения. Что касается логики экспериментальной работы автора, то она включает в себя описание средств, формирующих состояние личности профессионала. Здесь выделено три этапа подготовки:

I этап включает в себя актуализацию установки в форме лекций, межпредметных связей;

II этап - тренировку умений в форме тренинга;

III этап - закрепление навыков в форме педагогической практики, введение студентов в профессиональную среду общения.

В другой работе сущность процесса подготовки определяется через понятие системы. Он характеризуется единством содержания, форм и методов, образующих систему подготовки. С точки зрения функционирования этой системы, "определяющим фактором является взаимосвязь мотивов педагогической деятельности, личностных качеств, знаний, педагогических умений" [99]. Здесь, с точки зрения условий организации подготовки, выделяется четыре этапа:

•        а) достижение готовности через формирование мотивов, личностных качеств, умений;

•        б) взаимосвязь разных видов подготовки (психологической и педагогической);

•        в) профессиональное самовоспитание;

г) поэтапное формирование системы педагогических умений. Структура системы подготовки представлена мотивационно-личностным (мотивы и личностные качества), содержательным (знания) и деятельностным (умения) компонентами. Отмечается, что функционирование всей системы обеспечивает тесная взаимосвязь всех ее компонентов. Е.В. Горячкина рассматривает процесс, направленный на формирование педагогических умений общения с точки зрения его организации, представляющий собой "систему взаимодополняющих методов и приемов (семинары-практикумы, консультации, педагогические игры, анализ педагогических ситуаций, тренинг профессионально-педагогического общения)" [63].

В русле деятельностного подхода Л.В. Макарская рассматривает подготовку как "целостный процесс, заключающийся в формировании. мотивации педагогической деятельности закрепленных в сознании и поведении теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. В структурном и содержательном плане подготовка представлена комплексом педагогических воздействий на личность студента с целью формирования у него структурообразующих компонентов и характеризующих их признаков" [145]. В соответствии с этим, автором выделены основные направления подготовки: развитие профессионального сознания и самосознания (т.е. развитие положительной мотивации, расширение знаний); формирование педагогических умений; побуждение к адекватной оценке и самооценке своего облика, поведения.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что в большинстве исследований подготовка специалиста рассматривается как процесс, целевым назначением которого является профессиональная готовность специалиста. Кроме цели, в процессе подготовки анализируются: структура, образующая его деятельность, этапы и формы организации, принципы подготовки и методы. Что касается некоторых исследований процесса, относительно проблем профессионально-педагогического становления, наблюдаются попытки заменить понятие "процесс подготовки" понятием "готовность к педагогическому процессу".

На наш взгляд, данные подходы могут быть оправданы только в том случае, когда речь идет о структуре подготовки, т.к. готовность к педагогической профессии отражает все компоненты процесса подготовки. Вообще готовность к педагогическому процессу может быть рассмотрена с двух сторон:

•         с одной стороны, как устойчивая характеристика личности;

•         с другой - как состояние.

Следовательно, результатом процесса подготовки является готовность как устойчивая характеристика личности.

Особенностью готовности является то, что она проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в нее составной частью. Поэтому отождествление подготовки как процесса и готовности, как его результата и структурного компонента, на наш взгляд, не вполне правомерно. Современное направление психолого-педагогических исследований в области подготовки преподавателя к деятельности ориентировано на закономерность, согласно которой успех этой деятельности предполагает соответствие психологической структуры личности, осуществляющей данную деятельность, психологической структуре самой деятельности. Эта закономерность указывает на то, что профессиональная подготовка должна быть сориентирована на модель личности будущего специалиста, отражающую структуру его деятельности, а сам процесс подготовки должен отражать специфику будущей профессиональной деятельности.

Коммуникативная деятельность, как и любая другая, в призме личностного подхода отражена в мотивационной сфере субъекта, содержании коммуникативной деятельности и в умениях, позволяющих осуществлять эту деятельность. Подготовка включает в себя не только деятельность преподавателя и обучаемого, образующих процесс обучения, но и самостоятельную деятельность субъекта, самоучение, усвоение субъектом опыта путем анализа, осмысления и преобразования сферы деятельности, в которую он включен. Таким образом, на каждом этапе подготовки существует преобладающий вид деятельности, который и необходимо активизировать.

Мотивационный аспект процесса подготовки формируется в результате целенаправленного обучения, успех деятельности которого во многом зависит от состояния личности, её мотивов и желания самого субъекта. Содержательный аспект формируется в результате обучения и представляет собой деятельность по усвоению и передаче системы знаний. Практический аспект осуществляется как в процессе обучения, так и в индивидуальной творческой деятельности самого субъекта. При этом самостоятельная творческая деятельность субъекта строится на основе сформированных мотивов, системы необходимых знаний, наличия практических умений и предполагает деятельность на основе творческой самореализации в коммуникативной деятельности.

Подготовка (в контексте нашего исследования) направлена на достижение коммуникативной культуры педагога-профессионала, в структуре которой мы выделяем мотивационно-ценностный, содержательный и практический компоненты.

На наш взгляд, цель подготовки может быть достигнута, если мы решим ряд задач:

первая - формирование мотивационно-ценностного отношения к общению в целом и ее структурным формам в частности;

•        вторая - формирование системы знаний об общении вообще и его культурных формах в частности;

•        третья - развитие умений и навыков коммуникации.

Эти задачи могут быть решены только в том случае, если мы будем вести целенаправленное воздействие на все сферы личности (мотивационную, интеллектуальную, поведенческую).

Таким образом, мы рассматриваем процесс подготовки студентов педагогического вуза по формированию коммуникативной культуры как процесс, результатом которого является повышение коммуникативной культуры будущих преподавателей. Коммуникативная культура является условием формирования педагога-профессионала. Процесс формирования коммуникативной культуры студентов обладает рядом признаков, характеризующих педагогический процесс. Среди них выделим следующие:

•        дифференцированность;

•        целесообразность;

•        поэтапная организация и последовательность.

Формирование коммуникативной культуры студентов выступает одним из основных условий процесса воспитания. Исходя из того, что коммуникативная культура характеризует качество коммуникативной деятельности, мы уделяем особое внимание этому процессу в системе педагогического становления специалиста. Подготовка к профессиональной деятельности предполагает формирование структурных компонентов коммуникативной культуры в разных аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

При этом коммуникативная деятельность предстает как условие и средство формирования коммуникативной культуры. В процессе профессиональной подготовки студентов культивируется ценностное отношение к общению, выдвигаются требования, которым должна соответствовать коммуникативная деятельность самого преподавателя.

Исходным положением здесь является следующее:

•        коммуникативная деятельность имеет такое же значение, как и другие виды профессиональной деятельности преподавателя;

•        ввиду ее особой функции выступать средством и условием педагогической деятельности; педагогу необходимо уметь ее профессионально осуществлять, что предполагает наличие специальных знаний и умений;

•        критерием качества коммуникативной деятельности педагога и его профессиональной компетентности служит и коммуникативная культура;

•        ее поведенческим показателем служит: использование этикета в общении, вежливость и тактичность как качества личности;

•        коммуникативная культура предполагает высокую степень осознанного участия в общении, ориентацию на гуманистические ценности, системы языковых норм, развитые умения и навыки коммуникации;

•        высокая степень коммуникативной культуры педагога является профессиональным требованием педагогической профессии.

Поэтапная организация подготовки предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры студентов закономерно выделить следующих три этапа.

I    этап (подготовительный). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержание традиционных предметов психолого-педагогического цикла.

II этап (теоретическая подготовка). Основной целью является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре, что может быть достигнуто путем введения отдельных тем в традиционные курсы, разработки специальных, вариативных и факультативных курсов. Наиболее перспективным представляется выделение "куста" дисциплин, обеспечивающих интенсивную коммуникативную подготовку студентов, например, "Методика воспитательной работы", "Основы педагогического мастерства", "Культура речи", "Основы коммуникативной культуры" и другие. Основными формами являются лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. Среди внеаудиторных форм - самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по подготовке сообщений и написанию рефератов и курсовых работ.

III этап (практическая подготовка). Основной целью является развитие и закрепление навыков коммуникации на специально организованной профессионально-педагогической практике. Во время этой практики основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Используются практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникативной деятельности студента в различных ситуациях.

Каждый из этапов подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации задач подготовки необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.

Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование полученных знаний. Это возможно лишь при условии, что коммуникативная культура станет значимым качеством личности, будет одним из критериев оценки и системой требований к педагогу-специалисту.

Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение цели на каждом этапе процесса формирования. Лекционные занятия на I и II этапах отличаются содержательной наполненностью. На первом этапе подготовки в лекционные курсы вводится информация о значимости и ценности общения. Эта информация может иллюстрировать или пояснять основные педагогические категории и понятия. На лекционных занятиях ставятся проблемные вопросы, повышающие значимость коммуникативной культуры.

На семинарских занятиях обсуждаются вопросы, которые требуют глубокого теоретического осмысления. Занятия, построенные таким образом, способствуют проявлению самостоятельности студентов при изучении отдельных теоретических вопросов.

Лабораторно-практические занятия решают задачи ознакомления с системой технологических знаний. На этих занятиях формируются начальные умения, студенты знакомятся с принципами анализа различных проявлений коммуникативной культуры и в разных ситуациях, а также - с основными принципами анализа элементов коммуникативной культуры. Занятия позволяют развивать и закреплять социальные навыки коммуникации.

По содержанию близкими к лабораторным занятиям, описанным нами выше, являются также инструктаж и тренинг.

Инструктаж используется в процессе педагогической практики непосредственно перед выполнением учебной или практической работы. Инструктаж включает в себя объяснение цели предстоящей работы, описание организации и технологии выполнения. Инструктаж может включать опору на ключевые понятия и упражнения.

Тренинг общения включен и в лабораторно-практические занятия, и в педагогическую практику. Его основная цель - совершенствование и коррекция общения в процессе практики. Тренинг направлен на закрепление коммуникативных навыков и поведения в ситуациях, реально встречающихся в процессе практики (первый контакт, знакомство с классом, учителем, поведение в конфликтной ситуации, организация деятельности и др.).

Лабораторные занятия проводятся и во время педагогической практики. Их основная цель - самостоятельное выполнение типового задания. Как правило, лабораторное занятие проводится в школе и представляет собой наблюдение и анализ коммуникативной деятельности педагога на уроке.

Практическая работа студентов представляет собой профессиональную деятельность во время практики. Основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Студенты побуждаются к самоанализу и совершенствованию этой деятельности.

Основными методами в процессе формирования коммуникативной культуры студентов являются: дискуссия, наблюдения, беседы, моделирование ситуации, решение задач, упражнения, ролевые игры, тестирование и др.

Дифференцированность формирования коммуникативной культуры предполагает и ее целостность. Это позволяет нам описать ход экспериментальной работы не через этапы формирования коммуникативной культуры, а через характеристику ее аспектов, которые были определены основными целями.

Так, мотивационно-ценностный аспект предполагает формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Эта особенность формируется на каждом из выделенных этапов. Но на каждом из этих этапов формирование ценностного отношения к общению принимает разные статусы. Например, формирование ценностного отношения на первом этапе являются главной целью; на втором - главенствующей целью выступает формирование системы знаний коммуникативной культуры; что касается цели третьего этапа, - здесь значимость приобретает развитие социальных навыков коммуникации.

В то же время мы допускаем, что процесс формирования ценностного отношения к общению невозможен без наличия сформированной системы понятий, которые выступают основой знаний о коммуникативной культуре, а что касается развития коммуникативных умений и навыков, то этот процесс невозможен без развития мотивации общения, который мы понимаем как знание теории и технологии.

Таким образом, рассматриваемые нами аспекты формирования коммуникативной культуры (мотивационно-ценностный, содержательный, практический) позволяют нам рассматривать этот процесс как условие достижения основных целей.

Итак, в рассматриваемом нами процессе формирования коммуникативной культуры студентов необходимо выделить следующие, на наш взгляд, принципиальные моменты:

первое - осуществляемое нами в рамках педагогического процесса формирование коммуникативной культуры студентов обладает следующими признаками: целесообразностью, целостностью, дифференцированностью, последовательностью и поэтапностью организации;

второе - результатом сформированности коммуникативной культуры студентов является профессиональная готовность их к использованию этих элементов в своей профессиональной деятельности и выступает качественной характеристикой личности педагога;

третье - особенность коммуникативной культуры студентов, как качества коммуникативной деятельности, определяет организацию процесса подготовки студентов к формированию их коммуникативной культуры и позволяет рассматривать этот процесс в трех аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.


Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза


3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов


Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты