Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

ступеням к успеху. В Америке эта борьба была скорее горизонтальной, чем

вертикальной: все были равны, но каждый стремился получить больше равенства,

чем все остальные.

Одним из показателей успеха было то, что домашняя хозяйка должна иметь слуг,

которые бы все делали за нее; торжество сред­него класса можно наглядно

проиллюстрировать цифрами статис­тики занятости населения. На 16 мужчин и

женщин, населявших Америку, согласно переписи 1841 г., приходился один

человек домашней прислуги. Десять лет спустя, из трех миллионов женщин и

девушек от десятилетнего возраста и старше, зарабатывавших себе на жизнь,

одна из четырех рабо­тали служанками. К 1871 г. их число увеличилось до 1 204

477. На протяжении всего XIX века и до 1914г. работа домашней прислуги была

самой распространенной среди эмигранток и вторая по час­тоте в целом [16,

327].

Жена представителя среднего класса, освобожденная от хлопот по хозяйству,

должна была чем-то заполнять свое время. И она сама и ее муж были убеждены

(так же как и книги по этикету, буквально наводнявшие рынок в XIX столетии),

что она живет как благородная леди.

Мужчины среднего класса были привязаны к своей работе, и их жены и дочери

были предоставлены самим себе. Некоторые за­полняли время полезной работой,

но большинство женщин про­сто ходили целый день по магазинам или в гости к

соседкам посплетничать, а то и просто бездельничали или упражнялись в хороших

манерах.

Э. Дж. Грэйвс говорит о женщинах, которые «в своем честолюбивом стремлении

походить на благородных леди используют свои прекрасные ручки только для

того, чтобы играть кольцами, прикасаться к клавишам пианино или струнам

гитары» [23, 27-28].

Женщины несли ответствен­ность за воспитание своих детей, поддержание

домашнего очага и соблюдение морали; сердобольная мать должна была

воздей­ствовать на детей «мягко», используя новые педагогические ме­тоды

убеждения вместо принуждения. Устои викторианского до­ма, который держался на

женщине, вдохновляли буржуазных реформаторов и миссионеров (как мужчин, так и

женщин) на то, чтобы внедрять модель буржуазных семейных отношений в каж­дую

группу населения, живущую по другим законам.

2.2.3. Период после гражданской войны

Отношение к браку как «священному союзу» после гражданской войны стало

изменяться под воздействием целого ряда причин, среди которых – бурное

развитие права, демократизация общества, дух конкуренции и прагматизма,

порожденные новыми экономическими отношениями (капитализм).

Д. Бурстин отмечает, что после гражданской войны сформировались специфичные

для Америки условия, когда борьба за успех для честолюбивых молодых людей,

мечтающих о юридической карьере, зависела не столько от углубленного изучения

основополагающих юридических принципах, сколько от внимания к деталям, учета

новых нюансах факта и способности договариваться и устраивать дела [5, 82].

Первая реальная возможность выгодной с точки зрения конкуренции деятельности

в области юриспруденции была найдена Невадой в такой отрасли права, как

развод. Это была сфера издавна существовавших противоречий.

С завоеванием независимости было подтверждено право каждого штата по своему

усмотрению принимать закон о разводе. Дух времени, приверженность свободе и

ненависть к любой тирании, всколыхнувшие в некоторых частях страны движение

за ликвидацию рабства чернокожего населения, побудили дру­гих выступать

против домашней тирании и принести освобожде­ние тем (как сказано в одном

памфлете, написанном в 1788 году), «кто зачастую соединен вместе в наихудшем

из всех воз­можных союзов... освобождение несчастному мужу, находяще­муся под

башмаком у жены, или забитой, обижаемой, презираемой жене... Они не только

приговорены, как преступни­ки, к своему наказанию, но их наказание должно

длиться до са­мой смерти» [5, 89].

Между Революцией и Гражданской войной большинство штатов либерализовали свое

законодательство в области разво­да. Если брать ситуацию в целом, то новые

штаты, созданные в северо-западной части первоначальной территории США, были

либеральнее, тогда как штаты, расположенные вдоль побе­режья Атлантики,

отличались более жестким законодательст­вом, причем особенно жесткими были

законы в Нью-Йорке и Южной Каролине. Почти во всех штатах происходил процесс

упорядочивания и стандартизации бракоразводной процедуры. К 1867 году

тридцать три из имевшихся тогда тридцати семи штатов законодательно отменили

оформление развода через легислатуру штата. Это был важный шаг на пути к

демократиза­ции развода, поскольку ранее «частный акт» законодательного

органа штата был инструментом, при помощи которого состоя­тельные и

влиятельные граждане получали особые привилегии при разводе. Но оставалось

множество различных предписаний на сей счет, так как в рамках федеральной

системы брак и раз­вод оставались прерогативой штатов.

Именно федеральная система породила практику «миграци­онного» развода.

Состоящий в браке человек, который находил законы своего собственного штата

неудобными для себя, вре­менно переезжал в другой штат, чтобы получить развод

там. До Гражданской войны, неудачно женившиеся жители восточной части США

ехали освободиться от брачных оков на Запад: в Огайо, Индиану, Иллинойс. «Нас

затопила толпа обижаемых и обижающих, раздражительных, сладострастных,

экстравагант­ных, не подходящих друг другу мужей и жен, как раковину при

засоре затопляет грязная вода всего дома», — писала в 1858 году газета

«Индиана дейли джорнэл». Хорейс Грили с неодобрени­ем рассказывал о том, как

известный житель Нью-Йорка поехал в Индиану, получил развод к ужину «и в

течение вечера женился на своей новой возлюбленной, прибывшей туда специально

для этого и остановившейся в том же отеле. Вскоре они отправились домой, не

нуждаясь более в услугах штата Индиана; а по прибы­тии он представил свою

новую жену ее ошеломленной предше­ственнице, которой все это сообщил и

предложил собирать вещи и убираться восвояси, поскольку в этом доме места для

нее больше нет. И она ушла». В 1873 году легислатура Индианы вве­ла в

действие новый жесткий закон, покончивший с миграцион­ным бракоразводным

бизнесом штата. Но Чикаго все еще пользовался печальной известностью центра

разводов, а брако­разводный бизнес, как и другие виды предпринимательской

дея­тельности, вместе с населением стал передвигаться на Запад. Ходили

рассказы о том, как специально созванное собрание ру­докопов в Айдахо могло

услужить кому-нибудь из своих, торже­ственно расторгнув его брак [5, 90].

Среди благ, которыми соблазняли западные штаты, были расплывчатые

формулировки допустимых оснований для разво­дов. Некоторые штаты фактически

ввели в действие всеобъем­лющую формулировку, допускающую любую причину,

которую суд сочтет подходящей. Таким же важным фактором в конку­ренции в

области миграционного бракоразводного бизнеса были неопределенно

сформулированные, почти не существующие требования в отношении необходимости

проживания на терри­тории штата [13 ,90].

В течение двух десятиле­тий после 1850 года ежегодное число разводов на

тысячу жите­лей в Неваде было примерно в десять, а количество браков — в

двадцать раз больше, чем в среднем по стране. Уровень разво­дов в Неваде в

пять раз превышал соответствующий показатель любого из ее ближайших

конкурентов (Флориды, Оклахомы, Техаса, Аризоны, Айдахо, Вайоминга и Аляски);

браков же в Не­ваде заключалось в десять раз больше, чем у ближайшей ее

со­перницы Южной Каролины [13 ,90].

Викторианские нормы морали разрушались постепенно. Демократизация во всех

сферах общественной жизни, бурный рост городов и новых технологий приближали

семью к другим общественным институтам, менял и самосознание американских

домохозяек. Отныне женщина должна была стать символом статуса своего

преуспевающего супруга, как это делали деньги, дом, одежда и прочие

неодушевленные предметы. Разница лишь в том, что жена-символ должна была сама

заботиться о своем виде. Например, она обязана иметь приятную наружность,

уметь удалять следы загара (ведь смуглая кожа – верный признак тяжелого

труда), одевать соответственно положению супруга и т. д. [2 , 192] Буржуазная

идеология того времени всячески поддерживала представление об «истинной

леди», всячески сопротивлялось распространению идей тех американок, которые

призывали вести борьбу против женского угнетения и бесправия. Буржуазный

моралист О. Браунсон, печатавшийся в женских журналах того времени, уверял,

будто точно осведомлен о психическом складе истинной леди: женская

независимость – абсурдная вещь, - заявлял он, - лишь подчиненная женщина

может стать компаньоном, создателем уюта, ангелом-хранителем [31].

В городах новые грандиозные торговые центры пришли на смену старым маленьким

и патриархальным магазинам. Точно так же как огромные американские отели

заменили гостиницы Старого Света. С появлением больших магазинов и отелей у

жителей новых американских городов развивалось чувство собственного

достоинства и важности. Хождение в магазины и покупка товаров становились

привычным явлением – свидетельством зарождения новых общественных отношений в

новой Америке. Универсальные магазины и отели были своего рода символами веры

в будущее растущих сообществ.

С самого начала XIX века отели служили общественными информационными

центрами. В регистрационном журнале, в графе «примечание» предоставлялась

возможность вписать несколько строк, рекомендующих свой товар, либо высказать

взгляд на деловую жизнь страны. «Дж. Сквайерс с женой и двумя детьми, -

зарегистрировался постоялец отеля «Трентон-фолз» в Нью-Йорке. Следующий

постоялец подписался следующим образом: «Дж. Дуглас со слугой. Без жены и

детей – уж больно трудные времена» [7, 182-183].

С позволительной для туриста склонностью к преувеличе­нию Троллоп следующим

образом описывает гостиничный об­раз жизни американского среднего класса:

«Молодые семейные пары в Америке не страдают склонностью к веде­нию домашнего

хозяйства, имея самые различные к тому причины. Муж­чины здесь отнюдь не

скованы работой по найму, как у нас. Если какой-нибудь юный Бенедикт не сумел

пристроиться адвокатом в Сейле-ме, не исключено, что он вынырнет процветающим

сапожником в Фермо­пилах. Джефферсон Джонсон потерпел неудачу со своей

лесопилкой в Элеутерии, но, прослышав о вакансии баптистского проповедника в

Биг-Мад-Крике, в течение недели сорвался с места с женой и тремя детьми.

Эминадаб Уиггз устраивается клерком в контору пароходной компании на реке

Понгоуонга с твердым убеждением, что через полгода будет уже за­рабатывать

себе на хлеб совсем в другом месте. При такой жизни даже большой гардероб в

обузу, а мебельный гарнитур, — что стадо слонов. К тому же молодые мужчины и

женщины вступают в брак, не имея за душой никаких накоплений для начала

совместной жизни. Они довольствуются своими надеждами и уверены, что средства

придут. В легкомыслии их здесь никоим образом не упрекнешь — так живет вся

страна, а в ней, если человек чего-то стоит, работа обязательно найдет его

сама» [7, 189].

Начинали размываться принятые в Старом Свете перего­родки, отделявшие

«общественное» от «личного». Интимное эмоционально нагруженное британское

слово «дом» в Амери­ке стало возможно заменить словом «жилище». Приватность

уступала место публичности. Американцы вошли в новую сферу бытия, не имевшую

четко очерченных рамок, друже­любный коммунальный мир, который, строго

говоря, не был ни публичным, ни приватным: мир, где все звали друг друга по

имени, мир открытых дверей, крылечек и газонов, а также, ра­зумеется, баров,

ресторанов и вестибюлей отелей.

В этой новой атмосфере утрачивала многое из былой ин­тимности семейная

жизнь. Случайные знакомые вскоре уже воспринимались, чуть ли не как «члены

семьи». Классическим местом для формирования новой и зыбкой американской

дей­ствительности, стирающей грани прежних различий, служил отель [7 ,188].

В то время как отель становился символом быстротечности жизни в динамичной

Америке, южане гордились своим им­мунитетом к «гиблой совместной жизни в

отелях и их меб­лированным комнатам». Отель годился для людей типа «перекати-

поле», которых Старый Юг (к счастью своему, как там считали) почти не знал.

Там, где люди оседали, каждый гражданин превращался в землевладельца с

развитым «чувст­вом дома». В постоянстве домашнего очага коренилось и

чув­ство уважения к незыблемости общественных установок страны.

Но если «американская система» как образ жизни для не­поседливого

предприимчивого населения новоявленных горо­дов не была лишена недостатков,

то и достоинствами она обладала немалыми. Ослабляя семейные узы, она в то же

вре­мя сокрушала кастовые барьеры. И если приглушались интим­ность и

индивидуальность, то стимулировалось чувство локтя. В Америке, пожалуй,

складывался новый тип уз, связующих людей, новая семья. [7 , 192]

Во второй половине XIX века в американское общество стало внедряться

страхование жизни. Страхование в области коммерции стало очень прибыльным

делом.

Когда существовали местные общины, друзья и соседи, гото­вые прийти на помощь

в несчастье, были всегда рядом. Церковь старалась заботиться о вдовах и

сиротах. Соседи, собравшие деньги на строительство коровника, не отказывались

от сбора средств и на строительство нового, если старый сгорел. Но

ос­лабление связей в общинах и рост числа жителей в них способст­вовали

расширению потребностей и запросов. Те люди, которые не могли полностью

положиться на своих соседей, и те, чьи род­ственники уехали в отдаленные

районы страны, вынуждены были искать для себя иную опору. Страхование в

определенном смыс­ле заменило им связь с семьей, соседями, членами общины.

Кро­ме того, оно решало проблему гарантии безопасности учреждением единого

материального фонда, из которого чело­век при необходимости мог

позаимствовать средства. Точно так же, как строительство водопровода в

городах, подобное предоставление людям возможности заимствовать средства из

единого крупного фонда способствовало разъединению, обособлению людей.

Страхова­ние было личным делом каждого. Человек, имеющий хорошую страховку,

гораздо меньше нуждался в поддержке родственников и получал с нее пособие

независимо от их согласия, даже не ставя их в извест­ность.

По своей природе страхование — новый вид потребитель­ского сообщества — было

широкомасштабным институтом де­мократической направленности.

Женщины в растущих го­родских средних классах были в лучшем положении, в

котором, однако, имели место сходные проблемы, как-то: работа вне до­ма,

юношеская самостоятельность, материнское содружество. Внешне городской

средний класс был предан, прежде всего, идее утверждения стиля жизни, в

котором главным были дом и мате­ринство.

Итак, сложились условия для более полного, чем когда бы то ни было,

воплощения индивидуалистской идеологии.

Рождаемость резко упала с 6—8 детей в среднем в 1800 го­ду до 4—5,75 спустя

столетие. Появление в городах булочных, прачечных, готовой одежды и консервов

сократило объем тра­диционно домашней работы. Появление новых домашних

удобств, таких, как водопровод, кухонные плиты, сократило физические усилия,

необходимые для приготовле­ния пищи или стирки. [18 ,146]

Благодаря этим переменам гораздо больше времени и внимания женщины смогли

уделять духовному и фи­зическому воспитанию детей.

Строившиеся дома все более отражали викторианскую приверженность уединенности

(отдельная спальня для каждого ре­бенка и тщательное разделение семейного

пространства в гос­тиных, где можно принимать людей). «Профессионализация»

женской сферы предусматривала отдельные комнаты соответст­венно для различных

видов деятельности: шитья, музыки, завтра­ка, обеда и сна. Предполагалось,

что в таких домах большая часть работы должна выполняться прислугой, чья

комната была скрыта «черной» лестницей и прямо сообщалась с кухней.

Уп­равлять хозяйством в таком доме было непросто; появились женские журналы,

такие, как: «Уименз хоум компаньон» (1873), «Уименз хоум джорнэл» (1878),

«Ледиз хоум джорнэл» (1883)" и «Гуд хаускипинг» (1875). В них содержались

советы известного лидера женского движения Катарин Бичер современным женам.

[18 ,147] Журналы также предлагали рекламу товаров для дома, которые были

призваны приблизить домашнее хозяйство и искусство его ведения к

совершенству, а заодно содействовать росту потребления соответствующей

про­дукции. Семья, в известном смысле, превращалась в коллектив потребителей.

Характерной чертой американского общества в 1890-е годы стало преобладание

промышленных городов над традиционными маленькими общинами. Женщины и мужчины

одинаково труди­лись на больших и шумных фабриках, принадлежавших огром­ным

корпорациям с вертикальной структурой управления. Но­вый класс стремился

контролировать предложение и спрос на сырье, готовую продукцию, рабочую силу;

рационализировать производственный процесс, дробя его на мельчайшие

компонен­ты, с применением нового оборудования и технологий. Жены и дочери

преуспевающих менеджеров жили в пригородах, куда можно было доехать на

трамвае, вдали от огромных убогих и нездоровых районов, которые заселялись

прибывавшими иммиг­рантами. Жены фермеров на Юге и на Западе видели, как их

мужья стремительно погрузились в избирательную политику — сферу, из которой

сами женщины были исключены, — в надеж­де выбраться из долговой кабалы, после

того как банки и желез­ные дороги разрушили их кооперативы.

В этот период урбанизации, индустриализации и многочис­ленных конфликтов

возникло два новых социальных типа жен­щин: «новая женщина» среднего класса и

«девушка-работни­ца», — представительницы каждого из которых обладали такой

мерой индивидуальности и самостоятельности, что напугали мно­гих своих

современниц. Их взаимодействие вдохновило появле­ние новой «домашней

политики» и расцвет добровольных жен­ских ассоциаций, что привнесло в средний

класс некоторые ас­пекты материнского содружества. Тем не менее,

индивидуаль­ность новой женщины и девушки-работницы наметила сдвиг от

викторианской культуры общего домашнего очага в сторону са­мостоятельности,

развлечения и потребления [18 , 153].

Создание к концу XIX века общества неограниченного потребления и общества

новых производственных технологий изменило ведение домашнего хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты