Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

однако после 1870 года возникли новые возможности найма на канцелярскую

работу и в торговлю. На такую работу принимали преимущественно белых молодых

женщин из числа коренных американок. В 1870 году лишь немногие женщины были

заняты в сфере «белых воротничков», тогда как в 1900 году их было уже более

одной трети, а к 1920 году их было большинство [35].

До Гражданской войны клерками обычно были молодые люди, доверенные своих

нанимателей, убежденные в том, что они стоят на первой ступени лестницы. По

мере роста объема и усложнения деятельности корпораций их потребность в

ведении документации привела в 1880-х годах к специализации конторских

служащих и к быстрому оснащению офисов новинкой - пишущими машинками.

Оружейная фирма «Е. Реминггон и сыновья» начала выпуск пишущих машинок в 1873

году, и к 1886 году она выпускала уже 1500 штук в месяц. В 1887 году одна из

газет делового мира заметила, что «пять лет назад пишущая машинка была просто

механической диковиной. Сегодня ее монотонный стук можно услышать почти в

каждом хорошо налаженном деловом учреждении в стране. Происходит великая

революция, и в ее основе - пишущая машинка» [18 , 143]. Эта революция

превратила канцелярскую работу из способа «сделать» карьеру в чисто женскую

профессию.

Расширение корпораций в послевоенный период потребовало специальностей -

стенографии и машинописи, – однако ни та, ни другая профессия не

способствовали карьере. Потребовался персонал в розничной торговле новым

универсальным магазинам, обладавший основными арифметическими навыками и

способный легко общаться с покупателями, преимущественно женщинами. В то же

время расширение возможностей получить образование создало резерв грамотных

женщин, которым трудно было найти работу где-либо помимо школы. Новые

профессии немедленно были отнесены к категории женских. В 1875 году «Е.

Ремингтон и сыновья» рекламировали свою продукцию как отличный рождественский

подарок, подчеркивая, что «ни одно изобретение не открыло для женщин такой

широкой и легкой дороги к получению выгодной и подходящей для них работы, как

пишущая машинка». Когда в 1881 году нью-йоркская Христианская ассоциация

женской молодежи (ХАЖМ) организовала курсы для обучения машинописи, желающих

заниматься оказалось больше, чем они могли принять [18 ,143].

Рост участия женщин в общественном производстве и сферах обслуживания стал

причиной того, что семья стала постепенно лишаться ряда функций, присущих ей

ранее. Члены семьи материально становится менее зависимыми друг от друга,

повышается экономическая самостоятельность женщин. Семья занимает не столь

важное, как прежде, место в жизни американцев.

Взлеты и падения капиталистической экономики оттеснили дом, религию, когда-то

стоявшие в центре политических и экономических структур, на задний план. На

первый план выходит стремление сделать карьеру, получить место работы, выжить

в условиях конкуренции, получить престижное образование для профессиональной

деятельности. К концу девятнадцатого столетия формируются типичные ценности

американцев: ориентация на автономию индивида, отношение к работе как к

добродетели, а к лени и безделью как к свидетельству слабого характера.

Меняется отношение к профессиональное работе женщины и ее роли в семье.

Стремительное изменение характера производства, технологические новшества,

появление чисто «женских профессий» и дух индивидуализма, открывали для

женщин новые возможности самовыражения, размывая тем самым самые основы

семейных устоев.

Глава III. Некоторые особенности американской семьи XIX века в сравнении с

европейской

Американская семья «ядерна», то есть это уже не былая «орга­ническая», или

«расширенная» семья - американская семья ушла дальше от понятия клана, чем

это принято в любой другой культуре. Конечно же, она решительно отличается от

му­сульманской семьи, полигамной, в центре которой стоит мужчина, окруженный

сонмом забитых женщин; или от индийской «объ­единенной семьи», возглавляемой

старейшей женщиной рода; или от китайской семьи, построенной вдоль оси

отец—сын и возглав­ляемой мужчинами-старейшинами; или от европейской семьи,

ос­нованной на браке по расчету и все еще ориентированной на отца семейства;

или от всевозможных вариантов внебрачных семейных сообществ; или от советской

семьи, где роли родителей и детей, независимо от иерархии власти, послушания

или привязанности одних к другим, очень ослаблены вмешательством государства,

которое берет на себя существенную часть всех этих ролей [10 ,31].

Развиваясь, американская семья постепенно отторгала свойственников, бабушек-

дедушек, двоюродных сестер и братьев, тетушек и другую дальнюю родню; она

передоверила производство фабрикам и учреждениям, религию – церкви,

отправление правосудия— судам, формальное образование—школам, заботу о

больных— больницам и даже начала перепоручать принятие некоторых жи­зненно

важных решений психотерапевтам [10 , 18].

Что страшно поражало европейских наблюдателей и путеше­ственников, так это

различие в отцовском авторитете [10 ,19]. Занятый на производстве или на

службе, американский отец не имеет возмож­ности непрерывно руководить семьей,

как того требуют патриар­хальные отношения. Его авторитет теоретически еще

признается, и в вопросах дисциплины за ним остается последнее слово. Но его

верховная власть больше не освящена церковью, да он на нее боль­ше и не

претендует. В повседневных делах его замещает жена, а ввиду длительного

отсутствия мужа-суверена заместитель стано­вится королем, возвращая мужу

бразды правления только на уик-энды, а иногда передавая их самим детям.

Так традиция вольнолюбия усиливается изменениями во вну­треннем построении

семьи. Дети больше оперируют понятиями требований и прав, нежели долга и

послушания. Их мир—это не мир почтительного отношения к авторитету, это мир,

в котором принято возражать родителям и торговаться, чтобы, сдавшись,

подчинившись семейным правилам, касающимся манеры ли пове­дения, еды или

каких-то поступков, получить за это вознагражде­ние [10 ,19].

Эта картина семейной анархии, центром которой являются дети, конечно, тоже

преувеличена. В благополучных семьях тира­ния более слабых членов, из-за

которой такую семью даже прозва­ли «диктатурой слабейшего», сказывается мало.

Правила суще­ствуют для всех, им и следуют все вместе. Сэкономленные

день­ги—это не потом и кровью завоеванный для детей достаток, эти деньги

тратятся на путешествия и развлечения для всей семьи. Се­мейные обычаи,

против которых решительно возражает хотя бы один член семьи, исчезают, и

никакой родительской властью их не сохранить, если для детей они утратили

свое значение. Конечно, постоянно существует опасность возникновения

невротических отклонений в эмоциональном семейном климате. По неким сугубо

внутренним, личным причинам неосознанные симпатии одного или обоих родителей

могут принадлежать одному из детей в ущерб другому, и один ребенок может

расти как «прекрасный принц», а другой—быть «козлом отпущения». Соперничество

де­тей за любовь и уступчивость родителей порой до крайности за­трудняет

принятие семейных решений. Дополнительная труд­ность возникает оттого, что

идет постоянное сравнение с правила­ми и решениями, принятыми в других

семьях. И все же, каким бы трудным ни был этот процесс, принимаемые решения

являют­ся частью того, что может быть в общих чертах названо демократи­ческим

процессом в семейных отношениях.

Результат такой демократии, как и любой демократии вообще, уязвим. Нападки на

американскую семью в связи с утратой в ней иерархического принципа сродни

таким же нападкам на полити­ческую демократию в Америке. Семье, конечно,

тяжелее перено­сить бремя демократической функции. Это бремя лежит на

боль­шом количестве малочисленных семейных союзов, многие из кото­рых

расстраиваются и распадаются из-за неосведомленности, не­уверенности,

неврозов или разобщенности родителей. Они часто все портят, руководствуясь в

воспитании детей лишь ответствен­ностью и привязанностью. В обществе в целом

неспособность од­них справиться с бременем демократии из-за невежества или

несо­стоятельности может быть уравновешена большей зрелостью дру­гих. Но

именно потому, что семья—первичная самостоятельная

общность, никакая другая семья спасти ее не может. В итоге она либо тонет,

либо выплывает—в зависимости от способности ее членов предпринять попытку

совместного риска. Если попытка не удается, иерархическая семейная структура

превращается в тира­ническую, собственническую или анархическую.

Часто говорят, что благодаря индивидуалистической структу­ре власти в

пределах американской семьи в Америке невозможна политическая диктатура. Если

это так, то вовсе не потому, что мятежный принцип переносится из семейной

сферы в сфе­ру политики. На самом деле как раз именно излишне проявляющие

соб­ственнические склонности, деспотичные родители при неустой­чивости

состояния семьи провоцируют в детях стремление иметь сильного отца или

заменить одного отца другим. Что действитель­но связывает семейную структуру

с гражданскими демократиче­скими навыками, так это обоюдное влияние: только в

демократи­ческой политической среде семья может позволить себе отказаться от

бремени деспотической власти и предоставить равенство всем своим членам, и, в

свою очередь, справляясь с учреждением пра­вительства всеобщего согласия в

пределах первичной социальной общности, учась здесь совместно вырабатывать

правила и следо­вать им, семья превращается в незаменимую школу поисков

всеоб­щего согласия в более широкой, политической сфере. Дети и ро­дители,

прошедшие эту школу, вряд ли смогут стать винтиками в машине деспотии или

находить удовлетворение в том, чтобы слепо следовать за лидером—хотя

очевидный конформизм по­следнего времени в политических взглядах американцев

показы­вает, насколько сама семья оказалась зажатой в тисках культуры [36].

Ностальгическое умиление и архаический аромат, как от му­зейного экспоната,

которыми наслаждались американские чита­тели и зрители благодаря книге

Кларенс Дэй «Жизнь с отцом» — патриархальным отцом, чья власть в семье

освящена религией,— и спектаклю, поставленному по ней, красноречиво

свидетель­ствуют о том, как далеко ушла от тех времен нынешняя американ­ская

семья [10 , 33]. Современный фольклор, в котором отец переместился на

противоположный конец семейной иерархии, добродушно подтрунивает над утратой

им былой власти в семье: по утрам ему с трудом удается пробиться в ванную

комнату только после того, как ее освободят напористые дети, а в комиксах

«Отец-воспитатель» он полностью под пятой у жены и детей. Однако са­тира эта

незлобива, ибо американский отец примирился со сниже­нием своего семейного

авторитета, отчасти из-за того, что работа отнимает у него слишком много

времени и сил, отчасти потому, что новая роль соответствует духу общества в

целом.

Если сравнивать американскую семью с семьей в авторитар­ном обществе, разница

поражает. Структура семейной власти в преднацистской Германии была

спроецирована и на все осталь­ные сферы немецкого общества. При нацистах

возникло обратное влияние — Fuhrer-prinzip, господствовавшее в обществе и

усили­вающее позиции отца семейства. Но существовал предел, за которым

немецкая семья оставалась, как заметил Макс Хоркхаймер, «убе­жищем от

массового общества» нацистов, поэтому-то гитлеровско­му режиму и пришлось

«перестроить» ее: ведь, даже следуя прин­ципу авторитаризма, она недостаточно

подчинялась дисципли­не нацистских доблестей. Согласно последним наблюдениям

над немецкой семьей, и здесь отец теряет авторитет и приближается к

американскому образцу. В Советском Союзе коммунистическая партия попыталась

усилить авторитарную внутрисемейную систе­му по образу и подобию системы

государственной. Латиноамери­канская семья в последнее время освобождается

как от диктата церкви, так и от тирании отца; и параллельно с

антиклерикаль­ным движением в тамошнем обществе неумолимо утверждается

американская семейная структура, основанная на принципе сво­бодного выбора.

Совершенно очевидно, что в подавляющем боль­шинстве западных стран развитие

семьи идет по американскому образцу, так же как и сама американская семья в

свое время пере­няла тенденции семейного развития, существовавшие в

европей­ском обществе.

Первостепенная забота американской семьи—вырастить и подготовить ребенка к

будущей самостоятельной жизни. Суть перемен в отношении к семье в Америке—

гедонистическая революция, начавшаяся в конце XIX века, учреждающая новые

принципы. Они гласят: жизнь можно сделать приятной; количество детей и

разницу в их возрасте можно планировать; роды не должны быть проклятием, а

воспитание и обихаживание детей—обузой; оба супруга могут обрести счастье в

желанном для обоих браке и желанных детях; важные семейные решения следует

принимать, в значительной мере руководствуясь стремлением обеспечить хо­рошую

жизнь детям. Представляется довольно убедительным распространенное суждение,

что дети находятся в фокусе «ядерной» семьи и их воспитание и подготовка к

жизни в обще­стве—ее основная функция. Еще один принцип гедонистической

революции — это растущее убеждение в том, что для мужа и жены жизнь не

кончается после того, как дети выросли. Притом, что средний возраст

замужества для женщины —около двадцати лет, период деторождения может

завершиться для нее уже к тридцати годам, и последний ребенок достигнет

самостоятельности еще до того, как она перейдет сорокапятилетний рубеж. Это

дает ей воз­можность, вступая в средний возраст, вернуться к своим былым

интересам или обрести новые; равным образом это дает возможность мужу немного

расслабиться и на работе, и в жизни—если, конечно, он знает, как это сделать.

Но в молодой семье, разумеется, все сфокусировано на детях, во всяком случае,

для женщины. Необходимость продвигаться по службе, делать карьеру дает

мужчине небольшую свободу от се­мьи. Он становится отцом «с неполным рабочим

днем», в то время как его жена, превращается в «мать, заключенную в капсулу»

[37].

Американская мать не только распоряжается расходами и ре­шает, что покупать,

она также читает книги и журналы и изучает тайны детской психики; таким

образом, именно она становится для детей воспитателем, авторитетом и

цензором. Ее методы при этом основываются не столько на родительской власти,

сколько на умении управлять детьми. Она матриарх не в том смысле, что

обладает непререкаемой властью, а в том, что руководит семьей. Поскольку

подготовка ребенка к жизни в обществе осуществля­ется главным образом через

жену и через школьных учителей— конечно, чаще всего тоже женщин.

Тот факт, что Америка очень мобильна, делает американцев особенно

чувствительными к этой домашней идиллии. До приго­родной революции детство

большинства американцев проходило в перенаселенных городских кварталах; вот

почему домашняя идиллия с ее полусельскими или поселковыми ассоциациями все

более приобретает в культуре значение Золотого века. Дело не толь­ко в том,

что американцы испытывают ностальгию, но в том, что в них сильна тоска по

социальному объединению, способному противостоять крушению все более

разобщающегося мира. Моло­дые люди, собираясь обзавестись семьей,

представляют свой буду­щий дом как «дом своей мечты» и листают журналы и

издания, ре­кламирующие квартиры и продающиеся дома, спланированные и

обставленные по последней моде. Они ценят в доме удобства, которые он им

предоставляет, но хотят также, чтобы он стал печа­тью, скрепляющей будущий

брак, остовом, на котором взрастут дети, чтобы он свидетельствовал об их

определенном положении в обществе и стал осязаемым воплощением идеала

надежности и постоянства, которому так привержены американцы.

Исходя из всего вышесказанного, представляется недостаточно обоснованными

легко высказывае­мые пророчества об упадке и гибели американской семьи такими

исследователями как Попиное, Карлсоном и др. Узы кровного родства не так

сильны в ней, как скажем узы, связывающие отцов и сыновей в Китае [10, 29] ,

или что она не выполняет функцию передачи социального опыта от поколения к

поколению так же хорошо, как «расширенная семья». Прочность таких уз в разных

обществах зависит от степени его мобиль­ности. И даже сторонники американской

социальной мобильно­сти едва ли станут отрицать ее последствия для прочности

семьи.

Что же касается возрастающего количества разводов, то оно свидетельствует не

столько о неверии в брак, сколько о серьезном отношении к убеждению, что брак

держится на любви и общности интересов. Неуклонный рост повторных браков

показывает, что американцы по-прежнему верят в него, даже имея в этой сфере

столь злополучный опыт [10, 29]. Стабильность новых браков, заключен­ных

после разводов, мало отличается от стабильности первичных браков. Что же до

детей, то многие из них прекрасно чувствуют себя и после того, как семейные

узы распались, а в случае, если один из родителей снова вступает в брак, они

становятся органи­ческой частью новой семьи.

Французский историк А.Д. Токвиль [3] в 1840-х годах обращал внимание на

демократическую структуру американской семьи и описал ее непринужденность,

равенство отношений в ней и новые возможности для образования, которые она

предоставля­ла девочкам. Единственная дисгармоничная нота, которую он уловил,

относилась к независимости сыновей от отца, после того как они отделялись от

него, чтобы строить собственную жизнь. Благодаря подвижности американского

общества уже тогда начи­нало действовать лекарство от того, чтобы

зарождающийся бунт против отцовской власти не стал таким же постоянным и

ярост­ным, как в Европе. Обнаруженные документы, относящиеся к структуре

американской семьи, говорят не столько о тирании отца, сколько о господстве

матери либо об отсутствии в семье какого бы то ни было ядра вообще [10,30].

Воспитание детей в Америке страдает не от импульсивности и недостатка знаний.

Если оно от чего-то и страдает, так это от излишней рациональности.

Большинство американских детей (особенно это касается среднего класса,

гораздо меньше— низших классов) рождается только после того, как их родители

тщательно взвесили, могут ли они позволить себе иметь детей, как с точки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты