Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится формирование коммуникативной культуры личности.

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной культуры личности, была выбрана тема: "Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессионального образования в вузе".

Таким образом, коммуникативная культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.


Выводы


1.   Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения, которое должно строиться на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

2.   Согласно полученным нами данным, коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности. Важными принципами педагогического общения, лежащими в основе формирования коммуникативной культуры, является также система (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого и обмен информацией, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

3.   Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной культуры личности, являются:

-      ориентация процесса подготовки на повышение коммуникативной культуры будущих специалистов;

-      интеграция дисциплин психолого-педагогического цикла и педагогической практики, направленных на формирование у студентов коммуникативной культуры;

-      создание развивающей образовательной среды, системы психолого-педагогической диагностики, а также проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения, способствующих познавательной эффективности учебного процесса;

-      использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов и повышающих качество образования на всех этапах коммуникативной подготовки (подготовительном, теоретическом и практическом);

-      выделение цели подготовки в различных ее аспектах (мотивационно-ценностном, содержательном и практическом), отражающих характер воздействия на мотивационную, интеллектуальную и поведенческую сферы личности студента в процессе формирования и совершенствования профессиональной культуры будущего специалиста.

5. Введение в учебные планы разработанного нами специального курса "Основы педагогического общения", предусматривающего осознание личностью ценности общения, овладение ею знаниями о природе, механизмах, формах и способах общения, правилах этикета, умение использовать их в общении, будет способствовать формированию коммуникативной культуры у студентов, повышению общей психологической культуры, уровня их общительности.


Библиография


1.     Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М., Рязань - 1998. - 176 с.

2.     Алексахина Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15с.

3.     Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.

4.     Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. - М., 1980. - Ч.1. 256 с.

5.     Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995. - 360 с.

6.     Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. - Прага, 1988. - С.56-58.

7.     Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. - 375 с.

8.     Андрохина Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. - Екатеринбург, 1992. - С.5 - 16.

9.     Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993. - 352 с.

10.           Асмолов А.Г. Культурно-историческая технология и конструирование миров. - М., 1996. - 258с.

11.           Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Р-н-Д, 1997. - 143 с.

12.           Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. д-ра пед. наук. - Майкоп, 1997. - 355с.

13.           Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1985. - 478 с.

14.           Балдынюк Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

15.           ретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

16.           Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 423 с.

17.           Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - С.3-11.

18.           Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Р-н-Д, 1989. - 229 с.

19.           18. Беляев А.В. Воспитание гражданина в Демократической России: Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования Р.Ф. СГУ. Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.

20.           Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. - 1990. - № 1. - С.11.

21.           Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 183 с.

22.           Бескровная О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф. канд. пед. наук. - М., 1985. - С.8.

23.           Библер В.С. Нравственность. Культура, современность: Философские рассуждения о жизненных проблемах. - М.: Политиздат, 1988. - 412 с.

24.           Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С.289.

25.           Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.

26.           Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.

27.           Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1982. - 135 с.

28.            Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии // Педагогика. - 1998. № 2. - С.3 - 6.

29.            Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.12 - 15.

30.           Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Р-н-Д, 1997. - 28 с.

31.           Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8.

32.           Бондаревская Е.В. Теоретико-методические вопросы изучения и формирования педагогической культуры будущего учителя // Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Бондаревской: - Р-н-Д, 1989. - С.30.

33.           Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя. - Р-н-Д, 1994. - 15 с.

34.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации к специализированному курсу. - Р-н-Д, 1989. - С.3.

35.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. - Р-н-Д, 1988. - 26 с.

36.           Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Г.И. Основы педагогической культуры: Программа и рекомендации по курсу "Образовательные программы общепедагогической подготовки бакалавра". - Р-н-Д, 1993. - 16 с.

37.           Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности (концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Науч. - метод. пособие. - Р-н-Д, 1997. - 97 с.

38.           Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Р-н-Д, 1999. - 560 с.

39.           Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.

40.           Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1982.

41.           Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. - 1993. - № 2. - С.15-17.

42.           Брудный А.А. Понимание и общение. - М, 1989. - 63 с.

43.           Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии). [Исследования Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна]. - М.: Высшая школа. - 1968. - 104 с.

44.           Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // Познание и общение. - М.: Наука, 1988. - С.7-9.

45.           Бузаров В.В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 168 с.

46.           Бузаров В.В. Размышления о диалоге на исходе XX столетия // Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та. 1997, № 1-2. - С.8-9.

47.           Букатов В.М. Учителю о режиссуре // Педагогика. - 1996. - № 3. - С.11-12.

48.           Введение в педагогическую культуру / Под ред. Бондаревской Е.В. - Ростов н/Д, 1995. - 172 с.

49.           Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Р-н-Д, 1999. - 576с.

50.           Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура и техника речи: Учеб. пособие. Р-н-Д, 1994. - 160 с.

51.           Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1997.

52.           Викторова Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. д-ра. пед. наук. - Красноярск, 1999. - С.223.

53.           Военная психология и педагогика / Под ред. Н.Ф. Кулакова. - М., 1998.

54.           Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1996. - 245 с.

55.           Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.

56.           Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1998.

57.           Гак В.Г. Русский язык в зеркале французского. Очерк шестой // Русский язык за рубежом, 1979. - № 3. - С.75.

58.           Гильбух Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся // Сов. педагогика. 1990. - №5. - С.81-87.

59.           Глебов А.А., Донсков А.А. Деловое общение старшеклассников на уроке // Обновление и развитие современного урока. - Волгоград, 1992. - С.45.

60.           Гогоберидзе Г.М. Диалог культур в системе литературного образования / Под ред.Г.М. Гогоберидзе. - М.: Наука, 2003. - 183 с.

61.           Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. - 320 с.

62.           Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., Просвещение, 1961. - 178 с.

63.           Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160 с.

64.           Горячкина Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению // Начальная школа. - 1997. - № 3. - С.67-70.

65.           Государственный образовательный стандарт профессионального образования. - М., 2000.

66.           Граудина А.К. Русская риторика. - М., 1998. - 559 с.

67.           Греков А.А., Рогов Е.И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога. - Р-н-Д, 1991. - 61 с.

68.           Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. - 32 с.

69.           Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социол. исследования. - 1998. - № 10. - С.12-17.

70.           Ерасов Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? Филос. науки. - 2000. - № 3.

71.           Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998. - 228 с.

72.           Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М., 1972. - 352 с.

73.           Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М., 1959. - 308 с.

74.           Жеребятьева Л.Ф. Подготовка будущих учителей к организации и проведению самостоятельной работы учащихся: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1990. - 25 с.

75.           Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990. - 104 с.

76.           Журавлев И.К. К проблеме организации урока // Сов. педагогика, 1986, №3. - С.88-91.

77.           Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1995. - С.38.

78.           Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1998. - 183 с.

79.           Звездунова Г.В., Бондаревская Е.В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. - Р-н-Д, 1992. - 22 с.

80.           Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун-та. - 1998. - Сер.10. - № 4. - С.9-13.

81.           Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 1997. - 480 с.

82.           Знаков В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1993. - С.267.

83.           Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1997. - 173 с.

84.           Ильенков Э.В. Учиться мыслить // Философия и культура. - М., 1991. - 48 с.

85.           Ильяева И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа. - Воронеж, 1989. - 167 с.

86.           Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование 21 век. - М., 1994. - С.34 - 40.

87.           Исаев И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч. - практ. конф. - Белгород, 1996. - С.8-13.

88.           Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пособие. - Белгород, 1992. - 204 с.

89.           Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., Белгород, 1993. 180 с.

90.           Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация личности учителя: Культорологический подход. - Белгород, 1999. - 206.

91.           Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 208 с.

92.           Кабрин В.И. Исследования саморегуляции личности в системе коммуникативного мира: Дисс. канд. псих. наук. - Л., 1978. - 194 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты