Диплом: Эволюция семейных ценностей американской семьи 19 века

переносит на анализ исторических процессов.

М. Лернер в своей работе [11] анализирует специфику эволюции американской

семьи в сравнении с эволюцией семьи в других странах. Он рассматривает ее как

действующий механизм в обществе и выдвигает тезис о том, что, как и

американское общество, семья заново создает свою структуру. Результат такого

преобразования автор считает революционным.

Описанные выше работы американских прогрессистов представляются нам

интересными во многом благодаря лишь богатому фактическому материалу,

использованному авторами, и необходимому нам для объективного исследования

американской семьи XIX века, не ориентированного на определенную идеологию.

В отечественной американистике несколько исследований было посвящено

проблемам эмигрантских семей в США XIX века. Общий итог этих работ, пожалуй,

сводится к выводу, что при сохранении некоторой этнокультурной специфики,

развитие этих семей, в конечном итоге, подчинялось общеамериканским

стандартам.

И.М. Супоницкая в исследовании «Особенности социально-экономического развития

США конца XIX века» [16] анализирует развитие социальной и экономической

структуры США того времени.

Ш.А. Богина приходит к выводу, что к концу XIX столетия был широко

распространен детский труд, являющий основным источником доходов для

иммигрантских семей [14].

Однако в отличие от отечественной американистики и «социальной критики»

американских исследователей, фокус нашего внимания располагается лишь на

американскую семью, относящуюся к среднему слою.

Мы убеждены, что к рассмотрению этого сложного исторического вопроса должны

быть привлечены такие относительно новые науки, такие как историческая

демография, историческая социология, историческая публицистика; необходим

учет всех социально-психологического факторов, оказавших на него свое

влияние.

Школа новой социальной истории завоевала популярность исследованиями

отдельных семей, общин и маленьких городов. При анализе экономического роста

эта наука главное внимание уделяет не размерам производства на душу

населения, а изменениям в образе жизни, организации семьи и, в некоторых

случаях, социальном положении.

Историческая социология исследует не только внешний слой общества, но и

главную подводную часть айсберга (семью), которая ранее находилась вне сферы

внимания историков.

В разработке указанной проблематики наиболее последовательными работами

являются такие книги, как «Американские семьи в их разнообразии» – учебное

пособие, написанное М.В. Зинн и Д. Айценом (университеты штата Мичиган и

Колорадо). Основная его цель, как отмечают авторы в предисловии, -

демифологизация семьи и рассмотрения разнообразия ее форм. С позиции

структуралистского подхода, критический анализ обстоятельств и детерминант,

формирующих семью США, этот труд отражает наиболее современные концепции и

идеи американских историков, демографов и социологов, его отличает

основательная источниковедческая база, подробная и логически выдержанное

изложение материала [29, 146-147].

«Вопросы семьи: размышление об американском социальном кризисе» А. Карлсона,

представителя консервативных кругов, носит несколько иной характер. Его книга

содержит свою интерпретацию наиболее существенных тенденций развития

института семьи в Америке. Карлсон, однако, преувеличивает масштаб

исторических кризисных явлений, охвативших американскую семью [21].

О.Г. Кирьянова в своей работе «Американская женщина вчера и сегодня» [12]

раскрывает реальное положение американок, формы и методы целенаправленного

воздействия буржуазной идеологии на женщин в США. Достоинством этой книги для

нас представляется тщательное исследование этого вопроса на основе

публицистики соответствующей эпохи (такой, например, как многочисленные

статьи в женских журналах США XIX века). Автор акцентирует правовую проблему

женщин, уделяя внимание развивавшимся формам женского протеста против любого

рода дискриминации.

Работа Э. Черилна, статья Попеное раскрывают остроту семейных проблем и

чрезвычайную политизированность тематики для нашего времени. Давая

историческую оценку развития семьи, он выдвигает, по сути, консервативный

тезис об утрате семьей своего былого могущества, влияния, потерю многих

прежних функций. По его мнению, в кризисном состоянии находится специфическая

функция семьи по рождению детей и приближающаяся депопуляция. Мы полагаем,

что его структурно-функциональный анализ ошибочен. В то же время

феминистическая критика функционализма семьи не решает проблем современной

семьи.

В теоретико-методологическом плане новому направлению в зарубежной

историографии не удалось выработать какого-то цельного концептуального

подхода, нельзя не признать, что американские историки выработали ряд

конкретных подходов и методик, которые заметно расширили рамки и обогатили

возможности изучения проблем семейно-личностных отношений в истории. Изучение

характеристик поколений и взаимоотношений между ними на уровне семьи и общин,

размеров и структуры домохозяйств, стадий в развитии семьи («семейного

цикла»), «жизненного пути» граждан, статуса женщин в бытовой и

производственной сферах позволило поднять на новый уровень знание о прошлом

США, хотя вновь полученные конкретные сведения не всег­да удавалось

интегрировать в общеисторические трактовки общественных процессов.

Семья – первичная ячейка общества, от состояния этой сферы во многом зависит

его развитие. Известный американский социолог Д. Янкевич утверждает, что

почти все глобальные изменения в американской жизни, так или иначе,

проистекают из процессов, происходящих внутри семьи [???].

Автор данной дипломной работы ставит перед собой цель – рассмотреть, какие

процессы, протекающие в американском обществе в XIX веке, привели к переменам

в массовом сознании и по-новому поставили проблемы семьи и брака. В

соответствии с этим, ставятся следующие задачи: определить роль семьи в

социальной структуре американского общества, рассмотреть традиции и ценности

американской семьи, проанализировать процесс эволюции семейных ценностей и

его последствия для развития института семьи в США; проследить состояние и

основные проблемы в семьи как социального института.

При написании данной дипломной работы автор придерживался общелогических

правил, которыми следует руководствоваться при любой форме познания. Были

использованы следующие приемы: анализ и синтез, дедукция, индукция,

абстрагирование, идеализация, аналогия.

Дипломная работа построена на принципах историзма, объективности, причинности

и рациональности. Автор использовал следующие методы: Сравнительно-

исторический, диалектический, метод классификации и типологизации.

Глава I

АМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ В КОЛОНИАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ США

1.1. Период начала XVII- середины XVIII веков

Европейцы начали прибывать на восточное побережье Северной Америки в

семнадцатом веке. Многие прибывали в Америку со своими семьями. Пуритане,

гугеноты, паломники, квакеры и моравские братья, составлявшие жесткий костяк

новой политики, прибыли в Америку с целью создать общество, в котором они бы

не были больше угнетаемым меньшинством, но стали бы большинством, обладающим

полной властью. Теперь погоду делала их точка зрения на мораль и, когда со

временем, двадцать тысяч пуритан объединились в колонии, они уже обладали

достаточной силой, чтобы навязать эту мораль другим.

Американская экономика развивалась традиционным для колонии путем. Метрополия

сбывала в них свои промышленные изделия, получая от этого изрядный доход. Что

же касается колоний, то их удел заключался в поставке сырья, служившего

материалом для британской промышленности. На протяжении всего

предреволюционного периода основным видом занятий колонистов являлось

сельское хозяйство. Американская экономика, конечно, не была чисто

сельскохозяйственной. Быстро развивалось ремесло и промышленность. Англия уже

прочно вступила на путь капитализма, а в Америке метрополия предприняла

попытки насадить и закрепить старый порядок – феодализм. Переселившиеся в

Америку лорды-собственники эксплуатировали труд белых сервентов и черных

невольников. Но наряду с лордами-собственниками на берегах Нового Света

обосновались также свободные фермеры и ремесленники – люди с небольшим или

средним состоянием.

О.В. Бертон утверждает, что было бы ошибкой представлять жизнь в колониях,

как уменьшенную копию английской социальной жизни того времени. Америка не

имела столицы, фешенебельных курортов, городов, где бы жизнь лилась

нескончаемым, бурным потоком увеселений, и даже городов с уютным сельским

очарованием, как в Англии. Америка была настолько провинциальной, что даже не

имела титулованной аристократии. [20 ,185]

На протяжении всего колониального периода между губернаторами и

законодательными ассамблеями шла борьба, отражавшая обострение обстановки,

связанная с ростом политического самосознания американцев. С середины

восемнадцатого века в развитии общественной мысли колонии происходят

серьезные перемены, которые были прямым следствием роста среднего сословия и

формирования национальной буржуазии.

Говоря о состоянии американских колоний к началу освободительного движения,

необходимо подчеркнуть, что, в общем, американская семья имела четко

выраженный облик, причем ее фундаментом служила европейская и, прежде всего

английская семья. В этом нет ничего удивительного, ибо большинство колонистов

были выходцами из Англии.

Тип семьи в США, получивший распространение в колониальный период,

основывался на так называемой “семейной экономике”, имел нуклеарную

структуру, то есть состоял из двух поколений – супругов и их детей. Семья,

помимо экономических функций и функций воспроизводства, исполняла роль

социального регулятора. Поскольку с раннего возраста детский труд

использовался в домашнем хозяйстве, воспитание детей отличалось строгостью и

аскетизмом. Известный этнолог М. Мид подчеркивала социальную гибкость

нуклеарной семьи, особенно важную для условий иммиграции (и внутренних

миграций), в которых всегда жила Америка [13 ,350]

Но, как особенно убедительно показали новейшие работы, немалое значение имели

родственные связи, выходившие за пределы отношения «родители-дети», которые

составляют сущность нуклеарной семьи [21 ,5]. Такие родственные связи,

игравшие значительную экономическую и психологическую роль, были наиболее

развиты и строились на основе этнических традиций.

Женщины составляли органичный элемент массового переселения в Северную

Америку, начавшегося в XVII веке. Теперь, когда прошло время первопроходцев и

искателей наживы (а это были главным образом мужчины) и переселенцы

направлялись сюда уже с тем, чтобы прочно обосноваться, многие женщины

покидали родину. Они, как, впрочем, и мужчины, имели различное происхождение

и были движимы самыми разными побуждениями. Часто с надеждой, а иной раз и от

отчаяния английские пуритане и квакеры, ирландские католики, голландские

фермеры и шотландские пресвитериане устремлялись в Америку, дабы обрести

свободу вероисповедания и нажить состояние. Воспитание, полученное женщинами

в Старом Свете, повлияло на формирование отношения к жизни, их чаяний и

надежд. Как мы уже заметили, Иллет довольно идеалистически трактует отношения

между американскими мужчинами и женщинами. Она пишет: «В Америке, при

возрастающем наплыве поселенцев, число женщин гораздо меньше, чем мужчин; в

то время, при неверности и опасности путешествия, на которые отважились очень

немногие женщины Старого Света, эта разница в числе, была еще значительней.

Отношения между мужчинами и женщинами установились по известному

экономическому закону: чего менее, тем более дорожат. Приобрести жену удалось

немногим счастливцам, а при уединенном образе жизни первых поселенцев.

женитьба тем более была необходимостью. Для дома нужна была работница. Каждая

женщина имела множество обожателей ее. Мужчине, заподозренному в грубом

деспотизме, несравненно труднее найти себе жену.» [2 , 5]

О.В. Бертон указывает, что социальный статус жительниц колоний был

максимально приближен к статусу англичанок, в том смысле, что они были

уважаемы, свободны, находились в безопасности, но в полном невежестве[20

,186].

Оторванность семей переселенцев от своих корней наложило свой отпечаток на

характер внутрисемейных отношений, который был менее авторитарен и гораздо

меньше был связан с клановыми понятиями.

На этой бескрайней земле жизнь женщин определялась такими факторами, как

демографический дисбаланс — мужчин было много больше, чем женщин; высокая

рождаемость и столь же высокая смертность; социальное устройство, при котором

границ между семьей и общиной, между частной и социальной жизнью практически

не существовало. И все же, по причине широкого распространения пуританской

морали, культурная традиция предписывала женщинам определенные задачи и

отводила им роль подчинения мужчине.

Уже в первых североамериканских колониях сложились прочные стереотипные

представления о роли мужчин и женщин. Иммигранты из Европы безоговорочно

верили в превосходство мужского пола, даже протестанты, боровшиеся против

приоритета мужчин в лоне католической церкви и утверждавшие, что все души

равны перед богом, повторяли: в семье женщине надлежит слушаться мужа. Джон

Кэльвин писал: «Пусть женщина удовольствуется своей зависимостью и не

заблуждается на свой счет – природа обделила ее по сравнению с более сильным

полом» [18, 29].

А посему послушание жены было сродни богобоязненности мужа и являлось

метафорой, за которой скрывалась вся иерархия социальных отношений,

обусловленная политическим уст­ройством общества.

Женщину закрепощала не только религия, но и право. Со­гласно английским законам,

муж выступал в роли «опекуна» своей жены. Получая статус fете соvert

(замужняя женщина – иск. фр.), женщина лишалась какой бы то ни было

юридической самостоятельности. Она не обладала правом собственности и не могла

подписывать контракты, ей запрещалось даже зарабатывать деньги. Социальное

положе­ние жены определялось социальным положением мужа. Только fете sо1е —

одиноким женщинам старше двадцати одного года и вдовам — принадлежало законное

право распоряжаться иму­ществом и заключать сделки. Вдовы, продолжавшие дело

своих покойных мужей, были наделены особо значительными юридическими

полномочиями. [21, 30]

В XVII – первой половине XVIII века Новый Свет был жесток и полон опасностей.

Здесь женщине было предоставлено право выбора жениха и обзаведение

собственным хозяйством, но в реальности ее уделом становилось социальная

изоляция и частые похороны близких. Каждый четвертый ребенок умирал в

возрасте до одного года, а половина детей не доживали до совершеннолетия.

Многие женщины оставались вдовами, так как по статистике, только каждый

третий брак имел продолжительность до десяти лет. Жены часто переживали своих

мужей - с двумя-тремя детьми на руках [22, 36].

В Новую Англию из центральных колоний переселялись, как правило, целые семьи.

Повседневный ритм работы женщины-колонистки поможет нам представить себе ту

среду, в которой она выполняла стоявшие перед ней задачи. Вообразите большую

комнату — двадцать на пятнадцать футов, — где основное место занимал глубокий

камин в семь футов шириной. Вдоль стен — одна или две крова­ти, стол, иногда

стул и несколько комодов. В первые годы коло­низации весь дом состоял из

одной такой комнаты. Со временем надстраивался чердак, куда надо было

забираться по лестнице, — он служил спальней или кладовой; иногда добавлялась

вторая комната с камином, присоединенным к единственному дымоходу. На задах

пристраивались сенцы, служившие дополни­тельной кладовой, сарайчики для

стирки белья и хранения молока, курятники и помещения, где варили сидр или

пиво. Но центром семейной жизни по-прежнему оставалась большая комната, иначе

говоря, «зала». Целостность этого пространства отражала единство семьи в

ведении хозяйства, однако у представителей каждого пола были свои, четко

определенные обязанности. Эллет в своих мемуарах приводит слова одного члена

наблюдательного комитета Христофора Маршала, в которых он описывает занятия

жены: «исполнение ее обязанностей, во всех мельчайших подробностях, заняло бы

большую часть моего времени, потому что она с раннего утра до поздней ночи

постоянно занята работами в семействе, которое за эти четыре месяца очень

увеличилось; к тому же, сверх этого увеличения, наш дом – совершенная

гостиница, полная приходящих и уходящих, из которой редко кто уйдет с пустым

желудком и сухими губами. Это требует ее постоянного присутствия не только

для угощения, но и для приготовлений на кухне, печенья хлеба и пирогов и пр.

и накрывания на стол. Ее дело – содержание дома в чистоте, попечение об

огороде, резка и сушка яблок, которых запасены полные четверики; прибавьте к

этому приготовление, без помощи каких-либо снарядов, сидра, который

составляет постоянное питье семейства, ее присмотр за стиркой белья и

глаженье ее нарядных платьев и моих тонких рубашек, чем она постоянно

занимается сама; прибавьте к этому приготовление двадцати больших сыров и это

от одной коровы, молочное хозяйство, не считая уж шитья, вязанья и пр. и пр.

Таким образом, она исправно ведет хозяйство и не ест хлеб в праздности; да

она простирает руку свою и подает помощь нуждающимся друзьям и соседям. Я

полагаю, что ей с тех пор, как мы поселились здесь, пришлось быть не более

четырех раз в гостях – у соседей.» [2, 21]

Иллет отмечала, что «в то время школы были плохи вообще, а особенно школ для

девушек было так мало, что там, где их не допускали в общие школы, они не

имели никакой возможности получить образование.» [2, 23]

Мало кто из женщин в колониях получал образование, однако в Новой Англии было

заведено отдавать молодых девушек в другие семьи в качестве подмастерий или

прислуги, где их были должны обучать чтению и вести хозяйство. Эти девочки,

начиная с шестилетнего возраста, получали навыки домоводства и первые уроки

чтения от своих матерей. Что касается их братьев, они гораздо лучше владели

грамотой. Кроме того, их отдавали в обучении различным ремеслам. Женщины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты