Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

Они зарабатывали лишь половину, а то и меньше того, что пла­тили мужчинам в

аналогичной сфере деятельности. Обычно жен­щины работали, пока были одиноки.

После замужества они ос­тавляли работу и редко когда к ней возвращались.

Многие, тем не менее, предпочитали замужеству активную социальную

дея­тельность и общение в своем кругу. Несмотря на то, что их

про­фессиональные возможности были ограниченны, впервые для незамужних женщин

среднего класса экономическая независи­мость стала реальностью в связи с

ростом системы профессионального образования.

К концу XIX века то множество университетов и колледжей, которое имела

Америка, и та скорость, с которой они разрастались, были беспрецедентными. В

США было 563 высших учебных заведения. К 1910 году их число составило около

тысячи. Американские университеты стремились быть общедоступными, популярными

и демократичными. Университеты и колледжи были местами обучения, где знания

предметов и умение приложить их к делу, передавались тем, кому они

потребуются в профессиональной деятельности.

Новый тип высшего образования появился в результате це­лого ряда

обстоятельств, характерных для Америки. Достаточно любопытным является тот

факт, что этому способствовало на­личие на Американском континенте пустующих

земель, кото­рые совершенно неожиданно превратились в основное средство для

строительства и жизнеобеспечения новых учебных заведе­ний. Так, благодаря

тому, что федеральное правительство вла­дело землями, которые были достоянием

всего американского народа, стало возможным создание «земельных колледжей»,

или «колледжей с земельным наделом». Хотя эти колледжи бы­ли лишь одним из

типов американских высших учебных заведе­ний, они, безусловно, отражали новые

веяния. Закономерным было также то, что идее нового высшего образования

суждено было прийти не из великих восточных городов, над которыми витала тень

Старого Света, а с Запада [5 ,610].

В конце девятнадцатого века наметилась перестройка детских образовательных

учреждений. То, что дети стали привлекать большее внимание к общественности,

имело свою причину: снижение рождаемости в 1870-е годы. Дети стали составлять

меньшинство населения США, сделав эту часть граждан более заметной. Дети как

социальная группа, требовали к себе пристального внимания не только

государства, но и самой семьи. Основателем движения по изучению детских

проблем в США стал Г. Стэнли Холл.

В 1883 году Холл был назначен на пост профессора психологии в новом

университете Джонса Гопкинса. Он решает превратить университет в ведущий

центр по изучению новой науки – психологии – и выявлению возможностей ее

использования в педагогике. Его исследования повлияли на деятельность

американских образовательных учреждений и на основу американской морали.

Термины «закон» и «правила морали» были заменены «нормами поведения». Усилия

Холла по демократизации морали, открывали новые возможности для развития

человека. За несколько десятков лет Холл и его последователи совершили в

американском образовании революцию. В центре внимания педагогической науки

были уже не преподаваемые предметы и учитель, а ребенок. То есть в центре

внимания должен быть ребенок, его нужды и желания. Но для того, чтобы эта

революция могла стать возможной, психологам необходимо было выяснить, о чем

думает ребенок, что он чувствует, каковы его желания. В своем новаторском

исследовании «Мысли детей» (1883 год) он открыл, что с ростом городов, дети,

поступавшие в школу, имели совсем иные знания, во многом более ограниченные,

чем бабушки и дедушки, выросшие на ферме. Холл предложил не только новый

предмет исследования, но новую методологию - анкетирование. По мнению Холла,

детская ложь не была обычным пороком, а являлась ложной формой поведения и

заслуживала не наказания, а понимания. У детей ложь была неотъемлемой частью

игры. Он подготовил родителей и детей к новому подходу в оценке непослушания

детей.

Он считал, что надо поощрять в ребенке стремление высказаться о своих

истинных чувствах, какими бы они ни были, и сделать это он должен на своем

собственном языке детского сленга, богатого оригинальными идиомами. Ребенок

должен «жить в звучащем мире». Ему надо разрешать постоять за себя, когда на

него напа­дают, так как это естественная реакция человека. Иными слова­ми,

действия ребенка не следует ограничивать жесткими оковами взрослой морали

[33].

В конце девятнадцатого века в перестройке системы государственного

образования, частных школ и учреждений высшего образования наблюдается

ориентация на профпригодность и демократизацию, как в смысле доступности

образования, так и в смысле методов обучения и организации учебного процесса.

Дух прагматизма, конкуренции девятнадцатого века делает получение образования

престижным и выгодным на пути к успеху и процветанию в капиталистическом

обществе в равной степени, как для юношей, так и для девушек.

В то же время большое внимание, как в семье, так и в обучении уделяется

развитию индивидуальных способностей ребенка. Все больше образовательная

функция семьи и функция передачи культурного наследия переходит к

государственным образовательным учреждениям и другим частным заведениям.

2.4. Политическая роль семьи

2.4.1. Послереволюционный период

Первая половина XIX века. Эпоха Единения

Революция придала новый политический смысл домашней жизни, подняв роль

женщины до определенного статуса в новом по­литическом порядке. Общественная

жизнь была формальным сосредоточием «свободы», ареной, на которой одержимость

и мастерство могли получить признание. Не имея доступа к этой сфере,

значительно расширившейся в XIX веке, женщины создали новую форму

об­щественной жизни. По-разному и в разной степени практически все группы

женщин - средний класс, иммигранты, представи­тельницы трудового класса и

черного населения — посредством добровольных ассоциаций выражали свои

интересы и организо­вывали общественную деятельность. Благодаря этому нашли

свое общественное выражение частные перспективы и ценно­сти, часто вопреки

сопротивлению мужской элиты. Благодаря этому сохранились и приобрели

политическую силу такие вытес­нявшиеся из господствовавшей политической

культуры нравст­венные ценности, как сострадание и справедливость.

С первых дней, когда американские женщины играли роль помощников по ведению

домашнего хозяйства, до борьбы за республику в эпоху революционных

преобразований, полити­ки феминистских реформ XIX века и борьбы за

определение места женщины в общественной жизни и равенство полов на

современном этапе они постоянно оспаривали и пытались зано­во определить

границы общественной и личной жизни. Амери­канские женщины пытались привлечь

внимание, прежде всего к проблемам, тесно связанным с домашней жизнью, —

таким, как здравоохранение, образование и благотворительность. Они втор­глись

в сферу общественного труда, работая вне стен дома в качестве наемных

работников.

На основе политического опыта женщин в эпоху Революции возникли новые

представления об их политических способностях. Теперь власти не могли уже

удержать женщин от участия в социальной жизни. С начала XIX века добровольные

организации, мужские и женские, составляют один из основных аспектов

американской жизни.

В мае 1834 года небольшая группа женщин собралась в Третьей пресвитерианской

церкви Нью-Йорка с тем, чтобы создать национальную женскую организацию против

проституции, двойной морали и других проявлений безнравственности. В течение

десяти лет было образовано более 400 филиалов американского женского общества

реформы морали [18, 82].

Движение за трезвость против невоздержанного употребления алкоголя также

являло собой попытку установить контроль над поведением мужчин. Но самым

политизированным из всех реформаторских течений стал аболиционизм – движение

протеста против рабовладения, который возник в начале тридцатых годов на

основе идей и методов евангелизма.

В 1833 году в Филадельфии было организовано женское общество борьбы против

рабства. Члены общества действовали в союзе с мужчинами-аболиционистами с

требо­ванием немедленно и бескомпромиссно положить конец рабству в округе

Колумбия, который подчинялся Конгрессу, филадель­фийское общество при

посредничестве уже существующих женских организаций способствовало созданию

целого ряда женских ассоциаций, выдвигавших ту же программу. В конце 1836

года в Нью-Йорке состоялся национальный съезд женщин-аболиционисток, который

продемонстрировал весь размах женского движения за отмену рабства.

Посредством составления петиций тысячи женщин реализовывали свои

поли­тические права. В процессе этой деятельности они изучили по­литический

механизм и методы ведения политических дебатов. В хранилищах Национального

архива и сегодня можно найти сотни тысяч женских подписей, собранных с 1834

по 1943 год, что является живым свидетельством деятельности женщин,

со­образной их убеждениям [12 ,18].

Участие в реформаторских движениях развило в женщинах чувство сестринской

солидарности и выкристаллизовало общую цель. Оно помогло им в приобретении

важных навыков полити­ческой деятельности, таких, как составление уставов,

выборы правления, организация собраний, сбор денежных средств, при­ем новых

членов, голосование, планирование и координация раз­личного рода кампаний.

Лидеры движения считали, что женские школы и реформаторские организации не

более чем расширили круг традиционных обязанностей женщин по отношению к

де­тям и соблюдению морали. Однако надо признать, что новой практикой

воспитания детей и общественным определением мо­рали женщины видоизменили

само отношение к традиции, фактически же женщины буржуазного сословия

привнесли в понятия «общественная» и «частная» жизнь новый смысл. По мере

того как сферы деятельности мужчин и женщин все силь­нее отдалялись друг от

друга, отношения между полами стано­вились более сложными. Участием в

ассоциациях женщины стремились наполнить новым содержанием семейную жизнь и

взять на себя еще и социальную роль: проводить определенную политическую

линию в семье, исходя из своей нравственной миссии и используя свое влияние.

Деятельность женских ассо­циаций смыкалась с подобной же деятельностью

мужских сою­зов (речь идет опять-таки о представителях среднего сословия).

В связи с тем, что между занятиями мужчин и женщин обо­значилась резкая

разница, а активность женщин подрывала по­пулярную идею добропорядочной

семьи, в 1830 году вспыхнули новые дискуссии по «женскому вопросу». В этот

момент проблема социальной роли женщины стояла особенно остро еще и по­тому,

что подверглась переосмыслению социальная роль муж­чин. Например, юридические

нововведения, касающиеся прав собственности замужних женщин, размыли

традиционные пат­риархальные прерогативы — новые законы диктовались рыночной

экономикой, где господствовали мужчины.

Денежный оборот и поток конкурирующих друг с другом товаров по-новому

стратифицировали общество, подорвав ста­рые методы заключения сделок на

основе личных контактов. Кредиты и займы, как и новые юридические нормы,

вытеснив из общего права феодальные принципы, стали плотью и кровью

экономики. Тот факт, что замуж­ние женщины, согласно общему праву, не могли

владеть или распоряжаться собственностью, порождал целый ряд проблем. А то,

что это было нарушением широко пропагандируемых основных прав человека (прав

на жизнь, свободу и собственность по определению Джона Локка), не принималось

во вни­мание: ведь большинство мужчин были твердо убеждены, что женщина

должна принадлежать семье и подчиняться мужу. Тем не менее, когда являлся

долговой инспектор, он мог кон­фисковать имущество не только мужа, но и жены,

и семья оставалась нищей. Вдовы все чаще оказывались без средств к

существованию и вынуждены были жить на общественные пожертвования — их

бедственное положение стало еще одной причиной для пересмотра

законодательства.

Однако в 30-е годы XIX века первые законодательные акты, касавшиеся имущества

замужних женщин, предоставили им право распоряжаться собственностью, которая

была их девичь­им приданым, а также всеми деньгами и вещами,

приобретенны­ми ими впоследствии. Несмотря на то, что изначально эти акты не

были направлены на преодоление несправедливости, они под­хлестнули горячие

дебаты по женской проблеме и в глазах не­которых частично уравняли женщин в

гражданских правах с мужчинами [12 , 15].

Несмотря на то, что в евангелистской реформации главенствующую роль играли

женщины буржуазного сословия, лавина ассоциаций, образованных в тридцатые

годы, снесла межклассовые барьеры, женщины из высших слоев общества создавали

благотворительные организации и общество реформы, морали. Их сестры из среды

нарождающегося рабочего класса – трудовые объединения.

Промышленная революция повлекла за собой преобразования, совершенно по-

разному трансформировавшие жизнь женщины в зависимости от географических и

классовых признаков.

Требование социального равноправия женщин пошатнуло ус­тои семейной морали и

поставило под сомнение разграничение между мужской и женской сферами

деятельности. Женщины, поднявшие этот вопрос, ставили во главу угла

политический ас­пект семейного долга, однако им тут же был оказан отпор со

стороны тех женщин, чье самосознание и самовосприятие оста­вались сугубо

индивидуалистическими. Один из парадоксов со­стоял в том, что в следующем

поколении женщин одновременно сосуществовали и развивались два движения:

борьба за избира­тельное право, цель которой сводилась к тому, чтобы уравнять

женщин и мужчин в гражданских правах и обязанностях; и дви­жение,

предписывающее женщинам выполнение семейного дол­га в широком политическом

смысле. Первое исходило из подо­бия, второе — из различий.

В 1848 году в Нью-Йорке на повестку дня встал вопрос о праве справедливости

(юридическом равноправии) для женщин, притом, что многие отказывались его

поддерживать. В апреле в результате почти десятилетнего обсуждения

законодательные власти штата Нью-Йорк приняли закон, предоставлявший

за­мужним женщинам исключительное право распоряжаться иму­ществом, которым

они владели до замужества или приобрели, находясь в браке. В феврале сорок

четыре женщины из Дженесио и округов Вайоминга (вероятно, в эту группу

входили и ква­керы, участвовавшие в ежегодных дженесийских встречах)

на­правили законодательным властям резкую петицию, «В нашей Декларации

независимости сказано, что правительство осущест­вляет справедливое правление

с согласия граждан, — говори­лось в петиции. — Согласия женщин никто не

спрашивал, в пра­вительстве они не только не представлены, но и не признаны,

поэтому совершенно очевидно, что справедливость по отноше­нию к ним

нарушена». Они потребовали от властей «отмены всех законов, согласно которым

замужние женщины не несут за свои действия большей ответственности, чем дети,

умственно непол­ноценные или душевнобольные люди». [18,102]

Утверждая граждан­ские права женщин в обществе, они бросили открытый вызов

викторианской семейной доктрине, в центре которой стояло разделение сфер

деятельности.

Политизация семейного долга, послужившая в начале 30-х го­дов мощным

импульсом для женской добровольной деятельности социального характера, в 50-е

годы трансформировалась в поня­тие семьи как тихой гавани и взаимного

почитания супругов (хотя кое-где еще слышались отголоски социальной

активности жен­щин). Иными словами, виды деятельности, зародившиеся в

добро­вольных ассоциациях, институционализировались к 50-м годам. Зачастую

это означало, что бразды правления оказывались в ру­ках мужчин, в то время

как женщины играли роль исполнитель­ниц. Историк, изучавший жизнь свободных

женщин 50-х годов в Питерсберге, штат Виржиния, обнаружил симптоматичные тому

свидетельства: замужних женщин называли в газетах по имени мужа (г-жа Джон

Смит), не их собственными именами (Элизабет Смит). Наряду со структурными

изменениями такие, казалось бы, пустяки были своего рода данью уважения

мужчинам, восстано­вившим при непротивлении женщин прежнюю иерархию полов.

Домашний очаг и возможности женского влияния позволяли мно­гого добиться,

если женщина действовала исподволь, не нарушая обета послушания мужу. Однако

«маховик» уже был запущен и продолжал набирать обороты, открывая перед

женщинами новые и новые пути.

В то время как одни женщины замкнулись в скорлупе своего домашнего мирка, а

другие стремились распространить семейные идеалы за пределы своего класса,

аболиционистки – последовательницы Гаррисона, начав с женского вопроса в

пятидесятые годы, создали полнокровное феминистское движение. Аболиционисты-

радикалы разработали методы организации, систему избра­ния делегатов на

конференции и язык самих конференций, ко­торые проводились ежегодно вплоть до

начала Гражданской войны. Подход к действительности, унаследованный

женщина­ми от радикального крыла квакеров Хиксайта, позволил им во

всеуслышание заявить о своих религиозных убеждениях и оспа­ривать приоритет

мужчин в церковной иерархии. Считая себя пророками, кучка новоявленных

лидеров, опираясь на свой ор­ганизаторский опыт, разработала аналитическую

программу на несколько десятилетий вперед.

Суть предвоенного движения за права женщин, у которого было множество ярых

врагов, состояла в требовании полноправного участия в социальной и

политической жизни, а также отме­ны традиционного разделения сфер

деятельности.

В 50-е годы вся их деятельность была сосредоточена на изменении законов,

ка­сающихся права собственности замужних женщин, кроме того, они стремились

использовать свой богатый опыт в составлении петиций и организации публичных

выступлений. Элизабет Кэди Стэнтон всецело посвятила себя этому новому

движению. Она нашла соратницу в лице Сьюзен Б. Энтони, бывшей учительни­цы,

активно боровшейся за трезвость, которая вместе со Стэн­тон с 1853 года,

оставив свою прежнюю деятельность, сосре­доточила все свои усилия на движении

за права женщин. В 1854 году Стэнтон, Энтони и Эрнестин Роуз направили

властям Нью-Йорка петиции с требованием предоставить женщинам из­бирательное

право, а также право распоряжаться собственно­стью в браке — под петициями

было собрано десять тысяч под­писей. Инициатором этой акции была Энтони;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты