Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственный университет

Кафедра всеобщей истории

«Эволюция семейных ценностей средних слоев американского общества в XIX веке»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студент группы ИПФ - 5035 Пышко М.В.

Фамилия, Имя, Отчество

/_____________/

Подпись

Направление

Специальность

Руководитель к.и.н. Фельдшеров А.И.

Фамилия, Имя, Отчество

/_____________/

Должность, уч. звание, уч. степень Подпись

Рецензент:

к.п.и. Толмачев Н.А.

/_____________/

Фамилия, И. О. Должность, уч. звание, уч.

степень Подпись

Заведующий кафедрой Саливон А.Н.

/_____________/

Фамилия, И. О. Должность, уч. звание, уч.

степень Подпись

Курган 2000 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Американская семья в колониальный период истории США

1.1Период начала XVII- середины XVIII веков

1.2.Период конца XVIII века

Глава II. Эволюция американской семьи

2.1. Определение среднего слоя. Экономическое

и профессиональное взаимоотношение с другими слоями

2.2. Эволюция взаимоотношений внутри семьи

2.2.1. Послереволюционный период

2.2.2. Первая половина XIX века

2.2.3. Период после гражданской войны

2.3. Демократизация образования США (XIX век)

2.3.1. Период конца XVIII – середины XIX века

(до гражданской войны)

2.3.2. Период середины XIX – конца XIX века

(после гражданской войны)

2.4. Политическая роль семьи

2.4.1. Послереволюционный период

Первая половина XIX века. Эпоха Единени я

2.4.2. Вторая половина XIX века

2.5. Участие женщин в общественном производстве в XIX веке

2.5.1. Период первой половины XIX века

2.5.2. Период второй половины XIX века

Глава III. Некоторые особенности американской семьи XIX века

в сравнении с европейской

Заключение

Список литературы и источников Интернет

ВВЕДЕНИЕ

Последние десятилетия ХХ века отмечены небывалым ростом интереса к изучению

институтов семьи и брака. В США семья считается одной из высших национальных

ценностей, лежащих в основе американского образа жизни, так, например,

большинство американцев пытаются сохранить репутацию хорошего гражданина и

семьянина, подчиняя этой цели все свое жизненное поведение. Такое суждение

представляется в известной степени политизированным: некоторые социологи даже

отмечают складывающиеся тенденции упадка института семьи вообще. За последние

два столетия претерпели значительные изменения функции семьи (экономическое

сотрудничество), супружеские роли, структура семьи, влияние в обществе на

другие социальные институты.

Об институциональном упадке семьи, по мнению Д. Попеное [28, 71],

свидетельствует тот факт, что она не способна выполнять свои основные

социальные функции по воспроизводству и социализации детей, сексуальной

регуляции и экономическому сотрудничеству. Другим измерением

институционального упадка является потеря ее значения в обществе. В связи с

упадком земледелия и ростом промышленности, семья утратила значение рабочего

места и с ростом общего образования утратила значение школы. Свидетельством

упадка семьи является то, что фамилизм как культурная ценность уступает место

другим ценностям. Фамилизм – отождествление себя с семьей, преданность ей,

взаимопомощь, забота о сохранении целостности семьи, подчинение интересов

членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы. И хотя большинство

американцев привержено семейному идеалу, просемейное влияние, как социальная

норма, исчезает. Люди перестают отдавать ей должное. Д. Попеное делает вывод,

что в век «Я-поколения» на первое место выходит индивидуальная личность, а не

семья. Далее автор определяет, что упадок семьи может быть функциональным и

структурным. На протяжении веков семья была единственным и полифункциональным

институтом. Со временем она лишилась свойственных ей функций в пользу таких

институтов, как религия, образование, работа. Образование и работа стали

последними функциями, отдельными от семьи. Со времен многофункционального

целого семья сохранила всего две функции: выращивание детей и обеспечение

членов семьи заботой и общением.

Переходя от функции к структуре, можно отметить, что семья функционирует

циклически. Первоначально, в дописьменной эпохе, семьи существовали в виде

нуклеарного целого, а затем постепенно развились в сложные единицы, состоящие

из нескольких нуклеарных семей и нескольких поколений, живущих вместе (так

называемая «расширенная семья»). Структурные потери семьи вызывают, по-

видимому, большую тревогу, нежели функциональные изменения, и именно они

служат поводом к заявлениям о структурном кризисе. Семья становится

изолированной от общества и предоставлена самой себе. Еще одно структурное

изменение, обусловленное упадком расширенной семьи, - это снижение авторитета

семьи. Почти все, кто в прошлом беспокоился об упадке семьи, были мужчинами,

предметом их особой заботы была утрата мужчиной власти в доме. Однако упадок

патриархальной власти привел к росту статуса женщины до положе­ния гражданина

с равными правами.

В этом смысле упадок власти мужчин означал рост женского ра­венства. И вновь

перед нами та форма упадка семьи, которая вряд ли внушит беспокойство

большинству членов общества (и многие, несомненно, верят, что термин «упадок»

здесь весьма неуместен).

Но в чем же в таком случае заключается упадок семьи, действи­тельно

вызывающий опасения? Существуют два измерения, дающие основание считать

нынешний упадок семьи экстраординарным и угро­жающим. Первое. Нерасширенная

нуклеарная семья разрушается. Нуклеарную семью можно рассматривать как

последний остаток традиционной расширенной единицы: все взрослые члены семьи

отторгнуты, кроме двоих — мужа и жены. Нуклеарная единица зовется так

недаром: мужчина, женщина и ребенок — неделимое ядро, разрушение которого

чревато серьезными последствиями.

Второе. Опасность передачи оставшихся за семьей функций (воспитание детей и

обеспечение членов семьи заботой) другим институтам. Существуют веские

причины считать, что семья является лучшим ин­ститутом для выполнения этих

функций, и в случае их передачи другим институтам вряд ли они будут выполнены

столь же хорошо. [28 ,71-73]

И.А. Антонов [4, 64-65] утверждает, что многообразие типов семьи — это миф.

Есть одна изначальная форма семьи — многопоколенная, многодетная,

многолет­няя (пожизненное безразводное супружество). Как только оказалась

выдернута ось семейной жизнедеятельности — семейное домопроизводство (под

влиянием рыночного капитализма, индустриализации — урбанизации), вся

конструкция, вся система взаимосвязанных социальных норм семейности стала

разваливаться — медленно и неумолимо. Нет никакой особой нуклеарной или

конъюгальной семьи — это все фазы распада целого на кусочки-осколки, на

единицы одиночек. Сек­суальная, контрацептивная, репродуктивная и прочие

революции — это все следствия краха культурных норм, сдерживавших

самовольничество, краха «старых» норм и отсутствия ростков «новой»

нормативности, новой культуры.

Социология семьи как составная часть экзистенциальной социологии

рассматривает институт семьи как единственный, отвечающий за воспроизводство

населения, снимающий — в случае эффективного функ­ционирования — угрозу

депопуляции. В современных обстоятельствах невероятной активизации

феминистских и мальтузианских воззрений, антиэкзистенциальных по своей

сущности, надеяться на изменение общественного климата в сторону семейности

не приходится. Поэтому современные индустриальные и постиндустриальные

общества не ско­ро станут обществами поиска средств укрепления семьи. И

никакие самые негативные последствия деградации семьи не ускорят перехода к

подлинной семейной политике — общепринятая система ценностей (на всех уровнях

социальной жизнедеятельности), расценивающая эти не­гативные моменты как

свидетельства прогресса, развития личности, не­зависимости и свободы, сделает

свое черное дело.

Начиная с 80-х годов можно говорить о решительной политизации проблем брака и

семьи в США. Именно в это время впервые официально заговорили о необходимости

«защиты семьи». Просемейная направленность движения «новых правых»

расценивается американскими исследователями Дж. Панкрастен и Ш. Хаускнехт как

обобщение «нормативной реакции на отсутствие норм» [18, 146-147].

Определенные консервативные круги, предложившие программу «просемейной

политики» обвиняют в кризисе семьи правительство и экономические условия,

которые подорвали устои семьи.

Основная идея А. Карлсона о возвращении к традиционной семье и те аргументы,

которые он выдвигает в ее защиту, позволяют отнести его к числу

консерваторов. Он пишет, что суть глобального этического конфликта между

институтом семьи и государством заключается, во-первых, в ломке исторически

сложившегося разделения труда между мужчиной и женщиной и, во-вторых, в

абсолют­ной несостоятельности попыток правительства сохранить и укрепить

семью. Таким образом, защита семьи приравнивается автором к полному

невмешательству в ее сферу, к политике «laissez fairе» [21, 43].

Важно рассматривать брачно-семейные отношения в конкретно-историческом

контексте, «здесь и сейчас»,— говорит С. Келлер, предупреждая против

чрезмерной генерализации, сведения всех тенденций и процессов к исходной

точке зрения: семья — ячейка общества.

Изучение истории семьи и положения женщин в обществе как самостоятельное

направление утвердилось в американской и в целом в западной историографии,

прежде всего как реакция на кризисные проблемы, с которыми сталкивается

современная семья в капиталистическом обществе. В то же время имеются общие

гносеологические причины, диктуемые логикой самого процесса исторического

познания, которые обусловливают возрастающий интерес мировой историографии к

длительно игнорировавшемуся партикулярно-семейному способу существования

людей. Влияние семейно-личностных отношений на общественные процессы крайне

велико, но, к сожалению, часто недооценивается историками.

Изучение истории американской семьи имеет не очень богатую традицию, что

послужило определенным ограничением в возможности автора широко использовать

соответствующие источники и исторические труды. Последние иногда оказываются

просто недоступными для человека, проживающего за пределами США. Среди

доступных источников мы обнаруживаем предпочтение трудам Иллет о женщинах

XVIII века [2], опубликованным в середине XIX века. Иллет дает подробную и

интересную характеристику. В своих мемуарах автор описывает героизм и

патриотический настрой американских женщин во время революции. В мемуарах мы

также обнаруживаем описание образа жизни в колониальной Америке. Автор

повествует и о том, как женщина того времени вела домашнее хозяйство, и о

том, как она все активнее интересовалась политической и общественной жизнью.

Очевидно, что Иллет не пользовалась научными методами в написании своего

труда, более того ее фаталистская трактовка исторических событий вытекает из

веры автора в божественное предопределение женщин и крайней необходимости

участия женщин в общественной жизни. Иллет была членом квакерской общины, и

узкий дух этой секты, безусловно, отразился на ее суждении о событиях и людях

той эпохи. Причину активности американских женщин своего времени она видит в

их особенном религиозном характере.

В написании настоящей работы в качестве источника мы используем книгу

Джефферсона публицистического характера «О демократии» [1]. Джефферсон в

«Заметках о штате Виржиния», «Письме к Уиту» (1786), высказывал мысль, что

только образование народа может охранить и обеспечить демократию.

В исторических и публицистических сочинениях Т. Джефферсона обосновывались

идеи исторического прогресса с позиции естественного права и теории

договорного происхождения верховной власти, повлиявшие на формирование идеала

американской семьи и на процессы взаимоотношений семьи и других социальных

институтов.

Французский историк А. де Токвиль в своем труде «О демократии в Америке» [3]

создает «эгалитарный миф» об американском обществе на основе знакомства с

условиями жизни в Америке в тридцатые годы XIX века. Мы согласны с пониманием

Токвиля более свободных отношений в американской семье в сравнении с

европейской как исторически обусловленную специфику ее эволюции.

Д. Бурстин, представитель неоконсервативной исторической школы, выдвинувший

«теорию консенсуса», в своих трудах расширил проблематику конкретных

исторических событий и явлений. Книги Д. Бурстина дают широкую панораму

американской истории, ее демократической революции. Мы можем выделить в его

трехтомном исследовании оригинальный подход к анализу исторических событий,

при этом, однако не опирающийся на их хронологию, учет социально-

психологических факторов, богатый фактический материал. Все сказанное делает

труд Бурстина уникальным. Для нас особенной ценностью его работы представляет

описание событий, которую показывают потребность общества в формировании

новых социальных отношений, результаты промышленного переворота, которые

сказались в урбанизации и росте производства, процессе взаимодействия

американских общественных институтов.

Мы считаем несколько необоснованной идею Бурстина об исключительном пути

Америке в общем историческом контексте, что, конечно, не умаляет полноты

описанной автором картины изменений, произошедших в обществе на протяжении

описанного периода в условиях складывающихся капиталистических отношений.

«Веку после Гражданской войны, - замечает Бурстин, - суждено было стать

Революционной Эпохой – эпохой бесчисленных, едва заметных революций, которые

совершались не в залах законодательных собраний и не на полях сражений или

баррикадах, но в домах, на ферме и фабриках, в школах и магазинах, на земле

исходили слишком стремительно, потому что они затрагивали американцев

повсеместно и ежедневно.» [5 ,9]

Бурстин делает на наш взгляд две серьезные ошибки, представляя Америку как

общество, не знавшее классовых конфликтов и говоря о, безусловно,

прогрессивном характере американского капитализма как о «добродетельном».

При анализе социальных движений (процессов) теория «консенсуса» не оказалась

определяющей, а придала только специфический оттенок некоторым явлениям.

Активное изучение (в рамках прогрессистского историографического направления)

исторической проблематики, связанной с положением женщины в семье и обществе,

описание ее жизни, участия в политической и общественных сферах общества,

представляет книга Сары М. Эванс, основанная на большом фактическом

материале.

Эванс в написании своей работы исходит из убеждения, что в XVIII веке дом был

важнейшим символом общества, далее описывая как впоследствии семья и женщина

переживают сложный переходный период от доиндустриального к промышленному

образу жизни. Автор утверждает, что к началу XX века формируется «новый тип»

женщины индустриального общества в результате участия их в общественных

движениях и роста занятости женщин в общественном труде. Эванс связывает

нарастающее женское движение – появление благотворительных, трудовых,

правозащитных женских, поначалу еще неофициальных организаций – с процессами

демократизации общества в целом.

К началу ХХ века продолжается развиваться теория неолиберального

исторического направления. В своих исследованиях развития американской

культуры и общества В. Ч. Лангдон «Everyday things in American life» [25,

150-170] дает наиболее подробную историческую характеристику американского

образования и его специфику, оценивает систему государственного начального и

среднего образования как потребность страны в профессионально пригодных для

общества граждан.

О.В. Бертон в работе «In my Father’s house are many mansions: family, a

community in Edgefield, S.C.» [20,182-360] говорит о невозможности сохранения

старых общественных институтов без их трансформации, произошедшей в XIX веке.

Причину таких изменений он видит в особом национальном духе американского

общества, развивающегося без тяжелого груза прошлого, как в случае со

странами Европы.

М. Каммен в своем труде “ Spheres of Liberty: changing perceptions of liberty

in American culture.” [24, 17-52] уделяет большое внимание тому факту, что

дух свободолюбия и идея равных возможностей прослеживается у американцев с

момента возникновения колоний и является их исключительной чертой. Работа

Каммена проникнута духом американского прогрессизма, и субъективные

идеалистические установки автор, вторя своим вышеозначенным коллегам,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты